Конспект урока по истории Тема "Образование державы Маурьев в Индиил"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Горохова Нина Владимировна

Конспект урока по истории для учеников 5 класса к учебнику Древней истории. Автор Михайловский. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

Конспект урока по истории для 5 класса

к учебнику Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира»

Подготовила:

учитель истории

МБОУ «Средняя  школа № 5»

Горохова Нина Владимировна

Курск - 2016

Тема: Образование державы Маурьев в Индии

Цель:  формирование представлений о развитии Древней Индии в железном веке и образовании державы Маурьев

Планируемые результаты урока:

Личностные: понимание культурного многообразия мира на примере Древней Индии. Познавательный интерес к истории, процессу научного познания. Понимания закономерного появления великих держав в процессе исторического развития. Формирование устойчивого познавательного интереса к истории. Воспитание чувства взаимоуважения. Уважение к памяти народа Древней Индии и его истории.

Метапредметные: умение структурировать учебный материал, давать определение понятиям. Умение делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Умение планировать выполнение заданий учителя, представлять результаты работы. Развивать навыки самооценки и самоанализа.

Предметные: знание особенностей природных условий Древней Индии и занятий населения, а также истории образования и расцвета державы Маурьев, культурных достижений и религиозных верований. Умение показывать на карте территорию державы Маурьев. Описание памятников древнеиндийской культуры.

Понятия: Джунгли, варна, брахман, шудра, буддизм, Ашока, Гаутама.

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Оборудование:

1. Михайловский Ф.А. История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – 8-е изд. – М: Русское слово, 2012.

2. Рабочая тетрадь к учебнику Ф. А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира» С. А. Жукова.

3. Карта Древняя Индия и Китай,

4.Презентация, приложения, кроссворд.

Форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы: частично-поисковый, проблемный.

Освоение программного материала по теме урока: учащиеся должны уметь называть основные географические объекты полуострова Индостан, уметь рассказать о природе и основных занятиях жителей Древней Индии.

Расширение кругозора, развитие познавательного интереса и желания самостоятельно изучать историю и культуру Индии.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Наглядность/ примечания

  1. Актуализация знаний

2.Постановка цели и задач урока

3. Первичное усвоение новых знаний

4.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

5. Первичное закрепление

6. Рефлексия

Приветствие.

- Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами!

У меня хорошее настроение, а какое у вас?

- Выберите смайл вашего настроения, отложите его на край стола.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, необходимо вспомнить,  какие цивилизации вы уже изучали, какие события Древнего мира уже знаете.

Отгаданную страну укажите на карте.

Отгадайте кроссворд

1.Эта страна, в которой сохранилось до наших дней первое чудо света (Египет)

2. Столица царства, в котором правил царь Хаммурапи.( Вавилон)

3. Страна, располагающаяся между двух рек (Междуречье)

4. В этой стране был изобретен алфавит. (Финикия)

5. Страна, которая первая овладела железом.(Ассирия)

6. Какие исторические периоды знаете?

7. Напомните мне, о каком историческом периоде вы говорили на прошлом уроке? ( О железном веке)

- О каком государстве мы будем сегодня говорить?

- Что вы уже знаете о Древней Индии?

- Посмотрите на карту и покажите территорию Хараппской цивилизации.

Железный век также наступил и в Индии и Китае.

Сформулируйте тему нашего урока.

Рассказ учителя об особенностях железного века.

И сегодня мы поговорим о развитии Древней Индии в железном веке и образовании державы Маурьев.

Вопрос урока: как образовалась новая держава в Индии.

Посмотрите на наш маршрут урока.

Рассказ учителя об индоариев.

Учитель по карте показывает расселение ариев.

- Какие источники свидетельствуют, что в прошлом индоарии были кочевниками.

- Какие  полноводные реки проходили через Индию?

2.Цивилизация в долине Ганга.

Прочитайте текст на странице 111. Ответьте на вопросы:

  1. Что такое джунгли?

2.Основные занятия индийцев в железном веке?

3. Почему в долине р.Ганг возникает цивилизация именно в железном веке?

3.Верования древнейших индийцев

О верованиях и приходе ариев мы узнаем из письменных источников.

Рассказ учителя о поэмах « Махабхарат» и «Рамаяна»

- Какое верование было в Индии?

Учитель рассказывает о разных богах Древней Индии.

Брахма – создатель и правитель мира.

Вишну – хранитель мира, борец с силами зла.

Шива – разрушитель

Ганешу – бог мудрости и благополучия.

Инду – бог грома и молнии

Агни – бог огня.

Как вы думает, что индийцы говорили о душе человека?

Прочитайте текст на с. 113.

В чем состоят особенности верования древних индийцев?

Рассказ о Будде

Выпишите из словарика.

- Что нового содержалось в учении Будды?

Физминутка «Музыка деа деа»

4.Индийские варны.

Назовите признаки индийской  цивилизации ?

