Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»
методическая разработка (история, 5 класс) по теме
Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.
Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегреческой религии, характерных чертах древнегреческого пантеона богов; способствовать развитию умения устанавливать связь между конкретными историческими условиями жизнедеятельности людей и особенностями их сознания.
Форма урока: урок изучения нового материала.
Оборудование урока: учебник, конспект урока, таблица "Боги Древней Греции", презентация урока, проектор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nikitina.zip | 541.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»
Никитина Е.В. – учитель истории
Учебник: История Древнего мира. 5 класс Колпаков С. В.
Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.
Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегреческой религии, характерных чертах древнегреческого пантеона богов; способствовать развитию умения устанавливать связь между конкретными историческими условиями жизнедеятельности людей и особенностями их сознания.
Форма урока: урок изучения нового материала.
Оборудование урока: учебник, конспект урока, таблица "Боги Древней Греции", презентация урока, проектор.
Проверка домашнего задания.
Вопросы и задания: (слайд № 2)
- «Первейший среди афинян»
- Что вы знаете о Перикле?
- Какую должность в Афинах он занимал?
- В каком году Перикл был впервые избран на эту должность?
- Народное собрание в Афинах.
- Опишите народное собрание в Афинах.
- Как часто оно собиралось?
- Почему греки называли управление в Афинах демократией?
- Докажите, что власть в Афинах принадлежала демосу.
Изучение нового материала. (слайд № 3)
План.
- Храмы, молитвы, жертвы.
- Отражение в религии греков природы и их занятий.
- Отражение в религии греков общественных отношений.
Храмы, молитвы, жертвы.
Вспомните, что такое «миф»? (слайд № 4)
«Миф» в переводе с греческого означает «рассказ», «предание». Мифы объясняли мир, они, являлись своеобразными духовными наставниками, учили и воспитывали.
Миф – это предание и повествование о божествах и обладающих сверхчеловеческой силой героях, в котором в конкретной форме выразились верования и представления древних народов.
Подобно другим народам древности, греки верили во многих богов. (слайд № 5)
Для богов греки строили жилища – храмы.
В храме обычно находилась статуя бога, которому был посвящен храм. Войдя внутрь, грек протягивал руки к статуе и молился: он произносил похвалу богу, потом свою просьбу, потом обещание благодарности за исполнение этой просьбы. (слайд № 6)
Перед храмами, а часто и отдельно на площадях, на перекрестках дорог стояли жертвенники. Это были прямоугольные глыбы, чаще всего каменные. На жертвеннике разводился священный огонь. Затем подводили жертвенное животное – быка, овцу, козу или свинью, оглушали ударом дубины и закалывали.
С туши сдирали кожу, вырубали спинную часть, обкладывали жиром и внутренностями, и сжигали на жертвеннике. Жирный дым восходил к небу: боги могли лакомиться жертвой. Несколько кусков мяса доставалось жрецам, остальное съедалось на пиру. Люди ели мясо и чувствовали, что вкушают пищу вместе с богами.
Отражение в религии греков природы и их занятий. (слайд № 7)
В тетрадях нужно начертить таблицу, которую необходимо заполнить в ходе урока.
Боги Древней Греции.
Имена богов | Чему покровительствовали |
Зевс | Бог неба, царь богов и людей |
Посейдон | Бог морей |
Аид | Бог царства мёртвых |
Деметра | Богиня плодородия |
Гермес | Вестник богов, покровитель дорог и путников |
Аполлон | Бог солнечного света, покровитель искусств |
Артемида | Богиня природы и покровительница охоты |
Афродита | Богиня красоты и любви |
Арес | Бог войны |
Афина | Богиня мудрости, покровительница ремесла и городской жизни |
Гефест | Бог огня и кузнечного дела |
Гера | Царица богов и защитница семейного очага |
Дионис | Бог виноделия |
Главным богом у греков был Зевс – бог дождя, грома и молний. Священной птицей Зевса был орел. Бога изображали могучим мужчиной средних лет.
Взмахнет Зевс рукой – удары грома раскатятся по небу, сверкнет молния, и хлынут потоки дождя на землю. (слайд № 9)
Вопросы учителя:
- Почему именно этот бог играл такую важную роль в религии греков?
- Что вы знаете о дождях и грозах в Греции?
- Какой вред и какую пользу они приносили грекам?
Учащимся необходимо вспомнить, как засуха губила посевы, дождевые потоки смывали почву в горах, а молнии могли поразить людей и скот, вызвать пожар. Развивая мысли, высказанные учащимися, учитель воссоздает типичную для Греции картину.
