Система оценивания образовательных достижений на уроках истории и обществознания
статья по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Система оценивания образовательных достижений на уроках истории и обществознания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 29.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «СОШ №26 г. Улан-Удэ им .П.Ф.Сенчихина»
Жамбалова Нина Доржиевна
учитель истории и обществознания
Система оценивания образовательных достижений на уроках истории и обществознания
Новые государственные образовательные стандарты в современной школе нацелены на развитие личности, формирование у обучающихся метапредметных и личностных компетенций. В свете модернизации форм и методов обучения, планов и программ должна пройти усовершенствование и система оценивания результатов обучения учащихся по всем предметам, в том числе, на уроках истории и обществознания.
Современная система оценивания должна строиться на следующих принципах:
-оценивание является постоянным процессом;
должно использоваться как диагностическое (стартовое, текущее)так и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание;
-критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;
-критерии оценивания должны быть заранее известны учащимся.
Система оценивания должна способствовать выработки у учащихся привычку к самооценке.
Оцениваться могут только результаты деятельности ученика, а не его личные качества.
В настоящее время существуют различные подходы к контролю и оценке знаний учащихся. Рассмотрим некоторые из них. Традиционная система оценивания включает в себя знание теории. Различные виды опросов, терминологические и хронологические диктанты признаны проверить текущие знания учащегося по предмету. ФГОС также предлагает методы и формы оценки достижения результатов учащихся (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения). Эти способы оценки, наряду с предметными результатами оценивают метапредметные и личностные результаты.
На уроках истории и обществознания используются традиционные виды контроля: стартовый, текущий, тематический, промежуточный, итоговый.
Стартовый контроль провожу в начале учебного года, с целью проверки ранее полученных знаний и освоенных умений обучающихся, а также изучения уровня готовности обучающихся к восприятию нового материала. По итогам стартового контроля проектируется изучение нового материала, либо предусматривается повторение, организуются межпредметные связи, актуализируются знания, невостребованные до того времени.
Текущий контроль провожу с целью анализа хода формирования знаний и умений, так как это наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Это дает мне и обучающемся возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению. Текущий контроль провожу в форме устного опроса, индивидуального, либо фронтального.
Тематический контроль провожу по завершению изучения большой темы. Вопросы данного контроля рассчитаны мной на выявление знаний всей темы, на установление связей со знанием предыдущих тем, на умение переноса знаний на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера.
Промежуточный контроль по предмету история провожу после завершения изучения отдельной темы, раздела, включающий определенный период истории. Наиболее используемыми формами промежуточного контроля знаний учащихся по предмету истории являются: контрольно-обобщающие уроки и зачеты.
Итоговый контроль (ОГЭ, ЕГЭ) включает аттестацию учеников за весь период изучения курса истории или обществознания.
Традиционные формы контроля дополняется новыми формами такими как: целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учениками действий и качеств по заданным параметрам); самооценка ученика по принятым формам; результаты разнообразных учебных, внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников; результаты учебных проектов.
Развитие оценочной самостоятельности школьника на основе формирования осознанной адекватной и критичной оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности, ведет к формированию личности учащегося, который может в дальнейшем применять с успехом свои знания в практических ситуациях.
Эффективными способами индивидуальной и коллективной работы для гибкого оценивания достижений ученика становится следующие методы и формы формирующего оценивания: листы самооценки на уроке, которые, играют решающую роль в социальной адаптации ученика, влияют на понимание ими учебных целей, позволяют научить школьника анализировать причины трудностей и способы преодоления их; взаимооценка – прием, используемый при взаимообмене тетрадями, проверочными работами, обсуждении проектов и выставлении отметок в группах, что становится одним из инструментов гибкого оценивания результатов; метод оценивания продуктов учебной, исследовательской, проектной, творческой деятельности.
Балльно-рейтинговая система. Смысл рейтинга состоит в том, что каждый ученик в течение урока или темы пытается набрать как можно больше баллов. Успех ученика фиксируется, создается рейтинговую таблицу. Каждый ученик набирает определенное количество баллов, которые переводятся в традиционную оценочную шкалу. Метод рейтинга достаточно эффективен, поскольку позволяет оценивать учащихся более точно, учитывая малейшие нюансы их деятельности, и за определенные виды работы ставить 10, 20 или, даже, 100 баллов. Свободная конкуренция между учениками за право получить балл повышает активность ребят. Что делает урок более динамичным, насыщенным, эффективным. Существует возможность для учащихся избежать «двоек», дети зарабатывают «балл» и поэтому не боятся идти на урок. При подсчете баллов, учитываются и ранние заслуги, поэтому есть возможность увеличить конечный результат.
