Адаптированная рабочая программа для детей со сложной структурой дефекта (5 класс)
рабочая программа на тему
Рабочая программа рассчитана на детей со сложной структурой дефекта: сочетание тяжелых интеллектуальных нарушений с ДЦП, аутизмом, глубоким недоразвитием речи, нарушениями общей и мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika-5b-aoop.docx | 513.88 КБ |
razvitie_rechi-5b-aoop.docx | 519.24 КБ |
russkiy_yazyk-5b-aoop.docx | 514.91 КБ |
chtenie-5b-aoop.docx | 532.07 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим Советом
«__» __________2015 года
Протокол № ___
И.О. Директора
______________ О.В. Бурлакина
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ЦЕНТР ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ» ________________________________________________________________________________________________________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«МАТЕМАТИКА»
на 2016-2017 учебный год
(АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА, 5 Б КЛАСС)
Составитель:
Смолякова А.С.
Пояснительная записка
Уровень программы – адаптированный.
В данной программе использованы:
- Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.
- Программы подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под.ред.В.В.Воронковой.-М. «Просвещение», 1999 г.
- Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью /под ред. Л.Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной. – С.-Пб., 2001 г.
- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5 – 9 кл /под.ред. В.В.Воронковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 г.
Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Процесс обучения математике неразрывно связан с коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
У детей с умеренной умственной отсталостью грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их счету. У таких детей не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, они лишь механически заучивают порядковый счет, с большим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к абстрактному счету для большинства из них недоступен, поэтому в процессе обучения счету необходимо предусмотреть систему таких знаний, умений и навыков, которые прежде всего явились бы действенными, практически ценными и обеспечивали бы им подготовку к трудовой деятельности.
Обучение математике детей с умеренной умственной отсталостью должно быть организовано на практической, наглядной основе, обеспечено соответствующей системой наглядных пособий для фронтальной и индивидуальной работы учителя в классе, а также раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ учащихся.
На уроках математики учащиеся считают различные предметы, называют и записывают числа в пределах программного материала, решают простейшие задачи в одно действие, работают с монетами и символами бумажных денег. Кроме этого, дети знакомятся с мерами длины, массы, времени, стоимости, объема, учатся распознавать некоторые геометрические фигуры.
Занятия на уроках практического счета продуктивны в том случае, когда они тесно связаны с другими учебными дисциплинами: чтением, письмом, предметно-практической деятельностью, рисованием, трудом и носят практическую направленность.
Цель:
- повышение уровня общего развития обучающихся;
- математическое развитие младших школьников;
- формирование системы начальных математических знаний;
- воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Задачи:
- развивать познавательную деятельность обучающихся;
- дать обучающимся такие количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им ориентироваться в окружающей жизни, и более успешно включиться в трудовую деятельность;
- формировать практические навыки и умения в счете, вычислениях, измерениях;
- формировать элементарные общеучебные умения;
- формировать умения планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль;
- формировать нравственные качества.
Наряду с конкретными задачами предусматривается реализация и более широкой задачи — формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на основе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности доступной их восприятию «картины мира».
Именно для этой категории учащихся очень важно, чтобы содержание учебного предмета способствовало решению задач нравственного, умственного, речевого, трудового, эстетического и физического воспитания. Поэтому учебный предмет нельзя рассматривать в отрыве от решения задач целостного развития учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с учетом их индивидуально-психологических особенностей, влияющих на успешность овладения элементарной предметно-практической, игровой и учебной деятельностью. К таким особенностям относятся своеобразие сенсорики, моторики и умственной деятельности, влияющие на успешность всего обучения.
Процесс обучения осуществляется с использованием практических, наглядных методов в сочетании со словесными. Для процесса обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью математическим представлениям характерны индивидуальный и дифференцированный подход, значительно сниженный темп обучения, структурная простота знаний и умений, максимально возможная самостоятельность и активность учеников, многократная повторяемость материала при небольшом увеличении объема и усложнении его.
