Презентация к уроку истории на тему: "Древний Китай"
презентация к уроку по истории (5 класс)

Презентация к уроку истории в 5 классе на тему: "Древний Китай"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon "Древний Китай"2.23 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Древний Китай Туаева Эльвира Зауровна Учитель истории и обществознания

Слайд 3

Задачи урока : 1. познакомиться с историей Китая 2. познакомиться с особенностями иероглифического письма, с открытиями и изобретениями китайцев 3. воспитать интерес к культуре Китая

Слайд 4

План урока : 1. История возникновения Китайской цивилизации 2. Письменность 3. Открытия и изобретения 4. Чайная церемония 5. Конфуцианство 6. Закрепление

Слайд 5

История Древнего Китая обычно делится на ряд периодов, обозначаемых в исторической литературе по имени царствующих династий: период Шан (Инь) (XV—XI вв. до н.э.) и период Чжоу (XI — III вв. до н.э.). Первые очаги цивилизации городского типа в Древнем Китае начали возникать во II тысячелетии до н.э. в долине реки Хуанхэ на базе перешедших к оседлому земледелию родовых групп инь-ских племен.

Слайд 6

На северо-восток от Индии, за высокими и труднопроходимыми горами, расстилается обширная Восточно-Китайская равнина. На морских побережьях равнины выпадает много дождей. Чем дальше от моря на запад, тем дождей меньше. Здесь бывают сильные засухи. По равнине протекают две большие реки - Хуанхэ и Янцзы . Они берут начало в горах и впадают в море.

Слайд 8

Во время дождей Хуанхэ разливается на десятки и сотни километров. Берега ее сложены из лесса, похожего на мелкий, плотно слежавшийся песок. Вода легко размывает лесс. Река разрушала берега с полями и садами. Целые селения обрушивались в бушующую Хуанхэ. Китайцы называли ее " блуждающая река", " надрывающая сердце", "горе Китая", "река тысячи бедствий".

Слайд 9

В VI - V веках до н.э. китайцы научились добывать и обрабатывать железо. Хозяйство стало развиваться быстрее. Широкое распространение получило возделывание риса, требовавшего много влаги. Также выращивали зерно, тыкву, баклажаны, лук, чеснок, бобы. Помимо земледелия у китайцев были развиты скотоводство, рыболовство, производство шелковых тканей, сбор лекарственных трав.

Слайд 10

Первое государство на территории Китая возникло в XVIII веке до н.э. К середине I тысячелетия до н.э. здесь было около десятка самостоятельных рабовладельческих государств, которые вели между собой кровопролитные войны. В 221г до н.э. правитель царства Цинь разбил поодиночке своих соперников и объединил весь Китай под своей властью.

Слайд 11

Китайская письменность – одна из древнейших на Земле. История китайского иероглифического письма насчитывает не менее 4-х тысяч лет. Древнейшими китайскими иероглифическими текстами были иньские гадательные надписи, которые наносились (чаще всего на специально отполированных пластинах, изготовленных из черепашьих панцирей) с помощью острого предмета. 2. Письменность

Слайд 12

Позднее, в эпоху Чжоу, активно расширяются сфера применения и круг людей, владеющих письменностью. Создаются новые знаки. Увеличивается запас знаков, которым активно пользуются грамотные люди. Значительные изменения претерпевают материалы и орудия письма. Использование бамбуковых пластинок (бирок), означало появление того, что сейчас называется документом или книгой. Усовершенствование и затем утверждение в качестве общепринятого орудия письма мягкой конусообразной кисти в итоге привели к появлению новой иероглифической графики.

Слайд 13

3. Открытия и изобретения

Слайд 14

Все это надо перетереть и проварить, смешав с жидкостью, похожей на слюну насекомых. Полученную массу нужно зачерпнуть ситом из шелковых нитей, закрепленных на бамбуковой рамке. Когда вся вода стечет, оставшийся влажный листок следует пропитать секретным составом. Остается только высушить и разгладить его между каменными плитами. И желанный материал, не впитывающий тушь, на котором не размываются контуры написанного, готов. Бумага появилась в Китае в 105 году нашей эры. Придворному ученому поручили найти материал для письма не хуже шелка, но гораздо дешевле. Поиски привели Цай Луня к осам. Тонкий, но прочный материал, из которого были сделаны осиные гнезда, больше всего походил на то, что он искал. Проведя сотни опытов, ученый пришел к выводу, что получить нечто подобное можно из коры тутового дерева, конопляного лыка, изорванных рыболовных сетей и ветхих тканей.

