Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ. 8 класс
рабочая программа по истории (8 класс)
Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ. 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_rabochaya_programma_dlya_detey_s_ovz.istoriya_otechestva.docx | 32.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Советский
Адаптированная рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры Протокол № 1 от «30» августа 2022 г. | «Согласовано» Анохина Н.В. (подпись курирующего заместителя директора) «30» августа 2022 г. | «Утверждено» приказом директора гимназии от «30» августа 2022 г. № |
Рабочая программа учебного предмета
«История Отечества»
для обучающихся 8 «Д» класса
(АООП ФГОС НОО с ОВЗ)
Составитель: Мухаматуллина В.А.
учитель истории и обществознания
МБОУ гимназии г. Советский
2022-2023 гг.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по Истории Отечества для 8 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
- Инструктивно-методическое письмо «О формировании учебных планов образовательными организациями, расположенными на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и реализующими адаптированные основные образовательные программы общего образования в 2015-2016 учебном году»
- Приказ Минпросвещения России от 28 декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 8 мая 2019 года № 233; от 22.11.2019 г. №632; от 18.05.2020 г. №249);
- Рабочая программа по предмету Истории Отечества составлена в соответствии c адаптированной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6-9 класс в МБОУ гимназии г. Советский, утверждённой приказом от 31.08.2020 г. №263 «Об утверждении адаптированных образовательных программ начального общего, основного общего образования на 2020-2021 учебный год в МБОУ гимназии г. Советский».
2. Общая характеристика учебного предмета
Содержание учебной программы по истории сохранено полностью, а ее прохождение связано с уплотнением содержания по всем разделам, исходя из еженедельной учебной нагрузки, использованием индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса, учётом особенностей психомоторноречевого развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Обучение истории носит предметно-практическую направленность, связано с жизнью ученика и осуществляется в 8 классе в течение всего года. Учитывая психологические особенности и возможности мальчика, материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением. Работа строится концентрически. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний. При отборе учебного материала по усвоению исторических представлений, знаний об исторических событиях, формированию личностных качеств гражданина, учитывались возможности ребёнка по усвоению предмета, умению практически применять полученные знания и умения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта
Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы учащегося, его потребностей и интересов, но и определяет необходимость создания в обучении условий для самоопределения Сергея как личности. Поэтому программу можно определить, как личностно-ориентированную. Данная рабочая программа определяет в целом оптимальный объем знаний и умений по курсу истории, который доступен ученику. Структурным принципом построения программы является линейно-концентрический принцип. Он даёт возможность широко использовать межпредметные и метапредметные связи истории с географией, естествознанием (биологией), математикой, чтением, рисованием и др. Изучение истории расширяет кругозор школьника, его знаний об окружающем мире, событиях, формирующих жизнь и быт людей в определённый исторический период. В то же время данный учебный предмет для семиклассника является необходимым, в связи с коммуникативной направленностью обучения. Что в свою очередь способствует развитию умения общаться с окружающими людьми, переводить на язык истории имеющиеся у ребёнка знания из других предметных областей, способствует коррекции недостатков психофизического развития, познавательных возможностей и интересов. В тех случаях, когда материал труден для вербального восприятия мальчика, программа предусматривает использование иллюстраций, карт, схем, дидактических игр, видеопрезентаций, реконструкций и т.п., позволяющих более полному и точному усвоению предлагаемого материала. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал расположен концентрически, с постепенным наращиванием сведений по каждой обозначенной в программе теме на последующих годах обучения. Обучение истории носит элементарно-практический характер.
Цель обучения – формирование у воспитанников способности изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности. Для этого необходимо систематическое руководство деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения истории с постепенным возрастанием их самостоятельности
Задачи, решаемые при реализации программы:
- сообщение учащимся знаний об истории, как науке об изучении развития человеческого общества;
- формирование доступных исторических представлений и понятий;
- сообщить начальные сведения и привить учащемуся интерес к истории страны;
- соединение знаний обучающихся с практической подготовкой к жизни, посильному сознательному участию в жизни социума;
- формирование умения читать и понимать исторические карты;
- формирование умения выстраивать хронологию исторических событий;
- раскрытие вопросов культуры, взаимоотношений людей в обществе;
- обучение анализу, сравнению, обобщению исторических фактов их связи с развитием опыта человека с учётом временных векторов смены цивилизаций на Земле;
- воспитание социально значимых качеств личности;
- привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека;
- коррекция речи и мышления.
