Урок "Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I 1815-1825 гг."
план-конспект урока по истории (9 класс)
Конспект разработанного урока по истории в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_istorii_09.10.2020.docx | 34.7 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИСТОРИИ 9 НА ТЕМУ: «ЛИБЕРАЛЬНЫЕ И ОХРАНИТЕЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВО ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКЕ АЛЕКСАНДРА I 1815-1825 гг.». | 09.10.2020 | |
Цель урока |
| |
Задачи урока | ||
Образовательная | Воспитательная | Развивающая |
познакомить с основными направлениями политики Александра Павловича Романова в 1815-1825 гг., выяснить причины отказа от дальнейших реформ | - воспитание уважения к историческому прошлому своей Родины, чувства коллективизма, взаимопомощи; | Развить критическое мышление у учащихся. Обеспечить развитие системы познавательных умений учащихся: слышать, наблюдать, анализировать, понимать, запоминать. |
Планируемые результаты урока | ||
Предметные | Метапредметные | личностные |
|
| формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; |
Тип урока | Комбинированный урок | |
Форма урока | Урок ознакомления с новым материалом | |
Структура урока | ||
| 2 минуты | |
| 10 минут | |
2. Объяснение нового материала | 20 минут | |
3. Закрепление | 5 минут | |
5. Подведение итогов | 3 минуты | |
Оборудование и средства обучения | Учебник, конспект, доска | |
План урока | 1) Введение в тему. 2) Влияние Отечественной войны 1812 г. на власть и общество. 3) Продолжение реформ. 3) Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева. 4) Отказ от проведения реформ в начале 1820-х гг. |
Ход урока:
- Организационный момент. Здравствуйте. Проверка отсутствующих. Готовность к уроку.
II. Объяснение нового материала:
- Введение в тему, экскурс в историю:
Итак, давайте с вами повторим пройденные темы.
- В каком году Александр I пришел к власти? (1801 г.)
- Под влиянием каких идей воспитывался Александр? Самодержавность и консерватизм отца и бабушки; либерализм взглядов Ф.С.Лагарпа;
- Дата Негласного комитета. 24.06.1801. 06.07.
Каково было главное назначение Негласного комитета, кто входил в его состав? Это круг близких к царю людей, подготовивших проекты реформ в России; Состав: граф П.А. Строганов Н.Н.Новосильцев, князь А.А.Чарторыйский,
граф В.П. Кочубей);
- Какие изменения в системе управления произошли в начале царствования Александра I? амнистия 12 тыс. пострадавших при Павле, открытие границ, разрешение на ввоз иностранной литературы и т.д.
- Каким образом решался крестьянский вопрос? (1803 г. – указ о вольных хлебопашцах, 1804 г. – определение размеров крестьянских повинностей в Прибалтике)
Мы вспомнили о реформаторских начинаниях Александра I до войны 1812 года, а сегодня узнаем о его политике после войны.
Для этого предлагаю прослушать вам отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Послание цензору»:
Кто ж в этом виноват? перед тобой зерцало:
Дней Александровых прекрасное начало.
Проведай, что в те дни произвела печать.
На поприще ума нельзя нам отступать.
Как вы думаете «Почему А.С. Пушкин даёт оценку деятельности Александру I как «Дней прекрасное начало»?
Ответы учащихся могут содержать характеристику внутренней политике Александра I в 1801-1813гг: создание «Негласного комитета», попытка решить крестьянский вопрос в указе «О вольных хлебопашцах»(1803г), министерская реформа, изменения Святейшего Синода, проект преобразования Сената, финансовая реформа, реформа в области образования, создание Государственного совета. Во второй части вопроса, учащиеся дают оценку проекта М.М. Сперанского «Введения к уложению государственных законов» с предложениями наделить население гражданскими и политическими правами, избирательными и предать законодательные функции выборной государственной Думе. Крестьянский вопрос не был решен, хотя положение крепостных несколько облегчилось.
Обобщив ответы учащихся, что после воцарения Александр I провёл серию реформ, способствующих либерализации общества. Наиболее яркие и либеральные реформы были проведены именно впервые годы правления. Пушкин, несомненно, положительно относился к либерализации общества, что и отразил в своём произведении «Послание цензору».
Также и историки делят царствование Александра 1 на два периода:
1) Начальный – когда Александр I стремился проводить либеральные преобразования;
2)Последующий – когда внешняя и внутренняя политика стала консервативной, охранительной.
При этом некоторые историки считают 1814 г. рубежом, разделяющим царствование Александра 1 на два периода.
Несомнено, главную роль сыграла Отечественная война, которая оказала огромное влияние и на международное положение России, укрепив его, и на внутриполитическое развитие, настроения в обществе.
