открытый урок по истории "Просветление" Древней Индии"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Данный материал содержит конспект урока по истории для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Просветление" Древней Индии | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по истории
«Просветление» Древней Индии»
5 «В» класс
Цели урока по линиям развития личности:
Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.
Из фактов истории эпохи Древнего мира научить выявлять теоретические признаки цивилизации и делать вывод о наличии или отсутствии этих признаков в истории Древней Индии, используя такие понятия, как «Древняя Индия», «Будда», «буддизм».
Линия 3. Историческое мышление.
Анализируя основные идеи о божестве, человеке и его судьбе, научить выявлять причины широкого распространения буддизма среди жителей Древней Индии.
Линия 4. Нравственное самоопределение.
Сравнивая систему нравственных ценностей, заложенную в учении Будды, с ценностями библейской религии древних евреев, научить выявлять общие гуманистические принципы древних цивилизаций Востока.
Линия 5. Культурное, гражданско-патриотическое самоопределение.
Научить определять и объяснять свои оценки учения Будды с позиции человека XXI века.
Обязательный минимум содержания: Древняя Индия, занятия жителей, возникновение государств, Будда и буддизм (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе).
План урока
Проблема урока: Почему учение Будды нашло столько сторонников?
Поиск решения:
1.Какой была Индия до Будды:
- как стала цивилизацией;
- какой стала цивилизацией?
Примерный вывод по проблеме: в Индии до Будды был особый порядок в обществе, где положение человека зависело не от его способностей, а от его принадлежности к той или иной варне. Судьба человека была определена его рождением, так как при жизни переход из одной варны в другую был невозможен.
2. Что и кому понравилось в буддизме?
Примерный вывод по проблеме: учение Будды нашло много сторонников, так как их прельщали новые нравственные нормы: все равны перед нирваной, независимо от происхождения. Спасение – в отказе от желаний. До появления буддизма сложившаяся система индийского общества (деление на варны) была освещена богами, и никто не посягал на «божественную» власть жрецов. Вера в переселение душ ограничивала количество недовольных , так как мало кто хотел в следующей жизни родиться животным или насекомым. Однако железный век внес свои изменения в общество. Веками складывающийся порядок мог быть разрушен, так как удачливые торговцы и ремесленники из шудр и вайшьев становились богаче многих знатных брахманов и кшатриев. Появилось много недовольных варновой системой. Буддизм возник и распространился в Индии как сила, противостоящая тем изменениям в жизни общества, которые принес железный век.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | Формирование УУД, технология оценивания |
I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. | – Ребята, вы, наверное, заметили, что в каждом населённом пункте есть храм, куда люди ходят молиться Богу. Как вы думаете, зачем люди обращаются к Богу? – Вспомните, какие древние религии появились в эпоху Древнего мира. – Вот и Антошка считает, что древние религии обещают людям счастье и удовольствие. Давайте узнаем, как на это возразил Источниковед. Откройте учебник на с. 107. Начинаем читать диалог главных героев – слова Источниковеда. – Какой пример привёл Источниковед? П3 – Какое мнение высказал Антошка? П3 Фиксируем на доске: Антошка: Учение Будды – отказ от удовольствий – вряд ли прельщало людей. (слайд 2) – Какие факты привёл Археолог? П3 Прочитайте. Фиксируем на доске: Археолог: Половина жителей Индии была буддистами. – Сравните мнение Антошки и факты, приведённые Археологом. Какое тут противоречие? Р1 – Какой возникает вопрос? Р1 Фиксируем на доске проблему: Почему учение Будды нашло столько сторонников? | Могут прозвучать ответы: «попросить помощи у Бога в делах», «чтобы поправить здоровье» и т.д. Вспоминают, во что верили египтяне, жители Междуречья, религию древних евреев, учение Заратуштры. Делают вывод о том, что если люди будут молиться, совершать религиозные обряды, то в жизни им будет сопутствовать удача, благополучие, богатство. Работают с текстом учебника, с. 107. – Источниковед рассказал об учении Будды, главной целью которого является отказ от удовольствий. П3 – Антошка считает, что за таким учением вряд ли люди пошли. П3
– Археолог утверждает, что к началу новой эры половина жителей Индии были буддистами. П3 | Регулятивные УУД 1. Определять цель – проблему. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность. 4. Работать по плану. 5. Оценивать степень и способы достижения цели. Познавательные УУД 1. Выделять причинно-следственные связи. 2. Анализировать, строить логически обоснованные рассуждения. 3. Выделять главное. 4. Находить в разных источниках достоверную информацию. 5. Определять понятия. 6. Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию. 7. Делать вывод. Коммуникативные УУД 1. Организовывать работу в парах. 2. Излагать своё мнение, аргументируя его. 3. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. Личностные УУД 1. Оценивать свои и чужие поступки. 2. Осознавать целостность мира и многообразие взглядов. |