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития этих детей необходимо для эффективной работы с ними для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия.
В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы: - коррекционной направленности в обучении; - воспитывающей и развивающей направленности обучения; - научности и доступности обучения; - систематичности и последовательности в обучении; - наглядности в обучении; - индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Основные направления коррекционной работы: 1. Коррекция мышления (развитие речи, посредством ввода новых понятий, учить обобщать, анализировать, сравнивать сопоставлять, развивать умения делать словесные обобщения). 2. Коррекция памяти (вырабатывать навыки прочного запоминания, посредством пересказа, при помощи учителя и наводящих вопросов, развивать логическую, механическую память, тренировать память). 3. Коррекция внимания (развивать навыки переключения внимания с одного объекта на другой, развивать силу внимания, воспитывать устойчивость внимания, развивать наблюдательность) 4. Коррекция речи (расширять словарь, учить осознанному чтению). 5. Коррекция восприятия, ощущения, представления (работать над восприятием и осмыслением изображенного в таблицах и наглядных пособиях, работать над осмыслением прочитанного текста, формирование картографических знаний).
Формы организации учебного процесса
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Интеграция с другими предметами:
Письмо и развитие речи, чтение и развитие речи, математика, окружающий мир, природоведение, предметы эстетического цикла, биология, география, ЛФК, специально организованные коррекционные занятия.
Формы контроля: поурочный опрос, беседы по прочитанному, увиденному, тестовые задания, составление отчётов по экскурсии и проделанной практической работе, тестовые контрольные задания, рисунки, рефераты.
Планируемые результаты:
На всех уроках истории проводится коррекция логических форм памяти, аналитического мышления, речемыслительных процессов, произвольного восприятия и внимания; крупной и мелкой моторики. Урок истории активно содействует формированию положительных качеств личности ребёнка. Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе: благодаря этой работе повышается работоспособность мальчика, облегчается усвоение исторических событий; помогает обучающемуся выражать свои мысли историческими терминами; увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия материала, развивается и совершенствуется наблюдательность, память, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости событий, делать выводы.
Основные требования к ЗУН обучающегося предмету соответствуют 1 уровню требований авторской программы, при этом, исходя из потенциальных возможностей ребёнка, основные требования к будут несколько видоизменены по сравнению с аналогичными требованиями авторской программы.
Предметные результаты
К концу учебного года обучающийся должен уметь:
1 –й уровень
- объяснять значение словарных слов и понятий, а также устанавливать причины:
возникновение языческих верований и обрядов;
влияния образа жизни на развитие ремёсел, торговых отношений, культуры;
возникновения государства, его структуры, функций;
развития православия, смены языческой культуры на христианскую;
распада Киевской Руси;
возникновения религии, торговли, межгосударственных связей России (IX-XVII вв.);
захватов чужих земель, войн между племенами, народами, государствами;
возвышения и укрепления Московского государства при Иване Грозном;
Смутного времени и народных волнений;
Возникновения и укрепления сословных отношений в Российском государстве;
- описывать:
образ жизни восточных славян, места расселения;
отдельных исторических лиц
нравственные черты прогрессивных представителей народа, государства, религии, культуры.
обучающийся должен знать:
- основные события периодов:
Северная война, дворцовые перевороты, Крымская война, восстание Декабристов, Отечественная война 1812, восстание Е.Пугачева.
Личностные результаты
(овладение социальными компетенциями) освоения рабочей программы должны отражать:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
В авторской программе дана сетка рабочих часов на изучение всех тем, при этом количество часов на прохождение материала по темам распределено самостоятельно, исходя из объёма материала, представленного в учебнике, общего количества часов, а также потенциальных возможностей мальчика.
Для удобства подачи материала, систематизации знаний учащихся порядок прохождения тем связано с их расположением в учебнике «История Отечества».
Описание места учебного предмета в учебном плане
В учебном плане для организации обучения предмета «История Отечества» в 8 классе отводится 2 часа в неделю. Общее количество часов в год –68.
