Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты
методическая разработка по истории (5 класс) по теме
Комбинированный урок истории в 5 классе.
С применением формы взаимного обучения.
Имеет целью дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.
Выполняются такие задачи как
А) Обучающая: обеспечить усвоение учащимися понятия «касты», подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией.
Б) Развивающие: продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе работы с текстом учебника и исторического источника, выделять в тексте главное, заполнять таблицу и фрагменты опорных сигналов в тетрадях;
продолжить работу над развитием коммуникативных умений учащихся:
- слушать и слышать;
- владение устной и письменной речью;
-выступление перед классом;
- установление контактов с людьми с целью выполнения задания.
В) Воспитательная: сформировать личную оценку учащихся с позиции нравственности по отношению к кастовому делению общества в Древней Индии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok______word_97_-_2003_2.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты
Тема: Индийские касты.
Тип урока: Комбинированный.
Форма урока: Урок взаимного обучения.
Цель урока: Дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах.
Задачи урока:
А) Обучающая: обеспечить усвоение учащимися понятия «касты», подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией.
Б) Развивающие: продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе работы с текстом учебника и исторического источника, выделять в тексте главное, заполнять таблицу и фрагменты опорных сигналов в тетрадях;
продолжить работу над развитием коммуникативных умений учащихся:
- слушать и слышать;
- владение устной и письменной речью;
-выступление перед классом;
- установление контактов с людьми с целью выполнения задания.
В) Воспитательная: сформировать личную оценку учащихся с позиции нравственности по отношению к кастовому делению общества в Древней Индии.
Оборудование урока:
- Карта «Древний Восток. Индия и Китай 3 тыс. до н. э.- 3 тыс. н. э.».
- Тексты исторический источников (отрывки из «Законов Ману»).
- Ребус или кроссворд.
- Стенд «Индия давно и сегодня».
- Оформленная доска.
- Таблицы «Касты в Индии» (у каждого учащегося).
- Ход урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний в форме фронтального опроса.
Блиц – опрос.
А) В какой удивительной стране мы побывали на прошлом уроке?
Б) Где находится эта страна? ( Показать на карте).
В) Какие моря омывают Индию? (Показать на карте).
Г) Сколько главных рек протекает по территории Индии? (Показать на карте).
Д) Почему эта страна называется Индия , а не Гандия?
Е) Где находятся самые высокие горы в мире? Как они называются? (Показать на карте).
Ж) Из какой детской книги мы можем узнать о животных, обитающих в джунглях?
З) Священное животное для древних индийцев?
И) Индийский археолог Банерджи нашел остатки знаменитого города, название которого переводится как «Холм мертвых». Что это за город?
К) Какие современные государства находятся на территории Древней Индии?
Л) В каких богов верили древние индийцы? (Плакат).
М) Как называется эта древняя религия, появившаяся в Индии в 4 тыс. до н.э.?(Индуизм).
Н) Как по представлениям древних индийцев жизнь человека продолжается после смерти? ( вера в переселение душ).
А еще человек из низшей касты может родиться в следующей жизни в высшей касте.
- Изучение новой темы.
Обращение к классу:Кто из вас,(если бы жил в Древней Индии), хотел бы родиться заново в касте шудр? А кто в касте кшатриев? А кто-то, может быть, вообще хочет стать неприкасаемым?
Не знаете, что такое каста? Размышляете, какая каста ниже, а какая выше, какая лучше, а какая хуже? А хотите узнать? Вам действительно сегодня повезло, ведь именно этот вопрос и будет главным на нашем уроке.
Запись в тетради числа и темы урока.
Древний индиец считал, что каждый человек с рождения принадлежит к какой-то касте. (Это слово португальское, а в Индии касты называют «джати», что означает «рождение»).
Запись в тетради определения «касты».
Касты – это замкнутые группы людей, с определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству. Переход из касты в касту был запрещен.
Обращение к доске, где опорный сигнал.
- Что здесь изображено? /Части тела человека/.
- Как представляли своих богов древние индийцы? /В виде людей знатных, красивых, сильных/.
И это части тела бога Брахмы, из которых появились касты людей.
- У какого народа существовала подобная легенда? /У древних евреев - в Библии – легенда о происхождении Адама и Евы/.
/ По ходу объяснения опорного сигнала, в таблицу будем зарисовывать части тела бога Брахмы и записывать цвет одежды./
Из своих губ бог Брахма создал самую высшую касту жрецов – брахманов. Они носили белую одежду.
Из своих сильных рук Брахма создал касту воинов и правителей – кшатриев. Ее представители носили одежду красного цвета.
Те люди, которые трудились, пахали землю, разводили скот, вышли из бедер бога Брахмы и составили касту земледельцев – вайшьев. Они носили желтую одежду.
А из пыльных ступней ног бога появились слуги – шудры. Они же занимались и ремеслом, что считалось у древних индийцев недостойным занятием. Одежда у них была черного цвета.
Вот так бог Брахма разделил людей, и значит, перейти из одной касты в другую было невозможно, сын крестьянина никогда не мог стать воином.
/Ведь не мог у коровы родиться поросенок/.
Выбирать себе занятия тоже нельзя, их уже давно определил и выбрал для каждого бог.
- А можно ли было заключать браки между представителями разных каст?
И вообще, у разных каст все было разное: одежда, еда, дома, занятия.
