технологическая карта урока истории по теме Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.
учебно-методический материал по истории (9 класс)

Корнева Светлана Николаевна

Тема урока: Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.

Цели урока:

образовательные:

- познакомить с основными направлениями политикиАлександра1 в 1815-1825 гг., выяснить причины отказа от дальнейших реформ;
развивающие:

- обеспечить развитие системы познавательных умений учащихся: слышать, наблюдать, анализировать, понимать, запоминать и др.;

- развивать навыки анализа исторических документов и литературных произведений, учить выделять главное, сравнивать, разрешать проблемы.

воспитательные:

  -  воспитание уважения к историческому прошлому своей Родины, чувства коллективизма, взаимопомощи;
- способствовать нравственному воспитанию учащихся, формированию ценностных установок;

- развивать толерантность, умение добросовестно и сосредоточенно работать.

Личностные УУД: воспитание патриотизма, нравственности, уважения к историческому прошлому, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

Регулятивные УУД: формирование у учащихся умение определять цель и задачи урока, планировать учебные действия на уроке (совместно с учителем), осуществлять контроль усвоения новых знаний и самостоятельно оценивать качество усвоения материала;

Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные УУД: умение анализировать текст, определять понятия, указывать признаки, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логичное рассуждение и делать выводы

 

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

Знать: направления и содержание реформ Александра I 1815-1825 гг., причины перехода от либеральных тенденций во внутренней политике к консервативным, характеризовать итоги правления Александра I

Уметь: включаться в различные виды деятельности на уроке по     получению нового знания, преобразовывать и применять новое знание в учебных ситуациях, формирование научного типа мышления;  

Личностные: потребность сохранять и преумножать исторические знания как явления национальной культуры; пробудить у учащихся

      стремления развиваться, совершенствоваться, способствовать формированию ценностного отношения к истории своей страны,

       стремления    сделать что-то полезное для Родины.

Метапредметные: научиться анализировать, сопоставлять, обобщать, классифицировать, осуществлять пошаговый контроль способов решения, адекватно принимать оценку и корректировать результаты, сотрудничать, выстраивать своё мнение и позицию.

Тип урока: комбинированный

Технологии: ИКТ, развитие критического мышления

Межпредметные связи: право, экономика

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование:

  • Мультимедийный проектор.
  • Экран для просмотра презентации.
  • Компьютер.
  • Диск с материалами урока (презентация).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока 

Ф.И.О. Корнева Светлана Николаевна
Предмет: история России
Класс :9

УМК: Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я.Токарева; под ред. А.В. Торкунова. История России. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2016.

Тема урока: Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.

Цели урока:

образовательные:

- познакомить с основными направлениями политикиАлександра1 в 1815-1825 гг., выяснить причины отказа от дальнейших реформ;
развивающие:

- обеспечить развитие системы познавательных умений учащихся: слышать, наблюдать, анализировать, понимать, запоминать и др.;

- развивать навыки анализа исторических документов и литературных произведений, учить выделять главное, сравнивать, разрешать проблемы.

воспитательные:

  -  воспитание уважения к историческому прошлому своей Родины, чувства коллективизма, взаимопомощи;
- способствовать нравственному воспитанию учащихся, формированию ценностных установок;

- развивать толерантность, умение добросовестно и сосредоточенно работать.

Личностные УУД: воспитание патриотизма, нравственности, уважения к историческому прошлому, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

Регулятивные УУД: формирование у учащихся умение определять цель и задачи урока, планировать учебные действия на уроке (совместно с учителем), осуществлять контроль усвоения новых знаний и самостоятельно оценивать качество усвоения материала;

Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные УУД: умение анализировать текст, определять понятия, указывать признаки, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логичное рассуждение и делать выводы

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

Знать: направления и содержание реформ Александра I 1815-1825 гг., причины перехода от либеральных тенденций во внутренней политике к консервативным, характеризовать итоги правления Александра I

Уметь: включаться в различные виды деятельности на уроке по     получению нового знания, преобразовывать и применять новое знание в учебных ситуациях, формирование научного типа мышления;  

Личностные: потребность сохранять и преумножать исторические знания как явления национальной культуры; пробудить у учащихся

      стремления развиваться, совершенствоваться, способствовать формированию ценностного отношения к истории своей страны,

       стремления    сделать что-то полезное для Родины.

Метапредметные: научиться анализировать, сопоставлять, обобщать, классифицировать, осуществлять пошаговый контроль способов решения, адекватно принимать оценку и корректировать результаты, сотрудничать, выстраивать своё мнение и позицию.