3.Содержание курса ( 68 часов)
Россия в XVIII веке
Начало царствования Петра I. Азовские походы. «Великое посольство» Петра I. Создание российского флота и борьба за выход к Балтийскому и Черному морям. Начало Северной войны. Строительство Петербурга. Создание регулярной армии. Полтавская битва: разгром шведов. Победы русского флота. Окончание Северной войны. Петр I ― первый российский император. Личность Петра I Великого. Реформы государственного управления, губернская реформа. Оппозиция реформам Петра I, дело царевича Алексея. Экономические преобразования в стране. Нововведения в культуре. Развитие науки и техники. Итоги и цена петровских преобразований.
Дворцовые перевороты: внутренняя и внешняя политика преемников Петра I. Российская Академия наук и деятельность М. В. Ломоносова. И. И. Шувалов ― покровитель просвещения, наук и искусства. Основание первого Российского университета и Академии художеств.
Правление Екатерины II ― просвещенный абсолютизм. Укрепление императорской власти. Развитие промышленности, торговли, рост городов. «Золотой век дворянства». Положение крепостных крестьян, усиление крепостничества. Восстание под предводительством Е. Пугачева и его значение. Русско-турецкие войны второй половины XVIII века, их итоги. Присоединение Крыма и освоение Новороссии. А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура и быт России во второй половине XVIII века. Русские изобретатели и умельцы, развитие исторической науки, литературы, искусства.
Правление Павла I.
Россия в первой половине XIX века
Россия в начале XIX века. Приход к власти Александра I. Внутренняя и внешняя политика России. Отечественная война 1812 г. Основные этапы и сражения войны. Бородинская битва. Герои войны (М. И. Кутузов, М. Б. Барклай-де-Толли, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский, Д. В. Давыдов и др.). Причины победы России в Отечественной войне. Народная память о войне 1812 г.
Правление Александра I. Движение декабристов: создание тайных обществ в России, их участники. Вступление на престол Николая I. Восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Суд над декабристами. Значение движения декабристов.
Правление Николая I. Преобразование и укрепление государственного аппарата. Введение военных порядков во все сферы жизни общества. Внешняя политика России. Крымская война 1853-1856 гг. Итоги и последствия войны.
«Золотой век» русской культуры первой половины XIX века. Развитие науки, техники, живописи, архитектуры, литературы, музыки. Выдающиеся деятели культуры (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, М. И. Глинка, В. А. Тропинин, К. И. Росси и др.).
Россия во второй половине XIX – начале XX века
Правление Александра II. Отмена крепостного права, его значение. Жизнь крестьян после отмены крепостного права. Социально-экономическое развитие России. Реформы, связанные с преобразованием жизни в стране (городская, судебная, военная реформы, открытие начальных народных училищ). Убийство Александра II.
Приход к власти Александра III. Развитие российской промышленности, формирование русской буржуазии. Положение и жизнь рабочих. Появление революционных кружков. Жизнь и быт русских купцов, городского и сельского населения. Наука и культура во второй половине XIX века. Великие имена: И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, В. И. Суриков, П. И. Чайковский, А. С. Попов, А. Ф. Можайский и др.
Начало правления Николая II. Промышленное развитие страны. Положение основных групп населения. Стачки и забастовки рабочих. Русско-японская война 1904-1905 гг.: основные сражения. Причины поражения России в войне. Воздействие войны на общественную и политическую жизнь страны.
Первая русская революция 1905-1907 гг. Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. ― начало революции, основные ее события. Реформы П. А. Столыпина и их итоги.
«Серебряный век» русской культуры. Выдающиеся деятели культуры: А. М. Горький, В. А. Серов, Ф. И. Шаляпин, Анна Павлова и др. Появление первых кинофильмов в России.
