открытый урок по истории "Просветление" Древней Индии"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Борискина Яна Геннадьевна

Данный материал содержит конспект урока по истории для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Просветление" Древней Индии44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по истории

«Просветление» Древней Индии»

 5 «В» класс

Цели урока по линиям развития личности:

Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.

Из фактов истории эпохи Древнего мира научить выявлять теоретические признаки цивилизации и делать вывод о наличии или отсутствии этих признаков в истории Древней Индии, используя такие понятия, как «Древняя Индия», «Будда», «буддизм».

Линия 3. Историческое мышление.

Анализируя основные идеи о божестве, человеке и его судьбе, научить выявлять причины широкого распространения буддизма среди жителей Древней Индии.

Линия 4. Нравственное самоопределение.

Сравнивая систему нравственных ценностей, заложенную в учении Будды, с ценностями библейской религии древних евреев, научить выявлять общие гуманистические принципы древних цивилизаций Востока.

Линия 5. Культурное, гражданско-патриотическое самоопределение.

Научить определять и объяснять свои оценки учения Будды с позиции человека XXI века.

Обязательный минимум содержания: Древняя Индия, занятия жителей, возникновение государств, Будда и буддизм (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе).

План урока

Проблема урока: Почему учение Будды нашло столько сторонников?

Поиск решения:

1.Какой была Индия до Будды:

- как стала цивилизацией;

- какой стала цивилизацией?

Примерный вывод по проблеме: в Индии до Будды был особый порядок в обществе, где положение человека зависело не от его способностей, а от его принадлежности к той или иной варне. Судьба человека была определена его рождением, так как при жизни переход из одной варны в другую был невозможен.

2. Что и кому понравилось в буддизме?

Примерный вывод по проблеме: учение Будды нашло много сторонников, так как их прельщали новые нравственные нормы: все равны перед нирваной, независимо от происхождения. Спасение – в отказе от желаний. До появления буддизма сложившаяся система индийского общества (деление на варны) была освещена богами, и никто не посягал на «божественную» власть жрецов. Вера в переселение душ ограничивала количество недовольных , так как мало кто хотел в следующей жизни родиться животным или насекомым. Однако железный век внес свои изменения в общество. Веками складывающийся порядок мог быть разрушен, так как удачливые торговцы и ремесленники из шудр и вайшьев становились богаче многих знатных брахманов и кшатриев. Появилось много недовольных варновой системой. Буддизм возник и распространился в Индии как сила, противостоящая тем изменениям в жизни общества, которые принес железный век.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

– Ребята, вы, наверное, заметили, что в каждом населённом пункте есть храм, куда люди ходят молиться Богу. Как вы думаете, зачем люди обращаются к Богу?

– Вспомните, какие древние религии

появились в эпоху Древнего мира.

– Вот и Антошка считает, что древние религии обещают людям счастье и удовольствие.

Давайте узнаем, как на это возразил Источниковед. Откройте учебник на с. 107. Начинаем читать диалог главных героев – слова Источниковеда.

– Какой пример привёл Источниковед?     П3

– Какое мнение высказал Антошка? П3

Фиксируем на доске:

Антошка:

Учение Будды – отказ от удовольствий – вряд ли прельщало людей. (слайд 2)

– Какие факты привёл Археолог?        П3 Прочитайте.

Фиксируем на доске:

Археолог:

Половина жителей Индии была

буддистами.

– Сравните мнение Антошки и факты, приведённые Археологом. Какое

тут противоречие?    Р1

– Какой возникает вопрос?                 Р1

Фиксируем на доске проблему:

Почему учение Будды нашло столько сторонников?

Могут прозвучать ответы:

«попросить помощи у Бога в делах», «чтобы поправить здоровье» и т.д.

Вспоминают, во что верили египтяне, жители Междуречья, религию древних евреев, учение Заратуштры.

Делают вывод о том, что если люди будут молиться, совершать религиозные обряды, то в жизни им будет сопутствовать удача, благополучие,

богатство.

Работают с текстом учебника, с. 107.

– Источниковед рассказал об учении Будды, главной целью которого

является отказ от удовольствий.      П3

– Антошка считает, что за таким учением вряд ли люди пошли. П3

 

– Археолог утверждает, что к началу новой эры половина жителей Индии были буддистами.    П3

Регулятивные УУД

1. Определять цель – проблему.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность.

4. Работать по плану.

5. Оценивать степень и способы достижения цели.

Познавательные УУД

1. Выделять причинно-следственные связи.

2. Анализировать, строить логически обоснованные рассуждения.

3. Выделять главное.

4. Находить в разных источниках достоверную информацию.

5. Определять понятия.

6. Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.

7. Делать вывод.

Коммуникативные УУД

1. Организовывать работу в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

2. Осознавать целостность мира и многообразие взглядов.