Место учебного предмета в учебном плане
Класс | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Количество часов | 136 | 136 | 136 | 136 | 136 |
Итого | 680 |
Формирование УУД средствами учебного предмета «Математика»
Личностные универсальные учебные действия:
- положительное отношение к школе, к изучению математики;
- интерес к учебному материалу;
- представление о причинах успеха в учёбе;
- общее представление о моральных нормах поведения;
- уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям.
Учащиеся получат возможность для формирования:
- положительного отношения к школе;
- первоначального представления о знании и незнании;
- понимания значения математики в жизни человека;
- первоначальной ориентации на оценку результатов собственной учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- адекватно воспринимать предложения учителя;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.
Учащиеся получат возможность научиться:
- принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя;
- в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
- осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.
Познавательные универсальные учебные действия:
- использовать рисуночные и простые символические варианты математической записи;
- проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное и по представлению);
- выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных математических понятий);
- под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);
- под руководством учителя проводить аналогию.
Учащиеся получат возможность научиться:
- выделять несколько существенных признаков объектов;
- под руководством учителя давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- воспринимать различные точки зрения;
- понимать необходимость использования правил вежливости;
- использовать простые речевые средства;
- контролировать свои действия в классе;
- понимать задаваемые вопросы.
Учащиеся получат возможность научиться:
- использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;
- следить за действиями других участников учебной деятельности;
- строить понятные для партнера высказывания;
- адекватно использовать средства устного общения.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате обучения учащиеся должны знать/понимать:
- цвет, величину, массу, размеры, форму предметов;
- дифференцировать предметы по длине, высоте;
- выделять предметы по величине;
- понятия « широкий», «узкий», «шире», «уже»;
- понятия «толстый», «тонкий», «толще-тоньше»;
- положение предметов в пространстве и на плоскости относительно себя, слова, их обозначающие;
- определять количество: много- мало, больше- меньше, одинаковое количество;
- геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник
- цифры в пределах 8;
- состав чисел из двух слагаемых;
- названия знаков арифметических действий: + и -;
- названия знаков: >, <, =.
Уметь:
- сравнивать предметы по величине, размеру, массе или весу «на глаз», наложением, приложением;
- определять положение предметов в пространстве относительно себя;
- устанавливать и называть порядок следования предметов: в начале, в конце, первый, последний;
- узнавать и классифицировать геометрические фигуры;
- определять форму знакомых предметов;
- писать цифры 5, 6, 7, 8;
- соотносить количество предметов с соответствующим числительным, цифрой;
- пересчитывать, отсчитывать предметы, узнавать количество из 2, 3, 4 предметов без пересчитывания;
- сравнивать количество предметов, использовать знаки >, <, =;
- складывать и вычитать в пределах 8 с использованием счетного материала, калькулятора.
Содержание учебного материала
Повторение материала 4 класса:
- Понятие о величине: большой-маленький, длинный-короткий, высокий – низкий, широкий – узкий, толстый – тонкий.
- Понятие о количестве: столько же, больше, меньше, поровну.
- Пространственные представления: верхний – нижний, правый – левый, рядом, около, между, за, дальше – ближе, вверху – внизу, выше – ниже, посередине, справа – слева, впереди – позади, вперед – назад.
- Понятие веса: тяжёлый – легкий, тяжелее – легче.
- Слова, раскрывающие сущность сложения и вычитания: было, осталось, стало, вместе, прибавить, отнять.
- Числа 1-5. Состав чисел, сравнение, выделение нескольких предметов из множества, сложение и вычитание в пределах 5.
Числа 5 – 8:
- Прямой и обратный счёт в пределах 8. Образование и запись чисел в пределах 8.
- Счет от заданного до заданного числа. Отсчитывание по 1.
- Сравнение чисел в пределах 8. Выделение большего или меньшего числа.
- Соответствие числа, количества и цифры.
- Количественное определение предметов в группе. Выделение нескольких предметов из множества.
- Формирование вычислительных навыков в пределах 8. Работа со счетным материалом и калькулятором.
- Решение задач на нахождение суммы и остатка. Запись слова «задача».
Меры стоимости. Монеты: 1, 5 коп.; 1, 2, 5 руб. Распознавание монет в играх и упражнениях. Размен монет.
Временные понятия: утро, день, вечер, ночь, неделя. Число дней, их последовательность.
