Тематическое планирование занятий элективного курса Историография (10-11 классы)
элективный курс по истории (10 класс)
Элективный курс предназначен для углубленного изучения истории в 10-11 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_zanyatiy_elektivnogo_kursa_istoriografiya_10-11_klassy.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование занятий по элективному курсу
«Историография»
Объем курса: 36 часов, из них 34 теоретических занятий,
2 практических занятий
№ | Тема раздела, занятия | Кол-во часов | Форма занятия |
1 | Вводное занятие «Цели и задачи элективного курса «Историография» | 1 | Входящая диагностика: анкетирование на знание учащихся об истории как науке |
2 | Общие структурные алгоритмы раскрытия исторического развития | 1 | Лекция с применением раздаточного материала в виде алгоритмизированных «памяток» (Попова Л.В. Алгоритмы учебных действий учащихся на уроках истории: Методическое пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2003. – с. 7-15) |
3 | Алгоритмы учебной работы | 1 | Лекция с применением раздаточного материала в виде алгоритмизированных «памяток» (Там же. – с. 16-30) |
4 | Алгоритмы подготовки и проведения ученической конференции | 1 | Лекция с применением раздаточного материала в виде алгоритмизированных «памяток» (Там же. – с. 31-39) Домашнее задание для ученической конференции: написать исследовательскую работу по философии истории одного историка как представителя определенного направления, школы |
Этап накопления исторических знаний, возникновение и развитие феодальной историографии | 5 | ||
5 | Развитие историографии как науки. Зарождение исторических взглядов | 1 | Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала |
6 | Формирование циклических представлений о ходе истории в древности | 1 | Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала |
7 | Эволюция взглядов на межгосударственные, межнациональные отношения в древности и средние века | 1 | Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала |
8 | Особенности исторической мысли в средневековой Европе. Первые исторические повести (исторические сочинения) на Руси | 1 | Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала |
9 | Эпоха Возрождения. Развитие русской историографии в XVII веке | 1 | Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала |
Превращение исторических знаний в науку (первая половина XVIII века) | 2 | ||
10 | Достижения европейской историографии | 1 | Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала |
11 | Развитие исторической мысли России в первой четверти XVIII века. В.Н. Татищев | 1 | Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала |
Возникновение новых направлений, господство дворянской историографии (вторая половина XVIII века) | 2 | Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала | |
12 | Российская Академия наук и русская историческая наука. М.И. Щербатов и М.И. Болтин. Исторические идеи французского просвещения и их влияние на российскую историографию | 1 | Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала |
13 | Философия истории Э. Канта и ее влияние на Н.М. Карамзина | 1 | Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала |
Кризис дворянской историографии, утверждение буржуазной историографии | 14 | ||
14 | Философия романтизма Ф. Шеллинга, И.Ф. Густав-Эверса и ее влияние на российскую историографию | 1 | Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала |
15 | М.Т. Коченовский –основатель скептической школы в русской историографии. Н.А. Полевой -- основоположник романтизма в русской литературе | 1 | Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала |
16 | Славянская школа историографии и ее идеолог К.С. Аксаков. Исторические взгляды М.Н. Погодина | 1 | Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала |
17 | Философские идеи Г.-Ф.-Ф. Гегеля. Взгляды русского историка Н.Г. Устрялова. К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин – историки русского права | 1 | Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала |
18 | С.М. Соловьев | 1 | Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала |
19 | Представители региональной истории Н.И. Костомаров и А.П. Щапов | 1 | Лекция с обсуждением материала |
20 | Народническая школа конца 60-х годов XIX века. Н.Я. Данилевский и концепция локальных цивилизаций | 1 | Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала |
21 | Автор популярных учебных пособий Д.И. Иловайский. Исторические воззрения В.О. Ключевского | 1 | Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала |
22 | Историк и политик П.Н. Милюков. С.Ф. Платонов – представитель Петербургской школы историографии | 1 | Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала |
23 | А.С. Лаппо-Данилевский и идеи неокантианства. Позитивизм и пролетарский подход к истории | 1 | Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала |
24 | Исторические взгляды Н.П. Павлова-Сильванского | 1 | Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала |
25 | Н.А. Рожков – представитель исторической и социологический мысли | 1 | Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала |
26 | Исторические взгляды М.Н. Покровского | 1 | Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала |
27 | Легальный марксизм в русской историографии. Неонародническая историография | 1 | Лекция с обсуждением материала |
Советская историография | 5 | ||
28 | Развитие исторической науки в 20 годы XX века | 1 | Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала |
29 | Становление культа личности Сталина в исторической науке | 1 | Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала |
30 | Е.В. Тарле – один из крупных советских историков. Изучение дореволюционной истории России в советской историографии до середины 30 годов | 1 | Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала |
31 | Проблема революции в советской историографии | 1 | Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала |
32 | Изучение советской истории со второй половины 30 – до начала 60 годов. Кризис советской исторической науки | 1 | Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала |
Постсоветская историография | 3 | ||
33 | Линейные представления в рамках тоталитарного общества. Недостатки линейного подхода | 1 | Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала |
34 | Современное состояние проблемы перспектив общественного развития. Спиральная модель исторического процесса | 1 | Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала |
35 | Классовое и тоталитарное общества | 1 | Лекция по авторскому учебнику с обсуждением материала. Выходящая диагностика: тестирование «Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании» |
36 | Ученическая конференция | 1 | Защита исследовательских работ. Подведение итогов прохождения элективного курса по результатам тестирования и защите работы. Выдача диплома |
Приложение № 1
Анкета для входящей диагностики
Ф.И.О. слушателя элективного курса _______________________________________________
Название элективного курса _____________________________________________________
Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы:
- Как вы понимаете название элективного курса?____________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Назовите известные вам подходы в историческом познании и их основное содержание _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как вы понимаете термин «философия истории»? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как вы считаете, должна или не должна проявляться в исторических исследованиях личность исследователя? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- На ваш взгляд, какую роль в жизни человека играет знание истории? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за ответы!