Россия в Первой мировой войне. Героизм и самоотверженность русских солдат. Победы и поражения русской армии в ходе военных действий. Брусиловский прорыв. Подвиг летчика П. Н. Нестерова. Экономическое положение в стране. Отношение к войне в обществе.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
1 | Российское общество в XVII веке | 1 | ||
2 | Отношения России с другими странами | 1 | ||
3 | Детство и юность Петра I | 1 | ||
4 | Семейные раздоры, борьба за власть | 1 | ||
5 | Итоги правления Софьи | 1 | ||
6 | Воцарение Петра I. Великое посольство | 1 | ||
7. | Строительство флота. Азовские походы | |||
8. | Великое посольство | |||
9 | Новый бунт стрельцов. Возращение Петра I в Москву | |||
10 | Северная война. | 1 | ||
11 | Основание Петербурга | 1 | ||
12. | Продолжение Северной войны | |||
13 | Разгром шведов под Полтавой | 1 | ||
14 | Завершение Северной войны | |||
15 | Заслуги Петра Великого в истории России | 1 | ||
16 | Изменения в управлении государством | |||
17 | Табель о рангах. Указ о единонаследии | 1 | ||
18 | Образование и культура при Петре I | |||
19 | Личность Петра I | |||
20 | Семья Петра I | |||
21 | Повторение по теме «Россия при Петре I» | |||
22 | Екатерина I | 1 | ||
23 | Петр II | |||
24 | Анна Иоанновна | 1 | ||
25 | Иван VI | |||
26 | Наследники Анны Иоанновны. Бироновщина | |||
27 | Царствование Елизаветы Петровны | 1 | ||
28. | Возвращение к порядкам Петра I | |||
29 | Войны России в период правления Елизаветы Петровны | 1 | ||
30 | Воцарение ПетраIII | 1 | ||
31 | Россия в эпоху Екатерины Великой | 1 | ||
32 | Война России с Турцией | 1 | ||
33 | Присоединение Крыма | 1 | ||
34 | Восстание Пугачева | 1 | ||
35 | Конец правления Екатерины Великой | 1 | ||
36 | Правление Павла I | 1 | ||
37 | Император Александр I | 1 | ||
38 | Вторжение армии Наполеона в Россию | 1 | ||
39 | Битва за Смоленск | 1 | ||
40 | Бородинское сражение | 1 | ||
41 | Александр I и Наполеон. Окончание войны. | 1 | ||
42 | Поход русской армии в Европу | 1 | ||
43 | Россия после войны с Наполеоном | 1 | ||
44 | Император Николай I | 1 | ||
45 | Восстание декабристов | 1 | ||
46 | Войны России на Кавказе | 1 | ||
47 | Крымская война. Оборона Севастополя | 1 | ||
48 | Царь-освободитель Александр II | 1 | ||
49 | Отмена крепостного права | 1 | ||
50 | Военные реформы Александра II | 1 | ||
51 | Международные отношения России при Александре II | 1 | ||
52 | Россия и Средняя Азия | 1 | ||
53 | Русско-турецкая война 1877-1878 | 1 | ||
54 | Революционные организации в России в конце XIX века | 1 | ||
55 | Царь Александр III Миротворец | 1 | ||
56 | Российское государство в период правления Александра III | 1 | ||
57 | Отношения России с европейскими странами | 1 | ||
58 | Последний Российский император –Николай II | 1 | ||
59 | Россия в начале царствования Николая II | 1 | ||
60 | Обострение международных отношений. Война с Японией | 1 | ||
61 | Революционные выступления 1905-1907 годов. | 1 | ||
62 | Участие России в Первой мировой войне | 1 | ||
63 | Февральская революция 1917. | 1 | ||
64 | Отречение Николая II | 1 | ||
65 | Повторение по теме Россия в конце XIX начале XX. | 1 | ||
66 | Повторение по курсу Россия в XVIII-XIX веках | 1 | ||
67 | Резервный урок | 1 | ||
68 | Резервный урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 5 класс для детей с ОВЗ
Данная программа разработана для индивидуального обучения. В авторской программе отведено на изучение русского языка 204 часа в год. В учебном плане школы на изучение предмета отведено 102...
Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Учимся читать» для 1 класса разработана на основе ПРИМЕРНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧ...
Адаптированная рабочая программа для детей со сложной структурой дефекта (4 класс)
Рабочая программа рассчитана на детей со сложной структурой дефекта: сочетание тяжелых интеллектуальных нарушений с ДЦП, аутизмом, глубоким недоразвитием речи, нарушениями общей и мелкой м...
Адаптированная рабочая программа для детей со сложной структурой дефекта (5 класс)
Рабочая программа рассчитана на детей со сложной структурой дефекта: сочетание тяжелых интеллектуальных нарушений с ДЦП, аутизмом, глубоким недоразвитием речи, нарушениями общей и мелкой м...
Адаптированная рабочая программа курса английский язык 6 класс для детей с ЗПР
Настоящая рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и обеспечена учебником "Spotligt 6" Ю.Е. Ваулиной, Дж. ...
Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью по физической культуре для 8 класса
Рабочая программа по предмету «Адаптивная физическая культура» составлена на основании программы для учащихся с умеренной ...
Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью. Русский язык. 5 класс
Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью, обучающихся интегрированно в 5"б" классе общеобразовательной школы...