Геометрический материал: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал; шар, куб, брус.
Знакомство с линейкой. Проведение прямой линии через одну точку с помощью линейки. Отсчет от нуля.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Т.В. Алышева Математика 1 класс. - М.: «Просвещение», 2010.
2. Т.В. Алышева Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. – М.: «Просвещение», 2014.
Материально-техническое обеспечение:
1. Карточки с цифрами разрезные от 1 до 10.
2. Лента со счетным рядом от 1 до 10.
3. Счетные палочки.
4. Раздаточный счетный материал
5. Раздаточный геометрический материал
6. Пазл «Числа от 1 до 10».
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим Советом
«__» __________2015 года
Протокол № ___
И.О. Директора
_____________ О. В. Бурлакина
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ЦЕНТР ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ» ________________________________________________________________________________________________________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«Развитие речи»
на 2016-2017 учебный год
(АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА, 5 Б КЛАСС)
Составитель:
Смолякова А.С.
Пояснительная записка
Уровень программы – адаптированный.
В данной программе использованы:
- Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.
- Программы подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под.ред.В.В.Воронковой.-М. «Просвещение», 1999 г.
- Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью /под ред. Л.Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной. – С.-Пб., 2001 г.
- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5 – 9 кл /под.ред. В.В.Воронковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 г.
Курс данного учебного предмета ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения, на выявление и понимание причинно-следственных связей и закономерностей в мире, окружающем ребёнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.
Данный учебный предмет является специфическим для обучения школьников. Речь глубоко умственно отсталых детей исключительно скудна и дефектна. Их собственные высказывания отличаются крайней бедностью, поэтому необходимы специальные систематические занятия по развитию речи. Лица с умеренной и тяжелой умственной отсталостью достаточно поздно овладевают возникающими в онтогенезе словесными средствами коммуникации. Недоразвитие коммуникативной функции речи рассматривается как часть общего нарушения коммуникативной деятельности.
Наряду с нарушениями коммуникативной функции речи у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отмечается значительная недостаточность познавательной функции. На всех этапах развития детей (как в дошкольном, так и в школьном возрасте) страдает регулятивная функция речи. Речь практически не включается в процесс деятельности, не оказывает на нее должного организующего и регулирующего влияния.
На предметных уроках и экскурсиях дети знакомятся с жизнью растений и животных, изменениями в природе и трудом людей. Дети знакомятся с объектами на основе непосредственных чувственных восприятий, учатся анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению определённых умений и навыков. Для развития различных органов чувств полезно заниматься лепкой из глины или пластилина, изображать предметы в виде рисунков и аппликаций. Большую помощь в изучении материала окажут различные наглядные пособия, показ видеофильмов.
Уроки, построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, возбуждают у детей интерес, стимулируют к деятельности. Эти уроки способствуют развитию коррекции личности школьника и необходимы в жизни.
Занятия по учебному предмету имеют интегрированный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
Основное внимание в коррекционно-развивающей работе обращается на усвоение учащимся средств общения (речевых и неречевых), которые могут удовлетворить его коммуникативные потребности. Развитие коммуникативной функции речи — главная задача обучения предмету «Развитие речи».
Для безречевых детей необходимо создавать ситуации, стимулирующие их речь. Поощрять любую речь, в том числе лепетную. Они должны по произнесенной фамилии уметь узнавать учеников и по возможности называть их имена; показывать части тела и лица, а также предметы, находящиеся в классе. В работе с безречевыми детьми учитель должен мотивировать повторение за ним отдельных слов, коротких фраз, выражающих просьбы. Должна проводиться работа над пониманием коротких простых рассказов путем разыгрывания их на игрушках.
Цель:
- формирование целостного восприятия и представлений о различных предметах и явлениях окружающей действительности, а также представлений о человеке, видах его деятельности и взаимоотношений с природой.
Задачи:
- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
- формировать и расширять словарный запас, развивать речь;
- формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму;
- формировать первоначальные представления о себе и о ближайшем социальном окружении;
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, городу, в котором проживают, к России, её природе и культуре;
- формировать представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека;
- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях;
- формирование модели безопасного поведения;
- формировать временные, пространственные представления;
- развивать память, внимание, мышление.
