Рабочая программа по истории родного (Орловского) края
рабочая программа (10 класс) по теме
Данная программа предназначена для 10 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_istoriya_10_klass_avtosohranennyy_1.docx | 42.38 КБ |
Предварительный просмотр:
- Казенное специальное (коррекционное) образовательное
- учреждение Орловской области для обучающихся, воспитанников
- с ограниченными возможностями здоровья «Орловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
«Согласовано» Председатель методического совета ________ И.В. Грюнберг Протокол от 27.08.2015 г. № 1 | Принято на заседании педагогического совета Протокол от _______№ | «Утверждаю» Директор школы VIII вида _________ О.Б. Чарова Приказ от «___» ___ 2015 г. № ____ |
Рабочая программа
по истории родного края
(10 класс)
на 2015 / 2016 учебный год
Составители:
Чарова О.Б.
Грюнберг И.В.
Орёл
Содержание
1. | Пояснительная записка …………………………………………... | 3 |
2. | Содержание программы ………………………………………….. | 5 |
3. | Учебно-тематический план ……………………………………… | 11 |
4. | Планируемые результаты освоения программы ………………. | 13 |
5. | Материально-техническое обеспечение реализации программы………………………………………………………….. | 16 |
6. | Литература ………………………………………………………… | 17 |
Пояснительная записка
Курс «История родного края» разработан для учащихся 10 класса специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Данный предмет изучается после завершения базового курса «История Отечества» (6 – 9 классы), входит в учебный план школы, рассчитан на 68 часов (2 раза в неделю). Содержание курса предполагает изучение истории Орловского края с древнейших времён до наших дней. Уроки истории родного края позволяют обобщить и логически завершить систему общественно-исторических знаний, более углубленно представить историю малой Родины.
Краеведение является одним из средств формирования личности учащегося с нарушением интеллекта, коррекции и развития его познавательной деятельности, способствующее также нравственному, патриотическому, эстетическому воспитанию. Краеведческий материал способствует проявлению чувства любви к краю, в котором человек родился, вырос и живёт. Именно любовь к родным местам формирует в конечном итоге любовь к Родине.
Орловский край – часть великой России. Его история неразрывно связана с жизнью всей страны, её культурой, наукой, борьбой русского народа против иноземных вторжений и важнейшими социально-экономическими процессами [2].
Основными задачами курса истории родного края являются:
- формирование знаний об основных исторических событиях на территории Орловского края;
- развитие основ социального мировоззрения, развитие патриотических и гражданских чувств, приучение школьников к нравственным оценкам и правильным, аргументированным суждениям;
- развитие элементарных навыков работы школьников с историческим материалом, умений работы с адаптированными текстами, исторической картой, тетрадью;
- коррекция (исправление, ослабление, сглаживание) дефектов психического и физического развития умственно отсталых детей;
- формирование эстетической восприимчивости, умения видеть и понимать красивое в искусстве и повседневной жизни;
- воспитание сенсорной культуры, личного отношения к воспринятому;
- развитие и совершенствование эмоциональной сферы учащихся;
- развитие элементарных творческих способностей (наклонностей);
- практическая подготовка детей к самостоятельной жизни и труду;
формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации, общему развитию детей.
В ходе обучения применяются коррекционно-развивающие, здоровьесберегающие, современные компьютерные и информационные технологии. Усвоение учащимися исторического материала обеспечивается использованием словесных, практических методов, а также большого количества наглядности – презентаций Power Point, фото и видеоматериалов.
В программе выделены разделы с соответствующей тематической рубрикацией и примерным распределением количества часов для изучения каждой темы.
При отборе исторического материала особое внимание также уделялось реализации следующих принципов:
- интеграции исторических фактов и событий с явлениями природы, общества, культуры в их исторической ретроспективе;
- экзистенциальности, позволяющего обращаться к чувствам детей, эмоциональным оценкам, нравственным категориям;
- объективности при толковании исторических фактов.
