Разработка урока истории по теме «Древнейший Рим», 5 класс.
учебно-методический материал по истории (5 класс)
Данный материал содержит разработку урока истории в 5 классе по теме "Древнейший Рим". Тип урока: урок изучения нового материала. Вид урока: смешанный (сочетание урока-беседы и урока теоретической самостоятельной работы). Цели урока:
Образовательная – изучение местоположения и природных условий Италии, истории возникновения Рима;
Развивающая – продолжение формирования умений сравнивать и описывать природные условия двух стран, составлять рассказ, правильно показывать по карте изучаемые объекты;
Воспитательная – воспитание уважительного отношения к прошлому различных народов, формирование у учащихся эмоционально – ценностного отношения к изучаемому прошлому.
В разработке используется дополнительный материал о жизни и быте древних римлян(Маркс Э. Римляне. – М., 1997). Данная разработка может оказать помощь начинающим учителям в подготовке к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_istorii_dlya_5_klassa_po_teme_drevneyshiy_rim_.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока истории по теме «Древнейший Рим», 5 класс.
Хозычева Елена Ивановна.
Класс, дата, предмет: 5 класс, 1.04. 20…, всеобщая история.
Тема урока: Древнейший Рим.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: смешанный (сочетание урока-беседы и урока теоретической самостоятельной работы).
Цели урока:
Образовательная – изучение местоположения и природных условий Италии, истории возникновения Рима;
Развивающая – продолжение формирования умений сравнивать и описывать природные условия двух стран, составлять рассказ, правильно показывать по карте изучаемые объекты;
Воспитательная – воспитание уважительного отношения к прошлому различных народов, формирование у учащихся эмоционально – ценностного отношения к изучаемому прошлому.
Оборудование: карта «Древняя Италия (до середины III в. до н.э.)», учебник.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
1. Организационный момент | Приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих. Привлечение внимания. - Здравствуйте. Садитесь. Сели все правильно и приготовились к уроку. | Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. |
2. Подготовка к активному усвоению нового материала. | - Ребята, давайте вспомним, какие государства мы с вами уже изучили в этом учебном году? | - Древний Египет, Древнее Двуречье, Финикия, Древнееврейское царство, Ассирийская держава, Персидская держава, Древняя Индия, Китай, Древняя Греция. |
3. Изучение нового материала. | - Молодцы. Сегодня же мы приступаем к изучению истории Древнего Рима - последнего этапа в развитии Древнего мира, охватывающего время с начала I тыс. до н. э. и до конца V в. до н. э. Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, где находится Рим, каковы его природные и географические условия, как жили его древнейшие жители. Работа по карте и беседа с учащимися (с. 213). - Где находится Италия? - На берегу какой реки основан Рим? - Какие горы тянутся вдоль всего полуострова? - Что можно сказать о рельефе этой страны? - Какие народы проживали на этом полуострове? - Какие племена проживали на территории Рима? Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. - Ребята, прочитайте п.1 стр. 214-216, познакомьтесь с легендой основания Рима. Беседа по прочитанному. - Как назвали двух мальчиков, которых родила Рея Сильвия? - Кто спас малышей от гибели? - Из-за чего поссорились братья, став взрослыми? - В честь кого получил название город Рим? - Кто окружал и помогал Ромулу? - Легенда об основании на левом берегу Тибра города Рима относит это событие к 753 г. до н. э. Запись в тетради: 753 г. до н.