Конспект урока "Природа и люди Древней Индии"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Соколова Вера Александровна

 Разработка  урока  по истории " Природа и люди Древней Индии"  может быть использована на уроках истории в 5 классе.Урок создает образное представление учащихся  о природе, основных занятиях, верованиях древних индийцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_priroda_i_lyudi_drevney_indii.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя школа №4» г. Кимры Тверской области

Разработка урока по истории в 5 классе

« Природа и люди Древней Индии»

Выполнила : Соколова Вера Александровна,

учитель истории и обществознания

Урок « Природа и люди Древней Индии»

Цель урока: создать образное представление у обучающихся  о географическом положении, природе, основных занятиях жителей  Древней Индии

Задачи:

-развивать умения работать с исторической картой и историческими документами, систематизировать информацию

-воспитывать интерес к истории, уважительное отношение к традициям и историческому прошлому стран мира; приобщать к достижениям древнеиндийской цивилизации.

Методы обучения: проблемно-исследовательский

Тип урока: Урок  усвоения новых  знаний, умений и навыков

Формы организации работы: урок – путешествие, фронтальная

Оборудование: учебник - Вигасина А. А. « История Древнего мира»,  атлас, полоски цветной бумаги, мягкие игрушки, проектор,   контурные карты

Ход урока:

Звучит индийская музыка

Сегодня у нас с вами необычный урок.

Мы отправляемся в путешествие  в  далекую сказочную страну  . А какую , ребята? ( Индия)

Тема нашего урока  « Природа и люди Древней Индии»

Любой путешественник, чтобы не  заблудится  в пути,   берет  с собой. Как вы думаете  что? ( карту, компас)

 Мы  тоже ее возьмем с собой. Итак, сели поудобнее , закрыли  глаза мы отправляемся в интересное, удивительное  путешествие по древней Индии

По ходу  урока составляется коллаж в виде ромашки - образ  Индии в цветовой гамме

1.Ребята,   предположите ,  с чего мы начнем знакомство со страной.

Обоснуйте свою мысль.

Итак, найдите на карте Индию и определите , где  она расположена, на каком полуострове.

 на проекторе появляется   карта Индии  и  оранжевая  сердцевина ромашки , так как Индия солнечная страна

 Какими морями омывается  Индия?( Аравийским  морем  и Бенгальским заливом , которые  являются  составной  частью  Индийского океана)

На проекторе появляется   голубая полоска  – Индийский океан

 Индия  очень огромная большая страна по размерам, а следовательно и природные условия необычайно разнообразны.

Наша с вами задача ,пользуясь картой и работая с документом выяснить каковы же природные условия Индии. Всю информацию  мы с вами будем фиксировать в   контурных  картах. Приступаем к работе

Внимательно читаем документ. Что же вы узнали?

Приложение 1

 В Индии на северо – востоке расположены самые высочайшие горы мира- Гималаи.

(появляется коричневая полоска – Гималаи)

 В Индии  протекают  широкие  и многоводные реки, которые берут свое начало в Гималаях. Как называются они? ( Инд и Ганг)

 Вспомните и назовите государства, где реки  играли значительную роль в жизни людей?

 ( Междуречье, Египет)

Свое название страна получила от названия реки Инд.

Долины Инда и Ганга различаются между собой В долине Инда редко идут дожди, а в долине Ганга льют проливные дожди , образуя  топкие болота. В долине  Ганга жарко и влажно. Ее покрывали джунгли – густые, труднопроходимые леса.

  В контурных картах рисуются  горы, реки, солнце

 На  экране  появляется зеленая полоска -джунгли

Какие же животные водятся в Индии? ( слоны, обезьяны, змеи, львы). Давайте их зарисуем.

Физкультминутка

Ребята, вы хорошо потрудились, теперь время немного отдохнуть. Восстановить силы

Так как наш урок посвящен Индии, то и физкультминутка у нас будет сегодня индийская.

В Древней Индии была создана специальная система духовного и физического совершенствования человека- йога.  Мы с вами сегодня займемся йогой пальцев.

Мудра - это особое положение пальцев рук.

Мудры лучше всего выполнять сидя. Обязательно условие - спина прямая.

Вы не должны испытывать никакого напряжения и боли.

Благотворно влияет на работу мозга, улучшает память.

Приложение №2

2.Набравшись сил и энергии,   мы с вами двигаемся  дальше, продвигаемся сквозь джунгли. Душно, темно, слышен гомон птиц, распускаются  яркие  душистые  цветы, видим огромные необычайной толщины деревья, запутались среди корней деревьев. Однако нам удается преодолеть все препятствия и наконец, мы вышли к  деревне  индийцев. Они пригласили нас  к столу. Перед вами накрыт  стол, на нем много яств. Сделайте вывод о том:

1.Чем питались индийцы?

2. Чем занимались древние индийцы?