На уроках по истории родного края осуществляются межпредметные связи с историей Отечества, географией, естествознанием, этикой, чтением. Это позволяет перевести на язык истории имеющиеся у детей знания их других предметных областей, создавать иллюстративные образы (примеры) для преодоления трудностей обучения.
Содержание программы
- Введение (3 часа)
Географическое положение Орловской области. Соседство с другими регионами. Рельеф, климат, растительный и животный мир, полезные ископаемые Орловской области. Крупные реки Орловской области. Реки Ока и Орлик. Административно-территориальное деление Орловской области, характеристика муниципальных районов. Численность населения города Орла и Орловской области.
Откуда мы узнаём о прошлом нашего края. История – наука о прошлом. Виды исторических памятников: вещественные, письменные, устные. Археологические памятники. Работа археологов. Раскопки курганов, селищ Орловского края. Исторические памятники Орловской области.
Словарь. Область, город, село, деревня, археология, археолог, курган, селище.
- Орловский край в далёком прошлом (7 часов)
Древнейшее прошлое Орловской земли. Каменный век на территории Орловского края. Жизнь древних людей в эпоху железного века. Основные виды занятий, первые орудия труда, произведения искусства, освоение обработки железа.
Заселение края славянами. Племя вятичей. Основные занятия племени: пашенное земледелие, скотоводство, собирательство, охота, рыболовство. Особенности быта вятичей, их культура, искусство и религия.
Орловский край в составе Киевской Руси. Постепенное подчинение вятичей киевским князьям. Появление поселений городского типа. Основание городов Мценск, Кромы, Новосиль, Болхов. Развитие ремесла и торговли на территории края. Земля вятичей в период распада Киевской Руси и междоусобных войн князей.
Орловский край в период монголо-татарского нашествия. Монголо-татары, их образ жизни. Вторжение в русские земли хана Батыя в 1237 – 1238 годах. Археологические раскопки в районе деревни Слободка Шаблыкинского района. Разрушение Кром, Севска, Домагоща монголо-татарами. Постепенное объединение русских княжеств вокруг Москвы. Сражения жителей Мценска и Новосиля с монголо-татарами в начале XV века.
Древний Звенигород. Звенигородские князья. Раскопки Звенигородского городища. Современная реконструкция территории Звенигородского княжества, его быта в XIII – XIV веках. Противоборство Великого княжества Московского, Великого княжества Литовского и Орды за господство на территории орловского края в XV веке.
Словарь. Племя, славяне, вятичи, собирательство, бортничество, язычество, княжество, иго.
- Орловский край в XVI – первой половине XVII вв. (7 часов)
Основание города Орла в 1566. Исторические предпосылки появления городов на территории Орловского края. Орловская крепость в конце XVI века. Понятие город – крепость, его отличие от других городов. Укрепления Орловской крепости. План застройки города. Население и быт города Орла.
Орёл в начале смутного времени (XVII век). Поход Лжедмитрия I на Москву. Торжественная встреча войска Лжедмитрия в Орле.
Восстание Ивана Болотникова в 1606 – 1607 году. «Орловский царик» – Лжедмитрий II. Положение города Орла во время самозванцев.
Орловский край в событиях 1609 – 1613 г. Набег Лисовского в 1615 году. Полное разрушение города польскими бандитами. Освобождение Орловского края войсками Дмитрия Пожарского.
Словарь. Город – крепость, засечная черта, острог, вестовая башня, вестовщик, смута, самозванец, рать, ратник.
- Орловский край во второй половине XVII века (8 часов)
Борьба с татарами в 30-х годах XVII века. Восстановление Орловской крепости в 1635 – 1636 г. Постепенное восстановление численности населения, возрождение сёл и деревень Орловского края. Облик Орловской крепости в 40 – 60 годы XVII века. Малый острожек, большой острог. Орловские посады и слободы.