э. – основание Рима. Сообщение учащегося о занятиях и быте жителей Рима. (см. материал в Приложении 1). Рассказ учителя об управлении в Древнем Риме. Работа с новыми понятиями. - Римский народ делился также на патрициев и плебеев. Первый римский царь, желая опереться на самых достойных представителей римской общины, выделил сто человек, обладавших более благородным происхождением и личными достоинствами. Из них он составил совет старейшин - сенат. Сенат стал важным органом управления, а его члены стали называться сенаторами. Иногда сенаторов также называли отцами - по-латыни "патрес", отсюда произошло название "патриции", то есть "потомки отцов". Патриции составили римскую аристократию. Они занимали высокое положение в обществе, обладали обширными земельными владениями и богатствами. Запись в тетради: Патриции – потомки коренных жителей Рима. - Плебеи были включены в состав римского народа позже патрициев. Раньше считали, что плебеи - это простой люд, по большей части бедный. Более глубокое изучение римской истории показало, что среди плебеев встречались весьма богатые семьи, существовали знатные плебейские роды. Плебеи были лишены многих прав. Они не могли участвовать в народном собрании, в сенате, занимать руководящие должности, зависели от патрицианского суда. Стремление плебеев обрести гражданские права, получить доступ к власти, утвердить свою собственность привело к их многовековой борьбе с патрициями. Запись в тетради: Плебеи- переселенцы из других поселений. Управлять Римом могли только патриции. Старейшие представители родов заседали в сенате. Высшая власть, принадлежа Народному собранию, состоявшему из мужчин-патрициев. Народное собрание также иногда называлось Собрание Патрициев. Народное собрание выполняло важнейшие функции в государстве:
Запись в тетради: Сенат - заседание старейшин родов. Народное собрание – высший орган власти управления Римом. По легендам Римом правило семь царей. Первым был Ромул, а последнего царя звали Тарквиний по прозвищу Гордый. Это царь не был избран, он сам захватил власть, убив шестого царя Сервия Туллия (его называют римским Солоном, так как он проводил в Риме реформы подобные реформам Солона в Афинах). Захватив власть в Риме, Тарквиний Гордый избавился от выдающихся патрициев, захватив их имущество. Многим была не по душе власть царя-тирана, поэтому римляне восстали и изгнали Тарквиния из города вместе с его семьей. Больше царей они решили не выбирать. Произошло это в 509 году до н.э. Но об этом событии вы узнаете на следующем уроке. | - На Аппенинском ролуострове. - На берегу реки Тибр. - Аппенинские горы тянутся с севера на юг полуострова, они невысокие, поэтому не делят страну на изолированные районы, как полуостров Греции. - В Италии много плодородных земель, есть хорошие пастбища, а значит, более благоприятные, чем в Греции, условия для занятия сельским хозяйством. Береговая линия Аппенинского полуострова менее изрезана по сравнению с Балканским, поэтому условия для развития мореплавания в Италии не так благоприятны, как в Греции. - Галлы, этруски, латины, самниты. - Племена латинов, поэтому языком римлян был латинский. Учащиеся читают учебник. - Ромул и Рем. - Волчица, а потом пастух и его жена - Рем в насмешку перепрыгнул через стену, служившую границей города Ромула. - В честь Ромула, так как Рим - по-латински Рома. - Ликторы, личная охрана Ромула. 753 г. до н.э. – основание Рима. Ученик делает заранее подготовленное сообщение. Ученики делают запись в тетради. Ученики делают запись в тетради. Ученики делают запись в тетради. |
4. Закрепление знаний учащихся. | Фронтальный опрос - Для того чтобы закрепить знания по теме, ответим на несколько вопросов: 1.Бог войны у римлян? 2. Совет, в котором заседали старейшины родов. 3.Река, на берегах которой возник Рим. 4.Легендарный основатель Рима. 5.Воин из охраны царя. 6. Где Рим расположен? 7. Кто по преданию был матерью Ромула и Рема? 8.Плебеи – это… | Учащиеся отвечают на вопросы. - Марс - Сенат. - Тибр. - Ромул. - Ликтор. - На Аппенинском полуострове. - Весталка Рея Сильвия. - Переселенцы из других областей. |
5. Подведение итогов урока. Рефлексия. | Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки. - Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» : зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного (карточки данных цветов даны учащимся еще до урока). | Учащиеся оценивают свою деятельность, поднимают вверх соответствующие карточки. |
6. Домашнее задание. | 1. Изучить материал параграфа 44. 2. Выучить новые слова. 3. Ответить на вопросы после параграфа. | Учащиеся записывают Д/З в дневник. |
Приложение1.
Маркс Э. Римляне. – М., 1997. - С. 38-39.