Приложение № 2
Тест для выходящей диагностики
«Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании»
(Мякшев А.П. История мировых цивилизаций. Тесты: В 2-х ч. – Саратов:
Лицей, 2002. – Ч. 1. – с. 1-3)
- «Все, что совершается во времени, имеет свою историю», -- эти слова принадлежат:
а) В. Ключевскому
б) В. Ленину
в) Н. Карамзину
- Основоположником исторической науки считается:
а) создатель историко-критического метода Фукидит
б) древнегреческий историк Геродот, написавший «Историю»
в) римский историк Тит Ливий
- Древние очень ценили историю и называли ее «magistra vitae» (наставница жизни), а историка уважительно именовали:
а) «провозвестник славы»
б) «собиратель фактов
в) «передатчик времени
- В древнегреческой мифологии покровительницей истории была муза Клио, которая изображалась в виде молодой женщины:
а) с глубокомысленным лицом, со свитком папируса или с пергаментом в руках
б) в полном боевом вооружении с оливковой ветвью
в) с чудесным поясом, в котором была скрыта тайна ее неотразимой привлекательности
- Какие из указанных утверждений характерны для 1) объективно-идеалистического; 2) субъективистского подхода в исторической науке?
а) исторический процесс объясняется действием великих людей: вождей, королей, героев
б) решающая роль отводится действию объективных надчеловеческих сил: Божественной воле, Провидению, Абсолютной идее
в) ход истории определяют экономические факторы развития
- Укажите создателей и сторонников следующих подходов в историче- ском познании:
а) М. Вебер; б) О. Шпенглер; в) историки школы «Анналов»; г) К. Маркс;
д) М. Покровский; е) А. Тойнби; ж) русский историк Н. Данилевский; з) Ф. Энгельс; и) В. Ленин
- Какому понятию соответствует определение: «Общество, находящее- ся на определенной ступени исторического развития, общество, со своеобразными отличительными характеристиками» (К. Маркс)?
а) экономический базис
б) политическая надстройка
в) общественно-экономическая формация
г) локальная цивилизация
- Соотнесите следующие определения и соответствующие понятия: 1) культурно-исторический тип цивилизации; 2) цивилизация; 3) менталитет
а) целостная общественная система, включающая в себя различные элементы (религию, культуру, экономическую, политическую, социальную организации и т.д.), которые согласованы друг с другом и тесно взаимодействуют
б) общий духовный настрой людей той или иной страны или региона, совокупность социально-психологических установок и верований личности и общества
в) исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют характерные только для них особенности культурного и социального развития
- Отметьте характерные черты следующих подходов в историческом познании:
1) формационного _______________________________________________
2) цивилизационного _____________________________________________
а) содержит представление об истории как о многолинейном, многовариантном процессе
б) абсолютизирует роль конфликтных отношений в историческом процессе
в) содержит элементы провиденционализма и социального утопизма
г) решающее значение в объяснении исторических явлений отводится объективным, внеличностным факторам
д) предполагает однолинейный характер исторического развития
е) отводит соответствующую роль в историческом процессе человеческому, духовно-нравственному и интеллектуальному факторам
ж) ориентирован на познание истории общества с учетом специфики стран и регионов
- Соотнесите указанные подходы, объясняющие исторический процесс, и следующие категории:
1) формационный _______________________________________________
2) цивилизационный ____________________________________________
а) менталитет
б) социальная революция
в) локальная цивилизация
г) феодальная формация
д) способ производства
е) культурно-исторические типы
ж) политическая надстройка
Приложение № 3
Показатели качества защиты исследовательской работы
№ | Ф.И.О. | Наличие списка литературы | Общая оценка качества оформления | Обоснованность выбора темы | Уровень информированности учащегося по теме | Свобода владения материалом, гибкость мышления | Научность, раскрытие теоретических аспектов | Наличие исследовательского компонента в работе | Владение навыками ораторского мастерства | Наличие выводов по теме | Наличие плана изложения | Актуальность темы | Итог (в баллах) | Отметка (по пятибалльной системе) |
1б | 1б | 1б | 3б | 3б | 2б | 2б | 2б | 2б | 1б | 1б | 19б | |||
1 | ||||||||||||||
2 |
Перевод рейтинговой шкалы в пятибалльную систему оценивания:
«5» -- 19 - 16 б.