Состояние Орловской крепости в 70 – 80 года XVII века. Упадок и разрушение укреплений Орловской крепости. Пожар 25 июля 1673 года. Попытки переноса города на новое место. Облик Орловской крепости в последней четверти XVII века. Изменения в жизни края после строительства Белгородской засечной черты в 1652 году. Постепенная утрата оборонного значения, рост пашенного земледелия, ремесла и торговли. Роль географического положения Орла для развития торговли с другими регионами.
Уезд как административно-территориальная форма деления. Типы поселений, станы Орловского уезда в XVII веке.
Словарь. Надолбы, воевода, стрельцы, служилые люди, бердыш, пищаль, повалуши, землянка, изба, починок, займище, деревня, село, уезд, слобода.
- Орловский край в XVIII веке (13 часов)
Достопримечательности города в царствование Петра I. Реформа Административно-территориального деления при Петре I. Орёл – центр Орловской провинции. Экономическое и культурное развитие города Орла в начале XVIII века. Посещение Орла Петром I.
Жизнь и быт орлян в начале XVIII века. Быт простых людей. Жилище крестьян – изба. Особенности постройки избы, предметы обихода. Костюм крестьянки орловского уезда, особенности. Культурные традиции Орловского края, праздники. Быт знатных людей Орловского края, жилище, костюмы. Городской торг Орла. Ильинская площадь. Расположение, основные товары. Струговая пристань. Значение речного судоходства. Виды, назначение речных судов. Орёл – центр хлебной торговли.
Орловские монастыри и церкви в XVIII веке, их духовное, культурное и экономическое значение. Архитектура орловских церквей. Строительство новых церквей.
Орловская поместная конница, её военное значение. Вооружение, одежда дворян и детей боярских. Проверка боеготовности поместного ополчения.
Учреждение Орловской губернии. Торжества по случаю учреждения губернии. Изменения, произошедшие с городом после учреждения губернии.
Хозяйственная жизнь Орловского края в XVIII веке. Земледелие, животноводство, торговля, развитие промышленности, медицины.
«Дворянские гнёзда» Орловского края. Быт и нравы орловского дворянства в XVIII веке. Усадьбы Голунь, Сабурово, Знаменское, Молодовое.
Успехи просвещения в г. Орле. Формирование системы общественной школы. Открытие новых учебных заведений: духовной семинарии, духовных училищ, школы при монастыре для детей духовенства, народных школ и училищ.
Словарь. Провинция, изба, сруб, понёва, жерелка, кокошник, кичка, губерния, торг, лавка (значение – небольшой магазин), монастырь, купол, булава, алебарда, усадьба, поместье, изба, губерния, дворяне, мануфактура, семинария.
- Орловский край в XIX веке (9 часов)
Хозяйственная жизнь Орловского края в начале XIX веке. Развитие сельского хозяйства, промышленности, торговли и ремёсел.
Участие жителей Орла в отечественной войне 1812 года. Мобилизация жителей, формирование ополчения, воинских частей, партизанское движение. Снабжение армии вооружением, продовольствием, обмундированием, размещение фуражных и провиантских складов. Создание военных госпиталей на территории города. Орловцы – герои войны 1812 года. А.П. Ермолов, Д.В. Давыдов.
Орловцы – декабристы. Ф.Ф. Вадковский, С.И. Кривцов, З.Г. Чернышов, братья Плещеевы.
Учёные и писатели – уроженцы Орловского края. Т.Н. Грановский, Ф.И. Тютчев, И.С. Тургенев, А.А. Фет, Н.С. Лесков. Творчество, связанное с Орловским краем. Успехи культуры Орловского края в XIX веке.
Отмена крепостного права в Орловском крае. Крестьянское хозяйство накануне реформы. Обстановка в губернии во время обнародования «Манифеста об отмене крепостного права» от 19 февраля 1861 года. Результаты крестьянской реформы.
Орловский край в конце XIX века. Облик города, развитие хозяйства. Культура Орловского края.
Зарождение и развитие революционного народнического движения в крае. Крупнейшие революционные кружки, их деятельность среди рабочих и крестьян. Формирование промышленного пролетариата, начало распространения марксизма.
