Конспект урока по истории в 5 классе "Древняя Индия"
план-конспект урока по истории (5 класс)
Разработка конспекта урока по истории в 5 классе по теме "Древняя Индия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_drevnyaya_indiya.docx | 27.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Древняя Индия»
Предмет: история
Класс: 5
Тема урока | Место урока по теме | ||
Природа и население Древней Индии | 24 | ||
Тип урока | Формы, приемы, методы | ||
Урок открытия нового знания | Индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в группах, парах | ||
Цель урока | |||
Сформировать представление о природе, месторасположении, занятиях жителей Древней Индии. | |||
УУД | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
Развитие умений: анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию; читать историческую карту с опорой на легенду; | Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. | Уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку. |
План-конспект занятия
Этап занятия | Задачи этапа | Содержание этапа | Время этапа | Планируемые результаты | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
1. Мотивационно-целевой | Создание положительного настроя, доброжелательной и рабочей атмосферы. Мотивация учащихся на активную работу на занятии. Совместная формулировка темы и задач урока. | 1. Организация работы по развитию познавательной активности учащихся и созданию комфортных условий для взаимодействия. Добрый день, ребята! 2. Создание проблемной ситуации на занятии. Задание для учащихся: - Ребята, перед вами утверждения. Отметьте знаком + те, которые вы считаете верными.
- Ребята, какое из утверждений вам было сложнее всего оценить и почему? - Сегодня как вы понимаете, мы и познакомимся с государством Древняя Индия? Что мы должны о нем узнать? Учитель выслушивает ответы детей. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку Работают в парах, оценивают утверждения, если в утверждении есть ошибка, исправляют ее. После выполнения работы учащиеся презентуют свои ответы. При наличии исправляют свои ошибки или ошибки выступающих. Слайд 1 Слайд 2 Учащиеся отвечают, что последнее утверждение было самым сложным, так как еще не изучали Древнюю Индию, и они не знают кто такие брахманы. Учащиеся определяют цели и задачи урока (по карте найти месторасположение Индии, узнать природные условия и занятия жителей Индии и т.д.) | 10 мин. | Коммуникативные УУД: умение работать с информацией, работать в паре, вступать в диалог с учителем. Личностные УУД: умение проявлять познавательный интерес. Коммуникативные УУД: умение формулировать свои мысли в устной форме, высказывая свои предположения, идеи. |
2. Актуализация знаний | Формирование познавательной и творческой активности учащихся. Развитие мышления, памяти, воображения, внимания. Расширение словарного запаса учащихся | Ребята, как обычно мы начинаем изучать новое государство с его географического положения. Для этого давайте воспользуемся картой в учебнике (стр. 93) и ответим на вопросы: 1. Где находится Индия (Южная Азия, п-ов Индостан) 2. Какие моря омывают Индию (Аравийское море, Бенгальский залив, Индийский океан) 3. Какие горы защищают Индию с севера (Гималаи) 4. Какие реки протекают в Индии (Инд и Ганг) Учитель выслушивает ответы детей, помогает им формулировать правильные ответы. - Ребята, мы узнали о географическом положении Индии. А теперь давайте попробуем определить, природно-климатические условия Индии и чем занимаются ее жители. Учитель при помощи презентации обобщает ответы учащихся, рассказывая о природе Индии и занятиях ее населения. Проблемное задание - Ребята, сейчас я хочу прочитать вам письмо одного путешественника, который побывал в Индии. В нем он описывает все, что он там увидел. Давайте выясним, правду ли рассказывал путешественник. Учитель читает письмо: «Если бы ты знал, какая удивительная страна Индия! Там на кустах растет белая шерсть. Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани… Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становиться твердым и хрустит на зубах подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного меда!» После ответов учащихся учитель показывает слайд с картинками хлопка и сахарного тростника
| Работают в парах, изучают карту и находят ответы на вопросы. Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5и 6 После выполнения работы учащиеся презентуют свои ответы. При необходимости исправляют друг друга. Учащиеся высказывают предположения о природно-климатических условиях Индии и занятиях ее жителей исходя из жизненного опыта и работы с картой. (предполагают как в условиях джунглей можно заниматься земледелием, что выращивали жители Древней Индии, какой скот разводили). Учащиеся обобщают и систематизируют знания заполняя таблицу «Природно-климатические условия и занятия населения государств Древнего Востока». (Слайд 7-9) Дети слушают учителя, а затем, пытаются выяснить, о чем рассказывал путешественник в письме. После обсуждения презентуют свои ответы-предположения: Слайд Первое растение - хлопок, Слайд 10 второе – сахарный тростник. Слайд 11 Дети делают выводы о земледельческих культурах, которые выращивали индийцы. | 15-20 мин. | Личностные УУД: умение проявлять познавательный интерес. Познавательные УУД: умение приобретать новые знания. Коммуникативные УУД: умение слушать, высказывать свою точку зрения, аргументировать свой ответ. Коммуникативные УУД: умение вступать во взаимодействие со сверстниками. Познавательные УУД: умение воспринимать информацию в различной форме, умение анализировать, сравнивать полученную информацию. Регулятивные УУД: умение действовать по плану, определенному заданию. |