II. Версии. | – Какие у вас будут версии решения проблемы? Р2 Фиксируем на доске версии: 1) учение объясняло смысл жизни; 2) оно вселяло надежду на хорошие изменения. | Могут сказать, что учение Будды объясняло то, что было непонятно, вселяло надежду иметь то, чего не хватало в жизни. Р2 | |
III. Актуализация знаний. | – Что мы уже знаем для решения проблемы урока? Давайте вспомним. После выполнения заданий в Рабочей тетради организовываем индивидуальную самооценку Р5 | Выполняют задание № 1, 2 из Рабочей тетради на с. 61. П1 П5 | |
IV. Планирование деятельности. | – Какие вопросы нам необходимо рассмотреть для решения проблемы? Записываем план действий: Р4 Надо узнать: 1. Какой была Индия до Будды? 2. Что привлекало в буддизме людей? | Могут сказать, что надо узнать, чем занимались жители Индии, что умели, какие у них были правила, законы, какие существовали традиции, во что верили. Р4 | |
V. Поиск решения проблемы. Открытие нового знания. | – Итак, мы с вами не случайно вспомнили два значения понятия «цивилизация». – Используя текст в учебнике (пункт 1, с. 107–108, пункт 2, с. 108–109), докажите, что жители Индии взошли на ступень цивилизации. П 3 П4 П6 К 3 Задания № 3, 4 из Рабочей тетради на с. 62. – Поработайте в парах, обсудите, что могло нравиться, а что нет древним индийцам в делении на варны. К1 П1 К3 – Сделайте предварительный вывод по проблеме урока. К2 П7 | Индивидуально, самостоятельно работают с текстом учебника. При проверке данного задания ученики называют факты из текста, указывающие на признаки цивилизации в Индии: – орошаемое земледелие; – приручение слонов (животноводство); – города; – раджи-цари; – налоги (половину урожая отдавали радже); - деление общества на варны; - письменность (гимны богам, легенды о героях, перечни доходов), древнеиндийские поэмы («Махабхарата», «Рамаяна»). Работают в парах. Могут сказать, что в Индии до Будды был особый порядок в обществе, где положение человека зависело не от его способностей, а от его принадлежности к той или иной варне. Судьба человека была определена его рождением, так как при жизни переход из одной варны в другую был невозможен. | |
– Как называлось новое религиозное учение, появившееся в Древней Индии в середине I тыс. до н.э.? – Прочитайте пункт 3, с. 109–111 и ответьте на вопрос: какие черты учения Будды привлекали жителей Индии? Л1 Задание № 5 из Рабочей тетради, с. 63. – Сделайте вывод по проблеме. П7 К3 – Распространение буддизма привело к восстановлению равновесия в индийском обществе. С одной стороны, Будда учил, что нирваны может достичь представитель любой варны, всё зависит не от происхождения, а от личных качеств. С другой стороны, Будда не призывал бороться с варновой системой, необходимо было лишь отказаться от всех желаний и как бы отстраниться от окружающих проблем. | Индивидуально, самостоятельно работают с текстом учебника (п. 3, с. 109–111). – Великая идея равенства духовных возможностей людей вместо варн; – путь спасения – избавление от желаний, отказ от человеческих соблазнов и пороков; – состояние нирваны. – Учение Будды нашло много сторонников, так как их прельщали новые нравственные нормы: все равны перед нирваной, независимо от происхождения. Спасение – в отказе от желаний. | ||
VI. Выражение решения. | – Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? К3 П7 | Предполагаемый вывод по проблеме: К3 П7 – Буддизм привлекал многих людей новыми нравственными ценностями, которые предполагали в первую очередь духовное равенство перед нирваной независимо от происхождения. Как нравственно-религиозные нормы оказывают влияние на общество, так и изменения в состоянии общества порождают новые религиозные и нравственные учения. | |
VII. Применение нового знания. | – Можно ли считать, что в Древней Индии к VI веку до н.э. сложилась своя особая, отличная от других цивилизация? П3 П7 К2 | Отвечают во фронтальном диалоге. | |
VIII. Домашнее задание. | параграф 17 П3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "Индия: характеристика"
План-конспект урока...
Открытый урок на тему "Древняя Индия"
Класс: 5Тип урока: Урок изучения нового материалаЦели урока:· формирований представлений о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Дре...
Разработка урока по природоведению в 5-м классе по программе «Школа 2100» на тему « Великие географические открытия. Португальские экспедиции в Индию».
Урок по природоведению или по географии....
ОТКРЫТЫЙ УРОК НА ТЕМУ "ПРИРОДА И ЛЮДИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ"
Конспект урока истории по теме «Природа и люди Древней Индии» и презинтация....
методическая разработка открытого урока по ФГОС по теме: "Культура и общество Индии"
Индия – является одной из англоговорящих стран, где английский язык активно применяется в образовательной сфере, в области бизнеса и развития IT-технологий. С ...
Морской путь в Индию. Открытый урок географии в 5 классе
Открытое урок в рамках проекта PLC “Развитие навыков смыслового чтения как залог успешного обучения»...