Разработка урока по истории Древнего мира по теме: "Персидская держава "Царя царей".
план-конспект урока по истории (5 класс)
Изучить географическое положение Персии. Установить взаимосвязь природы и климата, их влияние на характер хозяйственной деятельности персов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istor.5kl.docx | 34.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по истории древнего мира в 5 классе
Тема:«Персидская держава «царя царей».
Разработка урока истории древнего мира в 5 классе, раскрывающая экономическое, политическое, военное, культурное развитие древней Персии. Урок разработан и реализован в ходе подготовки к реализации ФГОС основного общего образования на средней ступени обучения.
Цель урока - дать возможность ученикам оценить с современных нравственных позиций методы создания и сохранения Персидской державы; оценить действия персов с разных позиций. Урок способствует развитию исследовательских навыков учащихся, способностей решать проблемные задачи; выражать и аргументировать собственные взгляды. На уроке использованы технология проблемного обучения, технология критического мышления, информационно-коммуникативные технологии. Урок сопровождается оформлением «Карта результативности работы на уроке».
Конспект урока в 5 классе
по истории Древнего мира по теме «Персидская держава царя царей»
1) Личностный результат - дать возможность ученикам оценить с современных нравственных позиций методы создания и сохранения Персидской державы; оценить действия персов с разных позиций.
2) Метапредметный результат – уметь получать информацию из разных источников, давать словесное описание местоположения объекта на карте; формирование навыков, соотнесения года с веком; путем наводящих вопросов проблемного характера и решения познавательных задач формировать логическое и историческое мышление учащихся;
3) Предметный результат - ознакомить с процессом государственного объединения Древнего Востока в рамках Персидской державы; уяснить значение терминов «государство», « держава», «сатрапии».
Задачи урока: 1.Изучить географическое положение Персии. Установить взаимосвязь природы и климата, их влияние на характер хозяйственной деятельности персов. 2.Составить опорный конспект: «Завоевания персов», провести исследование, выяснить причины успешных завоеваний. 3.На основе работы с историческими документами, дать анализ основных занятий, военного искусства, государственного устройства в Древней Персии.
Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления.
Средства обучения: карта «Малая Азия до середины I тыс. до н. э.», аппликации по истории древнего мира для V класса, карточки, презентация «Персида»1.Мотивирование к учебной деятельности. Самоопределение
цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Оборудование: учебник «История Древнего мира» /А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И.С.Свенцицкая — М.: «Просвещение» 2017; Хрестоматия по истории древнего мира / Сост.Е.С. Черкасова – М.: Просвещение, 1991; карта «Персидское царство в 6 в. до н.э.»; компьютер, проектор, презентация по уроку
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формирование УУД.
Регулятивные УУД
1. Определять цель – проблему.
2. Выдвигать версии.
3. Планировать деятельность.
4. Работать по плану.
5. Оценивать степень и способы достижения цели.
Познавательные УУД
1. Владеть смысловым чтением – самостоятельно
вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную
информацию.
2. Находить в разных источниках достоверную
информацию.
3. Определять понятия.
4. Выделять главное.
5. Делать выводы.
6. Умение сравнивать.
7. Выделять причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД
1. Организовывать работу в группах.
2. Излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая его
фактами.
Личностные УУД
1. Оценивать свои и чужие поступки.
2. Оценивать события с позиций гражданина и патриота
Краткое описание:
Это последний урок раздела «Западная Азия в древности». Он должен познакомить учащихся с историей создания одного из крупнейших государств Западной Азии.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Изучение новой темы.
- Сегодня на уроке мы с Вами продолжим путешествие по коридорам времени и окунемся в историю одного из самых интересных государств Древнего мира с очень красивым названием – Персия. Мы с вами поговорим об истории создания
Персидской державы.
Тема урока: Персидская держава «царя царей».
Беседа о слове - держава. Что такое держава? . Учащиеся поясняют.
Учитель о державах - Ассирийская держава распалась, Персидская существовала долго. Почему?- первая проблема. Как она развивалась? - вторая
1.Постановка проблемы:
Государства, созданные с помощью оружия, не могут долго существовать. Персидская держава просуществовала долго. В чем противоречие? Какой возникает вопрос? Почему персам удалось создать мировую державу и оставить о себе хорошую память? Как получилось? Какие возникают предположения? Предположите. Для решения проблемы нам предстоит поработать над новой темой, вспомнить изученный материал. Ребята, к концу урока вам необходимо будет дать ответ на вопрос: Почему Персидскую державу называют державой «царя царей»?