Место учебного предмета в учебном плане
Класс | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Количество часов | 68 | 68 | 68 | 68 | 68 |
Итого | 340 |
Личностные универсальные учебные действия:
- интерес к учебному материалу;
- целостный, ориентированный взгляд;
- представление о причинах успеха в учёбе;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- адекватно воспринимать предложения учителя;
- осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.
Познавательные универсальные учебные действия:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- делать простейшие обобщения; сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу);
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- использовать простые речевые средства;
- контролировать свои действия в классе;
- понимать задаваемые вопросы;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Учащиеся научатся:
- называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);
- называть и показывать части тела;
- составлять простые нераспространенные предложения;
- характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
- использовать некоторые предлоги (на, в);
- осуществлять классификацию предметов по наглядному образцу, по словесной инструкции, знать обобщающие слова;
- строить простейшие фразы по картинкам;
- использовать форму множественного числа;
- заканчивать начатую учителем фразу, с ответом на вопросы: что? чем? куда? где? что делать? Например: Саша чистит (что?) зубы. Вова идет (куда?) домой.
Содержание учебного материала
Фрукты. Название. Распознавание. Что можно приготовить из фруктов.
Овощи (редис). Название. Распознавание. Как растут овощи. Что можно приготовить из овощей.
Сад – огород. Растения сада и огорода.
Ягоды (клубника и малина). Сравнение по окраске, форме и вкусу. Лесные и садовые ягоды.
Деревья (ель, сосна). Распознавание. Сравнение по листочкам (хвоинкам). Сравнение по шишкам, семенам.
Грибы. Грибы съедобные и несъедобные. Как можно приготовить грибы.
Осень. Осенние месяцы. Сравнение лета и осени. Одежда осенью.
Человек. Части тела и лица.
Игрушки. Как мы играем с игрушками.
Посуда. Чайная, столовая и кухонная посуда. Части посуды.
Продукты питания. Из чего делают продукты.
Одежда. Одежда для мальчика и девочки, мамы и папы. Материалы для одежды.
Обувь. Части обуви. Виды обуви.
Головные уборы, их виды и назначение. Из чего шьют головные уборы.
Зима. Зимние месяцы. Изменения в природе зимой.
Птицы (сорока, синица). Зимующие птицы. Подкормка птиц.
Уход за комнатными растениями (обмывание листьев от пыли, поливка).
Цветы (астра, календула). Различие по внешнему виду.
Домашние животные (кролик). Внешний вид. Чем питается, какую пользу приносит человеку.
Дикие животные. Подготовка диких животных к зиме.
Насекомые (жуки), название, внешний вид, где живут.
Наблюдение за погодой в течение года, графическое обозначение состояния погоды. Ведение дневника наблюдений за погодой.
Наблюдение за сезонными изменениями внешнего вида деревьев.
Учебно - методический комплект
1. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1. – М.: Издательство ГНОМ, 2013.
2. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 2. – М.: Издательство ГНОМ, 2013.
Материально-техническое обеспечение
1. Фрагменты фильмов, отражающих жизнь и деятельность людей, их отношение к здоровью, труд медицинских работников, спасателей, особенности жизни растительного и животного мира и т. п.;
2. Игрушки, изображающие людей, животных, насекомых, растения, птиц, транспорт, различные строения;
3. Картинки-пазлы предметные и сюжетные;
4. Наборы картин для демонстрации предметов, явлений окружающей действительности;
5. Муляжи овощей;
6. Настольно-печатные игры.
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим Советом
«__» __________2015 года
Протокол № ___
И.О. Директора
______________ О.В. Бурлакина
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ЦЕНТР ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ» ________________________________________________________________________________________________________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«Русский язык»
на 2016-2017 учебный год
(АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА, 5 Б КЛАСС)
Составитель:
Смолякова А.С.
Пояснительная записка
Уровень программы - адаптированный.
В данной программе использованы:
- Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.
- Программы подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под.ред.В.В.Воронковой.-М. «Просвещение», 1999 г.
- Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью /под ред. Л.Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной. – С.-Пб., 2001 г.
- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5 – 9 кл /под.ред. В.В.Воронковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 г.
Русский (родной) язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях.
У детей с глубокими интеллектуальными нарушениями в связи с нарушением пространственного восприятия, развития мелкой моторики, аналитико-синтетической деятельности мозга графические навыки и соотнесение звука и буквы сформированы недостаточно или вообще отсутствуют.
Обучение грамоте умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок изучения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности умственно отсталых детей. Уроки обучения чтению и письму ведутся параллельно. На первых годах обучения учащиеся осваивают буквы, много работают с буквами разрезной азбуки и различными таблицами.
Овладение письмом является одной из труднейших задач обучения детей с умеренной умственной отсталостью. Процесс овладения навыками письма доступен не всем учащимся данной категории. На уроках учащиеся усваивают элементарные изобразительные и графомоторные навыки, пространственные представления. Независимо от возраста учащихся обучение проводится в игровой форме, наиболее доступной детям и подросткам с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, позволяющей учащимся познать объект, используя все анализаторы (слуховые, зрительные, двигательные, тактильные).
Осуществляется межпредметная связь с занятиями по рисованию, лепке, выкладыванию букв из цветных палочек, пуговиц, мозаике, конструированию. С детьми с глубоким нарушением интеллекта проводится работа по развитию зрительно-пространственного восприятия.
Особенности первых занятий по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются как технические навыки (умение правильно держать карандаш, правильно пользоваться им при проведении линии и т.д.), так и умения в изображении отдельных элементов букв. Письмо букв следует проводить параллельно с прохождением алфавита. С первых лет обучения следует систематически практиковать зрительные и слуховые диктанты отдельных букв, слогов и, по возможности, предложений.
Данный курс включает в себя следующие виды работ:
- Тренировочные упражнения с мелом, карандашами, красками, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук и выработку графических навыков.
- Проведение прямых, наклонных линий по обводке, по опорным линиям, по точкам, самостоятельно.
- Штриховка изображений: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, умение раскрасить предмет, не выходя за его контур.
- Письмо элементов печатных и рукописных букв, бордюров из элементов букв.
- Упражнения в правильном удержании карандаша, ручки, расположения листа бумаги, тетради на столе.
- Формирование пространственных представлений, умения ориентироваться на листе бумаги: верх, низ, право, лево, выше, ниже.
- Игры на развитие мелкой моторики: «Мозаика», работа с сыпучими материалами, нанизывание бусинок на нитку, « Конструктор» и т.д.
- Работа по обводке шаблонов, трафаретов геометрических фигур и знакомых детям предметов.
- «Пальчиковая» гимнастика.
Обучение письму детей с умеренной умственной отсталостью носит сугубо практическую направленность, требующую от учащихся усвоения только элементарных правил правописания. Конечная цель обучения письму заключается в том, чтобы научить более способных детей списывать с печатного текста, писать самостоятельно на слух, по памяти слова, короткие предложения из 2-4 слов, уметь писать свое имя, фамилию.
Цель:
- научить детей самостоятельно писать небольшие предложения, свое имя, фамилию.
Задачи:
- выработать элементарные навыки грамотного письма;
- повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
- формирование у учащихся графических навыков, умений соотносить звуки и буквы;
- подготовка учащихся к овладению зрительным образам букв, предметов, а так же их начертаниям;
- развитие и коррекция моторики мелких мышц руки;
- развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки;
- совершенствование графических навыков;
- привитие навыков правильного расположения на парте листа бумаги, тетради и пользования карандашом;
- увеличение пассивного и активного словарного запаса;
- формирование связной речи;
- развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического).
Место учебного предмета в учебном плане
Класс | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Количество часов | 136 | 136 | 136 | 136 | 136 |
Итого | 680 |
Формирование УУД средствами учебного предмета «Русский язык»
Личностные универсальные учебные действия:
- положительное отношение к школе, к учению;
- интерес к учебному материалу;
- представление о причинах успеха в учёбе;
- общее представление о моральных нормах поведения;
- уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- адекватно воспринимать предложения учителя;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.