Рейтинговую систему оценки знаний можно использовать в разных вариантах:
1. Рейтинговые контрольные работы. Отдельному заданию в целом и его частям присваиваю определенный балльный вес. Каждый ученик набирает определенное количество баллов, которые переводятся в традиционную оценочную шкалу.
2. По рейтинговой системе оцениваю тесты, рефераты, доклады, проекты, выполненные как в урочной, так и во внеурочной деятельности по предмету. Для удобства подсчета ведется специальная рейтинговая таблица, в которой суммируются баллы и переводятся в традиционные оценки.
Критерии рейтинга для реферата:
1. Глубина и полнота раскрытия темы.
2. Логичность и связность информации.
3. Точность передачи содержания.
4. Соблюдение требований к структуре реферата.
5. соблюдение требований к оформлению реферата.
Суммирование может выглядеть так:
85-100 баллов – “5” 70- 84 балла – “4” 50- 69 баллов – “3
Балльно-рейтинговая система может использоваться при изучении отдельно взятых тем. Каждому ученику выдается балльный лист с оценочной шкалой, в которая указывается количество уроков в данной теме, виды и объемы различных работ. Здесь же выведены рейтинговые оценки за каждый конкретный вид работы. Несомненно данная система оценивания требует более детального планирования каждой темы и отдельно взятого урока, выделения видов работ, которые будут проводиться по данной теме.
Образец балльного листа по истории.
Изучении темы «Правление Петра Великого»
№ урока | Дата | Тема урока | Устные ответы | Доп. вопросы | Контур. карты | Рабочая тетрадь | Опорный конспект | Тест | Балл |
«5» -50 баллов
«4» - 35 баллов
«3» -25 баллов
Устный ответ – 5 баллов
Дополнительные вопросы -10 баллов
Контурная карта – 10 баллов
Рабочая тетрадь – 5 баллов
Опроный конспект или другая Творческая работа – 10 баллов
Тест – 10 баллов
Система накопительного оценивания направлена на мониторинг учебных предметных достижений школьников. Данная система позволяет в полном объеме обеспечивать взаимодействие между учителем и учениками, между самими обучающимися в процессе специально организованного учебного сотрудничества – работа в группах или в парах. При организации такой формы работы в процессе совместной предметной деятельности создаются условия для развития у учащихся умений: «учу себя сам», «пробую учить других», «самооценка», «взаимооценка», «оценка работы в группе».
Структура накопительной системы оценивания содержит систему баллов на основе промежуточного и итогового контроля в течение всего урока, которая фиксируется в листе самооценки учащегося. Форма листа самооценки зависит от содержания конкретного урока. На листе фиксируется вид деятельности на определенном этапе занятия, возможные виды оценивания и количество баллов за каждый этап урока. В итоге все баллы суммируются, получается количество, соответствующее итоговой оценке. Учитель продумывает формы оценивания всех возможных видов учебной деятельности, включая деятельность консультанта (эксперта).
Формы оценивания деятельности учащегося различны:
- оценку работу группы производит учитель или консультант по 3-х бальной системе (3 балла - нет ошибок, 2 - недочеты, 1- имеются ошибки);
- оценка работы консультанта – старшего, которому переданы некоторые функции учителя, оценивается группой по принципу 3-х «П» (правильно, последовательно, понятно);
- оценивание работы в группе производится по 3-х бальной системе (3балла - организовал работу в группе, 2- активно работал, 1 – принимал участие в работе группы);
- индивидуальная самостоятельная работа учащегося оценивается самим учащимся после выполнения задания с помощью ключа – готового ответа - либо в процессе взаимооценки.
