Методическая разработка урока истории по теме: "Древнейший Рим"
методическая разработка по истории (5 класс)
В ходе урока дается представление о местоположении и природных условиях Древнего Рима, населении и его основных занятиях; происходит знакомство с историей Древнего Рима и системой управления на ранних стадиях егоразвития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_istorii_2.docx | 20.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока истории
Тема: ДРЕВНЕЙШИЙ РИМ.
Предмет: история 5 класс.
Тип и вид урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Цели урока:
- Способствовать формированию представлений о местоположении и природных условиях Италии, образе жизни римлян;
- создать условия для ознакомления с устройством римского общества, управлением в древнейшем Риме;
- содействовать развитию умения работать с картой, текстом учебника.
Планируемые результаты:
предметные:
- воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения терминам: патриции, плебеи, весталка, ликторы;
- извлекая необходимую информацию, рассказывать об условиях жизни, занятиях жителей Древнего Рима;
- показывать на карте географические объекты;
метапредметные:
- определять тему урока, цели;
- выстраивать алгоритм своей работы;
личностные:
- развивать познавательный интерес к пополнению новых знаний;
- работать в группе, вступать в диалог, высказывать своё мнение, участвовать в коллективном обсуждении;
- анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и деятельности коллектива.
Оборудование:
Карта: «Древний Рим», «Древнейшие государства». Учебник. Схема «Управление в Древнем Риме царского периода».
План урока:
- Местоположение и природные условия Древнего Рима, занятия населения.
- Легенда об основании Рима.
- Город на семи холмах и его обитатели.
- Управление в Древнейшем Риме.
Основные понятия: Весталка, патриций, плебс, легенда, ликтор, сенат, Народное собрание, царь.
Основные персоналии: Нумитор, Амулий, Рея Сильвия, Ромул, Рем, Тарквиний Гордый.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
I. Организационный момент
Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.
II. Постановка учебной задачи
– Сегодня мы познакомимся с Древним Римом. Рим – один из древнейших городов Европы. В наши дни Рим – столица государства Италия, а в древности он был главным городом, где процветало рабовладение.
В древности словом «Рим» назывались и город, и государство. Нередко древнее государство и его главный город назывались одинаково. Приведите примеры, подтверждающие эту мысль.
Называют и показывают на карте местоположение древнейших городов-государств: Афины, Спарта, Вавилон.
Сегодня вас ждет увлекательное путешествие. Знания, полученные на сегодняшнем уроке, будут необходимы вам для изучения новых тем по истории во всех последующих классах, и на уроке литературы, изобразительного искусства т обществознания и в повседневной жизни.
III. Усвоение новых знаний и способов действий.
- Местоположение и природа Апеннинского полуострова, занятия населения. Сейчас мы разделимся на две группы и представим себя исследователями, которые получили задание определить:
- Местоположение древнего государства;
- Природные условия древнего государства;
- Занятия населения.
Первая группа по данным пунктам будет исследовать Древний Рим, а вторая группа – Древнюю Грецию. Работаем со вступительной статьей к параграфу 44 и картой. По ходу работы вы должны заполнять графы сравнительной таблицы (выводится на экран).
Линии сравнения | Рим | Греция |
Местоположение | Аппенинский полуостров | Балканский полуостров |
Рельеф | Долины, равнины, пригодные для жизни, холмистые местности | Рельеф горный, мало равнинных мест |
Горы | Альпы | Олимп |
Климат | Теплый, благоприятный для жизни | Жаркий |
Моря | Омывается тремя морями: Адриатическим, Тиренским, Ионическим | Омывается Эгейским и Ионическим морями |
Реки | Полноводный Тибр | Мелкие реки, пересыхающие в жаркие дни |
Занятия населения | Виноградарство, скотоводство, земледелие (зерновые культуры: пшеница, рожь), скотоводство (рогатый скот, свиньи, кони, ослики) | Виноградарство, выращивание оливок, скотоводство Козы, овцы), ремесло |
- Легенда об основании Рима
Ребята, рассмотрите изображение волчицы на странице 214 учебника. Именно с эти животным связана красивая легенда об основании города Рима.
Прочитайте текст пункта 1 и ответьте на вопросы:
- Кто такие Нумитор, Амулий, Рея Сильвия, Ромул, Рем?
- Что известно о них из легенды об основании Рима?