- Общественное неравенство тоже является признаком цивилизации. Население Индии тоже разделялось на группы. Сейчас мы поработаем в группах. Всем необходимо прочитать п. 3 Индийские варны и ответить на вопросы.

А) Работа учащихся в творческих группах: учащиеся слушают презентацию учителя о кастах и составляют таблицу.

1-я группа учащихся:

Название касты        

1. Жрецы (брахманы)                          

2. Знатные воины (кшатрии)                          

3. Земледельцы (вайшьи)                          

4.Слуги (шудры), «неприкасаемые»                          

2-я группа отвечает на проблемные вопросы:

– Что такое каста?

– Какие касты существовали в Индии?

– Откуда произошли касты?

– Как индийцы объясняли появление каст?

– Из каких частей тела бога Брахмы были созданы эти касты?

3 группа высказывает свое мнение.

Деление людей на касты:

А) правильно, т.к. каждый знает, что ему можно, что нельзя;

Б) неправильно, т.к. у людей должны быть равные возможности;

В) справедливо для того времени;

Г) несправедливо для любого времени;

Д) безнравственно.

– Почему вы так думаете?

Учащиеся представляют свои результаты.

5.Держава Маурьев

В III веке до н.э. почти вся Индия включая, долины Инд и Ганг, была впервые объединена под властью царей из династии Маурьев. Наибольшего рассвета держава Маурьев при царе Ашоке. Управлять страной было непросто. Стремясь, сплотить многочисленное население страны, Ашока отказался от учения брахманов и принял новую религию – Буддизм.

Работа по рабочей тетради № 3.

 -Каким путем Ашока образовал державу?

- Из кого состояла армия Ашока?

Чем занимался царь?

- Какую религию он распространяли и исповедовал?

- Что нового для государства сделал царь?

Почему Индия долгое время оставалась раздробленной на множество государств?

- Помог ли буддизм царю Ашоке управлять страной?

Работа с контурной картой «Древний восток. Индия и Китай»

Задания: Закрасьте территорию государства Маурьев в III веке.

Подведем итоги нашего урока:

Почему появилась новая держава в долинах рек Инд и Ганг?

- Какая династия основала это государство?

- Из каких письменных источников мы узнаем о жизни, веровании и войнах в Индии?

Какие религии были распространены в Древней Индии?

Домашнее задание : параграф 19. Рабочая тетрадь № 4. С 47

Какие задания вам понравились?

- Что нового вы бы хотели узнать о Индии?

- Выберите смайлик своего настроения. У кого изменилось?

Здороваются.

Выбирают смайл своего настроения.

Ответы: Египет, Вавилон, Междуречье, Финикия, Ассирия, каменный век, железный век.

Ответ: Об Индии

Записывают в тетради дату, тему «Образование держава Маурьев в Индии»

Показывают по карте территорию Хараппской цивилизации. 3-2 тыс. до н.э.

Ответы: 1. Непроходимые тропические леса.

2.Вырубали деревья, земледелие, изготавливали тонкие ткани.

3.Т.к с помощью железных топоров можно было очистить берега реки от деревьев, появилось прочное оружие, с помощью которого можно было присоединить новые земли.

Слушают, записывают названия поэм Древней Индии.

Рассматривают иллюстрации.

Ответ: Она переходит в другие предметы или переселяется в животных.

Слушают, делают записи.

Ответ: Вера в единого бога, это мировая религия.

Работа в группах.

1-я группа учащихся:

Название касты        

1. Жрецы (брахманы)                          

2. Знатные воины (кшатрии)                  3. Земледельцы (вайшьи)                  

4.Слуги (шудры), «неприкасаемые»                          

Ответ: Касты- это неравноправные группы в Индии.

Произошли по легенде от частей бога Брахмы.

Ответ: Б

Работа по рабочей тетради, заполнение контурной карты, выполнение задания № 3.

Выбирают новый смайл своего настроения.

Отвечают на вопросы.

Делятся впечатлениями.

На партах лежат смайлы

На доске кроссворд, на экране карта.

Карта «Древняя Индия»

Показ по карте расселение ариев по берегам Инд и Ганг.

Звучит аудиозапись

Задания находятся на партах.

Учебник

Смайлы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Ассирийская держава"

Конспект открытого урока и презентация к нему....

Конспект урока по истории "За три моря в Индию" (5 класс)

Урок по курсу "История Древнего мира"...

Урок по истории "Персидская держава" ( 5 класс) с использованием ИКТ.

Урок по истории "Персидская держава" ( 5 класс) с использованием ИКТ....

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе "Ассирийская Держава"

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по ФГОС "Ассирийская держава" с приложением...

Конспект урока по теме: "Ассирийская держава"

Конспект урока истории в 5 классе...

Конспект урока по Истории Древнего мира в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"

Содержание урока "Природа и люди Древней Индии" соответствует требованиям современного образовательного стандарта. Урок сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации....

Конспект урока по истории в 5 классе "Древняя Индия"

Разработка конспекта урока по истории в 5 классе по теме "Древняя Индия"...