Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.
презентация к уроку по истории (9 класс)
Влияние Отечественной войны 1812 г. на власть и общество
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liberalnye_i_ohranitelnye_tendentsii_vo_vnutrenney_politike.ppt | 214 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблемные вопросы Почему внутренняя политика Александра I была противоречивой? Повлияла ли на это Отечественная война 1812 г.? Какое значение имели попытки либеральных реформ, предпринятые Александром I?
План 1. Влияние Отечественной войны 1812 г. на власть и общество 2. Продолжение реформ 3. Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева 4. Отказ от проведения реформ в начале 1820-х гг. 5. Итоги внутренней политики Александра I
1. Влияние Отечественной войны 1812 г. на власть и общество Страна ждала перемен: Часть дворянства говорила о будущей конституции. Крестьяне надеялись на улучшение своего положения. Поляки ждали от царя послаблений в национальной политике. Но, консервативные слои дворянства полагали, что какие-либо изменения не нужны и даже вредны. Александр I, вынужден вести разработку реформ в строжайшем секрете .
2. Продолжение реформ Вспомните, когда Польша как самостоятельное государство прекратила своё существование. Варшава. Гравюра XIX в.
По решению Венского конгресса 1815 г. Россия получила часть польских земель (Царство Польское). Польше Александр I в 1815 г. даровав конституцию (автономия и самоуправление). Александр I полагал, что этот «польский эксперимент» станет началом пути всей России к общей для неё конституции. Великое княжество Финляндское (с 1809 г.в составе России) стало управляться «по-новому»: оно получило широкую автономию в рамках империи.
3. Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева Николай Николаевич Новосильцев, талантливый дипломат и государственный деятель, ему Александр поручил разработку конституционного проекта. Н. Н. Новосильцев
В 1820 г. проект «Уставная грамота Российской империи» суверенитет императорской власти; двухпалатный парламент, царь не мог издать ни одного закона. Но право внесения в парламент проектов законов принадлежало царю; царь - исполнительная власть; свобода слова, вероисповедания, равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, право на частную собственность; разделить страну на наместничества, в каждом из которых создать двухпалатные парламенты. Власть императора была по-прежнему огромна, но всё же ограничена. О крепостном праве в проекте ничего не говорилось .
4. Отказ от проведения реформ в начале 1820-х гг. Александр видел сопротивление реформам со стороны большинства дворян. Испытывая, с одной стороны, давление дворян, а с другой — страх перед народными выступлениями, Александр начал сворачивать свои реформаторские планы.
Указы ссылать крестьян в Сибирь за «предерзостные поступки»; крепостным запретили подавать жалобы на своих господ; усилился надзор за содержанием газет, журналов, книг; чиновникам запретили без дозволения начальства издавать любые произведения, «касавшиеся внутренних и внешних отношений» Российского государства. В 1822 г., опасаясь влияния на российское общество революционных идей, император запретил деятельность в стране всех тайных организаций и начал преследование их участников.
В 1820-е гг. император больше времени старался уделять не государственным делам, а религиозным вопросам. Он сосредоточился на вопросах веры.
5. Итоги внутренней политики Александра I Чем же можно объяснить такие перемены во внутренней политике царя? Почему так и не удалось провести в жизнь назревшие реформы?
боязнь Александра разделить участь погибшего отца, не хватало умных, способных людей, сложно сочетать либеральные реформы с сохранением основ существующего строя: конституцию — с самодержавием, освобождение крестьян — с интересами большинства дворян, личные качества императора — неустойчивость его настроения, двуличие.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ Несмотря на то что многие реформаторские начинания так и не были воплощены в жизнь, внутренняя политика Александра I, проекты разработанных по его поручению преобразований готовили почву для масштабного экономического и политического реформирования России в будущем.
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа 1. Какое влияние оказала Отечественная война 1812 г. на власть и общество? 2. Почему дарование Александром I конституции Царству Польскому называют самой либеральной мерой из всех предпринятых императором? 3. В чём Александр I видел практический смысл «польского эксперимента» для всей России? 4. Каковы были главные причины отказа от проведения реформ с начала 1820-х гг.? 5. Дайте общую оценку внутренней политики Александра I в период 1815—1825 гг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внутренняя политика Александра I в 1815 – 1825 гг.
План проведения открытого урока...
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I
Материал подходит учителям истории 9 класса...
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра Iв 1815 – 1825 гг.
материал к уроку...
Тема:Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815-1825 гг.
Александр I, глава Российской империи, после победы над Францией и своего триумфа осторожничал. Но, несомненно, некоторые шаги в преобразовании России Александром I предприняты были. Например, в 1815 ...
Урок "Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I 1815-1825 гг."
Конспект разработанного урока по истории в 9 классе....
технологическая карта урока истории по теме Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.
Тема урока: Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.Цели урока:образовательные:- познакомить с основными направлениями политикиАлександра1 в 1815...
Поурочное планирование по темам «Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра 1 в 1815-1825 гг.», «Социально-экономические развитие страны в первой четверти 19 века.»
Данная поурочная разработка будет интересна для тех учителей истории, которые хотят проводить необычные и запоминающиеся уроки....