- Как называют жриц из храма богини Весты?
- Какие у них были обязанности?
- Что им запрещалось?
- Как к ним относились римляне?
- Город на семи холмах и его обитатели.
Легенда о Ромуле и Реме очень красивая, но мы сегодня выступаем в роли ученых-исследователей и поэтому нам нужно усомниться в ней.
Работая с пунктом 2 параграфа, определите, что в легенде соответствует исторической правде, а что является вымыслом?
Итак, мы выяснили, что исторической правдой являются следующие факты:
Город возник не сразу;
Рим основан в 753 году до нашей эры;
Несколько поселений постепенно объединились на 7 холмах левобережья Тибра;
Римляне жили в круглых хижинах, стены которых были сделаны из прутьев и обмазаны глиной;
Римляне занимались земледелием, скотоводством и ремеслами;
Римляне воевали с другими латинскими городами. Их владения постепенно росли.
Итак, в VI веке до нашей эры Рим превратился в многолюдный город, расположенный на семи холмах.
- Управление в Древнейшем Риме.
Слушая мой рассказ и работая с текстом пункта 3 параграфа, составьте графическую схему «Управление в Древнем Риме».
Римский народ делился на ПАТРИЦИЕВ – древнейших жителей Рима и ПЛЕБЕЕВ – переселенцев из других областей Италии. Возникновение патрициев предание связывает с Ромулом. Первый римский царь, желая опереться на самых достойных представителей римской общины, выделил сто человек, обладавших более благородным происхождением и личными достоинствами. Таким образом, сформировался сенат, ставший важным органом управления.
Плебеи вошли в состав рисского народа позже патрициев. Считалось, что плебеи – это простой люд, по большей части бедный. Более глубокое изучение римской истории доказало, что среди них встречались весьма богатые семьи, существовали знатные плебейские роды. Плебеи были лишены многих прав. Они не могли участвовать в Сенате, Народном собрании, занимать руководящие должности и зависели от патрицианского суда.
Стремление плебеев обрести гражданские права, получить доступ к власти, защитить свою собственность привело их к многовековой борьбе с патрициями.
НАСЕЛЕНИЕ РИМА | |
Патриции | Плебеи |
Только патриции имели право управлять Римом | Не имели права принимать участие в управлении Римом |
Сенат – совет, в котором заседали старейшины родов | |
Народное собрание – высший орган власти (объявляло войну / заключало мир / выбирало царя) |
IV. Подведение итогов урока
На сегодня наше путешествие по Риму закончено. Давайте восстановим в памяти ключевые моменты урока.
Сразу ли возник город Рим? В каком году он был основан? На чем он располагался? В чем жили римляне? Чем они занимались?
Выставление и объяснение оценок за работу на уроке.
V. Домашнее задание.
Параграф 44, вопросы устно. Письменно: выполнить задание в рубрике «Опишите рисунок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока истории для 5 класса по теме: "Древняя Греция и Крит".
Методическая разработка урока истории Древнего мира по теме "Древняя Греция". Исследование природно-климатических условий и их влияние на формирование государственности в данном регионе....
Методическая разработка урока истории в 6-м классе "История семьи – страница многовековой истории Отечества"
методическая рабработка...
Технологическая карта и методическая разработка урока истории для 5 класса по теме "Древнее Двуречье".
Разработка содержит подробную технологическую карту и пошаговый ход урока "Древнее Междуречье" с описанием деятельности учителя и учащихся....
Методическая разработка урока истории " Проверка, контроль и оценка знаний учащихся по теме: Древняя Русь"
Использование метода опорных сигналов на уроке проверки, оценки и контроля знаний учащихся по теме Древняя Русь...
Методическая разработка урока истории в 5 классе "Итоговый урок по курсу "История Древнего мира" "
Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Древнего мира. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необ...
Методическая разработка урока истории в 5 классе на тему «Древний Рим»
Обобщающий урок в форме игры-состязания. Учащиеся повторят и закрепят полученные знания по истории Древнего Рима, участвуя в конкурсах: "Совет консулу", "Один день из жизни римлян"...
Разработка урока истории по теме «Древнейший Рим», 5 класс.
Данный материал содержит разработку урока истории в 5 классе по теме "Древнейший Рим". Тип урока: урок изучения нового материала. Вид урока: смешанный (сочетание урока-беседы и урока теорети...