Археологи доказали, что Рим возник в 753 г. до н. э. на холмах левобережья реки Тибр. Специалисты делят историю Рима на два основных периода. Первый из них - республика. Отсчет этого периода ведется с 510 или 509 г. до н. э. Республику сменила империя, образовавшаяся в 27 г. до н. э., когда к власти пришел первый римский император. В далекие времена римляне жили в круглых хижинах, стены которых были сделаны из прутьев и обмазаны глиной. Римляне выращивали ячмень и пшеницу, виноград, лен. Они разводили ослов, рогатый скот, свиней, коней. Они занимались кузнечным делом, ткачеством, изготовлением глиняной посуды.
На завтрак римляне чаще всего ели хлеб или пшеничные бисквиты с медом, инжиром и маслинами. Завтрак они запивали вином или водой. Трандей (второй завтрак) состоял из хлеба и пищи, оставшейся от вчерашнего обеда. Главная дневная трапеза, так называемая дена, происходила после ежедневного посещения бань. Обед состоял из трех смен блюд. Сначала подавались салат, редис, грибы, устрицы и ракообразные, а также сардины и яйца. Эти кушанья запивались вином с медом. Главная смена блюд состояла обычно из семи кушаний, в том числе рыба, мясо и домашние птицы. Гарнир к ним - овощи, с разнообразными соусами.
Вместо того чтобы убирать со стола пустые блюда, рабы обычно уносили весь стол целиком и на его место приносили новый, на котором гостям предлагались фрукты, орехи и медовое печенье. Пищу запивали большим количеством вина. Римляне знали более двухсот сортов вин.
В эпоху республики на торжественных трапезах могли присутствовать только мужчины. В эпоху империи женщины стали часто разделять трапезы вместе с мужчинами. В старину римляне обедали, сидя вокруг столов на стульях. Впоследствии стало модным во время трапезы возлежать на специальных ложах и кушетках.
Одна из сторон стола оставалась свободной, чтобы рабы могли приносить новые кушанья и убирать опустевшие блюда. Вино за трапезой разливали и подавали гостям рабы. Иногда вино немного подогревали. Римляне не пользовались вилками и ножами. Они чаще всего ели прямо руками, иногда - ложками. Между сменами блюд омывали руки гостям.
Литература.
1.Арасланова О.В. История Древнего мира. 5 класс: Поурочные разработки к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой и Ф.А. Михайловского. 2-е изд., исп. и доп. – М.: ВАКО, 2005.
2. Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват.организаций /А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искандерова. – М.: Просвещение, 2015.
3.Годер Г.И. История Древнего мира. Методическое пособие. 5 класс: для учителей общеобразовательных учреждений /Г.И. Годер. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
4. Маркс Э. Римляне. – М.: Росмэн, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории по теме "Древний Китай"
Презентация к уроку содержит исторический и краеведческий материал....
Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»
В кусе изучения «Истории России XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова, Л.Г.Кос...
Повторительно-обобщающий урок истории по теме: Древний Египет в 5 классе
Заинтересовать учащихся, создать положительное эмоциональное отношение к теме. Создать представление о значимости египетской цивилизации для человечества....
Разработка урока истории. Духовные ценности Древнего Востока
Урок истории в 10 классеУМК: Всеобщая история. 10кл.Уколова В.И., Ревякин А.В. М.: Просвещение, 2015Тема: Духовные ценности Древнего ВостокаИспользуемая педагогическая технология: технология уров...
Разработка урока истории по теме "Искусство Древнего Египта"
Технологическая карта урока "Искусство Древнего Египта" по ФГОС. Можно использовать как разработку открытого урока...
Методическая разработка урока истории по теме: "Древнейший Рим"
В ходе урока дается представление о местоположении и природных условиях Древнего Рима, населении и его основных занятиях; происходит знакомство с историей Древнего Рима и системой управления на ранних...
Поурочная разработка урока истории по главе «Древний Египет» (с использованием игровых технологий)
Цель урока: повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Древний Египет».Задачи:обучающая: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Д...