Ярмарка педагогических идей на тему «Как сделать классное руководство делом интересным и содержательным»
статья по истории (8 класс)

Субботина Надежда Васильевна

Творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека…

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_mo_klassnyh_rukovoditeley_2021.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ярмарка педагогических идей на тему

 «Как сделать классное руководство делом интересным и содержательным»

Декабрь 2021г.  Классный руководитель Субботина Надежда Васильевна

… Творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека…

Л.С. Выготский

     Классный час – одна из основных форм внеклассной воспитательной работы. Каким ему быть, решают учитель и ученики. Тогда классный час превращается в час общения, доверительный разговор близких людей, когда каждая встреча становится долгожданной.

     В настоящее время классный час – это не обязательная форма внеклассной воспитательной работы. Но может ли заинтересованный в судьбах своих воспитанников классный руководитель отказаться от возможности поразмышлять с ними над важнейшими нравственными проблемами, помочь детям в поисках истины, в познании своего «Я»?

     Проведение классного часа должно быть потребностью, органично вплетаться в систему воспитательной деятельности класса и школы.

     Классный час – это форма воспитательной работы, при которой обучающиеся принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.

     В создании системы воспитательной деятельности важная роль принадлежит всем педагогам. Они выстраивают взаимодействие с учениками на уроках и во внеурочное время, ориентируясь на задачи формирования духовно-нравственных качеств личности.

Одной из самых современных методик считается личностно ориентированный подход. Важной составляющей личностно ориентированного подхода в воспитании является классный час. Классный час – это форма воспитательной работы и имеет огромный педагогический потенциал. Классные часы являются основным компонентом в работе классного руководителя. На классных часах важно обеспечить целенаправленное деловое общение педагога с обучающимися, создать здоровую нравственную атмосферу.

     Так как же лучше и эффективнее проводить классные часы? Сегодня мы попробуем в этом разобраться.

     У классного часа есть очевидные преимущества перед другими формами внеклассной работы:

 общение с обучающимися в рамках классного часа дает возможность общаться одновременно со всеми обучающимися класса, слышать их мнение, наблюдать за реакцией на обсуждаемые вопросы;

 результативность классного часа состоит и в том, что он может влиять как на мнение большинства обучающихся, так и на мнение одного или группы обучающихся, так как для подростков мнение сверстников зачастую бывает важнее мнения взрослого;

 классный руководитель с помощью классного часа может создать определенные условия и спрогнозировать результативность воспитательной работы.

     Замечено, что воспитательный эффект классного часа выше, когда он проводится регулярно, в специально отведенное время.

     У каждого классного руководителя есть свои «секреты» успешности классного часа, однако немаловажную роль играет подготовительный этап.

Подготовка классного часа может строиться по следующему плану:

 определение темы разговора с обучающимися;

 формулировка целей и задач классного часа;

 подбор необходимого материала и оборудования;

 создание инициативной группы обучающихся, распределение поручений между обучающимися (если это предусмотрено сценарием);

 определение целесообразности участия в классном часе других педагогов, родителей, специалистов по обсуждаемой теме, старшеклассников.

Цели и задачи классного часа:

- Формировать знания по вопросам политической, экономической и социальной жизни, о самом себе, о близких, о реальной, «живой» жизни за окном школы;

- Формировать гражданскую позицию, нравственно-эстетических качеств личности;

- Научить понимать своих товарищей, пробудить желание помогать им решать проблемы, общаться, сотрудничать, взаимодействовать с ними;

- Создание условий становления и проявления субъективности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей;

- Формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений личности ребенка;

- Усвоение детьми знаний, умений и навыков познавательной и практико-созидательной деятельности;

- Формирование классного коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности школьников.

Выделяют следующие воспитательные функции классного часа:

  • просветительскую,
  • ориентирующую,
  • направляющую,
  • формирующую.

     Смысл просветительской функции состоит в том, что классный час позволяет расширить у обучающихся круг знаний, которые не отражены в учебных программах. Какие это знания? Это сведения о событиях в стране и за ее пределами, интересных людях и проблемах. Словом, обо всем, что волнует ребят, заставляет их задуматься и переживать, можно вести разговор на классном часе.

