Урок "Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I 1815-1825 гг."
план-конспект урока по истории (9 класс)

Верлянко Арина Александровна

Конспект разработанного урока по истории в 9 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_istorii_09.10.2020.docx34.7 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ 9 НА ТЕМУ: «ЛИБЕРАЛЬНЫЕ И ОХРАНИТЕЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВО ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКЕ АЛЕКСАНДРА I 1815-1825 гг.».

09.10.2020

Цель урока

  • обеспечить усвоение учащимися основных либеральных идей Александра I, а также познакомить их с реформами в 1815-1825 гг.

Задачи урока

Образовательная

Воспитательная

Развивающая

познакомить с основными направлениями политики Александра Павловича Романова  в 1815-1825 гг., выяснить причины отказа от дальнейших реформ

- воспитание уважения к историческому прошлому своей Родины, чувства коллективизма, взаимопомощи;
- способствовать нравственному воспитанию учащихся, формированию ценностных установок;

Развить критическое мышление у учащихся. Обеспечить развитие системы познавательных умений учащихся: слышать, наблюдать, анализировать, понимать, запоминать.

Планируемые результаты урока

Предметные

Метапредметные

личностные

  • включение учащихся в различные виды деятельности на уроке по получению нового знания;
  • преобразование и применение нового знания в учебных ситуациях;
  • формирование научного типа мышления;  

  • принятие учебной цели учащимися, организация и контроль учебного труда;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами и корректировать действия;
  • умение определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
  • смысловое чтение;
  • умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, находить общее решение;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Тип урока

Комбинированный урок

Форма урока

Урок ознакомления с новым материалом

Структура урока

  1. Организационный момент

2 минуты

  1. Актуализация знаний

10 минут

2. Объяснение нового материала

20 минут

3. Закрепление

 5 минут

5. Подведение итогов

 3 минуты

Оборудование и средства обучения

Учебник, конспект, доска

План урока

1) Введение в тему.

2) Влияние Отечественной войны 1812 г. на власть и общество.

3) Продолжение реформ.

3) Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева.

4) Отказ от проведения реформ в начале 1820-х гг.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Здравствуйте. Проверка отсутствующих. Готовность к уроку.

II. Объяснение нового материала:

  1. Введение в тему, экскурс в историю:

Итак, давайте с вами повторим пройденные темы.

  1. В каком году  Александр I пришел к власти? (1801 г.)
  2.  Под влиянием каких идей воспитывался Александр? Самодержавность и консерватизм отца и бабушки; либерализм взглядов Ф.С.Лагарпа;
  3. Дата Негласного комитета. 24.06.1801. 06.07.

Каково было главное назначение Негласного комитета, кто входил в его состав? Это круг близких к царю людей, подготовивших проекты реформ в России; Состав: граф П.А. Строганов Н.Н.Новосильцев, князь А.А.Чарторыйский,

граф В.П. Кочубей);

  1. Какие изменения в системе управления произошли в начале царствования Александра I? амнистия 12 тыс. пострадавших при Павле, открытие границ, разрешение на ввоз иностранной литературы и т.д.
  2. Каким образом решался крестьянский вопрос? (1803 г. – указ о вольных хлебопашцах, 1804 г. – определение размеров крестьянских повинностей в Прибалтике)

Мы вспомнили о реформаторских начинаниях Александра I до войны 1812 года, а сегодня узнаем о его политике после войны.

Для этого предлагаю прослушать вам отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Послание цензору»:

Кто ж в этом виноват? перед тобой зерцало:

Дней Александровых прекрасное начало.

Проведай, что в те дни произвела печать.

На поприще ума нельзя нам отступать.

Как вы думаете «Почему А.С. Пушкин даёт оценку деятельности Александру I как «Дней прекрасное начало»?

Ответы учащихся могут содержать характеристику внутренней политике Александра I в 1801-1813гг: создание «Негласного комитета», попытка решить крестьянский вопрос в указе «О вольных хлебопашцах»(1803г), министерская реформа, изменения Святейшего Синода, проект преобразования Сената, финансовая реформа, реформа в области образования, создание Государственного совета. Во второй части вопроса, учащиеся дают оценку проекта М.М. Сперанского «Введения к уложению государственных законов» с предложениями наделить население гражданскими и политическими правами, избирательными и предать законодательные функции выборной государственной Думе. Крестьянский вопрос не был решен, хотя положение крепостных несколько облегчилось.

Обобщив ответы учащихся, что после воцарения Александр I провёл серию реформ, способствующих либерализации общества. Наиболее яркие и либеральные реформы были проведены именно впервые годы правления. Пушкин, несомненно, положительно относился к либерализации общества, что и отразил в своём произведении «Послание цензору».

Также и историки делят царствование Александра 1 на два периода:

1) Начальный – когда Александр I стремился проводить либеральные преобразования;

2)Последующий – когда внешняя и внутренняя политика стала консервативной, охранительной.