Физминутка | Учитель приглашает ребят встать в круг: | Ребята выполняют задания учителя Рассаживаются по подгруппам | |||
4. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации | Заполнение таблицы | После того как учащиеся распределились по группам, учитель просит поработать с текстом учебника (Документ «Законы Ману») и выяснить, что из себя представляло население Индии, заполнив таблицу «Группы индийского общества». Приложение 1 Текст документа «Законы Ману» «А ради процветания миров Брахма создал из своих уст, рук, бедер и ступней (соотвественно) брахмана (жреца), кшатрия (воина), вайшья (земледельца) и шудру (слугу)…А для сохранения всей этой Вселенной он, пресветлый Брахма установил особые занятия. Обучение, изучение Веды (сборника древних гимнов), жертвоприношения для себя и для других, раздачу и получение милостыни установил для брахманов. Охрану подданных, раздачу … он указал для кшатриев. Пастьбу скота … торговлю, земледелие для вайшьев. Но только одно занятие Владыка указал для шудры – служение всем со смирением. Учитель выслушивает ответы детей, помогает им сделать выводы о кастовом делении индийского общества. Приложение 2 | Участники групп знакомятся с документом и заполняют таблицу. Слайд 12 После выполнения задания, группы презентуют свои ответы, задают вопросы другой команде, оценивают друг друга. Делают выводы о том, что население Древней Индии состояло из 4 групп, у каждой группы (касты) были свои права и обязанности, которые они неукоснительно должны были соблюдать. Слайд 13 Находят в учебнике определение термина «каста». Делают записи в тетради нового термина. | 10-15 мин. | Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество, договариваться с товарищами, работать в группе. Личностные УУД: умение соблюдать этические нормы поведения. Регулятивные УУД: умение оценивать свои действие в соответствии с поставленной задачей. |
5. Подведение итогов урока. Рефлексия | Систематизация материала. Рефлексия. Выявление впечатлений учащихся, понимания ими цели и задач, поставленных и решенных на уроке. | 1. Учитель организует подведение итогов урока, вовлекая учащихся в рефлексию их деятельности. 2. Учитель дает учащимся домашнее задание. | Называют плюсы урока и его минусы, что было интересным на уроке, что показалось сложным. Заполняют таблицы оценивая свою работу на уроке (см. приложение 3) | 5 мин | Личностные УУД: уметь осуществлять самоанализ полученных знаний, оценивать свои достижения на занятии, достижения команды в целом. |
Приложения к уроку
Приложение 1.
Заполните таблицу «Природно-климатические условия и занятия населения государств Древнего Востока»
(таблица заполняется по мере изучения государств)
Название | Географическое положение | Реки, моря | Природно-климатические условия | Занятия населения |
Древний Египет | ||||
Междуречье | ||||
Финикия | ||||
Ассирия | ||||
Индия | ||||
Китай |
Приложение 2
Группы индийского общества (заполняется на основании документа «Законы Ману»)
Название группы индийского общества | Занятия |
1 | |
2 | |
3 | |
4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Природа и люди Древней Индии". 5 класс
Урок-путешествие с использованием элементов игровой и проблемно-поисковой технологии, можно использовать презентацию и кинофрагменты из фильма "Садко"....
Конспект урока по истории "За три моря в Индию" (5 класс)
Урок по курсу "История Древнего мира"...
Контрольная работа на курсах повышения квалификации.План-конспект урока: Природа и люди Древней Индии", в соответствии с ФГОС ООО
План-конспект «Природа и люди Древней Индии», в соответствии с ФГОС ООО, приложениеТаблица 2 Перечень используемых на данном уроке ЭОР...
Конспект урока "Природа и люди Древней Индии"
Разработка урока по истории " Природа и люди Древней Индии" может быть использована на уроках истории в 5 классе.Урок создает образное представление учащихся о природе, о...
Конспект урока по Истории Древнего мира в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"
Содержание урока "Природа и люди Древней Индии" соответствует требованиям современного образовательного стандарта. Урок сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации....
Конспект урока по истории Тема "Образование державы Маурьев в Индиил"
Конспект урока по истории для учеников 5 класса к учебнику Древней истории. Автор Михайловский....
открытый урок по истории "Просветление" Древней Индии"
Данный материал содержит конспект урока по истории для 5 класса...