Давайте же узнаем, что имели представители разных каст, чем они занимались и эти сведения занесем в таблицу.
Для этого нам понадобится учебник и, главным образом, – отрывок из исторического источника «Законы Ману». (На доске).
Также в источнике вам встретится слово «Веды» (На доске). Изучать и даже слушать «Веды» в Древней Индии мог далеко не каждый, а вот мы с вами все сможем! Тем более, что это будет взаимное обучение!
Работа в группах по методу «ажурной пилы», используемого в методике обучения в сотрудничестве.
-Что же мы узнали о положении каждой касты? / Выступление по одному представителю от каждой группы с использованием заполненной таблицы./
- Чье положение было самым тяжелым? /Слуг/
Но, оказывается, были люди, чье положение было еще хуже! Хотите узнать, чье?
Организация работы с учебником: какая группа быстрее найдет и расскажет о положении «неприкасаемых».
В наши дни деление людей на касты отменено законом, но власть религиозных обычаев над людьми велика. И в наши дни в современных индийских деревнях после некоторых людей кружки не моют, а выкидывают, либо даже не выходят на улицу, если видят их. Как вы считаете, к кому такое отношение сегодня? / Неприкасаемым/.
В Древней Индии их еще называли париями. И сегодня это слово используют, когда говорят о людях, которых не принимают, не пускают в какую-либо группу людей, общество, их называют отверженными.
- Как вы считаете, было ли справедливым такое деление людей?
- Почему же тогда в Древней Индии деление людей на касты воспринималось как нормальное и естественное? / Ведь их создал бог, и значит так должно быть вечно!/.
И все-таки, среди древнеиндийских мудрецов были и такие, которые не придавали большого значения кастовым различиям.
Одним из таких людей был...
Нет, так просто секрет не раскрою. Чтобы узнать имя этого человека, нужно разгадать ребус (вариант – кроссворд).
Ребята приготовили небольшую инсценировку об этом мудреце.
(Сценка про Будду).
4. Закрепление нового материала в форме игры «Да-нетки».
5.Взаимопроверка ответов.
6.Домашнее задание: параграф 21, найти материал о культуре Индии .
Приложения.
Сценка про Будду.
Ведущий: Представьте, что мы находимся в Северной Индии, в 623 г. до н.э., у подножия седых Гималаев. Здесь у царя родился первенец, которому дали имя Гаутама. На 7-ой день после его рождения умерла мама, и отец посвятил жизнь сыну. Гаутама жил в прекрасном дворце, среди роскоши, красоты и богатства ровно 29 лет, и думал, что так живут все люди. И, наверное, жил бы так и дальше, если бы однажды не увидел в стене сада пролом среди камней.
/Идет сгорбленный старик/.
Гаутама: Кто это?
Слуга: Старец.
Гаутама: Почему он согнулся?
Слуга: От долгих лет.
Гаутама: Значит, и я буду таким же. (Задумался).
Ведущий: Увидел больного и понял, что и он не вечно будет здоров.
Встретил похоронную процессию и задумался о смерти.
Гаутама: Я ушел из дома и стал отшельником, много путешествовал, голодал, терпел лишения. Однажды, я сидел под огромным деревом, скрестив ноги, и предавался глубокому размышлению.
Ведущий: Гаутама обрел мудрость. С тех пор его стали называть Будда, т.е. Просветленный, Мудрец.
Ученик 1: Учитель говорил нам, своим ученикам, что всякая жизнь сопровождается страданиями.
Ученик 2: Но можно улучшить свою участь, если всегда говорить правду, стремиться к добру, не брать чужого, не быть злым и завистливым.
Ученик 3: Главное в человеке – это его личные достоинства, а не происхождение!
Ведущий: Религия буддизм распространилась по всему миру. И до сих пор во многих странах – Вьетнаме, Китае, Японии, живут многочисленные последователи Будды. Есть они и в нашей стране.
Игра «Да-нетка».
1. Бог, создавший касты в Индии – это Брахма. Да.
2. Из ступней бога вышла каста воинов. Нет.
3. Жрецы были самой высшей и главной кастой. Да.
4. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую. Нет.
5. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным. Да.
6. После уроков по Индии, я захотел больше узнать об этой стране.
Касты в Индии.
Название касты | Что имели | Чем занимались | Права |
| |||
2.Знатные воины (кшатрии) | |||
3.Земледельцы (вайшьи) | |||
4. Слуги (шудры) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме "Индийские касты"
Предлагаю вниманию методическую разработку урока по теме "Индийские касты" с использованием групповых форм работы, элементами театрализации и игровых форм! С приложениями! Все готово!!!!...
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»
Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...
Методические разработки урока по истории древнего мира, по системе ФГОС: "Древний Рим"
Урок разработан с учетом требований стандартов 1 и 2 поколения, содержит рекомендации по практическому воплощению методических установок для достижения заявленных целей....
Методическая разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Искусство Древнего Египта"
Методическая разработка содержит материал для проведения медийного урока по истории Древнего Египта 5 класс. В материале содержится материал, характеризующий уровень развития искусства в Древнем Египт...
Методическая разработка урока по истории Древнего мира, 5 класс
Методическая разработка урока по истории Древнего мира на тему "Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян",5 класс...
Методическая разработка урока по истории Древнего мира, 5 класс . Тема «Персидская держава «царя царей»
Цели: - углубление знаний по теме «Древний Восток» - познакомить учащихся с новой страной и её особенностями...