Представьте себе знойное летнее утро. Земледельцы с надеждой смотрят на вершины гор: не покрылись ли они тучами? Но нет, уже много дней безоблачное небо, засуха выжигает поля, предвещает голод. Греки начинают молиться: «О ты, тучегонитель! Полям нужен дождь, иссохшие комья земли кричат о жажде. Каждый из нас принес тебе подарки: один – барана, другой – козла, третий – кабана, а бедняки – по лепешке. Подай нам дождь!»
Зевса, как и остальных богов, стремились умилостивить жертвами: животных закалывали, а затем часть их туши сжигали на особом камне – жертвеннике.
В Греции есть два места с похожим названием. Одно – это гора Олимп на севере Греции, согласно верованиям на вершине Олимпа находились дворцы богов. Другое место – Олимпия на юге Греции, где раз в четыре года устраивались знаменитые спортивные игры, которые были учреждены в честь Зевса.
В Олимпии греки возвели главный храм Зевса. Для храма решили создать статую этого бога, равной которой не было в Греции. В Олимпию пригласили знаменитого скульптора по имени Фидий.
Рассматривается рисунок «Статуя Зевса в Олимпии».
Фидий изобразил Зевса сидящим на троне, верхняя часть его тела обнажена, нижняя закутана в плащ. В левой руке бог держит жезл с изображением орла – священной птицы Зевса, в правой руке – фигуру крылатой Ники, богини победы. Греки представляли себе Нику крылатой, потому что победа может улететь от того, кто не сумеет удержать ее. Одежда и венок на голове Зевса из сверкающего золота. Верхняя часть туловища и ноги покрыты пластинками из слоновой кости. Ее теплый желтовато-розовый цвет придавал жизненность фигуре Зевса. Греков привела в восторг работа скульптора Фидия. Статую в древности почитали одним из семи чудес света.
Бога моря Посейдона изображали могучим мужчиной с горделивой и величавой осанкой. Взмахнет Посейдон своим грозным трезубцем – вздымаются, словно горы, морские волны, бушует на море свирепая буря. (слайд № 10)
Представьте себе, плывут на корабле греческие мореходы. Поднимается сильный ветер, море, прежде спокойное, становится неузнаваемым. Маленький деревянный корабль бросает, как щепку, ветер свалил мачту, водой смыло нескольких гребцов. Корабль дал течь. Люди в ужасе: чем они прогневали грозного бога, пославшего эту бурю?! Кому молятся греки о спасении корабля?
Бог Аид – брат Зевса и Посейдона – властитель мрачного подземного «царства мертвых». Там текут страшные холодные реки, туда не проникают лучи солнца и всегда стоит безотрадная ночь. Точно гонимые ветром, носятся там души умерших, жалуясь на свою судьбу. Никому нет возврата из этого царства печали. (слайд № 11)
Богиня Гера – супруга Зевса, верховная богиня. Греки почитали Геру как охранительницу семьи. Считалось, что она помогает женщинам во время родов. В Троянской войне Гера была ярой защитницей греков и противницей троянцев. (слайд № 12)
Гермес — вестник богов, поэтому его изображали в дорожной шапочке (греки носили головной убор, только находясь в пути), золотых крылатых сандалиях и с золотым жезлом в руке, обладающим волшебной силой. Этим жезлом, усыпляющим и пробуждающим людей, Гермес выполняет важную обязанность проводника душ умерших в царство Аида. Гермес – покровитель всех путников, в том числе и купцов. Хитрость и ловкость Гермеса делают его также покровителем воровства. (слайд № 13)
По всей Греции почитали Афину – богиню мудрости, богиню-воительницу, охранявшую города, верили, что Афина помогает ткачихам, горшечникам и вообще всем ремесленникам. Афину представляли величественной девой в длинном одеянии. На ее голове шлем, а на груди часто изображали козью шкуру с головой сказочного чудища горгоны Медузы. В правой руке Афины копье, у ее ног извивается священная змея. (слайд № 14)
Бог Дионис был покровителем виноградарства и виноделия. На почвах Греции плохо росли зерновые, зато виноградники давали большие урожаи: греческие земледельцы производили много вина и для себя, и на продажу. Поэтому Дионис особенно почитался земледельцами. Его изображали красивым юношей с гроздьями винограда в руках. (слайд № 15)
Афродита была богиней красоты и любви. Это ей отдал Парис золотое яблоко. Нежась в своих покоях, расчесывает она золотым гребнем кудри. (слайд № 16)
А в это время муж ее – самый искусный мастер и самый некрасивый из богов, хромоногий Гефест, трудится у наковальни в своей кузнице. Отцом Гефеста был Зевс, а матерью – Гера. Гефест – бог огня и кузнечного дела. (слайд № 17)
Арес – бог кровавой войны. Греки называли его «губитель людей, разрушительгородов, запятнанный кровью». Поэт Гомер же называл Ареса самым ненавистным из богов. (слайд № 18)
Бог Аполлон и богиня Артемида – брат и сестра. (слайд № 19)
Аполлон – покровитель певцов и музыкантов, вообще всех искусств; он врач, к тому же обладает пророческим даром.