2. Изучение н/м
1. Вводная мини-лекция учителя
– После падения сильной ассирийской державы, обстановка в Западной Азии изменилась. Ребята, посмотрите на карту и определите, какие государства
располагались между Черным, Каспийским, Средиземным морями и Персидским заливом? (ответы). Каждое из этих государств было по - своему знаменито.
(Слайд 3, Карта). Запись в тетрадь 3 – х царств).
- ЛИДИЯ (найдите на карте на стр. 91 Лидию)
(Сообщение ученика) Царство Лидия было расположено в центре западной Малой Азии. Оно образовалось из Фригийского царства в I тысячелетии до нашей эры. Столицей Лидийского царства был большой город Сарды. Царство Лидия имело высокоразвитую экономику, особенно хорошо было развито земледелие. Благодаря тому, что территория царства омывалась реками Герм, Пактол, Меандр, ее почва постоянно удобрялась илом и поэтому была очень плодородной. Это давало возможность в гористой местности выращивать виноград и другие разнообразные садовые культуры, а бескрайние долины засевать всевозможными зерновыми
культурами. Пастбища больших размеров давали возможность заниматься разведением скота, особенно много разводили коней. Кроме того, земли Лидии
были очень богаты металлами: золотом, серебром, железом, медью, цинком, что позволило развить металлургию. Особенно успешно проводились работы по производству изделий из золота. На реке Пактол добывали песок насыщенный золотом. Впервые в мире, именно в Лидиии, в 7 веке до н. э. стали чеканить монеты из серебра с золотом. Богатство последнего лидийского царя Креза
вошло в древности в поговорку «Богат как Крез».
Учитель: Вопрос учащимся. Как вы думаете, что она означает? (Крез был самым богатым человеком в Западной Азии, и всех обеспеченных людей тоже так называли). (ответы)
(слайд 4 карта Лидии, монеты Лидии). (5 Крез Слайд)
- ВАВИЛОНСКОЕ ЦАРСТВО.
(Слайд 6). (Сообщение ученика) Вавилон также славился своими богатствами. Здесь собирались самые огромные базары во всей Западной Азии. Да и сам город был очень красив. Здесь находилось одно из семи чудес света «Сады Семирамиды» - сады, выращенные на стенах города. (слайд 7). Вавилон в свое время был крупнейшим городом древней Месопотамии, важнейшим торговым и культурным центром Передней Азии. Вавилон происходит от аккадских слов «Баб-илу» —«Врата бога». В ходе своей двухтысячелетней истории древний город Вавилон дважды становился столицей великой империи, сказочной в своем великолепии. Вавилонянам удалось достичь значительного научного и интеллектуального прогресса. Навуходоносор II (605-562 до н.э.), был одним из величайших завоевателей в истории. Основанное им царство простиралось от Суэца до Ирана. Особенно крупные и роскошные сооружения были воздвигнуты Навуходоносором, который заново отстроил Вавилон, ставший «Ворота богини Иштар», соорудил «дачный дворец» со знаменитыми
«висячими садами». - Учитель: Мидия – самое крупное государство из всех. Именно в Мидии в 6 веке до нашей эры жили племена персов. (Слайд 8 –Мидия).
Самостоятельная работа с текстом и картой . Ребята, рассмотрите карту на странице 91 и укажите территорию, на которой возникло Персидское царство. (Царство возникло к востоку от Лидии и неподалеку от Персидского залива).
А теперь прочитайте Исторический документ отрывок из «Истории» Геродота.
Работа с историческими документами.
Лидийский царь Крез, собираясь войной на персов, получил от лидийца Сандониса следующий совет: «Царь! Ты собираешься в поход на людей, которые носят кожаные штаны и другую одежду из кожи; едят же они не столько, сколько пожелают, а сколько у них есть пищи, так как обитают в земле суровой. Кроме того, они не пьют вина, довольствуясь лишь водой. Нет у них ни смокв и никаких полезных плодов». (Геродот)
1)Что можно сказать об условиях жизни персов, об их занятиях, прочитав этот текст? (Персы жили в суровых условиях полупустынных нагорий, занимаясь в основном скотоводством. Суровые природные условия не позволяли происходить сильному имущественному расслоению в народе, и все должны были упорно трудиться, чтобы обеспечить свои семьи простым жилищем и пропитанием. А также, уметь защитить плоды своего тяжелого труда, персы были хорошими воинами, стрелками.).
2)Какое государство было более развитым и богатым – Лидийское или Персидское? (ответы).