При этом некоторые историки считают 1814 г. рубежом, разделяющим царствование Александра 1 на два периода.

 Несомнено, главную роль сыграла Отечественная война, которая оказала огромное влияние и на международное положение России, укрепив его, и на внутриполитическое развитие, настроения в обществе.

После войны были сильны и реформаторские и антиреформаторские настроения. Причём последние определили тайность, секретность, негласность разработки проектов дальнейших реформ.

  1. Первой задачей, которую попытался решить Александр после окончания войны, было дарование конституции Польше. 15 ноября 1815 года император Александр Благословенный даровал Конституцию Царству Польскому. Для этого он приехал в Варшаву, облачился в польский мундир и с лентой польского ордена Белого Орла. Польское дворянство с восторгом встречало российского императора.

Откройте учебник 40. Второй пункт. По цепочке (по 2 предложения). Так какие особенности «Польского экспримента»?

Таким образом, .Российский император становился королем польским. Конституция закрепляла особый статус польских земель внутри Российской империи. Законодательная власть принадлежала Сейму.

Сейм – это историческое название сословного представительного собрания в Королевстве Польском

 Также дворянство услышало от царя, о намерении введения конституции на всей территории России. Её введение зависело от успешности польского опыта и достижение России определенного уровня развития.

  1. А как же основная часть Российской империи?

Александр I поручает Н.Н. Новосильцеву разработать проект российской конституции. Работа велась в строжайшей тайне, в Варшаве, с французом П.И. Пешар-Дешан.

Менее чем через год на стол императора лег проект конституции Новосильцева, который назывался «Уставная грамота Российской империи (1820 г.). 4главы,161статья.

 

Давайте прочитаем пункт 3  по цепочке. Т.е., мы можем проследить двойственность проекта Новосильцева.

- Изменилась ли власть государя?

 По проекту Н.Н. Новосильцева Россия получала федеративное устройство, разделялось на 12 наместничеств, в каждом из которых создавался свой представительный орган. Провозглашалось неприкосновенность личности: никто не мог быть арестован без предъявления обвинения. Никто не мог, наказан как по суду.

-Как вы думаете, проект был реализован?

В 1820-1821 гг. произошли революции в Испании и Италии, война за независимость Греции.  После некоторого колебания царь отложил принятие Конституции на неопределённое время. Да и в целом реформаторское направление в его деятельности в начале 20-х годов было свёрнуто. Проект «Уставная грамота российской империи» был положен в дальний ящик. Сам Александр I жил сложной непонятной жизнью. Он был словно соткан из противоречий. В нём был религиозный мистицизм, любовь к шагистике, откровенная леность к занятиям. Неутолимая жажда путешествия. Во время путешествия по России он заходил в крестьянские избы.

«Сфинкс, не разгаданный до гроба»- сказал о нём Вяземский

Работа с учебником § 6 (пункт «Отказ от проведения реформ в начале 20-х гг.»)

Задания

Выделите причины отказа от реформ.

Записать в тетрадь:

Причины сворачивания реформ в конце

правления Александра I:

1)  Активное противодействие большинства дворян

большинства дворян

2)   Нарастание революционного движения в Европе

движения в Европе;  

3) Убеждённость Александра, что крестьянство не готово к свободе

крестьянство не готово к свободе

4)Личная трагедия Александра I,

потерявшего дочерей и сестру;

4)  Усиление религиозности и мистицизма в мировоззрении

императора

мистицизма в мировоззрении

Подведение итогов:

Итак, на уроке мы с вами познакомились с реформами Александра 1 во второй половине его правления.

Для закрепления знаний прослушайте отрывок стихотворения А.С.Пушкина «Сказки».

«Ура! в Россию скачет

Кочующий деспот.

Спаситель горько плачет,

А с ним и весь народ.»

Почему изменилось мнения поэта о царе и как? Проанализируйте и дайте оценку, исходя из лекции.

Выставление оценок.

Домашнее задание: п.6. Вопросы 1,2,3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

26_01_8класс_история_внутренняя политика Александра 1 1815_1825

26_01_8класс_история_внутренняя политика Александра 1 1815_1825...

Тема:Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815-1825 гг.

Александр I, глава Российской империи, после победы над Францией и своего триумфа осторожничал. Но, несомненно, некоторые шаги в преобразовании России Александром I предприняты были. Например, в 1815 ...

технологическая карта урока истории по теме Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.

Тема урока: Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.Цели урока:образовательные:- познакомить с основными направлениями политикиАлександра1 в 1815...

Поурочное планирование по темам «Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра 1 в 1815-1825 гг.», «Социально-экономические развитие страны в первой четверти 19 века.»

Данная поурочная разработка будет интересна для тех учителей истории, которые хотят проводить необычные и запоминающиеся уроки....