Тип урока: комбинированный

Технологии: ИКТ, развитие критического мышления

Межпредметные связи: право, экономика

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование:

  • Мультимедийный проектор.
  • Экран для просмотра презентации.
  • Компьютер.
  • Диск с материалами урока (презентация).

Этапы урока

Деятельность
учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Форма организации взаимодействия

Промежуточный контроль

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Организационный. Мотивация учебной деятельности.

Проверка готовности к уроку. Создание положительной атмосферы.

Самопроверка готовности к уроку.

 

 

Коммуникативные:  умение слушать учителя.
Регулятивные: самоконтроль

Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания.

2.Актуализация знаний, постановка проблемы

1. «Историческая атака»

а.        Под влиянием каких идей воспитывался Александр?

б.        Как и почему А.С. Пушкин назвал первый период царствования Александра I?

в.        Каково было главное назначение Негласного комитета, кто входил в его состав?

г.        Какие изменения в системе управления произошли в начале царствования Александра I?

д.        Каким образом решался крестьянский вопрос? (1803 г. – указ о вольных хлебопашцах, 1804 г. – определение размеров крестьянских повинностей в Прибалтике)

е.        Составить предложения со словами барщина, самодержавие, реформа, конституция, манифест.

Мы вспомнили о реформаторских начинаниях Александра I до войны 1812 года, а сегодня узнаем о его политике после войны.

Задания для формулирования темы и проблемы

Историки делят царствование Александра 1 на два периода:

1) Начальный – когда Александр I  стремился проводить либеральные преобразования;

2)Последующий – когда внешняя и внутренняя политика стала консервативной, охранительной.

     При этом некоторые историки считают 1814 г. рубежом, разделяющим царствование Александра 1 на два периода.

Какую проблему можно определить?

Основные вопросы изучения

материала

1) Влияние Отечественной войны 1812 г. на власть и общество.

2) Продолжение реформ.

3) Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева.

4) Отказ от проведения реформ в начале 1820-х гг.

Ответы учащихся:

- самодержавность и консерватизм отца и бабушки; либерализм взглядов Ф.С.Лагарпа;

 - «Дней Александровых пре красное начало»;

- Негласный комитет – это круг близких к царю людей, подготовивших проекты реформ в России;

– амнистия 12 тыс. пострадавших при Павле, открытие границ, разрешение на ввоз иностранной литературы и т.д.

Состав: граф П.А. Строганов Н.Н.Новосильцев, князь А.А.Чарторыйский,  

 граф В.П. Кочубей);

-1802 г. - Сенат превращён в высший судебный орган, орган контроля за деятельностью местных властей; вместо петровских коллегий созданы 8 министерств; учреждён Комитет министров для обсуждения вопросов управления страной; 1810 г. – создан Государственный совет –законосовеща-тельный орган при царе – по проекту М.М. Сперанского.

Формулирование и запись темы в тетрадь

 «Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.»

Формулируют проблемный вопрос:

  -В чем причины, поэтапного свертывания реформ царя и отказ от дальнейшей либерализации внутренней жизни в России в 1815-1825 гг? (На конкретных фактах подтвердите или опровергните суждения историков о том, что, начиная именно с 1814 г. Александр 1 стал проводить консервативную политику.)

Составление плана изучения темы.

 На слайде вопросы, на которые ученик должен ответить.

Индивидуальная

Индивидуальная

Самопроверка

Устные ответы

Уметь определять ключевые даты, причинно-следственные связи, формулировать роль основные направления внешней политики России

Уметь по ключевым словам правильно формулировать тему урока, проблему поставить цель

Коммуникативные: умение слушать, излагать свое мнение в монологе, корректировать свое мнение под воздействием контраргументов.

Регулятивные: участвовать в коллективном обсуждении поставленных вопросов, контролировать и корректировать выполненное задание.

Познавательные:

сравнивать объекты исследования, выделять главное, анализировать,

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: формирование духовно  -нравственных и эстетических чувств, адекватной самооценки.