Словарь. Архитектура, гимназия, крепостное право, мобилизация, ополчение, партизанское движение, манифест, революция, пролетариат, народники, марксизм.
- Орловский край в первой половине XX века (9 часов)
Революционное движение на Орловщине в 1905 – 1907 годах. Восстание 1905 года в нашем крае. Революционеры – уроженцы орловского края (Тихон Мартьянов, братья Дубровинские). П.А. Столыпин и Орловский край.
Наш край в период первой мировой войны. Боевые заслуги наших земляков на полях сражений. Помощь фронту из тыла – размещение пунктов приёма раненых, учреждение городского военно – промышленного комитета, распределяющего военные заказы по предприятиям Орловского края.
Установление Советской власти на территории Орловской губернии. Создание Орловского городского Совета рабочих и солдатских депутатов, избрание Временного военно-революционного комитета. Борьба с контрреволюцией.
Гражданская война на Орловщине. Революционеры – земляки. Орловско-Кромское сражение осенью 1919 года.
Индустриализация и коллективизация на территории Орловского края. Создание первых колхозов, крупнейшие стройки первых пятилеток.
Орловский край в предвоенные годы.
Словарь. Индустриализация, коллективизация, новая экономическая политика, революционное движение, революция, Советская власть, гражданская война.
Орловский край в годы Великой Отечественной войны (8 часов)
Орловский край во время начала Великой отечественной войны. Оккупация города войсками армии генерала Гудериана. Жизнь орловчан во время оккупации. Партизанское и подпольное движение в крае. Освобождение города советскими войсками. Битва на Орловско-Курской дуге. Орёл – город первого салюта. Боевые подвиги Орловцев на фронтах ВОВ. Итоги войны. Военные преступления нацистов, их нравственная оценка. Восстановление разрушенного хозяйства Орловского края.
Словарь. Фашизм, нацизм, оккупация, партизанское движение, подпольное движение.
Орловский край во второй половине 20 века (3 часа)
Орёл во второй половине XX века. Народное хозяйство, культура и искусство, промышленность Орловского края в 60 – 90 годы.
Орловский край во второй половине 20 века (3 часа)
Современная жизнь Орловского края. Социальные, культурные, экономические изменения. Основные достопримечательности, памятники районов г. Орла. Крупнейшие улицы г. Орла.
Рекомендуемые виды практических упражнений
- Работа с контурной картой;
- словарная работа;
- чтение, анализ адаптированных текстов;
- работа с деформированным текстом;
- заполнение таблиц;
- дидактические игры на основе исторического материала.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
Введение | 3 | |
1. | Наш край на карте Родины | 1 |
2. | Откуда мы узнаем о прошлом нашего края | 1 |
3. | Исторические сведения об Орловском крае | 1 |
Орловский край в далеком прошлом | 7 | |
4. | Древнейшее прошлое Орловской земли | 1 |
5. | Наши далекие предки | 1 |
6. | Земля вятичей | 1 |
7. | Орловский край в составе Киевской Руси | 1 |
8. | Орловский край в период борьбы с монголо-татарами | 1 |
9. | Древний Звенигород и князья звенигородские | 1 |
10. | Повторительно-обобщающий урок | 1 |
Орловский край в 16 – первой половине 17 века | 7 | |
11. | Основание г. Орла | 1 |
12. | Орел в 16 веке | 1 |
13. | Орел в начале смутного времени | 1 |
14. | Орловский царик | 1 |
15. | Положение г. Орла во время самозванцев | 1 |
16. | Набег Лисовского. 1615 год | 1 |
17. | Повторительно-обобщающий урок | 1 |
Орловский край во второй половине 17 века | 8 | |
18. | Восстановление Орловской крепости | 1 |
19. | Облик Орловской крепости в 40-60 годы 17 века | 1 |
20. | Орловские посады и слободы в 17 веке | 1 |
21. | Состояние Орловской крепости в 70-80 годы 17 века | 1 |
22. | Попытки переноса города на другое место | 1 |
