Урок по истории Древнего Мира по теме: Ассирийская держава
план-конспект урока по истории (5 класс)
Урок представлен по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_assiriyskaya_derzhava.docx | 33.82 КБ |
prezentatsiya_assiriyskaya_derzhava.pptx | 2.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Ассирийская держава
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель: познакомить учащихся с изменениями, произошедшими после того, как люди освоили железо, о причинах возникновения и падения могущественной военной державы ассирийцев.
Планируемые образовательные результаты: | ||
Предметные: | Метапредметные: | Личностные: |
Учащиеся смогут дать определение понятию держава, характеризовать географическое положение Ассирии, называть направления военных походов ассирийцев, причины возникновения и гибели Ассирийской державы. | Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою работу на уроке, определять критерии успешной реализации цели. Работать с иллюстрациями, исторической картой, текстом учебника как источником информации, составлять схему «Завоевания ассирийских царей», анализировать текст документа. | Проводить само и взаимооценку, саморефлексию. Осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений. |
Словарь урока: держава, таран.
Ресурсы урока:
- учебник «История Древнего мира», 5 кл. (А.А. Вигасин, Г.И. Годер и др.);
- компьютер, проектор
-мильтимедийная презентация;
- рабочий лист (на каждого ученика).
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 этап. Орг. момент 1 мин. | Здравствуйте ребята, гости. Пусть сегодня для нас всех, На урок придет успех! Поприветствуем гостей, С ними нам вдвойне теплей, Пожелаем всем удачи, И успешности в придачу. Вниманию учащихся предлагается «черный ящик», о содержимом которого они узнают к концу урока. | - самоконтроль готовности к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности). Слайд 1 |
2 этап. Проверка домашнего задания 5 мин. | Ребята, на сегодняшнем уроке мы познакомимся еще с одним государством. Для того, чтобы попасть в это государство, нам нужно определить его «адрес», т.е. географическое положение. Для этого давайте вспомним, какие страны Древнего мира вам уже известны? А теперь поиграем в игру «Исторические события». Вам необходимо соединить страну с событием или наоборот. Двуречье - клинопись, шумеры Вавилон – Хаммурапи Египет – Нил, фараон Финикия – стекло, пурпурная краска Палестина – Моисей Древнееврейское царство – Соломон, Самсон | Предполагаемый ответ: Египет, Вавилон, Финикия, Сирия, Палестина. Соотносят страну с событием. |
3 этап Мотивация 4 мин. | Давайте посмотрим на карту. Оно окрашено красным цветом. 1)Кто сможет словами определить его географическое местоположение? (Ассирия располагается в верхнем течении Тигра в Западной Азии). Если вы затрудняетесь, используйте опорные слова. 1)Опорные слова: Восточнее Верхнее течение Севернее Средиземное море Река Тигр Вавилон Западная Азия 2) Ассирия 2) Так как называется это государство? Прочитайте на карте! (Ассирия) | Карта на доске и в учебнике с. 82. Слайд 2 |
4 этап. Актуализация знаний 3 мин. | Территория Ассирии к середине 7 века до н.э. превосходила другие изученные вами государства древнего мира. В исторической науке Ассирию называют державой. Новое слово, что оно означает? - прочитайте на стр. 84 в учебнике. Что такое держава? (Большое и сильное государство) Помогите мне сформулировать и записать тему урока: АССИРИЯ И ДЕРЖАВА – «Тема урока: Ассирийская держава». Главной задачей сегодняшнего урока будет выяснение причин создания сильного и мощного государства Ассирии. | Работа с текстом учебника, с. 84, знакомство учащихся с темой, урока, целью и проблемным вопросом. Записывают термин держава в рабочий лист Знакомство учащихся с планом- схемой урока слайд 3,4. Слайд 5 Слайд 6 |