Познавательные универсальные учебные действия:
- проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное и по представлению);
- искать нужную информацию на странице «Букваря»
- понимать знаки, символы, модели, приведенные на страницах «Букваря»
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- воспринимать различные точки зрения;
- понимать необходимость использования правил вежливости;
- использовать простые речевые средства;
- контролировать свои действия в классе;
- понимать задаваемые вопросы.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Учащиеся научатся:
- обводить элементы по контуру, по трафарету, по шаблону;
- штриховать и раскрашивать в заданных направлениях (вертикально, горизонтально и по диагонали);
- писать изученные строчные и прописные буквы, слоги, короткие слова, предложения;
- списывать с рукописного и печатного текста;
- писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения.
Содержание учебного предмета
На занятиях решаются задачи развития и коррекции мелкой моторики; развития зрительного восприятия и пространственной ориентировки; формирование умения пользоваться карандашом и ручкой.
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки:
- Учить узнавать предмет по контуру и соотносить его с реальным предметом.
- Узнавать «зашумленные», заштрихованные предметы.
- Определять начало-конец строчки, верх-низ страницы тетради, учебника.
- Работать с разрезными картинками из 2-3 частей.
- Конструировать из усвоенных геометрических форм, фигур, цветных палочек и полосок бумаги по предложенному заданию.
Развитие мелкой моторики рук (подготовка к письму):
- Проводить специальные упражнения для развития и укрепления мелкой моторики.
- Обводить по шаблону или трафарету геометрические фигуры, по возможности раскрашивать или штриховать их.
- Рисовать по точкам.
- Развивать тактильное восприятие: игры на распознавание мягкого-твердого, холодного-теплого, большого-маленького.
Специальная подготовка к обучению письму:
- Привитие навыков правильно располагать на парте тетрадь и пользоваться карандашом.
- Развитие движений кисти и пальцев рук.
- Обведение карандашом простейших фигур по трафаретам, закраска и штриховка их, рисование прямых линий и несложных предметов.
- Письмо основных элементов букв.
Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв Бб, Гг, Дд, й, ь, Ее, Юю, Ёё, Цц, Чч, Щщ, Фф, Ээ, ъ. Письмо по обводке и по образцу, данному учителем.
Списывание с классной доски, букваря, с печатных карточек слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений из 2-3 слов.
Составление из кассы слогов подписей под предметными картинками.
Работа с деформированными словами: дополнение одной пропущенной буквы в односложных, двусложных словах с опорой на наглядность.
Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.
Написание слуховых диктантов слогов, слов с предварительным звукобуквенным анализом.
Учебно-методический комплект
1. Т.Л. Лещинская Букварик Подготовительный класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: ВЛАДОС, 2007.
2. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь. 1 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2009 г.
3. И.Л. Бельская. Пропись для рисования по точкам. – Минск: Юнипресс, 2007.
4. Е.Н. Арсенина, И.В. Арсенин «Возьмем в руки карандаш». - Волгоград: «Учитель», 2008.
5. Дмитриева В.Г. Раскраска с объемным контуром. Буквы и слоги. – М.: Астрель, 2013.
Материально-техническое обеспечение
1. Трафареты по обводке контуров разной тематики «Животные», «Фрукты», «Овощи», «Инструменты», «Птицы» и др.
2. Трафареты по обведению печатных и прописных букв для учащихся.
3. Массажеры для пальчиков.
4. Карточки-образцы для написания букв с элементами.
5. Алфавит.
6. Лента букв.
7. Карточки с печатными и рукописными буквами, слогами, словами.
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим Советом
«__» __________2015 года
Протокол № ___
И.О. Директора
______________ О.В. Бурлакина
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ЦЕНТР ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ» ________________________________________________________________________________________________________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«Чтение»
на 2016-2017 учебный год
(АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА, 5 Б КЛАСС)
Составитель:
Смолякова А.С.
Пояснительная записка
Уровень программы – адаптированный.
В данной программе использованы:
- Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.
- Программы подготовительного и I-IV классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида /под.ред.В.В.Воронковой.-М. «Просвещение», 1999 г.
- Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью /под ред. Л.Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной. – С.-Пб., 2001 г.
- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5 – 9 кл /под.ред. В.В.Воронковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 г.