Регулятивные:

Умение планировать деятельность на различных этапах работы, использовать отведенное время для решения поставленной задачи

Целеполагание –постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные:

доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство

3.Изучение нового материала

- Отечественная война оказала огромное влияние и на международное положение России, укрепив его, и на внутриполитическое развитие, настроения в обществе.  Работая с первым пунктом параграфа охарактеризуйте эти настроения Учитель выслушивает ответы, постепенно выводя их на экран по щелчку

Задание

  1. Используя прием «Инсерт» поработайте с пунктом параграфа («» – уже знал,   «+» – новое,     «» – думал иначе,       «?» – есть вопросы)

Ответьте на вопрос: «Какие противоречия во взглядах и ожиданиях различных слоев общества, которые повлияли на стремление Александра коренным образом изменить государство можно выделить?

Записывают в тетрадь.

Настроения в российском обществе после войны 1812 года:

•        Либеральные (на введение конституции, отмену крепостного права)

•        Консервативные (опасность, ненужность реформ для России, победившей Наполеона, тем самым доказавшей превосходство своего политического строя)

После войны были сильны и реформаторские и антиреформаторские настроения. Причём последние определили тайность, секретность, негласность разработки проектов дальнейших реформ.

Работают с текстом учебника

Используя  прием «Инсерт», работают с текстом учебника

Индивидуальная

Письмен-ные, устные ответы

.

Познавательные:

Умение анализировать текст, выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части

Коммуникативные:

смысловое чтение, умение работать с текстом, отвечать на вопросы.

Личностные:

умение оценивать других людей и их деятельность с точки зрения целесообразности исходя из требований и веяний изучаемой эпохи

  1. Физкульт-минутка

Итак, время работы групп подошло к концу, чтобы дать небольшую передышку перед презентацией результатов работы, проведём физкультминутку.

Ученики выполняют гимнастику для глаз.

Слайд с упражнениями для глаз.

Группо-вая

.

Устные ответы, движения учащихся

Коммуникативные: умение использовать икт для достижения своих целей, использовать речевые средства.

Познавательные:

логически мыслить, находить пути решения.

Личностные: стремление к здоровому образу жизни.

5.Первичное осмысление. Закрепление изученного материала.

  1. «Польский эксперимент»

-  Первой задачей, которую попытался решить Александр после окончания войны, было дарование конституции Польше. 15 ноября 1815 года император Александр Благословенный даровал Конституцию Царству Польскому. Для этого он приехал в Варшаву, облачился в польский мундир и с лентой польского ордена Белого Орла. Польское дворянство с восторгом встречало российского императора.

Вопрос

- Каким образом Королевство Польское оказалось в составе Российской империи? 

В чём состояло принципиальное отличие политической системы Царства Польского от российской политической системы? (Приложение 1)

Приём «SWOT – анализ»

Сильные

стороны

Слабые

стороны

Возможности

Угрозы

Вопрос: Неужели в составе самодержавной Российской империи появилось столь демократичное, конституционное государственное образование? Прочтите текст учебника, пункт 2 «Продолжение реформ».

А как же основная часть Российской империи?

  1. Реформаторский проект Н.Н. Новосильцева

Рассказ учителя

      Менее чем через год на стол императора лег проект конституции Новосильцева, который назывался «Уставная грамота Российской империи (1820 г.).  

1819 год – Николай Николаевич Новосильцев, бывший член Негласного комитета, служивший на различных постах в Царстве Польском, разработал проект Конституции – «Государственную уставную грамоту».  Давайте разберёмся, были ли в ней противоречия, как в польской конституции.  Поработайте в паре.

1 вариант –  находят прогрессивные черты, 2 вариант - консервативные. Затем расскажите друг другу о результатах своей работы. После проработки текста учащиеся дают ответы, учитель щелчком выводит их на экран, учащиеся заполняют таблицу в рабочей тетради.

Вопрос: Можно ли говорить, что с появлением по проекту Новосильцева в России двухпалатного парламента уничтожалось самодержавие?

  1. Отказ от проведения реформ.

Вопрос: Вспомните судьбу Сперанского и его реформ.

Проект Новосильцева также не был утверждён. Во время разработки проекта произошли революции в Италии и Испании, которые встревожили Александра I. После некоторого колебания царь отложил принятие Конституции на неопределённое время. Да и в целом реформаторское направление в его деятельности в начале 20-х годов было свёрнуто. Причины разные. Вопрос: Попробуйте предположить, какие?

Как видите, столько планов, оставшихся нереализованными, столько противоречий во внутриполитическом курсе. Вам придётся призадуматься, давая оценку императору как политику и его внутренней политике.

Работа с 4 пунктом учебника

Задания

  1. Выделите причины отказа от реформ.
  2. Выполните следующие задания и сделайте все возможные выводы о внутренней политике Александра 1.