5 этап. Целеполагание и планирование 2-3 мин. | Вопрос к классу: Что нам нужно узнать, чтобы решить вопрос? План урока (на доске):
В результате урока вы сможете: - сформировать представление об Ассирийской державе. - дать определение понятию держава, таран, - характеризовать ассирийское войско; - называть причины возникновения и гибели Ассирийской державы. В конце урока вы должны будете ответить на вопрос: Какое значение в судьбе Ассирийской державы играло открытие железа? | |
6 этап. «Открытие» нового знания 20 мин. |
Люди до появления железа уже пользовались металлами. Как вы уже знаете, это были, какие металлы? (медь и бронза). Сегодня мы узнаем о новом металле и с теми изменениями, которые произошли в связи с его освоением. Железная руда похожа на рыхлую рыжую землю (слово «рудый» означает «рыхлый»). Долгое время никто и не подозревал, что из мягкой, рыхлой земли можно получить твердое и крепкое вещество. Правда, железо было знакомо людям еще в глубокой древности: время от времени на землю падают из космического пространства метеориты, которые содержат в себе железо. Поэтому многие древние народы называли железо «небесным камнем». Как вы думаете, почему железные орудия были выгоднее медных и бронзовых? (железной руды в природе было больше, чем медной, железо дешевле). Добывать железо из железной руды жители Передней Азии научились около 10 века до н.э. Со временем в каждой семье стали появляться железные топор, лопата. Стало процветать земледелие. Что еще можно было изготовить из железа? (оружие) | Ответы обучающихся Слайд 7 Ответы обучающихся Слайд 8 |
Давайте вспомним, где располагалась Ассирия? (в Верхнем течении Тигра). Это горная страна, богатая залежами железной руды. Ассирийцы издавна занимались охотой и скотоводством. В 8-м веке до н.э. их армия стала самой сильной в мире. Давайте посмотрим на изображения и вместе прочитаем п. 2 на стр. 86-87, и ответим на следующие вопросы: • Из каких родов войск состояла ассирийская армия? (Состояла из пехоты, конницы и воинов на колесницах). ∙ Назовите, что использовали ассирийцы для штурма крепостей? (Для штурма крепостей использовали тараны и осадные башни)
3. Завоевания ассирийских царей. Почему же страна стала такой большой? (в результате завоевательных походов) Работая с картой и текстом учебника на стр. 87-88 п. 3, документ 2 и 3 в рабочем листе составьте схему завоеваний Ассирии. С какой целью ассирийские цари совершали военные походы? Что забирали с собой в качестве добычи воины? Какой характер носили войны, которые вели цари Ассирии? Работа с иллюстрацией Физкультминутка (видео) | Слайд 9-10 - работают с информацией учебника и с иллюстрациями, отвечают на вопросы учителя, анализ текста, поиск информации в тексте. Слайд 11 Слайд 12 - находят информацию в учебнике, делаю записи в схему на рабочем листе. Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 | |
4. Царский дворец 5. Ашшурбанапал, библиотека глиняных книг. - Кто же управлял этим государством? - Царь. В Ассирии царь не считался, как например, в Египте, богом. В первую очередь он был военачальником, а затем уже жрецом и судьей. Самым известным царём в Ассирии был царь Ашшурбанапал. Он был образованным человеком, приказывал привозить с завоёванных стран не только богатства и пленных, но и приказывал собирать книги из разных стран. Книги были написаны на глиняных табличках. - Столицей Ассирийского царства был город Ниневия, где находился царский дворец. - Достигнув невероятного могущества, Ассирийская держава в 612 г. до н. э. всё же прекратила своё существование!!! А библиотека уцелела!!! - Почему??? - Найдите ответ на вопрос на стр. 89 На этом наше путешествие по Ассирии подходит к концу. | Работают с иллюстрациями слайд 16-17 Слайд 18-20, запись в рабочий лист - находят информацию в учебнике, отвечают на вопрос | |