4. Завоевания персов:
Учитель: (слайд 9 - завоевания персов)- В середине 6 века персидские племена восстали против Мидийского царя.
Ребята, рассмотрите на портрет Кира. Как вы думаете: какие его черты характера хотел отобразить художник? (ответы: мужество, уверенность, целеустремленность, отвагу, силу) (слайд 10 Кир Великий).
- Откуда же взялся Кир Великий?
Вот что рассказывается в легенде о первом персидском царе Кире записанном Геродотом.
Чтение учениками отрывка из документа на странице 92 учебника.
Согласно наиболее распространенной версии, отцом Кира был персидский царь Камбис I, a матерью - Мандана, дочь мидийского царя Астиага (Иштувегу),
которому тогда подчинялись персы. По свидетельству Геродота, однажды Астиагу приснился сон, истолкованный придворными жрецами-магами в том
смысле, что его внук Кир станет царем вместо него. Поэтому Астиаг вызвал к себе из Персии беременную Мандану и через некоторое время, когда у нее родился сын, решил погубить его. Эту задачу он возложил на своего сановника Гарпага. В свою очередь, Гарпаг передал ребенка пастухуМитридату, одному из рабов Астиага, и повелел оставить его в горах, где было полно диких зверей. Но
когда Митридат принес младенца в свою хижину в горах, он узнал, что его жена только что родила мертвого ребенка. Родители решили воспитать царского сына, который получил имя Кир, как своего, а мертвого ребенка оставили в уединенном месте в горах, одев его в роскошные одежды внука Астиага.
После этого Митридат доложил Гарпагу, что он исполнил его приказ. Гарпаг Кира прошло среди царских рабов. Когда мальчику исполниось десять лет, он однажды во время игры с детьми был избран царем. Но сын одного знатного
мидийца отказался повиноваться ему, и Кир наказал его побоями. Отец этого мальчика, Артембар, пожаловался Астиагу, что его раб бьет детей царских
сановников. Кир был приведен для наказания к Астиагу, у которого сразу возникли подозрения, что ним его внук, так как он заметил в нем черты
фамильного сходства. И действительно, допросив под угрозой пыток Митридата, Астиаг узнал правду. Тогда он жестоко наказал Гарпага: пригласил его на обед и тайно угостил мясом собственного сына, сверстника Кира. Затем Астиаг снова обратился к магам с вопросом, грозит ли ему еще опасность со
стороны внука. Те ответили, что сновидение уже сбылось, поскольку Кир был избран царем во время игры с детьми, и поэтому больше бояться его не надо.
Тогда Астиаг успокоился и отослал внука в Персию к его родителям.
- Именно Киру удалось поднять персов на борьбу с мидийским царем. Он обратился к персам с призывом: «О воины-персы, если вы согласитесь следовать за мною, у вас будут блага… Если откажетесь, вас ожидает лишь бесконечный тяжкий труд. Идите за мной, и вы обретете свободу…»
- Как вы думаете? Почему Киру удалось поднять персов на борьбу против Мидии своими призывами? - Кир – создатель персидской державы, был
бесстрашным и талантливым полководцем. - Постепенно вся Мидия была завоевана персами. Продолжая завоевания Кир, создает очень мощную и сильную армию, основу которой составляла конница. Наиболее боеспособную часть персидских войск составляла постоянная армия отборных пеших
воинов − «бессмертных». (слайд 11 войска Кира). Название «бессмертные» происходило от того, что численность этого отряда оставалась неизменной на протяжении многих поколений. «Бессмертные» неотступно находились при персидском царе и вступали в бой лишь по его личному приказу.
Физминутка: 1, 2, 3, 4, 5 — все умеем мы считать.
Раз! Подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать
Шесть – за парту тихо сесть.
Утвердив свою власть в Мидии, Персии. Кир отправляется завоевывать соседние страны. Вначале его интересы были направлены на завоевание самой богатой страны. - В какую страну отправился Кир? (ответы).
(Слайд Лидийские войска 12). В 547 г. до н. э. началась война между Персидским царством и Лидией − государством, расположенном на западе Малой Азии. По легенде, прежде чем начать войну с персами, лидийский царь Крез обратился за советом к дельфийскому оракулу. Оракул предсказал ему, что в ходе войны произойдет падение великого царства, однако не назвал, какого именно. Крез выступил навстречу персов с конным войском. Персы прибегли к военной хитрости: пустили впереди своего войска верблюдов. Лошади лидийцев, напуганные видом этих животных обратились в бегство. Войско Креза было разбито.
