Организация оценивания образовательных достижений на уроках истории и обществознания
статья по истории на тему
Цель работы: показать как необходим союз учителей - предметников, работающих в этом классепри создании общих подходов в формированиии оценивании универсальных учебных действий, созданию общих способов действий. Из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_kontrolya_i_otsenivaniya.docx | 37.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация оценивания образовательных достижений на уроках истории и обществознания
Основным объектом оценки в условиях ФГОС выступают планируемые результаты: личностные (самоопределение, моральная ориентация, смыслообразование), метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные (система опорных знаний и система предметных действий. Необходимость этого определена ФГОС. Цель работыпоказать как необходим союз учителей - предметников, работающих в этом классепри создании общих подходов в формированиии оценивании универсальных учебных действий, созданию общих способов действий.
При формировании и оценке УУД, предметных результатов используются полученные знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Выделяем уровни во всех работах контрольных, практических, творческих, отдельных заданий, в работе с картой и таблицей. Изучая Всемирную историю в 6 классе, главу«Запад христианского мира», тема «Рождение феодальной Европы» мы создаем карту знаний и умений, где описываем межпредметные связи.
УУД 1. Предметные Метапредметные Личностные | На каких предметах подобные задания | Базовый уровень | Повышенный уровень | Высокий уровень |
1.Линия времени. Умение определять по датам век, этапы, место, события. Личностные УУД - осознавать целостность мира. | Математика Геометрия | - правильно начертить линию времени. - уметь нанести хронологические рамки средних веков на линию времени. | - выделить время существования империи Карла Великого, соотнести с веком. - год битвы при Пуатье. - век начала феодальной раздробленности в Европе. | - век образования государства у Викингов. - отметить век образования государства у славян. - отметить предыдущую эпоху и последующую эпоху после средних веков. |
2. Исторический процесс – формирование феодальных отношений. Метапредметные УУД Познавательные: - устанавливать причинно-следственные связи –на простом и сложном уровне; - находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных ижизненных задач. Личностные: - извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах. | Литература Обществознание (на уроках приводим примеры) | - правильно определить название процесса. - назвать участников процесса. - перечислить феодальные повинности. | - выделить в тексте участников процесса. - сравнить жизнь людей в феодальную эпоху с предыдущей эпохой. - выделять плюсы и минусы процесса. | - найти из дополнительных источников новых участников этой эпохи. - составить и представить рассказ о любом из событий данной эпохи. |
3. Работа с историческими понятиями Метапредметные УУД Познавательные УУД: -определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;-классифицировать(группировать, устанавливать иерархию) по заданиям. -представлять информацию в разных формах (рисунок, таблица, план, схема); -- организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы). | Обществознание География Биология Литература Русский язык | - знать определение понятий выделять их в тексте, составлять с понятиями предложения. -феод; - феодал, рыцарь; - зависимый крестьянин; - феодальные повинности: барщина и оброк; - сеньор и вассал; Сословия: духовенство, дворянство, все остальные. | - составлять сравнительные таблицы и делать к ним вывода, приводя аргументы и факты из таблицы. - составлять схемы, уметь их анализировать, представлять свою работу в классе, группе, паре. | - решение задач повышенной трудности на определение понятия, сравнение его, умение приводить примеры и составлять предложение. - умение помочь товарищу запомнить понятия. |
4. Характеристика исторической личности: Хлодвиг, Карл Великий. Личностные УУД: - аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь наобщечеловеческие нравственные ценности. Метапредметные УУД Познавательные УУД -находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач. | Литература Обществознание | -составлять характеристику по памятке. | - сделать вывод к характеристике, выражая свое отношение, используя не менее двух аргументов, приводя факты. | - в характеристике использовать хотя бы одно сравнение с другим историческим деятелем. - дать нравственную оценку с позиции человека 21 века о поступках данного исторического деятеля. |
5. Работа в исторической карте. Метапредметные УУД Познавательные УУД: -сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям. Регулятивные УУД: -планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ; – работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно Личностные УУД: - осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции. | География | - отметить в контурной карте границы Западно –Римской империи; - границы империи Карла Великого. | - выделить границы Восточно-Римской империи; - границы соседних государств, названия. - записи аккуратно в цвете и пояснениями. | - защита выполненного задания в контурной карте у доски с использованием исторической карты. |
В данной работе хорошо помогают разработанные нами памятки, которые используются детьми при работе по данной теме. Составляется карта, которая позволяет увидеть не только уровень выполнения задания, но и то, как тесно мы работаем, при формировании универсальных учебных действий с другими педагогами предметниками.