Чтение является одним из тех базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, эта предметная область, как никакая другая, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность обучения в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры — вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией. Успешность изучения курса чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
У детей с глубокими интеллектуальными нарушениями речевое развитие имеет ряд особенностей: характерно позднее проявление речи, замедленный и затрудненный процесс овладения фразовой речью, большие трудности при различении звуков речи, неточное понимание речи окружающих.
Обучение грамоте умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико–синтетическому методу. Порядок изучения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности умственно отсталых детей. Прежде чем знакомить учащихся с той или иной буквой, необходимо провести большую работу по распознаванию соответствующего звука (выделение и различение его, правильное произношение).
Основной формой обучения детей с глубокими интеллектуальными нарушениями является занятие, на котором ведущая роль принадлежит учителю. Обучение ведется в игровой форме, наиболее доступной для детей с глубокими нарушениями интеллектуального развития. Вся работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей возможность познать объект, используя все сенсорные системы. Применяется также метод глобального чтения (узнавания и письма целого слова), гимнастика органов речи (артикуляционная), дыхательные упражнения без речевого сопровождения и с речевым сопровождением. Каждая тема проходит в обучении 2-3 раза, то есть занятия планируются так, чтобы учащиеся могли одну тему изучить при поэтапном усложнении и многократном повторении.
На первых годах обучения учащиеся осваивают буквы, учатся слоговому чтению, много работают с буквами разрезной азбуки и различными таблицами. Учитывая особенности аналитико-синтетической деятельности глубоко умственно отсталых детей порядок изучения звуков, букв, и слоговых структур несколько увеличен и изменен. Букварный период может продолжаться в течении 3-х и более лет обучения (учитывая степень подготовленности детей, их познавательные интересы).
Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках обучения грамоте широко используются такие дидактические пособия как подвижная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы.
Конечная цель обучения чтению заключается в том, чтобы научить более способных детей читать несложный текст (печатный или письменный), отвечать на заданные вопросы.
Навыки и умения, полученные на уроках чтения, активно используются на других коррекционно-развивающих уроках. Осуществляется межпредметная связь с занятиями по рисованию, лепке, конструированию. Широко используется художественная литература, чтение потешек, стихов, загадок, слушание музыки и пения.
Цель курса:
- научить детей читать, осмысленно воспринимать прочитанное;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле;
- совершенствование всех видов речевой деятельности;
Задачи:
- повторение пройденных звуков и букв и усвоение новых;
- умение соотносить звуки с соответствующими буквами, различать их местонахождение в словах (в начале или в конце);
- образование обратных и прямых слогов, умение читать эти слоги;
- составление и чтение трехбуквенных закрытых слогов и слов;
- составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур и предложений из этих слов;
- формирование понимания прочитанных слов и предложений;
- уточнение и развитие слухового восприятия учащихся;
- расширение представлений об окружающей действительности;
- привитие навыков учебной деятельности;
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие артикуляционного аппарата на основе дыхательной гимнастики и артикуляционных упражнений;
- активизация и обогащение словаря детей.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Место учебного предмета в учебном плане
Класс | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Количество часов | 136 | 136 | 136 | 136 | 136 |
Итого | 680 |
Личностные универсальные учебные действия:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- адекватно воспринимать предложения учителя;
- осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- участвовать в диалоге;
- слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
- понимать точку зрения другого;
- использовать простые речевые средства;
- контролировать свои действия в классе;
- понимать задаваемые вопросы.
Планируемые результаты изучения учебного предмета:
Учащиеся научатся:
- соотносить звук и букву;
- произносить простые звуки за учителем: у-у, а-а, о-о; слова из двух звуков (ау, ах, му, уа и т. д.) и трех, четырех звуков (там, мама и т. д.);
- выделять первый, последний звук в слове, слышать нужный звук;
- делить слова на слоги;
- читать слоги и слова, короткие предложения;
- понимать смысл прочитанного;
- слушать чтение коротких стихов, сказок учителем и на аудио - носителях;
- повторять за учителем артикуляционные и дыхательные упражнения.