7 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление) 4 – 5 мин. | Давайте оглянемся назад и вспомним основные этапы пройденного пути. Игра «да-нет»
В рабочей тетради задание № 73 стр. 56 | - формулируют мнение и аргументируют ответ Слайд 21 |
8 этап. Рефлексия и оценивание 4 мин. | Организует рефлексию, самооценку. Интрига: Что в «черном ящике»? В черном ящике находятся 2 материала, очень распространенные в Ассирийской державе. Один из них они использовали и для строительства и, даже, для изготовления писчего материала. А благодаря освоению второго, в Ассирии успешно развивалось земледелие и ассирийская армия стала самой сильной в мире. Теперь мы с вами можем ответить на вопрос поставленный в начале урока: Какое значение в судьбе Ассирийской державы играло открытие железа? На уроке я узнал… Было интересно… Было трудно…. Я понял что… Я научился…. Выставляет и комментирует оценки. | - фиксируют настроение. - оценивают свою работу на уроке Слайд 22 Слайд 23 |
9 этап. Домашнее задание 2 мин. | Домашнее задание: Инвариантная часть: параграф 18, вопросы 1-5. Вариативная часть: выполнить рисунок на тему: «Переход к железному веку – это благо или зло для человечества?». | Слайд 24 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Опорные слова: Восточнее Верхнее течение Севернее Средиземное море Река Тигр Вавилон Ассирия
Держава – большое и сильное государство
ТЕМА УРОКА: А ССИРИЙСКАЯ ДЕРЖАВА
познакомить учащихся с изменениями, произошедшими после того, как люди освоили железо, о причинах возникновения и падения могущественной военной державы ассирийцев. ЦЕЛИ УРОКА 1.Освоение железа. 2. Ассирийское войско. 3. Завоевания ассирийских царей. 4. Царский дворец, столица державы. 5. Ашшурбанапал , библиотека глиняных книг. ПЛАН УРОКА
ПроБлемный вопрос: Какое значение в судьбе Ассирийской державы играло открытие железа?
ОСВОЕНИЕ ЖЕЛЕЗА Изделия из железа Железная руда похожа на рыхлую рыжую землю (слово «рудый» означает «рыхлый»). Долгое время никто и не подозревал, что из мягкой, рыхлой земли можно получить твердое и крепкое вещество. Правда, железо было знакомо людям еще в глубокой древности: время от времени на землю падают из космического пространства метеориты, которые содержат в себе железо. Поэтому многие древние народы называли железо «небесным камнем». Как вы думаете, почему железные орудия были выгоднее медных и бронзовых?
Обрабатывать железо люди начали около X в. до н. э. Железо было прочнее меди и бронзы ОСВОЕНИЕ ЖЕЛЕЗА Ассирийские железные орудия
Ассирия - горная страна, богатая залежами железной руды. Г лавным занятием жителей было скотоводство и охота. Наличие залежей железной руды, в которой н уждались Вавилон и Египет, способствовали тому, что вторым занятием жителей Ассирии стала торговля . Ассирия в первой половине 7 века до н.э.
АССИРИЙСКОЕ ВОЙСКО В 8-м веке до н. э. Армия ассирийцев стала самой сильной в мире. Ассирийский воин
Посмотрите на изображения, из каких родов войск состояла ассирийская армия?
Назовите, что использовали ассирийцы для штурма крепостей? Ассирийский воин,переправляющийся через реку на кожаном мешке.
ЗАВОЕВАНИЯ АССРИЙСКИХ ЦАРЕЙ Работая с картой и текстом учебника на стр. 87-88 п . 3, документ 2 и 3 в рабочем листе составьте схему завоеваний Ассирии. 1) С какой целью ассирийские цари совершали военные походы? 2) Что забирали с собой в качестве добычи воины? 3) Какой характер носили войны, которые вели цари Ассирии?