Лист оценки предметных результатов по истории
УУД Предметные | Уровни | А.К | Б.И | Б.Е | Д.К | З.И | З.В | К.К | М.А | Р.Д | С.А | С.Д | Ф.Д |
1.Линия времени. Умение определять по датам век, этапы, место, события. | Базовый уровень | + | + | + | + | + | + | ||||||
Повышенный уровень | + | + | + | + | + | ||||||||
Высокий уровень | + | ||||||||||||
2. Исторический процесс – формирование феодальных отношений. | Базовый уровень | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||
Повышенный уровень | + | + | |||||||||||
Высокий уровень | |||||||||||||
3. Работа с историческими понятиями | Базовый уровень | + | + | + | + | ||||||||
Повышенный уровень | + | + | + | + | + | + | + | ||||||
Высокий уровень | + | ||||||||||||
4. Характеристика исторической личности | Базовый уровень | + | + | ||||||||||
Повышенный уровень | + | + | + | ||||||||||
Высокий уровень | + | + | + | + | + | + | + | ||||||
5. Работа в исторической карте. | Базовый уровень | + | + | ||||||||||
Повышенный уровень | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||
Высокий уровень | + |
Давайте проанализируем задания.
№ 1. Умение определять по датам век, этапы, место события. Базовый уровень. Начерти линию времени. Отметь на ней начало и окончание средних веков. Повышенный уровень. Отметьте дату распада Западно-Римской империи. Отметь век феодальной раздробленности. Высокий уровень. Выдели на ленте времени эпоху предшествующую средним векам. Чертить прямую линию, луч, отрезок- это чисто математические понятия, которые формируются на уроках математике. Еще одно задание. № 1. Умение определять по датам век, этапы, место события. Базовый уровень. Начерти линию времени. Отметь на ней начало и окончание средних веков. Повышенный уровень. Отметьте дату распада Западно-Римской империи. Отметь дату образования империи Карла Великого. Высокий уровень. Посчитай сколько времени прошло от момента распада Западно – Римской империи до образования империи Карла Великого.
Как видите, здесь необходимо провести чисто математический подсчет. И там где, приходится переносить знания с одного предмета на другой, повышается уровень оценки - это высокий уровень. Хотелось бы отметить такое предметное умение как составлять, анализировать характеристику исторического деятеля. Для нас это работа важна тем, что при выполнении ЕГЭ по истории необходимо написать историческое сочинение.
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России: 1) 1019–1054 гг.; 2) 1801–1812 гг.; 3) 1917–1922 гг. В сочинении необходимо: – указать не менее двух значимых событий(явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории; – назвать две исторические личности, деятельность которых связанас указанными событиями(явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль названных Вами личностей в этих событиях(явлениях, процессах); – указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями(явлениями, процессами) в рамках данного периода истории. Используя знание исторических фактов и(или) мнений историков, дайте одну оценку значения данного периода для истории России. В ходеизложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
А характеристики героям чаще всего мы делаем на уроках литературы. При выполнения данного задания, учащийся может использовать приведенную памятку. Как на уроках истории, так и на уроках литературы и обществознания. А еще лучше было бы, в союзе с учителями данных предметов, выработать общую памятку и использовать ее. Одну, общую – но работать она будет сразу на несколько предметов. Характеристика по памятке исторического деятеля. Базовыйуровеньоценка «3» 1) Фамилия, Имя. Кто родители? Где родился (если есть сведения, кто были братья и сестры? Чем знамениты его родители? Несколько слов о детстве героя, если есть сведения)?. 2) Внешний вид (описать лицо, глаза, рот, телосложение). Характер (привычки, любимые занятия, предметы в школе, отношения с друзьями и близкими, отношение к делам). 3)Образование (какие предметы преподавались, кто их преподавал, как учил те или иные предметы). Какое получил образование и где. 4)Что было сделано им для государства (основные мероприятия, важные дела, какую роль они сыграли для общества или страны)? Повышенный уровень оценка «4» 5) Выразите свое отношение к данному герою (Что вам в этом человеке нравиться, что в его поведении или делах вы осуждаете, чем восхищаетесь), используя не менее двух аргументов и фактов. Высокий уровень оценка «5» 6) Дайте нравственную оценку данному историческому деятелю с позиции человека 21 века. Так, например, на уроке обществознания в 7 классе, изучая тему: «Пределы моих желаний», учащиеся должны были выполнить задание «найдите пример в литературе, где герой переживает муки совести. Выполните записи следующим образом: название произведения, имя героя, его описание, выпишите из текста цитаты, где герой переживает муки совести». Ребята выполнили задание и при обсуждении на уроке были приведены дополнения, характеристики были яркими и разносторонними. Памятка помогает не только на уроках истории и обществознания, но и на литературе, и всех других предметах, где требуется охарактеризовать личность. Можно добавить, что все эти умения проверяются и в контрольной работе как результат деятельности по данной теме. Контрольная работа прилагается (см. приложение 1). Используя четкие критерии, мы привлекаем ребят к самооцениванию. Работая над заданием, ученик уже видит, на каком уровне оно выполнено. Он может себя оценить, своего товарища. При работе с памятками мы используем такой вид работы как анализ ответа товарища. Это помогает сверять ответ товарища с заданными критериями, а затем и свой ответ. Это помогает учителю при проверке работ. Сначала выставляется оценка самим учеником перед защитой работы. Затем это делает группа, или сосед по парте. При проверке тетради, учитель может проверить работы учащихся и указать моменты, если работа не соответствует критериям. Тогда оценка меняется или исправляется работа учеником. Поначалу при работе, мы опираемся на старост класса, но постепенно в течении 5-6 класса выявляются ребята, которые проявляют интерес и способности к предмету, постепенно мы привлекаем к работе и этих ребят. Они могут использовать свои работы не только на уроке. Например, в неделях по предмету, выступить в другом классе, или представить свою работу на родительском собрании как достижение, свой рост. В союзе с классным руководителем в портфолио учащегося помещается карта достижения, в которой прописаны уровни умений, выполненные работы по предмету, результаты участия во внеклассной работе, участие в олимпиадах, творческих конкурсах по предмету. Нами так же в союзе с классным руководителем проведены отчеты по предмету на родительском собрании (правда, это сделано по обществознанию, но видео можно просмотреть (см. приложение 2.)). Можно добавить, что все эти умения проверяются и в контрольной работе как результат деятельности по данной теме. Контрольная работа прилагается (см. приложение 1). Для нас педагогов это возможность работать в союзе, когда мы, формируя то или иное умение, учим учащихся переносить данное умение на другие предметы и использовать их. А в дальнейшем обучении, учащийся сам сможет применять умение приобретенной в одной области знаний на другую.