После войны были сильны и реформаторские и антиреформаторские настроения. Причём последние определили тайность, секретность, негласность разработки проектов дальнейших реформ.
- Первой задачей, которую попытался решить Александр после окончания войны, было дарование конституции Польше. 15 ноября 1815 года император Александр Благословенный даровал Конституцию Царству Польскому. Для этого он приехал в Варшаву, облачился в польский мундир и с лентой польского ордена Белого Орла. Польское дворянство с восторгом встречало российского императора.
Откройте учебник 40. Второй пункт. По цепочке (по 2 предложения). Так какие особенности «Польского экспримента»?
Таким образом, .Российский император становился королем польским. Конституция закрепляла особый статус польских земель внутри Российской империи. Законодательная власть принадлежала Сейму.
Сейм – это историческое название сословного представительного собрания в Королевстве Польском
Также дворянство услышало от царя, о намерении введения конституции на всей территории России. Её введение зависело от успешности польского опыта и достижение России определенного уровня развития.
- А как же основная часть Российской империи?
Александр I поручает Н.Н. Новосильцеву разработать проект российской конституции. Работа велась в строжайшей тайне, в Варшаве, с французом П.И. Пешар-Дешан.
Менее чем через год на стол императора лег проект конституции Новосильцева, который назывался «Уставная грамота Российской империи (1820 г.). 4главы,161статья.
Давайте прочитаем пункт 3 по цепочке. Т.е., мы можем проследить двойственность проекта Новосильцева.
- Изменилась ли власть государя?
По проекту Н.Н. Новосильцева Россия получала федеративное устройство, разделялось на 12 наместничеств, в каждом из которых создавался свой представительный орган. Провозглашалось неприкосновенность личности: никто не мог быть арестован без предъявления обвинения. Никто не мог, наказан как по суду.
-Как вы думаете, проект был реализован?
В 1820-1821 гг. произошли революции в Испании и Италии, война за независимость Греции. После некоторого колебания царь отложил принятие Конституции на неопределённое время. Да и в целом реформаторское направление в его деятельности в начале 20-х годов было свёрнуто. Проект «Уставная грамота российской империи» был положен в дальний ящик. Сам Александр I жил сложной непонятной жизнью. Он был словно соткан из противоречий. В нём был религиозный мистицизм, любовь к шагистике, откровенная леность к занятиям. Неутолимая жажда путешествия. Во время путешествия по России он заходил в крестьянские избы.
«Сфинкс, не разгаданный до гроба»- сказал о нём Вяземский
Работа с учебником § 6 (пункт «Отказ от проведения реформ в начале 20-х гг.»)
Задания
Выделите причины отказа от реформ.
Записать в тетрадь:
Причины сворачивания реформ в конце
правления Александра I:
1) Активное противодействие большинства дворян
большинства дворян
2) Нарастание революционного движения в Европе
движения в Европе;
3) Убеждённость Александра, что крестьянство не готово к свободе
крестьянство не готово к свободе
4)Личная трагедия Александра I,
потерявшего дочерей и сестру;
4) Усиление религиозности и мистицизма в мировоззрении
императора
мистицизма в мировоззрении
Подведение итогов:
Итак, на уроке мы с вами познакомились с реформами Александра 1 во второй половине его правления.
Для закрепления знаний прослушайте отрывок стихотворения А.С.Пушкина «Сказки».
«Ура! в Россию скачет
Кочующий деспот.
Спаситель горько плачет,
А с ним и весь народ.»
Почему изменилось мнения поэта о царе и как? Проанализируйте и дайте оценку, исходя из лекции.
Выставление оценок.
Домашнее задание: п.6. Вопросы 1,2,3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
26_01_8класс_история_внутренняя политика Александра 1 1815_1825
26_01_8класс_история_внутренняя политика Александра 1 1815_1825...
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I
Материал подходит учителям истории 9 класса...
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.
Влияние Отечественной войны 1812 г. на власть и общество...
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра Iв 1815 – 1825 гг.
материал к уроку...
Тема:Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815-1825 гг.
Александр I, глава Российской империи, после победы над Францией и своего триумфа осторожничал. Но, несомненно, некоторые шаги в преобразовании России Александром I предприняты были. Например, в 1815 ...
технологическая карта урока истории по теме Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.
Тема урока: Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг.Цели урока:образовательные:- познакомить с основными направлениями политикиАлександра1 в 1815...
Поурочное планирование по темам «Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра 1 в 1815-1825 гг.», «Социально-экономические развитие страны в первой четверти 19 века.»
Данная поурочная разработка будет интересна для тех учителей истории, которые хотят проводить необычные и запоминающиеся уроки....