Записывают в тетрадь дату и событие

Учащийся  показывает на карте и отвечает на вопрос о вхождении  Королевства Польского в состав Российской империи  (по решению Венского конгресса 1814-1815 гг. после разгрома Наполеона).

Работа с документом  (Приложение 1)

В чём состояло принципиальное отличие политической системы Царства Польского от российской политической системы?

Работают с документом

Отвечают на вопросы по тексту документа. (появление конституции, действующий двухпалатный сейм, выборы, свобода печати, неприкосновенность личности – всё это шло вразрез с российской политической системой).

4 чел. у доски, остальные в тетрадях

Учащиеся дополняют свои ответы (Российский император становился польским королём, ему принадлежала законодательная власть, т.к. сейм не мог принимать законы) и делают общий вывод об ограниченности этой политической реформы, но в то же время её важности как первого, пробного шага в российской истории, правда, на польской её территории.

Определяют изменения, предполагавшиеся в соответствии с проектом конституции Н.Новосильцева

Работают по пункту параграфа

Выполняют задания

Учащиеся отвечают на вопрос:

(Отчасти.  Самодержавие как неограниченная абсолютная власть всё же уже ограничивалось парламентом, без которого царь не мог утверждать законы. В то же время лишь царь обладал правом законодательной инициативы и мог не предлагать для обсуждения не устраивавший его закон).

Учащиеся отвечают на вопрос:

 (из всего проекта реализовано только создание законосовещательного Государственного совета в 1810 г. (Сам Сперанский под давлением высшего света в марте 1812 года отправлен в отставку и выслан сначала в Нижний Новгород, затем в Пермь).

Учащиеся отвечают (скорее всего дети скажут, что противостояние в высших кругах, в среде дворянства реформам пугало Александра I, помнившего о судьбе отца).

Записать в тетрадь:

Причины сворачивания реформ в конце правления Александра I:

  1. Активное противодействие большинства дворян (восстание Семёновского полка в 1820 г.)  Нарастание революционного движения в Европе;

3) Убеждённость Александра, что крестьянство не готово к свободе

4)Личная трагедия Александра I, потерявшего дочерей и сестру;              5) Усиление религиозности и мистицизма в мировоззрении императора  

На экране появляется карта

Текст документа: Польская конституция 1815 г. Королевство Польское становилось конституционной монархией в составе Российской империи. По конституции польский король осуществлял исполнительную власть, а законодательную власть разделял с сеймом, сохраняя за собой законодательную инициативу и право вето. Сейм состоял из 2 палат: сената (назначался королём) и «посольской избы» (77 послов от шляхетских сеймиков и 51 депутат от городских общин (гмин)). Избирательный ценз определялся уплатой прямого налога не менее 100 злотых. Провозглашалась неприкосновенность личности, свобода печати, признание польского языка официальным и т. д.

Работа с учебником

https://fsd.multiurok.ru/html/2022/09/23/s_632d94b803f5e/phpRyP89p_Vnutrennyaya-politika-Aleksandra-1_html_7bf3e2a345abe657.jpg

Индивидуальная

Индивид-уальная

Индивиду-альная

Индивиду-альная

Парная

Индивиду-альная

Письмен-ные ответы

Устные ответы

Устные ответы

Письмен-ные ответы

Устные ответы

Письмен-ные ответы

 Уметь охарактеризовать событие, правильно подбирать признаки, характеризующие данное мероприятие,  видеть историческую

значимость данного мероприятия, видеть историческую роль  русского народа, владеть  историческими терминами.

  Познавательные:

действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование)

анализ – выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части; перевод текста на знаково-символический язык, с помощью вещественных или графических средств, приводящий к построению модели;

использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей.

Коммуникативные:

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

умение представлять информацию, сообщать в письменной и устной форме;

готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое, умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные:

умение оценивать других людей и их деятельность с точки зрения целесообразности исходя из требований и веяний изучаемой эпохи

Познавательные: Структурирование своих знаний; выявление причинно-следственных связей 

Коммуникативные:         умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные: планирование и коррекция ученического труда, прогнозирование.

Коммуникативные:

смысловое чтение, умение работать с текстом, отвечать на вопросы.

  1. Закрепление     нового материала

- Вспомним, какую проблему мы определили в качестве ключевой на этом уроке?