Слайд 16

Динамическая пауза. Представьте, что вы земледельцы и сажаете рис. Упражнение: исходное положение - стоя - наклоны вниз, 3-4 раза. А теперь вы пошли в джунгли и собираете бананы, которые висят очень высоко. Упражнение: исходное положение - стоя - потянуться вверх, 3-4 раза. Вы попали в Китай и посетили китайскую стену, ветер дует вам в лицо, вы зажмурили глаза. Упражнение: крепко зажмурить глаза и резко их открыть, 3-4 раза. А теперь вы стоите посредине красивой равнины, вокруг множество цветов, вы вдыхаете их дурманящий аромат. Упражнение: поднять руки вверх - вдох - выдох - руки опустить, 3-4 раза.

Слайд 17

4. Чайная церемония

Слайд 18

Чайная церемония родилась в Китае в ІV веке до н.э. С тех пор традиция пить чай по правилам (особым для каждого народа) распространилась по всему миру, но начало этой традиции положили в Китае. Для начала нужно настроиться физически: снять верхнюю одежду, переобуться в мягкие соломенные тапки, выключить мобильные телефоны, чтобы ничто "внешнее" не отвлекало. Рекомендуется облачиться в «восточные» одежды - кимоно, расшитые (драконами, цветами сакур, например. Это настраивает уже психологически.

Слайд 19

Все таинство проходит на полу – на соломенных ковриках, по которым разбросаны мягкие подушки. Посередине стоит Чабань, стол для чайной церемонии, напоминающий деревянный ящичек размером 40 на 30 см и высотой около 10 см. На ее поверхности множество небольших отверстий на случай, если вы прольете воду или решите вылить остатки чая. В Китае, кстати, льющаяся через край вода означает изобилие. . Атмосфера китайских чайных комнат расслабляет : полумрак, приятная негромкая музыка. Инструменты, необходимые для китайской чайной церемонии – это миниатюрный чайный сервиз из фарфора, термос с горячей водой, деревянные ложечки. Сперва нужно познакомиться с чаем. Для этого чайный лист кладут в специальную коробочку – Ча Хе, и каждый участник церемонии может пощупать и оценить первое достоинство чая – форму его листа.

Слайд 20

Второе достоинство – аромат заварки, но его появлению предшествует целый алгоритм действий. Сначала горячей кипяченой водой (используют исключительно родниковую) заливается пустой чайничек – Ча Ху. Делается он вручную из исинской глины. После того как посуда прогрета, можно делать первую заварку. Перед тем, как залить насыпанную в чайник заварку, нужно несколько раз ее встряхнуть . Количество встряхиваний должно соответствовать числу ян, кратному девяти. Теперь можно заливать чайный лист водой, температура которой может варьироваться от 80 до 100°С.

Слайд 21

Первую заварку не пьют – выливают на Чабань, для Богов. Чайный лист заливается второй раз. Сначала чай наливается в чашку ян - небо, которая накрывается инь - землей. Для первой чашки чая важно это сделать всем участникам церемонии одновременно. Так выказывается уважение собравшихся друг к другу. Затем эти чашки меняются местами: движением на себя нужно их перевернуть – таким образом, все возвращается на свои места.

Слайд 22

Человек, которому налили чаю, может выразить свою благодарность, постучав 3 раза по столу согнутыми указательным и средним пальцем. Этот обычай распространен в Южном Китае (например, в Гонконге ); в других районах Китая этого обычая, как правило, не придерживаются.

Слайд 23

5. Конфуцианство

Слайд 24

Жизненный путь Конфуция . 551 г.до н.э.- рождение 531 г.- смотритель паст-бищ 525 г.- обучение музыке 523 г.- начало учительс-кой деятельности. 519-484 гг.- путешествия, поиски «справедливого царства» на Земле. 481 г.- создание канони-ческих книг. 479 г.до н.э .-смерть

Слайд 25

1. ш е л к 2. к о м п а с 3. х у а н х э 4. т у ф л и 5. б у м а г а 6. я н ц з ы 7. ц и н ь 8. ч а й Если вы правильно решите кроссворд, то в клетках по горизонтали, выделенных рамкой, прочтете имя знаменитого китайского мудреца. По вертикали: Тонкая и воздушная ткань, секрет производства которой в древности был известен только китайцам. Изобретенный в Китае прибор, помогающий не заблудиться в далеких путешествиях. Река, по берегам которой возникло древнейшее в Китае государство То, что учтивый китаец снимал с ног при входе в дом. Материал для письма, изобретенный в Китае. Одна из двух главных рек Китая. Одно из китайских государств, правитель которого объединил весь Китай под своей властью (221 г до н.э.). Изобретенный в Китае напиток, прогоняющий усталость.