II. Версии.

– Какие у вас будут версии решения проблемы?             Р2

Фиксируем на доске версии:

1) учение объясняло смысл жизни;

2) оно вселяло надежду на хорошие изменения.

Могут сказать, что учение Будды объясняло то, что было непонятно, вселяло надежду иметь то, чего не хватало в жизни.     Р2

III. Актуализация знаний.

– Что мы уже знаем для решения проблемы урока? Давайте вспомним.

После выполнения заданий в Рабочей тетради организовываем индивидуальную самооценку          Р5 

Выполняют задание № 1, 2 из Рабочей тетради на с. 61.

П1 П5

IV. Планирование деятельности.

– Какие вопросы нам необходимо рассмотреть для решения проблемы?

Записываем план действий:        Р4

Надо узнать:

1. Какой была Индия до Будды?

2. Что привлекало в буддизме людей?

Могут сказать, что надо узнать, чем

занимались жители Индии, что умели, какие у них были правила, законы, какие существовали традиции, во что верили.              Р4

V. Поиск решения проблемы. Открытие нового знания.

– Итак, мы с вами не случайно вспомнили два значения понятия «цивилизация».

– Используя текст в учебнике (пункт 1,

с. 107–108, пункт 2,

с. 108–109), докажите, что жители Индии взошли на ступень цивилизации.

П 3  П4  П6   К 3

Задания № 3, 4 из Рабочей тетради на

с. 62.

– Поработайте в парах, обсудите, что могло нравиться, а что нет древним индийцам в делении на варны. К1  П1  К3

– Сделайте предварительный вывод по проблеме урока. К2  П7

Индивидуально, самостоятельно работают с текстом учебника.

При проверке данного задания ученики называют факты из текста, указывающие на признаки цивилизации в Индии:

– орошаемое земледелие;

– приручение слонов (животноводство);

– города;

– раджи-цари;

– налоги (половину урожая отдавали радже);

- деление общества на варны;

- письменность (гимны богам, легенды о героях, перечни доходов), древнеиндийские поэмы («Махабхарата», «Рамаяна»).

Работают в парах.

Могут сказать, что в Индии до Будды был особый порядок в обществе, где положение человека зависело не от его способностей, а от его принадлежности к той или иной варне. Судьба человека была определена его рождением, так как при жизни переход из одной варны в другую был

невозможен.

– Как называлось новое религиозное учение, появившееся в Древней Индии в середине I тыс. до н.э.?

– Прочитайте пункт 3, с. 109–111 и ответьте на вопрос: какие черты учения Будды привлекали жителей Индии?    Л1

Задание № 5 из Рабочей тетради, с. 63.

– Сделайте вывод по проблеме.         П7   К3

– Распространение буддизма привело к восстановлению равновесия в индийском обществе. С одной стороны, Будда учил, что нирваны может достичь представитель любой варны, всё зависит не от происхождения, а от личных качеств. С другой стороны, Будда не призывал бороться с варновой системой, необходимо было лишь отказаться от всех желаний и как бы отстраниться от окружающих проблем.

Индивидуально, самостоятельно

работают с текстом учебника (п. 3, с. 109–111).

– Великая идея равенства духовных

возможностей людей вместо варн;

– путь спасения – избавление от желаний, отказ от человеческих соблазнов и пороков;

– состояние нирваны.

– Учение Будды нашло много сторонников, так как их прельщали новые нравственные нормы: все равны

перед нирваной, независимо от происхождения. Спасение – в отказе от желаний.

VI. Выражение решения.

– Какой ответ на основной вопрос

урока мы можем дать?            К3  П7

Предполагаемый вывод по проблеме:

К3  П7

– Буддизм привлекал многих людей

новыми нравственными ценностями, которые предполагали в первую очередь духовное равенство перед нирваной независимо от происхождения. Как нравственно-религиозные нормы

оказывают влияние на общество, так и изменения в состоянии общества порождают новые религиозные и

нравственные учения.

VII. Применение нового знания.

– Можно ли считать, что в Древней Индии к VI веку до н.э. сложилась своя особая, отличная от других цивилизация? П3  П7  К2 

Отвечают во фронтальном диалоге.

VIII. Домашнее задание.

параграф 17      П3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок на тему "Древняя Индия"

Класс: 5Тип урока: Урок изучения нового материалаЦели урока:·        формирований представлений о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Дре...

ОТКРЫТЫЙ УРОК НА ТЕМУ "ПРИРОДА И ЛЮДИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ"

Конспект урока истории по теме «Природа и люди Древней Индии» и презинтация....

методическая разработка открытого урока по ФГОС по теме: "Культура и общество Индии"

        Индия – является одной из англоговорящих стран, где английский язык активно применяется в образовательной сфере, в области бизнеса и развития IT-технологий. С ...

Морской путь в Индию. Открытый урок географии в 5 классе

Открытое урок в рамках проекта PLC “Развитие навыков смыслового чтения как залог успешного обучения»...