ЗАВОЕВАНИЯ АССРИЙСКИХ ЦАРЕЙ В 8-7 ВВ. ДО Н. Э. Возвращение войска в Ниневию. Царей покорённых стран запрягли в колесницу ассирийского владыки
В 8 – 7 вв. до н.э. столицей Ассирии была Ниневия. Название города связано с богиней Нив. Дворец ассирийских царей был построен на искусственном холме и походил на крепость. Его окружала белая стена с зубчатыми башнями. С двух сторон у ворот стояли огромные изваяния добрых духов — крылатых ЦАРСКИЙ ДВОРЕЦ быков с человеческим лицом. У них пять ног — спереди казалось, что они стоят, а сбоку, что идут. Дворец в Ниневии
Стены комнат были покрыты росписями и рельефами, вырезанными на каменных плитах и раскрашенными. Чаще всего это сцены из жизни самого царя. Вот он мчится на колеснице, вот охотится на львов, вот принимает послов, которые распростерлись перед троном и целуют пол у его ног. ЦАРСКИЙ ДВОРЕЦ Охота Ашшурбанапала . Рельеф из дворца Ашшурбанапала в Ниневии
БИБЛИОТЕКА ГЛИНЯНЫХ КНИГ Несмотря на свою жестокость, ассирийские владыки не чуждались просвещения. В их дворцах создавались библиотеки. Самая знаменитая из них - библиотека царя Ашшурбанапала . Ее обнаружили во время раскопок в Ниневии. Эта библиотека представляет собой собрание сотен тысяч глиняных табличек, покрытых клинописью. Но это не просто груда табличек. В библиотеке Ашшурбанапала
БИБЛИОТЕКА ГЛИНЯНЫХ КНИГ Сам Ашшурбанапал в своей надписи с гордостью сообщает, что его «ухо было открыто для знания» и что он учился толковать язык звезд и постигать умножение и деление. Одна из его табличек гласит: «Отрадой для меня было повторять наизусть дивные творения на темном шумерском и на трудном для запоминания аккадском». Ашшурбанапал
Власть Ассирии вызывала всеобщую ненависть. Логово льва” – так называли порабощенные народы Ассирию, а ее столицу дворец сожжен. ПАДЕНИЕ АССИРИЙСКОЙ ДЕРЖАВЫ Гибель Ниневии Ниневию -город крови. После долгой осады в 612 году до н.э. Ниневия была взята, а царский дворец сожжен. Вопрос: Почему Ассирия пала, а библиотека уцелела?
ПроБлемный вопрос: Какое значение в судьбе Ассирийской державы играло открытие железа?
На уроке я узнал… Было интересно… Было трудно…. Я понял что… Я научился….
Домашнее задание: Инвариантная часть: параграф 18, вопросы 1-5. Вариативная часть: Выполнить рисунок на тему: «Переход к железному веку – это благо или зло для человечества?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку в 5 классе по истории Древнего мира на тему: "Персидская держава"
Данная презентация внесет в школьный урок элемент новизны, повысит интерес учащихся к приобретению знаний....
урок по истории Древнего мира на тему :"Древний Египет"
Данный урок предназначен для 5 класса и соответствует требованиям ФГОС ООО...
Разработка урока по истории Древнего мира по теме «Боги древнего Египта» для 5 класса.
Разработка урока может использоваться в 5 классе при изучении темы «Боги древнего Египта».Ход урока сопровождается презентацией.Используется технология развивающего обучения....
Разработка урока по истории Древнего мира по теме: "Персидская держава "Царя царей".
Изучить географическое положение Персии. Установить взаимосвязь природы и климата, их влияние на характер хозяйственной деятельности персов....
Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме "Искусство Древнего Египта" 5 класс
Технологическая карта урока по всеобщей истории в 5 классе по теме «Искусство Древнего Египта» по УМК Вигасина А.А., Годер Г.И., Свенцицкой И.С. «Всеобщая истор...
Урок по истории Древнего мира на тему: "Древняя Спарта"
Открытый урок...
Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Искусство Древнего Египта".
Данный материал содержит технологическую карту урока истории Древнего мира по теме: Искусство Древнего Египта. Добавлен рабочий лист....