23. | Облик Орловской крепости в последней четверти 17 века | 1 |
24. | Орловский уезд | 1 |
25. | Повторительно-обобщающий урок | 1 |
Орловский край в 18 веке | 13 | |
26. | Достопримечательности города в царствование Петра I | 1 |
27. | Жизнь и быт орлян в начале 18 века | 2 |
28. | Городской торг Орла | 1 |
29. | Струговая пристань на Орле | 1 |
30. | Орловские храмы и монастыри | 1 |
31. | Орловская поместная конница | 1 |
32. | Церковное управление города до учреждения епархии | 1 |
33. | Учреждение Орловской губернии | 1 |
34. | Постепенное улучшение г. Орла со времен учреждения губернии | 1 |
35. | «Дворянские гнёзда» Орловского края | 1 |
36. | Успехи просвещения в г. Орле | 1 |
37. | Повторительно-обобщающий урок | 1 |
Орловский край в 19 веке | 9 | |
38. | Хозяйственная жизнь Орловского края в начале 19 века | 1 |
39. | Участие жителей г. Орла в Отечественной войне 1812 г. | 1 |
40. | Наши земляки – декабристы | 1 |
41. | Учёные и писатели – уроженцы Орловского края | 1 |
42. | Отмена крепостного права в Орловском крае | 1 |
43. | Облик г. Орла в конце 19 века | 1 |
44. | Культура Орловского края в 19 веке | 1 |
45. | Орловский край с 1895 по 1905 гг. | 1 |
46. | Повторительно-обобщающий урок | 1 |
Орел в первой половине 20 века | 7 | |
47. | Революционное движение в 1905-1907 гг. | 1 |
48. | Наш край в период первой мировой войны | 1 |
49. | Установление Советской власти на территории Орловской губернии | 1 |
50. | Орловский край в период гражданской войны | 1 |
51. | Орловский край с 1921 по 1937 гг. | 1 |
52. | Орловский край в предвоенные годы (1938-1941) | 1 |
53. | Повторительно-обобщающий урок | 1 |
Орловский край в годы Великой Отечественной войны | 8 | |
54. | Все силы на борьбу с врагом | 1 |
55. | В дни битвы под Москвой | 1 |
56. | Орловско-Курская битва | 1 |
57. | Орел – город первого салюта | 1 |
58. | Борьба в тылу врага | 1 |
59. | Восстановление разрушенного хозяйства | 1 |
60. | Боевые подвиги орловцев на фронтах Великой Отечественной войны | 1 |
61. | Повторительно-обобщающий урок | 1 |
Орловский край во второй половине 20 века | 3 | |
62. | Орел во второй половине 20 века | 1 |
63. | Культура Орловского края | 1 |
64. | Орел вчера и сегодня. Заводской район. | 1 |
Орловский край в начале 21 века | 3 | |
65. | Орел вчера и сегодня. Железнодорожный и Северный район | 1 |
66. | Орел вчера и сегодня. Заводской, Советский районы | 1 |
67. | Итоговое повторение | 1 |
Планируемые результаты освоения программы
Результаты освоения программы по истории в 10 классе включают достижение учащимися с нарушением интеллекта двух видов результатов: личностных и предметных. Предметные результаты освоения программы по истории родного края включают освоенные обучающимися знания и умения, готовность их практического применения. Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.
Минимальный уровень требований программы:
- представление о своей семье, взаимоотношениях членов семьи, профессиях родителей, бабушек, дедушек, знание истории своей семьи, представление об участии старших поколений родственников в развитии родного края;
- элементарные сведения о своем крае как месте проживания о своих земляках;
- знание некоторых памятников истории и культуры родного края;
- умение рассказывать о своей семье, составлять свою родословную;
- знание памятников истории и культуры, музеев родного края, умение описывать достопримечательности родного края.
- знание основных фактов (событий, явлений) в развитии истории и культуры родного края;
- знание знаменитых земляков (известных исторических деятелей ученых, деятелей культуры);
- умение устанавливать последовательность и длительность событий, происходивших в родном крае;
- умение находить информацию о родном крае в разных источниках.