Содержание учебного предмета
На занятиях решаются задачи развития и коррекции слухового восприятия, органов артикуляционного аппарата, звукопроизношения:
- развитие органов артикуляционного аппарата, постановка дыхания и голоса, исправление дефектов речи и специальная логопедическая работа (проводится логопедом и закрепляется на уроках учителем);
- развитие речевого слуха, различение звуков окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и т.д.) уточнение и развитие слухового восприятия учащихся;
- правильное произнесение за учителем слов, состоящих их одного звука (у-у); двух звуков (ау, ах, му, уа) ; 3-4 звуков (там, мама и т.д.);
- называние слов по предъявленным предметным картинкам;
- составление простых предложений из 2-3 слов (безречевые дети вместо называния слов и действий должны изображать действия по предложенной картинке и вопросам учителя);
- уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся, выработка умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо).
- составление простых предложений из 2-3 слов. Деление этих составленных предложений на слова. Слова «предложение», «слово» - употребляются учителем. Учащиеся должны понимать их и выполнять действия, связанные с этими словами.
Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых: б, г, д, й, ь, е, я, ю, ё, ц, ч, щ, ф, ъ.; правильное и отчетливое произнесение их в изолированной позиции, а также различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется). Подбор слов с заданным звуком.
Образование открытых и закрытых слогов из вновь изученных звуков и букв, чтение этих слогов протяжно и, по возможности, слитно. Составление из букв разрезной азбуки и чтение слов из усвоенных слоговых структур, а также предложений из трех - четырех слов. Послоговое чтение слов, предложений и коротких текстов из букваря.
Упражнения в чтении рукописного материала.
Слог как часть слова. Деление слова на слоги. Слово как часть речи.
Имена собственные.
Работа по составлению простого предложения из двух-трех слов по картинке, по опорным словам, по вопросу.
Учебно-методическое обеспечение
1. Т.Л. Лещинская Букварик Подготовительный класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: ВЛАДОС, 2007.
2. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь. 1 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2009.
3. Колесникова Е.В. От А до Я. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. – М.: Ювента, 2007.
Материально-техническое обеспечение
1. Набор печатных букв для демонстрации;
2. Разрезная азбука для учащихся.
3. Фишки для обозначения звуков - красные, синие;
4. Полоски для обозначения слов, предложений.
6. Предметные картинки.
7. Сюжетные картинки (для составления предложений).
8. Настенная «Говорящая азбука»
9. Набор слогов
10. Детские книги
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная программа курса "Хозяйственно - бытовой труд" для детей со сложной структурой дефекта
В задачу занятий по хозяйственному труду входит сообщение учащимся необходимых знаний и формирование практических умений и навыков по бытовому труду. Выработать у ребёнка определённые трудовые навыки ...
Адаптированная программа курса "Кулинария 10 класс"специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида №7 для детей со сложной структурой дефекта интеллектуального развития (ремесло).
Данная программа нацелена на обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями (интеллекта, моторики, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы). Контингент вспомогательных (коррекционных) школ ч...
Профильный труд. Адаптированная программа для учащихся со сложной структурой дефекта 10 класс
Данная программа составлена на основе изучения и анализа научно- методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического на...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Письмо» для обучающихся 8 класса ( со сложной структурой дефекта)
Целевое назначение программыЦель программы – общее развитие учащихся и коррекция их познавательных возможностей.Задачи:1.Формирование мотивации к урокам письма, умение слушать учител...
Программа обучения детей с ОВЗ по предмету «Письмо» ( адаптирована для детей со сложной структурой дефекта) 8 класс
Цель программы - общее развитие учащихся и коррекция их познавательных возможностей.Задачи:1.Формирование мотивации к урокам письма, умение слушать учителя и выполнять ег...
Адаптированная рабочая программа для детей со сложной структурой дефекта (4 класс)
Рабочая программа рассчитана на детей со сложной структурой дефекта: сочетание тяжелых интеллектуальных нарушений с ДЦП, аутизмом, глубоким недоразвитием речи, нарушениями общей и мелкой м...
Адаптированные рабочие программы по обучению детей со сложной структурой дефекта
Для обучающихся 4 класса...