Тема:Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815-1825 гг.
план-конспект урока по истории (9 класс)
Александр I, глава Российской империи, после победы над Францией и своего триумфа осторожничал. Но, несомненно, некоторые шаги в преобразовании России Александром I предприняты были. Например, в 1815 г. он ввел в Польском царстве Конституцию, которая давала больше свобод Польше и определяла ее государственное устройство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ot_liberalizma_k_ohranitelstvu.docx | 15.86 КБ |
Предварительный просмотр:
История 9 класс
Тема:Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815-1825 гг.
Актуализация знаний:
Ход урока
Внутреннюю политику Александра I условно делят на два периода:запись в тетрадь
1. Либеральный – реформы Негласного комитета и М.М. Сперанского в первое десятилетие царствования.
2. Консервативный – после разгрома Наполеона до конца царствования.
Внутренняя политика Александра I:
- 1801 г. – Негласный комитет
- 1802 г. – создание министерств
- 1802 г. – создание Комитета министров, проводивший совещания императора с министрами
- 1803 г. – указ о вольных хлебопашцах
- 1804 г. – университетский указ, дающий автономию (самостоятельность) университетам
- 1809 г. – после прекращения деятельности Негласного комитета Александр I поручил М.М. Сперанскому разработать «План государственного преобразования»
- 1810 г. – Государственный совет – высший законосовещательный орган
- 1810-1857 гг. – создание военных поселений – особая организация войск в России, совмещавших военную службу с сельским хозяйством (создатель А.А. Аракчеев). Цели:
- Подготовка резерва без увеличения расходов на вооруженные силы
- Возможность частичного упразднения рекрутских наборов
- Решение крестьянского вопроса
- Снижение расходов государства на содержание армии
- Охрана рубежей государства
- Преодоление экономического кризиса
Победа России в Отечественной войне 1812 г. дала Александру I большое преимущество в проведении внутри страны новых реформ. Народ был воодушевлен победой. Российские офицеры и солдаты, побывавшие в заграничных походах и увидевшие хорошую европейскую жизнь, начали мечтать о преобразованиях в России. Дворяне говорили в открытую о введении Конституции. Крестьяне, которые сделали огромный вклад в победу над Наполеоном, мечтали об отмене крепостного права. Таким образом, послевоенный период в России был идеальным временем для перемен и преобразований, страна была готова к ним.
Александр I, глава Российской империи, после победы над Францией и своего триумфа осторожничал. Но, несомненно, некоторые шаги в преобразовании России Александром I предприняты были. Например, в 1815 г. он ввел в Польском царстве Конституцию, которая давала больше свобод Польше и определяла ее государственное устройство.
Польская Конституция 1815 г. предусматривала:запись
- Введение двухпалатного Сейма (законодательная власть).
- Запрет на высылку в Сибирь без суда и запрет на лишение имущества.
- Закон о военной службе (на государственную и военную службу могли быть приняты только подданные Польского царства).
- Польский язык стал обязательным для государственного делопроизводства.
Данная Конституция Польши была фактически революционной. Александр I после введения Конституции в Польше предупредил поляков об их большой ответственности в соблюдении основ этой Конституции перед Россией и Европой. Таким образом, первый шаг в государственных преобразованиях был сделан, и император задумался о проведении реформ в России.
Разработку российской Конституции Александр I поручил своему другу, бывшему члену Негласного комитета, графу Н.Н. Новосильцеву. Граф в 1820 г. создал проект под названием «Уставная грамота Российской империи».
Прочитать самостоятельно пункт №3 военные поселения
Кроме всего прочего, период жизни Александра I в 1820-х гг. связан с еще одной особенностью его личности. Император резко стал очень духовным, приближал к себе все больше в духовную жизнь, отрешаясь от государственных вопросов и проблем.
Даже смерть Александра I окутана ореолом тайн. Он умер в г. Таганроге по дороге на Кисловодские курорты. После смерти императора по России ходила легенда, что он на самом деле не умер, а ушел жить простым крестьянином, ходил по России и творил добрые дела; а в гробу на захоронение привезли другого человека.
В целом внутренняя политика Александра I в России в 1815–1825 гг. не оправдала надежд прогрессивно настроенных кругов Российской империи. Однако можно сказать, что те его прогрессивные преобразования, которые были проведены в начале XIX в., во многом подготовили почву для будущих Великих реформ 1860-х гг. Александра II.
Подведение итогов: работа с вопросами после параграфа.
Домашнее задание: §8 стр 59.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внутренняя политика Александра I в 1815 – 1825 гг.
План проведения открытого урока...
Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.
Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг. Проект отмены крепостного права Аракчеева. Проект конституции Николая Николаевича Новосильцева. Польский эксперимент. Военные поселения....
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.
Влияние Отечественной войны 1812 г. на власть и общество...
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра Iв 1815 – 1825 гг.
материал к уроку...
Урок "Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I 1815-1825 гг."
Конспект разработанного урока по истории в 9 классе....
технологическая карта урока истории по теме Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.
Тема урока: Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.Цели урока:образовательные:- познакомить с основными направлениями политикиАлександра1 в 1815...
Поурочное планирование по темам «Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра 1 в 1815-1825 гг.», «Социально-экономические развитие страны в первой четверти 19 века.»
Данная поурочная разработка будет интересна для тех учителей истории, которые хотят проводить необычные и запоминающиеся уроки....