«4» -- 15 - 12 б.
«3» -- 11 - 8 б.
«2» -- 7 - 4 б.
Литература
- Барг А.М. Категории и методы исторической науки. – М., 1984.
- Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. – М., 1987.
- Барг М.А., Черняк Е.Б., Павлов В.И. Теоретические проблемы всемирно-исторического процесса. – М., 1979.
- Богомолов А.С. Античная философия – М., 1985.
- Губман Д.А. Смысл истории: очерки современных западных концепций. – М., 1983.
- Гуревич А.Я. О кризисе исторической науки / Вопросы истории – 1993 – №2-3.
- Гуревич А.Я. Теория формаций и реальность истории / Вопросы философии – 1990- №11.
- Данилевский Н.Я. Россия и Европа – М., 1991.
- Дъяков В.А. Методология истории в прошлом и настоящем – М., 1987.
- Ерасов Б.Е. Проблема теории цивилизаций / Новая и новейшая история – 1995 - №6.
- Искандеров А. Историческая наука на пороге XXI века / Вопросы истории – 1996 - №4.
- Историки спорят. 13 бесед. – М.: Политиздат, 1988.
- Историческая наука в условиях перестройки. / Вопросы истории. – 1988.
- Мякшев А.П. История мировых цивилизаций. Тесты: в 2-х ч. – Саратов: Лицей, 2002. – Ч. 1. – 80 с.
- Попова Л.В. Алгоритмы учебных действий учащихся на уроках истории: Методическое пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2003. –48 с.
- Сахаров. Революционный тоталитаризм в нашей истории - / Коммунист – 1991- №5.
- Севастьянов Г.Н. Историческая наука и перестройка / Политобразование – 1989 - №4 – с.54
- Согрин В.В. Критические направления немарксистской историографии США XX века. – М,, 1987.
- Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1979.
- Тайны истории: М.П. Погодин, Н.И. Костомаров, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский о пользе исторических знаний. – М., 1994.
- Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991.
- Тоталитаризм в Европе XX века. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. (рук. авт. кол-ва Я.С. Драбкин, Н.П. Комолова). – М.: Памятники исторической мысли, 1996.
- Чумаченко В.Г. Великая французская революция и общественная мысль в России / Научный коммунизм – 1989 - №7 – с. 91.
- Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по элективному курсу «Культура общения» 9 класс
элективный курс в 9 классе...
календарно-тематическое планирование занятий элективного курса "Историческая память о Великой Отечественной войне в художественных произведениях"
КТП поможет преподавателю спланировать занятия по курсу "Историческая память о Великой Отечественной войне в художественных произведениях"...
Тематическое планирование к элективному курсу по истории для 8 класса
Курс "Ключи к тайнам истории" для 8 класса...
Календарно-тематическое планирование к элективному курсу "Страноведение" (английский язык) для 11 класса с углублённым изучением английского языка
Календарно-тематическое планирование к элективному курсу "Страноведение" (английский язык) для 11 класса с углублённым изучением английского языка. Планирование составлено на основе рабочей программы ...
Тематическое планирование уроков элективного курса "Вокруг тебя - мир" 6-8 классы
Тематическое планирование уроков элективного курса "Вокруг тебя - мир" для 6-8 классов по книге, издаваемой Красным крестом....
Календарно-тематическое планирование к элективному курсу "Финансовая грамотность" 7 класс
Календарно-тематическое планирование к элективному курсу "Финансовая грамотность" 7 класс 34 часа в год....
Календарно-тематическое планирование по элективному курсу «Стилистика» 10 «А» класс
КТП по элективному курсу в 10 классе "Стилистика"...