Приложение 1. Контрольная работа № 1по теме: Рождение феодальной Европы. Вариант 1.
Фамилия Имя
№ 1. Умение определять по датам век, этапы, место события. Базовый уровень. Начерти линию времени. Отметь на ней начало и окончание средних веков. Повышенный уровень. Отметьте дату распада Западно-Римской империи. Отметь век феодальной раздробленности. Высокий уровень. Выдели на ленте времени эпоху предшествующую средним векам.
№ 2. Умение выделять главное и обобщать. Базовый уровень. Отметь знаком «+» верные утверждения. Повышенный уровень. Исправь неверные утверждения так, чтобы они стали верными. Высокий уровень. В свободной строке напиши одно верное утверждение.
Предложения | Поставь знак |
1.Феодалы были владельцами земли с крестьянами (феода), которую получали за службу. | |
2. Феодалы и крестьяне принадлежали одному сословию. | |
3.У короля были свои вассала. | |
4. Феодалы платили своему хозяину барщину и оброк. | |
5. |
№ 3. Умение группировать. Базовый уровень. Распредели на три группы высказывание представителей разных сословий.
1.Мы обрабатываем землю и платим феодальные повинности. | А. Духовенство № |
2.Мы нанимаемся в войско сеньора и служим ему верой и правдой. | |
3.Мы служим богу и молимся за всех. | А. Дворянство № |
4.Наше оружие плуг и мотыга. | |
5.Я король, ваш сеньор. | А. Крестьяне № |
6.Наше оружие крест и молитва. |
Повышенный уровень. Продолжи фразу Высказывание под №……………не попали ни в одну группу, потому что -------------------------------
Высокий уровень. Придумай и напиши высказывание представителя одного из сословий.
----------------------------------------------------------------------------------------
№ 4. Умение выделять причины и следствия, логическую последовательность событий и явлений. Базовый уровень. Расставь события и явления в правильной последовательности (от причин к следствиям). Повышенный уровень. Какой процесс здесь представлен – переход от первобытности к цивилизации или смена одной цивилизации другой. Высокий уровень.Приведи доказательство своей точки зрения.
События и явления | Правильная последовательность |
А. Вождь франков Хлодвиг, объединил многие племена и провозгласил себя королем. | Здесь представлен процесс Здесь представлен процесс:…………………………. Потому что ………………………… |
Б. Кочевые варварские племена, в том числе и франки, расселились на территории Западной Римской империи. | |
В. Во франкском королевстве восстанавливались города, были записаны законы, выделился слой крупных землевладельцев. |
№ 5. Умение давать нравственные оценки поступкам великих людей. Базовый уровень. На твой взгляд человека XXI века, Карл Великий – действительно великий правитель или нет? Повышенный уровень. Рассмотри деятельность Карла Великого с разных позиций.
Позиция | Я считаю, что, с одной стороны | Но, с другой стороны |
Аргумент (ы) | потому что | потому что |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация контроля знаний на уроках истории и обществознания
Текст выступления на педагогическолм совете по теме "Осуществление контроля знаний на уроках в основной школе"...
Организация проектной деятельности на уроках истории и обществознания
В статье делается общий обзор проектной методики и примеры использования проектной методики на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности...
Организация оценивания образовательных достижений на уроках истории и обществознания. Презентация к статье.
Школа – это место, где учителя требуют от ученика знаний по всем предметам, в то время как сами знают по одному. Организация оценивания о...
Организация групповой работы на уроках истории и обществознания
методические рекомендации...
Технология организации исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания.
Современному обществу необходимы творчески мыслящие компетентные специалисты, обладающие элементами научной деятельности и творческого поиска. Это порождает необходимость обучения такими средствами, к...
Организация мотивационно-целевого компонента урока истории и обществознания(ФГОС)
методическая разработка...
Система оценивания образовательных достижений на уроках истории и обществознания
Система оценивания образовательных достижений на уроках истории и обществознания...