«Актуальные вопросы образования детей с ОВЗ в условиях учреждения для детей-сирот»
статья на тему
В материале описывается опыт создания специальных условий образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Важно разработать современные единые подходы к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса, что позволит обеспечить его непрерывность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обучение детей с ОВЗ | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Куйбышевского района «Чумаковская школа-интернат
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
с ограниченными возможностями здоровья»
«Актуальные вопросы образования детей с ОВЗ в условиях учреждения для детей-сирот»
Направление 2. Инновационная практика управления общеобразовательной организацией.
Тема 9. Создание условий для повышения доступности образования особым категориям обучающихся (слабоуспевающие обучающиеся, дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды и др.).
Автор: Богданова Лариса Викторовна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Чумаково
2017г.
Аннотация
В конкурсном материале описывается опыт создания специальных условий образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Важно разработать современные единые подходы к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса, что позволит обеспечить его непрерывность.
Постановка проблемы
Приоритетным направлением работы школы-интерната, в соответствии с национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы, является семейное жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В школе-интернате разработана программа перспективного развития, одним из направлений которой является создание условий для медико-психолого-социально-педагогического сотрудничества с замещающими семьями и организация работы по устройству воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в замещающие семьи. Наблюдается положительная динамика устройства детей с ОВЗ в кровные или замещающие семьи. Если с 2009 по 2013 год в семьи граждан было передано 25 воспитанников школы-интерната, то с 2014 года по настоящий момент семью обрели более 90 детей-сирот. Но, возникла проблема достижения плановой наполняемости учреждения.
Этапы решения проблемы
1. Предоставление ранней специальной помощи средствами образования через организацию дошкольного обучения. Имеется лицензия на дошкольное образование. В школе-интернате функционируют группы компенсирующей направленности, реализуется адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования. Это две дошкольные группы для детей с умственной отсталостью и детей с нарушениями речи. Первая группа круглосуточного пребывания, наполняемость от 5 до 8 детей. На сегодняшний день обучаются и воспитываются дети с умеренной умственной отсталостью, тяжелыми нарушениями речи, синдромом Дауна, нарушениями опорно-двигательного аппарата и др. Вторая группа – дневного пребывания для детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Группа функционирует в соответствии с Положением о реабилитации детей с ОВЗ, разработанным школой-интернатом.
С воспитанниками младшей дошкольной группы индивидуальные занятия проводят: воспитатель, психолог, дефектолог, логопед, инструктор ЛФК. В сентябре 2015года при поддержке БФ «Солнечный город» в школе была открыта «Лекотека». Организация Лекотеки позволяет получить своевременную помощь в раннем выявлении проблем развития ребенка, определить индивидуальный путь коррекции нарушений; позволяет помочь педагогам научиться взаимодействовать с ребенком так, чтобы активизировать его развитие.
В школе функционирует сенсорная комната, где все специально так устроено, чтобы можно было в спокойной атмосфере стимулировать ребенка разными приятными и интересными вещами, которых в других местах нет.
2. Обучение и воспитание детей с различными формами умственной отсталости, тяжелыми и множественными нарушениями развития. Образовательный процесс осуществляется по двум вариантам адаптированной основной общеобразовательной программы: вариант 1 АООП (для детей с легкой умственной отсталостью), вариант 2 (для детей с умеренной умственной отсталостью и ТМНР). В школе созданы необходимые условия реализации ФГОС для детей с нарушением интеллекта. Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной степени, а также обучающийся с тяжелыми и множественными нарушениями развития получает образование в соответствии со специальной индивидуальной программой развития (СИПР), учитывающей его специфические образовательные потребности. В школу принимаются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
3. Реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в семьях опекунов (попечителей). Осуществляется на основании Положения муниципального казённого общеобразовательного учреждения Куйбышевского района «Чумаковская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» о реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в семьях опекунов (попечителей). Реабилитационная деятельность проводится в целях профилактики возврата детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в семьях опекунов (попечителей), в учреждения общественного воспитания. А так же, в целях компенсации дефекта у детей дошкольного возраста. Продолжительность пребывания детей на реабилитации – от 1 до 4 месяцев. Основные направления: психологическая реабилитация, педагогическая реабилитация, коррекционно-реабилитационные мероприятия, медицинская реабилитация (консультации врачей, массаж, галотерапия, фитотерапия, ароматерапия, ЛФК, электрофорез, ампипульс и др.).
4. Реализация адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с задержкой психического развития с 2017-2018 учебного года. Педагоги школы-интерната прошли дополнительное обучение и курсовую переподготовку по проблеме реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ООО. Заключены договора со специалистами общеобразовательных учреждений, реализующих данные стандарты, в целях обмена кадровым потенциалом.
Результаты работы
Создание и обеспечение равных возможностей получения качественного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья вне зависимости от социального статуса, степени выраженности дефекта, психофизиологических и других особенностей.
Направления развития
1. Диагностическое направление.
2. Работа школьного ПМПк, сотрудничество с ТПМПК.
3. Коррекционно-развивающее направление.
4. Реабилитационное направление.
5. Организация психологической помощи.
6. Организация медицинского сопровождения образовательного процесса.
Прогнозируемые результаты
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся МКОУ Чумаковской школы-интерната АООП является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая исследовательская деятельность педагога учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Данный документ включает психодиагностическое исследование учащихся, личностные особенности и особенностей поведения в различных ситуациях, исследования системы ценностей подростков. Результаты и...
Технология работы с детьми дезадаптивного поведения в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В статье отмечены основные направления работы с детьми девиантного поведения, являющимися воспитанниками детского дома, среди которых необходимо отметить индивидуальную и профилактическую работу, орга...
Просветительская образовательная программа по профилактике асоциальных явлений в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Твоя жизнь в твоих руках»
Данная программа предназначена для профилактики асоциальных явлений в детской и подростковой среде, а также сопутствующих «факторов риска»: употребления ПАВ, противоправного поведения, нар...
Проект " Коррекционно - развивающая работа с сиблингами в услових государственного казенного общеобразовательного учреждения для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , "Преображение"
Проект демонстрирует систему работы по формированию и укреплению родственных связей воспитанников -сиблингов , с учетом психофизических и возрастных особенностей в условиях организации для детей-сирот...
Коррекционно-реабилитационная работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью возврата детей в кровные семьи из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Возвращение ребенка из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью - это целостный процесс поэтапной деятельности специалистов Отдела содействия семье и дет...
Готовимся к школе в условиях учреждения для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей.
Открытое занятие по психологической подготовке детей к обучению в школе. "Путешествие с цветиком - семицветиком"....