В чем причины, поэтапного свертывания реформ царя и отказ от дальнейшей либерализации внутренней жизни в России в 1815-1825 гг? (проблемный вопрос урока)

Удалось достичь цели?

- Какие периоды в правлении Александра I можно выделить? Как менялась в целом его политика?

- Кем были разработаны проекты политических реформ в правление Александра I?

- Как на ваш взгляд связаны отмена крепостного права и введение Конституции?

- Почему Александру 1 не удалось претворить в жизнь то, о чём он мечтал в молодости?

А сейчас давайте повторим новые понятия, с которыми вы познакомились на уроке и вспомним уже известные: Терминологический диктант: сейм, ценз, уставная грамота, законодательная инициатива (надписи на экране).

Остались ли у вас вопросы к уроку?

 Ученики   отвечают на вопросы, повторяют и закрепляют пройденный материал

Терминологический диктант: сейм, ценз, уставная грамота, законодательная инициатива

Фронта-льная

 

Устные ответы

Умение видеть причинно-следственные связи, помнить основные исторические даты, термины, события

Коммуникатив-ные:

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения мыслей. Познавательные: анализ, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

  1. Подведение итогов

Организует работу по подведению итогов, отмечает наиболее активных учащихся.

Анализируют, подводят итоги, вспоминают, какое новое знание открыли на уроке.

Фронта-льная

Устные ответы

  1. Рефлексия

Как вы думаете, какие черты характера Александра I проявились в осуществлении внутренней политики во второй период его царствования? Могла ли его деятельность быть иной, учитывая объективные обстоятельства?

 Придумайте синквейн про Александра I

 Оцените cвою работу на уроке, поработав с листом самооценки.

А сейчас предлагаю продолжить предложения:

"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…"

"На этом уроке меня порадовало…"

«Работа в паре стала для меня…»

"Я похвалил бы себя…"

«Трудным показалось задание…»

"Особенно мне понравилось…"

"После урока мне захотелось…"

Ученики составляют синквейн про Александра I

Обсуждение и самооценка, заполнение листа самооценки

  Представляются синквейны

Индиви-дуальная

Устные ответы

Познавательные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные:

оценивание качества и уровня усвоения.

Личностные:

аргументированная оценка своей деятельности.

  1. Домашнее задание

Объясняет, как необходимо выполнить домашнее задание.

Слушают объяснение учителя.

Базовый уровень.

1.Базовый уровень.

Прочитать параграф 6.   Ответить на вопросы.

2 Повышенный уровень.

  1. Подготовить сообщения о реформаторах первой четверти XIX века.
  2. Создать кроссенс на тему «Эпоха правления  Александра I»

Приложение 1

Текст документа: Польская конституция 1815 г. Королевство Польское становилось конституционной монархией в составе Российской империи. По конституции польский король осуществлял исполнительную власть, а законодательную власть разделял с сеймом, сохраняя за собой законодательную инициативу и право вето. Сейм состоял из 2 палат: сената (назначался королём) и «посольской избы» (77 послов от шляхетских сеймиков и 51 депутат от городских общин (гмин)). Избирательный ценз определялся уплатой прямого налога не менее 100 злотых. Провозглашалась неприкосновенность личности, свобода печати, признание польского языка официальным и т. д.

Приложение 2

                        

              ПОЛУЧИЛОСЬ                                        НЕ СОВСЕМ ПОЛУЧИЛОСЬ                              НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ

Вид, тема работы

Самооценка

1

Готовность к освоению нового материала (устные ответы на вопросы в начале урока, «Историческая атака»)

2

Определение темы урока, определение проблемы урока

3

Настроения в обществе после Отечественной войны 1812 года (работа с учебником, устный ответ)

4

«Польский эксперимент» (работа с учебником и документом, устный ответ)

5

Работа в паре (учебник, устный ответ)

6

Причины отказа от реформ (работа с учебником, письменный ответ)

7

Терминологический диктант (письменный ответ)

8

Создание синквейна

Подведение итога работы на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема:Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815-1825 гг.

Александр I, глава Российской империи, после победы над Францией и своего триумфа осторожничал. Но, несомненно, некоторые шаги в преобразовании России Александром I предприняты были. Например, в 1815 ...

Поурочное планирование по темам «Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра 1 в 1815-1825 гг.», «Социально-экономические развитие страны в первой четверти 19 века.»

Данная поурочная разработка будет интересна для тех учителей истории, которые хотят проводить необычные и запоминающиеся уроки....