В процессе преподавания географии осуществляю оценивание каждого вида учебной деятельности учащихся по следующей схеме:
№ | Вид учебной деятельности | Оценка | Итого | ||||
самооценка | взаимооценка | консультанта | учителя | групппы | |||
1 | Готовность к уроку (мах - 0,5 баллов) | «+» | Менее 6 бал-лов - «2» 7-11 балла - «3» 11,5- 14,5 - «4» 15- 16 баллов - «5» | ||||
2 | Ответы на вопросы учителя или | «+» | |||||
консультанта (мах- 3 балла) | «+» | ||||||
3 | Составление плана, алгоритма (мах- 2 балла) | «+» | |||||
4 | Проверка домашнего задания (мах- 1,5 балла) | «+» | |||||
5 | Изучение нового материала (мах-2 балла) | «+» | |||||
6 | Самостоятельная работа (мах- 3 балла) | «+» | «+» | ||||
7 | Составление таблицы, кластера (мах-1 балла) | «+» | |||||
8 | Работа консультанта (мах – 3 балла) | «+» | |||||
(мах - 16 баллов) |
В процессе применения на уроках истории и обществознания накопительной системы оценивания необходимо отметить такие преимущества:
поддерживается мотивация учащихся на активность в течение всего урока;
учитывается успешность выполнения всех видов учебно-познавательной деятельности и в итоге складывается положительная оценка работы ученика на уроке;
учащийся участвует в самооценке и оценке других, в результате работа школьника на уроке оценивается всесторонне и объективно;
в оценивании участвуют все участники образовательного процесса - учитель, ученик, группа, консультант, что даёт возможность учащемуся соотнести свою самооценку с мнением коллектива и учителя;
в ходе занятия ученик отслеживает по листу самооценки набранное количество баллов на каждом этапе урока, сравнивает свои результаты и может мобилизоваться для получения положительного итога.
Применение накопительной системы оценивания позволяет учителю объективно производить оценку всех видов деятельности учащихся, всеми возможными средствами и в течение всего урока.
Некоторыми педагогами применяется разработанная и математически обоснованная 10-балльная система оценивания. Её применение позволяет: перейти к единому уровню требований в оценке степени обученности; преодолеть синдром боязни отрицательных баллов, «двойку» тоже приходиться зарабатывать; уйти от «неуспевающих»; устранить необоснованные притязания на высокую оценку; реализовать доказательный подход к оценке.
Модель десятибалльной отметочной шкалы:
1 балл - очень слабо (1 %),
2 балла - слабо (2- 4%) характеризуют уровень распознавания, знакомства;
3 балла - посредственно (5-9%),
4 балла - удовлетворительно (10- 16 %) характеризуют уровень запоминания с неосознанным воспроизведением;
5 баллов - недостаточно хорошо (17- 25 %),
6 баллов - хорошо (26- 36 %) характеризуют уровень понимания с осознанным воспроизведением;
7 баллов - очень хорошо (37- 49 %),
8 баллов - отлично (50- 64%) характеризуют уровень элементарных умений и навыков (репродуктивный уровень);
9 баллов - великолепно (65- 81 %),
10 баллов - прекрасно (82- 100 %) характеризуют творческий уровень [28, 61-64].
Так же десятибалльная система: раскрывает содержание уровня требований педагога к оценке; снижает психологическую напряженность в момент получения отметки; оптимизирует контроль над качеством обучения; позволяет педагогу уйти от стереотипов. Но её успешность зависит от условий её реализации.
Задача современного учителя — развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Оценочная деятельность учителя проходит через всю его работу. Следует оценивать не только результат учебного труда, но и особенно прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, проявить самостоятельность. Самооценка детей складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Если усилия и результаты труда признаются и одобряются взрослыми, то у детей возникает ощущение собственной значимости.
Считаю, что какую бы форму не выбрал педагог, оценивание должно быть таково, чтобы оно могло двигать вперед развитие ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация оценивания образовательных достижений на уроках истории и обществознания
Цель работы: показать как необходим союз учителей - предметников, работающих в этом классепри создании общих подходов в формированиии оценивании универсальных учебных действий,...
Организация оценивания образовательных достижений на уроках истории и обществознания. Презентация к статье.
Школа – это место, где учителя требуют от ученика знаний по всем предметам, в то время как сами знают по одному. Организация оценивания о...
Система оценивания образовательных достижений на уроках изобразительного искусства
Система оценивания образовательных достижений на уроках изобразительного искусства...
Система оценивания образовательных достижений на уроках информатике
Учитель для оценки подготовки обучающихся использует стартовую диагностику, текущее и промежуточное оценивание и итоговую оценку....
Система оценивания образовательных достижений на уроках русского языка и литературы
Система оценивания образовательных достижений на уроках русского языка и литературы...
Система оценивания образовательных достижений на уроках биологии
Для оценивания предметных результатов на своих уроках использую индивидуальный, парный, групповой, фронтальный и дифференцированные виды контроля. Это зачёты, проверочные и контрольные работы, тестиро...
Система оценивания образовательных достижений на уроках географии
Система оценивания образовательных достижений на уроках географии...