     Ориентирующая функция классного часа заключается в формировании у обучающихся определенных отношений к объектам окружающего мира и выработке у них системы ценностей.

     Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в практический опыт обучающихся.

     Формирующая функция заключается в формировании у школьников потребности в самооценке, выработке умений вести диалог, договариваться, аргументировано отстаивать свое мнение. Правильно организованная деятельность формирует отношения между детьми в коллективе, положительное и действенное общественное мнение.

     Каждый классный час неповторим и не всегда целесообразно придерживаться определенной структуры. Все зависит от конкретного содержания и формы проведения классного часа.

     Однако традиционная структура классного часа включает вступительную часть, основную и заключение. Такая структура позволяет проследить логику проведения классного часа:

  • постановка проблемы во вступлении,
  • обсуждение в основной части,
  • принятие решения в заключении.

     Назначение вступительной части: активизировать внимание учеников, мотивация, целеполагание.

     Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа: предоставление необходимой информации, мультимедиа.

     Во время заключительной части важно стимулировать потребность обучающихся в самовоспитании, их желание внести изменения в работу группы, подведение итогов, рефлексия, анонс следующего занятия.

     Классный час – это совместное творчество взрослого и детей. Для того чтобы обучающиеся ждали каждой новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении классного часа, но и в определении тем. Обсудите с ребятами круг интересующих их вопросов, «соберите корзину проблем» и с учетом пожеланий учащихся сформулируйте тематику классных часов.

     Очень важно создать комфортный микроклимат в классе, такой психологический настрой, чтобы у обучающихся было желание высказать свое мнение, они не боялись ошибиться или быть непонятыми.

     Классный руководитель может предложить ребятам выработать правила общения на классном часе:

  1. Любое мнение заслуживает внимания.
  2. Признаем право каждого на любой вопрос.
  3. С уважением относимся друг к другу.
  4. У каждого есть право быть выслушанным и понятым. Пока один говорит, все его слушают.
  5. О своем желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.

     Формы классного часа могут быть самыми различными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возрастных отличий детей, профессионализма педагога и т.д.

Наиболее распространены следующие формы проведения тематических классных часов:

1) беседа на определенную тему (ученики рассуждают на заданную тему, что учит их формировать и высказывать свое мнение);

2) дискуссия, диспут, дебаты, (класс делится на группы, представители которых высказываются в защиту противоположных позиций по данному вопросу; такая форма помогает вовлечь учащихся в обсуждение различных проблем, учит выслушивать и понимать мнение других, отстаивать свою точку зрения);

3) совещательные группы (класс делится на небольшие группы, каждая из которых в течение короткого отрезка времени обсуждает данную тему или проблему, затем представитель группы сообщает выводы, сделанные его командой; подобная форма проведения классного часа способствует общению внутри группы, развитию мышления у детей, умению работать в команде, делать самостоятельные открытия при изучении материала);

4) ролевая игра (коротко проигрывается проблемная ситуация, после чего ученики имеют возможность ее обсудить, проанализировать и сделать выводы; такая форма помогает лучше понять проблему, прочувствовав ее через обыгрывание той или иной роли);

5) тематическая лекция (раскрываются важные для школьников темы, такие как курение, наркомания, безопасность, здоровье и т. п.; кроме того, лекции могут быть познавательными — о культуре, традициях, биографиях и т. д.);

6) лекционный форум (обсуждение темы после прочитанной лекции — оживляет саму лекцию, стимулирует учащихся проявлять интерес к подаваемой информации);

7) классное собрание (распределяются обязанности между учениками, даются различные поручения, выслушиваются отчеты о выполнении данных поручений);

8) час общения (такая форма предполагает рассмотрение тем, интересующих учеников, решение возникших в классе проблем посредством их обсуждения; учит школьников быть откровенными друг с другом и преподавателем, не бояться и уметь разрешать конфликтные ситуации);

9) вопросы и ответы (преподаватель и ученики имеют возможность задать друг другу любые интересующие их вопросы, что способствует развитию отношений между ними, открытости и помогает решать возникающие проблемы);

