Выступление на семинаре "Ярмарка педагогических идей" по теме "Упражнения на формирование социального опыта"
учебно-методический материал на тему
В данном выступлении приведены примеры командных игр и упражений, классных часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yarmarka_ped.idey_.docx | 20.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение
Среднего профессионального образования ХМАО-ЮГРЫ
Колледж – интернат
«Центр искусств для одаренных детей севера»
Методическое сообщение для психолого-педагогического семинара «Ярмарка педагогических идей».
Тема «Упражнения на формирование социального опыта»
Составитель: А.А.Мелентьева
г.Ханты – Мансийск
2015 год
Развитие личности происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений, под воздействием средств массовой информации и живого, непосредственного общения ребенка с окружающими людьми.
Если в детстве особый опыт социальных отношений приобретают в игре, то в отрочестве школой социальных отношений является общение.
Основное содержание общения – это поиск взаимопонимания, взаимодействия. Подросток учится осмысливать свои реакции на предлагаемые ситуации, отстаивать право на самостоятельный выбор возможного поведения, учится подавлять свои импульсивные действия, а главное взаимодействовать друг с другом.
Развитию этих умений очень хорошо способствуют различные командные игры и упражнения.
Назову некоторые из них, которые я использую на своих классных часах, и которые способствуют созданию благоприятного психологического климата в коллективе.
- «Письмо себе любимому»
- «Мусорное ведро» (дети опускают записки с перечисленными чертами характера, которые мешают хорошему общению с другими людьми);
- «Внутренний луч» (для снятия внутренних «зажимов», напряжения под релаксирующую музыку);
- «Талисман» (талисман с положительной энергией передается по кругу – необходимо сказать пожелания классу);
- Упражнение – заклинание.
«Пусть нам завтра повезет,
Неудача прочь уйдет».
Классный час «Дружба, как завоевать друзей».
В качестве разминки перед занятием – упражнение «Имя и любимое число» и игра «Приветствие на пальцах» (хаотично передвигаясь по комнате и встречаясь с кем-то, стараются вспомнить его любимое число и приветствовать, выбросив число на пальцах).
- Игра «Меняются местами те, кто…
- одет в одежду теплых тонов;
- у кого хорошее настроение;
- у кого голубые глаза и т.п.»
- «Разыгрывание этюдов»:
- «Птица в клетке»
- «Садовник и цветок» (забота и восхищение)
- «Ветер и лодка»
Какую позицию напоминает?
Имели ли вы возможность плыть против ветра?
- «Гвоздь и молоток» (давление и подчинение)
- «Качели» (как характеризуются отношения?)
- Игра «Симпатия» (раздаются листочки с именами и фамилиями детей, кружком обвести того, кому симпатизируешь);
- Упражнение «Корзина дружеских качеств» (положить в нарисованную корзину главные качества личности, которые необходимы для дружеских взаимоотношений);
- «Конверт откровений» (из конверта достается «Мой портрет в лучах солнца». Дети должны угадать, чей это портрет).
Классный час «Взаимопонимание. На чем оно основано».
- «О чем говорят глаза?»
- «Улови настроение группы»
- «Сопереживания»
- Проигрывание различных ситуаций:
- делится радостью по случаю приезда долгожданного родственника;
- огорчением болезнью бабушки;
- «Войди в положение другого человека» (проиграть сцену учителя с учеником по поводу ухудшения его успеваемости и дисциплины).
Классный час «Познавая себя, познаешь других».