На  столе  лежат продукты: просо, ячмень, фасоль, рис, сахар,  молоко, масло, творог, бананы, инжир, кокос, пряности( перец, гвоздика, кардамон) глиняный горшок, украшения, ткань хлопчатобумажная

Обучающиеся делают выводы

На проекторе  появляются основные  занятия индийцев  : земледелие, скотоводство,  собирательство, ремесло, охота

Отведайте  угощения  индийцев ( бананы, инжир)

Вы знаете, ребята, а сегодня нам предстоит сюрприз: нас посетила восточная гостья!        

 Звучит индийская музыка и в  класс входит ученица в индийском наряде, и в руках держит хлопчатник

« Ребята, посмотрите, что мне подарили древние индийцы. Помогите мне понять, что это  такое?. Земледельцы срезали эту белую шерсть с кустов и сказали, что из нее можно изготовлять красивые и прочные ткани»

3. А мы отблагодарили индийцев и в знак благодарности  и уважения готовы выслушать  их рассказ о верованиях.

 Некоторых богов они представляли в виде диких животных. Давайте подумаем, каких животных почитали и почему?

Обучающиеся  называют  животных , а в это время  учитель показывает мягкие игрушки ( льва, слона, коровы, обезьяны, змеи)

На экране появляется белая полоска

Коллаж зарисован в тетради  и выведен на проекторе

 Ребята, наше путешествие подошло  к  концу. Давайте подведем итог.

Выполнение задания

 Впишите недостающие слова.

1) Индия расположена на юге материка …..        .

2) Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире. Их название …….        .

3) Берега Индии с запада, с востока и с юга омывает ………        океан.

4) Самые многоводные реки Индии — это ………..

5) Трудные непроходимые леса называют ……..

6) Основные занятия древних индийцев - это ……

7)  С давних пор индийцы выращивали на полях

Д/ з:  Напишите письмо другу о путешествии по Индии

Рефлексия

Дети оценивают урок (свою работу, качество полученных знаний на уроке) с помощью цветных жетонов, наклеивая их на 4 полосы скотча на доске: белые – «неудовлетворительно», «жёлтые» – удовлетворительно, зелёные – «хорошо», красные – «отлично».

Приложение1

«Много в Индии больших гор, поросших всевозможными  приносящими плоды деревьями, много  широких плодородных равнин, отличающихся красотой и пересеченных  множеством рек…

 Изобилует Индия  и разнообразными животными – как наземными, так и летающими, отличающимися величиной и силой. Многочисленных и весьма крупных слонов взращивает  индийская земля…»

Приложение №2

Ребята выполняют физкультминутку по инструкциям, с помощью учителя

Мудра Знания

Указательный палец соединяем с подушечкой большого пальца. Остальные три пальца прямые, но не следует их напрягать.                                            

Мудра ЖИЗНИ

Подушечки безымянного пальца , мизинца и большого пальцев соединяем вместе, указательный и средний палец выпрямлены без напряжения

Мудра ОКО МУДРОСТИ

Безымянный палец руки прижимается первой фалангой большого пальца этой же руки. Остальные пальцы свободно расставлены

Список литературы:

1.Учебник Вигасина А.А. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А. А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая.16 изд. М. Просвещение,2012.

2.Атлас по истории Древнего мира. А.А. Вигасин, Г,И. .. «История Древнего мира»

3.Арасланова О.В., Соловьёв К.А.Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира.5 класс,3 изд.М.:ВАКО, 2007, 510 с.

4.Г.И. Годер. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательного учреждения в 2 выпусках.Вып. 1 М. Просвещение, 2007,79 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Природа и люди Древней Индии". 5 класс

Урок-путешествие с использованием элементов игровой и проблемно-поисковой технологии, можно использовать презентацию и кинофрагменты из фильма "Садко"....

Конспект урока по теме Природа и люди Древней Индии

Конспект урока по теме Природа и люди Древней Индии для 5 класса по учебнику Вигасина А.А. и др....

Контрольная работа на курсах повышения квалификации.План-конспект урока: Природа и люди Древней Индии", в соответствии с ФГОС ООО

План-конспект «Природа и люди Древней Индии», в соответствии с ФГОС ООО, приложениеТаблица 2 Перечень используемых на данном уроке ЭОР...

Конспект урока по Истории Древнего мира в 5 классе "Природа и люди Древней Индии"

Содержание урока "Природа и люди Древней Индии" соответствует требованиям современного образовательного стандарта. Урок сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации....

Конспект урока по теме "Природа и люди Древней Индии"

Урок по технологии АМО знакомит с географическим положением, природой Индии,  занятиями её жителей....

Конспект урока на тему: "Природа и люди Древней Индии"

Конспект урока по истории 5 класс, на тему "Природа и люди Древней Индии". Осовение программного материала с помощью игры-путешествия....