10) экскурсия (позволяет полезно организовать досуг учащихся);

11) игры-путешествия (развивают воображение учеников, помогают в игровой форме расширить их кругозор);

12) тренинги (обучают школьников правильному поведению в тех или иных ситуациях, закрепляя это на практике через проигрывание определенных сценариев);

13) конференции (учат школьников серьезно относиться к определенным вопросам, самостоятельно работать с информационным материалом, подготавливать тему, выступать перед аудиторией);

14) симпозиум, форум симпозиума (нескольким ребятам предлагается материал для выступления по различным аспектам разбираемой темы, после симпозиума можно провести неформальное обсуждение темы всей группой);

15) семинар (класс работает над исследованием темы под руководством эксперта);

16) комиссия, форум комиссии (несколько ребят, хорошо подготовленных по заданной теме, участвуют в свободном обсуждении этой темы перед всем классом, возможны дискуссии, после чего следует обсуждение услышанной информации всеми учениками);

17) мастер-классы (ученики делятся на группы по интересам под руководством нескольких экспертов, в группах обсуждаются конкретные темы; такие группы можно организовать для прослушивания различных выступлений, просмотра демонстраций, обсуждения разных аспектов одной темы, работы, практики и оценки);

18) рабочие группы (все ученики класса делятся на группы, перед которыми ставятся определенные задачи, которые они должны выполнить; такие группы способствуют сотрудничеству школьников и общению друг с другом);

19) театральные постановки (развивают творческий потенциал учащихся, способствуют их культурному воспитанию);

20) игры, подобные телевизионным шоу, таким как «КВН», «Брейн-ринг», «Кто хочет стать миллионером?», «Звездный час» и т. п. (в интересной для учащихся форме преподносится познавательный материал, участие в командах вырабатывает умение сплачиваться).

Во время классных часов очень важно уметь создать комфортный микроклимат в классе, иначе ученики будут чувствовать себя неуютно, зажато, нерешительно. Им будет трудно решиться высказывать свое мнение из-за боязни быть неуслышанными, неправильно понятыми, не принятыми другими.

     В заключении хочется добавить, что каждый педагог является в принципе вполне творческой натурой. Без бурной фантазии в нашей системе образования очень тяжело добиться высоких результатов. Но ещё больше фантазии нам требуется в классном руководстве. Как удержать внимание школьников на шестом или даже после шестого урока? Какими средствами заставить их вприпрыжку бежать в классную аудиторию, а не торопиться домой или на улицу? Оказывается, дверца к успеху открывается очень просто.

     Да и что может быть лучше восторженных глаз девчонок и мальчишек вашего класса, когда они весёлой гурьбой окружают вас в школьном коридоре.

Свое выступление хочу закончить так:

    Ребенок - горящий факел! Это, то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя - поддерживать огонь в каждом ребенке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий методического мероприятия для учителей "Выставка- ярмарка педагогических идей"

Цель методического мероприятия - распространение педагогического опыта учителей  школы....

Мастер-класс на тему: «Ярмарка педагогических идей и логопедических технологий» на РМО педагогов-психологов и учителей логопедов

Мастер-класс на тему:«Ярмарка педагогических идей и логопедических технологий»на РМО педагогов-психологов и учителей логопедов...

Выступление на семинаре "Ярмарка педагогических идей" по теме "Упражнения на формирование социального опыта"

В данном выступлении приведены примеры командных игр и упражений, классных часов....

Выступление на ШМО классных руководителей. Ярмарка педагогических идей на тему: «Как сделать классное дело интересным и содержательным?» В формате дистанционного обучения

В презентации представлен список воспитательных мероприятий, проведенных за время дистанционного обучения.Этапы проведения. Обратная связь с обучающимися. Создание видео ролика для семейного просмотра...

«Как сделать классное дело интересным и содержательным в формате дистанционного обучения» в классе

В связи со сложившейся в мире и нашей стране эпидемиологической обстановкой и введением карантина, многие ранее намеченные и начатые проекты пришлось адаптировать под условия дистанционного обучения....