Артемида – богиня-охотница, она вооружена луком и часто пользуется стрелами как орудием наказания. Артемида обладает решительным и жестоким характером. Так, например, один юный охотник, нечаянно подсмотревший купание обнаженной богини, был ею превращен в оленя и растерзан псами.
Деметра – богиня плодородия и земледелия, покровительница материнства. Дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга Зевса, от которого она родила Персефону. Одно из самых почитаемых олимпийских божеств. (слайд № 20)
Греки представляли себе богов и богинь в облике прекрасных, никогда не стареющих мужчин и женщин
Отражение в религии греков общественных отношений.
Греки представляли главных богов в виде знатной семьи, захватившей власть над остальными богами и людьми. (слайд № 21)
Выше всех по своему положению были Зевс, Посейдон и Аид. Три брата поделили между собой власть над миром. Зевс стал господствовать на небе, Посейдон – на море, Аид – в «царстве мертвых», земля же находилась в их общем владении.
Как и знатные люди, олимпийские боги равнодушны и безучастны к горестям и страданиям простых людей. Боги завистливы, жестоки и коварны, способны на бесчестный поступок (Афина подала Ахиллесу копье во время его поединка с Гектором, Посейдон преследовал Одиссея). В то же время боги помогают своим любимцам (Гефест выковал оружие для Ахиллеса, Афродита помогала Парису, а Афина – Ахиллесу и Одиссею).
Подобно знатным людям, «олимпийцы» большую часть времени пируют. За исключением Гефеста, занятого кузнечным делом. Боги ссорятся между собой, ругаются, а случается, воруют и дерутся. В одном мифе рассказывается, что Гермес украл у Аполлона коров, в другом – что Зевс, рассердившись на свою жену богиню Геру, подвесил ее между небом и землей и три дня хлестал молниями. Когда бог-кузнец Гефест попытался заступиться за мать, Зевс так толкнул его, что тот упал с Олимпа на землю и навсегда остался хромым.
Таковы греческие боги. Они прекрасны и могущественны. Прошли столетия. От веры в олимпийских богов остались только мифы. Изучая мифы древних греков, ученые доказали, что в образах богов люди поклонялись могучим и грозным явлениям природы, которые не могли правильно объяснить. (слайд № 22)
Домашнее задание. § 34. Вопросы и задание к § 34 (слайд № 23)
© Никитина Елена Вячеславовна, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории России в 9 классе "Внешняя политика СССР в 1945 - 1953 гг"
Конспект урока на основе конструктора урока....
Методическая разработка урока по истории средних веков 6 класс В рыцарском замке
Методическая разработка урока по истории средних веков 6 класс В рыцарском замке...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ В 9 КЛАССЕ «МУЗЫ В СОЛДАТСКИХ ШИНЕЛЯХ»
Данная методическая разработка посвящена проблеме выявления роли советского искусства в достижении победы в Великой Отечественной войне. Целью разработ...
Методическая разработка урока по истории России для 7 класса "Павел I"
В разработке представлена файл с ходом урока, презнтация к нему, а так же дополнительные материалы (рабочий лист, воспоминания, видеофайлы)....
Методическая разработка урока по истории России в 10 классе. Тема: «Культура древней Руси 9-13 веков»
Цели и задачи урока: · формирование познавательной самостоятельности и активности учащихся через осмысление явлений культуры 9-13 веков;·...
Методическая разработка урока по истории России в 10 классе. Тема: «Культура древней Руси 9-13 веков»
Цели и задачи урока: · формирование познавательной самостоятельности и активности учащихся через осмысление явлений культуры 9-13 веков;·...
Методическая разработка. Урок-мероприятие "Игры народов мира" 5 класс.
Урок направлен на знакомство детей с традиционными играми других народов.Урок несет в себе не только физическую направленность но и культурную.Данный материал может быть полезен учителям физичес...