Лидия была покорена, а сам царь Крез оказался в плену у персов. - Завоевав Лидию, Кир обратил внимание на другого соседа. Куда отправился Кир? (ответы)
(слайд 13. Захват Вавилона)- Но завоевать Вавилон оказалось намного труднее. В открытом бою персы выиграли и царь Вавилона Валтасар укрылся с воинами за его крепкими стенами. В Ветхом Завете рассказывается о пире последнего вавилонского царя Валтасара, который решился на кощунство: приказал принести золотые и серебряные священные сосуды из храма Иерусалимского, чтобы пить вино из них. Когда пир был в самом разгаре, некая невидимая рука на стене зала начертала письмена: «Мене, мене, текел, упарсин» которые, как их истолковал царю пророк Даниил, предвещали скорую гибель и царству Вавилонскому, и самому царю. В ту же ночь Валтасар был убит.
Чтобы захватить город персам пришлось прибегнуть к хитрости.
Работа с учебником стр.92. п.2 абзац 2 прочитать. Какую военную хитрость применил Кир? (ответы).
Кир разрешил всем переселенным народам вернуться на родину, вернулись и евреи.
В 538 году до н. э. Кир торжественно вступил в побежденный Вавилон.
(Слайд 14 Даты всех завоеваний Кира).
5. Держава при Дарии Первом.
Но Киру не удалось насладиться своими завоеваниями. В одном из походов в Среднюю Азию он погиб. В память о нем персы соорудили гробницу, которая сохранилась до нашего времени. (Слайд 15 Гробница Кира).
- После смерти Кира царем стал Дарий Первый. Ему досталась огромная держава, в которой было не спокойно. (Слайд 16. Фото Дария 1)
Давайте с вами разберемся, что же было дальше?
(ответы) (продолжил завоевания). Но теперь его интересы простирались намного дальше: в Европу и в Индию. Но походы в Скифию и Грецию закончились его поражением, и он вынужден был вернуться. На востоке он дошел до Индии. (Слайд 17. Персидская империя на заре своего могущества).
При Дарии I Персия ещё больше раздвинула свои границы и достигла наивысшего могущества. Она объединяла множество стран и народов. Управлять такой страной было трудно, и Дарий I разделил страну на несколько областей – Сатрапий, во главе которых назначил правителя – сатрапа, который имел определенный круг
обязанностей. Правитель области — сатрап был неограниченным повелителем её гражданского населения. Обычно сатрапами были знатные персы, однако некоторые области с разрешения царя возглавлялись их прежними правителями. В Египте, например, сохранились кое-где старые номархи, которые являлись по существу персидскими наместниками. Во всех важнейших делах они полностью подчинялись воле сатрапа, основной задачей которого было немедленное выполнение приказов царя и обеспечение исправного поступления в царскую казну
установленных налогов.
Каковы обязанности сатрапа? (ответы)
Чтобы гонцы со всей страны могли быстро достигнуть столицы каждые 20 – 30 км. Стояли посты с готовыми лошадьми – это была первая в мире почта. Государственная почта учреждена для того, чтобы приказы царя быстрее доходили до провинции. А для облегчения пути построена дорога, которую называли царской.Посмотрите какие города она соединяла. (слайд 18 царская дорога).
Игра «Реставрация». Смотрим на доску (Презентация).
Перед вами текст с «утраченными» словами. Вам предстоит заполнить пробелы текста и отреставрировать его (в тетради записываем слова):
«Персы проживали в землях недалеко от (1….) залива.
Лидией правил богатый и алчный царь (2….) .
К востоку от Лидии простиралось третье могущественное царство – (3….).
(4….) начал войну с Вавилонским царством и одержал победу над Валтасаром.
Сын Кира захватил в 525 году государство(5….).
Самым могущественным правителем Персии стал (6….).
У правителя персидской державы было огромное количество осведомителей, которых называли «7….) и (8….) царя».
В личной охране царя Кира было 10 тысяч «(9….) воинов».
Почему Персидскую державу называют державой «царя царей»?
(Ребята отвечают на вопрос, поставленный в начале урока).
Персидская держава поглотила почти все государства, о которых до сих пор шла речь. Недаром она именовалась «царство стран», а её властитель носил пышный титул «великий царь, царь царей». Ни одному полководцу прежде не удавалось одержать так много замечательных побед. Ни один царь до него не владел столь обширным государством, как Кир Великий. Его держава простиралась от границ Индии на востоке до Средиземного моря на западе. Сын Кира, Камбиз, продолжил завоевания и в 525 году до н. э. захватил Египет.