Слайд 26

За этим напитком большое будущее! Некий китайский врач навещает больного. Тот морщится, не желая пить непривычное лекарство. - Фу, какая гадость! Оно горчит, вяжет, да и запах имеет странный… - Лекарство редко бывает приятным на вкус, - убеждает врач, - но оно вернет тебе силы и поможет встать на ноги. Его целебные свойства велики: попомни мои слова, за этим питьем большое будущее! Древний врач оказался прав: в наши дни настой, который когда - то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире. Задание: Пробовали ли вы этот настой? Как он называется?

Слайд 27

Афоризмы Конфуция. НАПРАСНО ОБУЧЕНИЕ БЕЗ МЫСЛИ, ОПАСНА МЫСЛЬ БЕЗ ОБУЧЕНИЯ. НЕБО, ДАВАЯ ЖИЗНЬ ЛЮДЯМ, ДАЛО ИМ И СТРАСТИ. ЕСЛИ БЫ ЛЮДИ ОСТАЛИСЬ БЕЗ ПРАВИТЕЛЯ, ТО ПРОИЗОШЛИ БЫ СМУТЫ, - ВОТ ПОЧЕМУ НЕБО ПОРОДИЛО ВЫСОКОРАЗУМНОГО ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ В СОСТОЯНИИ В ДОЛЖНОЕ ВРЕМЯ СДЕЛАТЬСЯ ПРАВИТЕЛЕМ. НАРОД МОЖНО ПРИНУДИТЬ К ПОСЛУШАНИЮ, НО ЕГО НЕЛЬЗЯ ПРИНУДИТЬ К ЗНАНИЮ. ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ПУТЬ ВЕЛИКИМ. НЕ ПУТЬ ДЕЛАЕТ ВЕЛИКИМ ЧЕЛОВЕКА. В КРУГУ СЕМЬИ ПОЧИТАЙ РОДИТЕЛЕЙ. ВНЕ СЕМЬИ ПОЧИТАЙ СТАРШИХ. БУДЬ ЧЕСТЕН И МИЛОСТИВ С ЛЮДЬМИ, ВОЗЛЮБИ ДОБРО. ЕСЛИ, СОБЛЮДАЯ ЭТИ ПРАВИЛА, ТЫ ЕЩЕ БУДЕШЬ ИМЕТЬ ДОСУГ, ИСПОЛЬЗЙ ЕГО ДЛЯ УЧЕНИЯ. ЧЕГО СЕБЕ НЕ ПОЖЕЛАЕШЬ, ТОГО НЕ ДЕЛАЙ И ДРУГИМ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории по теме "Древний Китай"

Презентация к уроку содержит исторический и краеведческий материал....

Повторительно-обобщающий урок истории по теме: Древний Египет в 5 классе

Заинтересовать учащихся, создать положительное эмоциональное отношение к теме. Создать представление о значимости египетской цивилизации для человечества....

План - конспект урока истории по теме "Древнее Двуречье" - 5класс

План - конспект урока истории по теме "Древнее Двуречье" - 5класс. Учебник - История Древнего мира. 5 класс.Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С...

Методическая разработка урока истории по теме: "Древнейший Рим"

В ходе урока дается представление о местоположении и природных условиях Древнего Рима, населении и его основных занятиях; происходит знакомство с историей Древнего Рима и системой управления на ранних...

Презентация к уроку истории по теме "Древняя Греция.Греки и критяне"

Презентация к уроку истории в 5 классе по теме "Древняя Греция.Греки и критяне"...

Технологическая карта урока истории по теме "Древний Египет"

Технологическая карта урока истории по теме "Древний Египет", 5 класс. Тип урока - урок развивающего контроля...

Разработка урока истории по теме «Древнейший Рим», 5 класс.

Данный материал содержит разработку урока истории в 5 классе по теме "Древнейший Рим". Тип урока: урок изучения нового материала. Вид урока: смешанный (сочетание урока-беседы и урока теорети...