Достаточный уровень требований программы:
- знание хронологических рамок ключевых процессов, даты важнейших событий истории родного края;
- знание основных фактов (событий, явлений, процессов), их причин, участников, результатов, значения; знание мест совершения основных исторических событий;
- знание имен известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры);
- понимание «легенды» исторической карты;
- знание основных терминов-понятий словаря и их определений;
- умение соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий;
- умение давать характеристику историческим героям, рассказывать об исторических событиях, делать выводы об их значении;
- умение «читать» историческую карту с опорой на ее «легенду»;
- умение сравнивать, анализировать, обобщать исторические факты;
- умение проводить поиск информации в одном или нескольких источниках;
- умение устанавливать и раскрывать причинно-следственные связи между историческими событиями и явлениями.
Личностные результаты освоения адаптированной должны отражать:
1) осознание себя как гражданина России, уроженца Орловского края; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России и родного края;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
7) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
8) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно пространственной организации;
10) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
11) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
12) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
13) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
14) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Контроль достижения обучающимися планируемых результатов осуществляется в ходе промежуточной аттестации по итогам учебных четвертей и года. Аттестация проводится в форме контрольных, самостоятельных работ, тестирования, оценки устных ответов обучающихся. По итогам аттестации учащимся выставляется отметка. Для проведения аттестации по итогам изученной темы, четверти, года в календарно-тематическом планировании предусмотрены повторительно-обобщающие уроки на которых проводятся контрольные работы или устные опросы.
Материально-техническое обеспечение реализации программы
Материально-техническое обеспечение является одним из важнейших условий реализации программы по истории родного края. Оно должно соответствовать особым образовательным потребностям обучающихся.
В ходе изучения истории родного края необходимо применять:
- учебно – методический комплекс по истории родного края, включающий в себя тексты, адаптированные для восприятия учащихся с нарушением интеллекта, тетрадь на печатной основе для каждого обучающегося, контурные карты, методическую литературу учителя;
- дидактический раздаточный материал (карточки с заданием, схемы, алгоритмы выполнения задания);
- электронные образовательные ресурсы (учебные фильмы, презентации, изображения и так далее);
- экспонаты школьного историко-литературного музея для демонстрации учащимся.
Литература
- День народного единства в Орле: «Орловский царик» и «кромские воры». – Электронный ресурс. http://news.rambler.ru/22024942/
- История Орловского края. Ч. 1. С Древнейших времен до конца XIX века. – Орел, 2004. – 392 с.
- Неделин В. Орел изначальный. – Орел: Вешние воды, 2001
- Кострица А.Ф. Край наш орловский. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1986
- Орел из века в век. Летопись основных событий. 1566–2000 годы. – Орел: Изд-во ОРАГС, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа кружка "История родного края"
Изучение края - важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения. Прошлое нашей Родины состоит из прошлого ее малых городов и сел. В настоящее время остро ощущается необходимость возр...
Рабочая программа по истории и культуре родного края
Изучение своей малой Родины очень важно для формирования духовно-нравственной личности. Главная цель изучения истории и культуры родного края – образование, развитие и воспитание личности шк...
Рабочая программа по истории и культуре родного края (Чувашская Республика)
Изучение своей малой Родины очень важно для формирования духовно-нравственной личности. Главная цель изучения истории и культуры родного края – образование, развитие и воспитание личности шк...
Аннотация к рабочей программе по истории родного края 6 класс
Аннотация к рабочей программе по истории родного края содержит цели, перечень технологий, планируемые результаты....
Рабочая программа по истории родного края 8 класс
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебно...
Рабочая программа кружка "История родного края"
Рабочая программа дополнительного образования "История родного края" возраст 12-13 лет...
Рабочая программа по истории родного края 10 класс
Рабочая программа учебного предмета«История Родного края»10 КЛАСС на 2020-2021 учебный год...