Обсуждаем ответы учащихся.
Информация о домашнем задании.
Рефлексия. Для того, чтобы выяснить, как вы усвоили материал урока, вам необходимо составить цепочку ваших ассоциаций по теме нашего урока.
Итак, Древняя Персидская держава – это…
Как вы думаете, где и когда нам пригодятся эти знания?
Саморефлексия. Перед вами 3 разноцветных карточки:
- желтая означает: «Я работал активно!»,
- синяя: «Я работал удовлетворительно!»,
-а красная: «Я сегодня не работал!».
Поставьте себе оценку этой карточкой.
Приложение 1.
Лидийский царь Крез, собираясь войной на персов, получил от лидийца Сандониса следующий совет: «Царь! Ты собираешься в поход на людей, которые носят кожаные штаны и другую одежду из кожи; едят
же они не столько, сколько пожелают, а сколько у них есть пищи, так как обитают в земле суровой. Кроме того, они не пьют вина, довольствуясь лишь водой. Нет у них ни смокв и никаких полезных плодов».
(Геродот).
«Персы проживали в землях недалеко от (1….) залива.
Лидией правил богатый и алчный царь (2….) .
К востоку от Лидии простиралось третье могущественное царство – (3….).
(4….) начал войну с Вавилонским царством и одержал победу над Валтасаром.
Сын Кира захватил в 525 году государство(5….).
Самым могущественным правителем Персии стал (6….).
У правителя персидской державы было огромное количество осведомителей, которых называли «7….) и (8….) царя».
В личной охране царя Кира было 10 тысяч «(9….) воинов».
Приложение 2.
1.ЛИДИЯ Царство Лидия было расположено в центре западной Малой Азии. Оно образовалось из Фригийского царства в I тысячелетии до нашей эры. Столицей Лидийского царства был большой город Сарды. Царство Лидия имело
высокоразвитую экономику, особенно хорошо было развито земледелие. Благодаря тому, что территория царства омывалась реками, ее почва постоянно удобрялась илом и поэтому была очень плодородной. Это давало возможность в гористой местности выращивать виноград и другие разнообразные садовые культуры, а бескрайние долины засевать всевозможными зерновыми
культурами. Пастбища больших размеров давали возможность заниматься разведением скота, особенно много разводили коней. Кроме того, земли Лидии
были очень богаты металлами: золотом, серебром, железом, медью, цинком, что позволило развить металлургию. Особенно успешно проводились работы по производству изделий из золота. Впервые в мире, именно в Лидиии, в 7 веке до н. э. стали чеканить монеты из серебра с золотом. Богатство последнего лидийского царя Креза
вошло в древности в поговорку «Богат как Крез».
ВАВИЛОНСКОЕ ЦАРСТВО. (Сообщение ученика) Вавилон также славился своими богатствами. Здесь собирались самые огромные базары во всей Западной Азии. Да и сам город был очень красив. Здесь находилось одно из семи чудес света «Сады Семирамиды» - сады, выращенные на стенах города. (слайд 7). Вавилон в свое время был крупнейшим городом древней Месопотамии, важнейшим торговым и культурным центром Передней Азии. Вавилон происходит от аккадских слов «Баб-илу» — «Врата бога». В ходе своей двухтысячелетней истории древний город Вавилон дважды становился столицей великой империи, сказочной в своем великолепии. Вавилонянам удалось достичь значительного научного и интеллектуального прогресса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе: «Религия древних греков»
Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов в развитии религиозных представлений людей.Задачи: создать у учащихся представление об особенностях древнегре...
Поурочная разработка урока по истории Древнего мира (5-й класс) к учебнику под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера. "Религия древних египтян"
Учащиеся закрепляют знания о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усваивают основополагающие принципы, составляющие суть религиозных представлени...
Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"
Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей"
Урок по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей" разработан в соответствии с требованиями стандартов второго поколения....
Презентация к уроку в 5 классе по истории Древнего мира на тему: "Персидская держава"
Данная презентация внесет в школьный урок элемент новизны, повысит интерес учащихся к приобретению знаний....
Разработка урока по истории Древнего мира. Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет» для 5 класса.
Разработка урока может использоваться в 5 классе при повторении темы «Древний Египет».Ход урока сопровождается презентацией.Используется игровая технология (урок-путешест...
Методическая разработка урока по истории Древнего мира, 5 класс . Тема «Персидская держава «царя царей»
Цели: - углубление знаний по теме «Древний Восток» - познакомить учащихся с новой страной и её особенностями...