- Упражнение «Человек - оркестр» (кто-то дирижер. Остальные представляют себя в виде какого-то инструмента. Дирижер пытается определить, где какой инструмент и объединить их в подгруппы – духовые, ударные, струнные, клавишные);
- Игра «Паровоз» (паровоз становится первым, за ним «вагоны» (каждый со своей характеристикой). По условному сигналу все начинают двигаться, изображая характер своего вагона);
- Упражнение «Полянка» (дети должны представить себя на поляне в лесу, в виде любого объекта, в течении трех минуть под музыку). Каждый старается назвать, какие объекты он видел на поляне, кем был он сам, рассказать о своих ощущениях, чувствах, которые появились у него на поляне);
- Упражнение «Капельки дождя» (групповой рисунок на тему «Капелька – малая часть дождика». Рисуют под музыку);
- Упражнение «Колодец» (опустить в колодец пожелание классу. Предложить каждому участнику на прощанье «зачерпнуть» капельку волшебной воды в виде одного из пожеланий).
Классный час «Психологический КВН».
- Игра «Заколдованные маги» (в течение одной минуты одна команда изображает заколдованных людей – погрузиться в себя, застыть, но не прятать глаза, не моргать, а вторая команда должна расколдовать соперников, не дотрагиваясь и не кричать им в ухо);
- Упражнения на командную согласованность:
- В каждой команде должны встать столько человек, сколько я назову. У какой команды лучший результат – фиксируют свою победу аплодисментами.
- Выкинуть руку, показать на кого-то в группе. Где будет большее число рук, показывающих на одного?
- Поднять руку, сжатую в кулак. Надо выкинуть какое-то количество пальцев. Где большее число людей, выкинувших одинаковое количество пальцев.
- Игра «Большая путаница» (Одна команда встает в центре в круг, взявшись за руки. Команда соперников их окружает, но встает к ним спиной, чтобы не подглядывать, как играющая команда будет запутываться. По сигналу, играющая команда начинает «запутываться», подлезая друг другу под руки, или перешагивая через руки, не отпуская их. Время на путаницу одна минута. За сколько минут команда соперников распутают играющую команду. «Запутавшаяся» команда должна выполнить все просьбы и команды тех, кто пытается их распутать).
Все эти командные игры и различные упражнения позволяют лучше познать себя и других, учат взаимодействовать друг с другом, то есть приобретать социальный опыт.
Список использованной литературы:
- А.Дедушко «Психологический выбор. Нравственные аспекты», издательство «Учитель», Волгоград 2011г.
- Н.Г. Колодезиева «Классные часы, 9 класс», издательство «Учитель», Волгоград 2007г.
- Н.Козлов «Лучшие психологические игры и упражнения», издательство АВД ЛТД, 1997г.
- О.Н.Судакова «Развитие культуры общения в подростковой среде», издательство «Учитель», Волгоград 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Деятельность воспитателя, способствующая формированию социального опыта воспитанников».
Моя коррекционно – воспитательная работа строится на основе новой стратегии отношения к детям – инвалидам, суть которой заключается в том, что любой ребенок, глубоко умственно отсталый или...
Сотрудничество с родителями дошкольников по формированию социального опыта обучающихся: инновационный опыт учреждения.
Необходимо изменить существующую практику работы с родителями, при которой каждой семье навязывалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи, её традиций, опыта. Игнорирование необходимос...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И СПОСОБЫ ОБОГАЩЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ.
В статье раскрываются педагогические условия и способы осмысления музыкальных произведений, которые наиболее благоприятствуют обогащению социального опыта учащихся при общении с музыкой в общеобразова...
Почему технология социального проектирования способствует формированию социального опыта обучающихся
В статье рассматриваются возможности технологии социального проектирования в процессе активного воспроизводства системы социальных связей учащимися за счет активной деятельности и активного включения ...
Формирование социального опыта учащихся на основе духовно-нравственного воспитания
Цели,задачи,практическая часть....
Выступление на заседании МО учителей гуманитарного цикла «Формирование социальной компетентности подростков в процессе внеурочной воспитательной работы»
внеурочной деятельности сейчас уделяется особое значение...
Фотодизайн как средство формирования социального опыта детей в семье
Начиная с 90-х годов, России характеризовалась сложной политической атмосферой в стране. Кризис и дефицит поглотил все население. Была затронута и самая маленькая ячейка общества – семья. Многие семей...