Система оценивания образовательных достижений на уроках биологии
методическая разработка по биологии
Для оценивания предметных результатов на своих уроках использую индивидуальный, парный, групповой, фронтальный и дифференцированные виды контроля. Это зачёты, проверочные и контрольные работы, тестирование, самостоятельные работы, биологические диктанты (словарные, выборочные, графические), сочинения, изложения, творческие задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_otsenivaniya_obrazovatelnyh_dostizheniy.docx | 40.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оценивания образовательных достижений
Для оценивания предметных результатов на своих уроках использую индивидуальный, парный, групповой, фронтальный и дифференцированные виды контроля. Это зачёты, проверочные и контрольные работы, тестирование, самостоятельные работы, биологические диктанты (словарные, выборочные, графические), сочинения, изложения, творческие задания.
Методы контроля знаний учащихся можно разделить на группы:
-устные (например, взаимопроверка, выступление с докладом),
- письменные (тесты, ответ на вопрос, составление плана, практическая часть зачёта),
-игровые (кроссворды, викторины, соревнования), графические (графические диктанты, составление обобщающих таблиц).
Конечно, на уроках использую традиционную 5-балльную систему оценивания, однако в соответствии с требованиями ФГОС ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, адекватно оценивать свои достижения.
В процесс оценивания достигнутых результатов включаются и учащиеся.
Думаю, что организация различных форм взаимоконтроля и самоконтроля так же важна, как оценка учителя. Взаимопроверка и самопроверка способствует развитию аналитических способностей, помогает прогнозировать результаты учебной деятельности, воспитывает у ребёнка объективность. В своей практике использую оценочный лист, т.е форму контроля, позволяющую получить информацию о знаниях и умениях школьника в виде таблицы, к которой заранее сформированы критерии. Оценочный лист играет ещё и мотивирующую роль, так как, используя критерии оценивания, ученик может сделать вывод об уровне своих знаний на уроке, по окончании изучения темы. После написания работы, взаимо- и самопроверки ребёнок видит свои ошибки, а анализ результатов позволяет учителю определить уровень усвоения материала каждым учеником, что позволяет спланировать индивидуальную работу с ним.
(Примеры некоторых оценочных листов можно увидеть в Приложении 1).
После выполнения работы (тест, терминологический, графический диктанты и т.д.) объединяю ребят в пары или группы. Учащиеся обсуждают, анализируют работы друг друга, определяют, что получилось, что не удалось, над чем ещё надо работать, объясняют друг другу понятия и термины. Данная работа также развивает навыки само- и взаимоконтроля. На каждом уроке важен этап рефлексии, поскольку она позволяет мне осуществить обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для детей была их деятельность на уроке, с какими трудностями столкнулись во время урока и наметить пути их разрешения.
Использую систему разнообразных рефлексивных заданий и вопросов на разных этапах урока:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какое задание вызвало затруднение?
- Как умения и навыки, отрабатываемые на уроке, пригодятся вам в повседневной жизни, на других уроках?
- О чём из услышанного на уроке хотелось бы ещё поразмышлять?
- Почему вы считаете это значимым?
- Как оцениваете свою деятельность на уроке? (Учащиеся поднимают сигнальную карточку определенного цвета, соответствующего той оценке деятельности, которую для себя определил каждый из них)
- С каким настроением вы уходите с урока? ( Дети показывают
Смайлик грустный или весёлый ).
Контрольно-оценочная деятельность учащихся связана с определением учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности.
Конечная цель контрольно-оценочной деятельности учащихся заключается в переводе внешней оценки во внутреннюю самооценку и в достижении (в перспективе) полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.
Мониторинг предметных достижений по биологии :
- Входная диагностика:
- Промежуточная диагностика
- Итоговая диагностика
(Примеры можно увидеть в Приложении 2).
Формирование универсальных учебных действий
1.Формирование познавательных УУД
Какие задания можно использовать для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий:
-“найди отличия”;
-“на что похоже?”;
-поиск лишнего;
-“лабиринты”;
-“логические цепочки”;
-хитроумные решения;
-составление схем-опор, схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта;
-работа с таблицами, преобразование информации из одного вида в другой (таблицу в текст и др.)
-составление и распознавание диаграмм;
-работа со справочным материалом (словари, справочники, энциклопедии, ресурсы Интернета).
Познавательные УУД:
1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
2. Выявлять причины и следствия простых явлений.
3. Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию
4. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
5. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
6. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
7. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
8. Вычитывать все уровни текстовой информации.
9. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Урок биологии 5 класс по теме: «Бактерии».
Формулирование темы урока, постановка цели.
В 1676 году голландец Левенгук изучал, почему корни некоторых растений столь едки и остры на вкус. Чтобы понять это он клал корни на некоторое время в воду, а затем наблюдал под микроскопом капельку полученного настоя. В ней он увидел маленьких “зверушек”, которые сновали в воде и имели самые разные формы. Огромное множество таких необычайно быстро движущих “зверушек” он нашел и в зубном налете.
1. Что же это за существа?
2. Какие свойства и признаки организмов описаны в рассказе?
3. Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для изучения данных существ?
4. Попытайтесь сформулировать тему и цели урока.
УУД: Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.
Урок биологии 5 класс по теме: «Животные»
Первичное закрепление.
Рассмотрите рисунок.
- Как называется изображенный организм?
- Подпишите основные части клетки.
- Укажите ядро, цитоплазму, клеточную мембрану.
УУД: структурируют знания, анализируют объект, ориентируются в своей системе знаний
Вывод:
Критерии 0 баллов – не сформирован критерий оценки познавательного УУД.
1 балл – частично сформирован
2 балла – хорошо сформирован.
9 критериев - 18 баллов максимальное значение
От 0 до 9 баллов - низкий уровень сформированности УУД
От 10 до 17 баллов - средний уровень
18 баллов - высокий уровень сформированности УУД.
Урок биологии 5 класс по теме: «Как человек появился на Земле».
Рефлексия учебной деятельности.
В каждом задании выберите один верный ответ из четырёх предложенных.
А1. Современная наука предполагает, что древним предком человека является:
А)шимпанзе Б)макака
В)австралопитек Г)кроманьонец
А2. Современные учёные считают, что Человек прямоходящий впервые научился:
А)изготавливать каменные орудия Б)пользоваться огнём
В)употреблять в пищу мясо Г)собирать плоды растений
A3. Внешне наиболее похож на современного человека:
А)австралопитек Б)Человек умелый
В)кроманьонец Г)неандерталец
А4. Простейшие орудия труда научился изготавливать:
А)лемур Б)горилла
В)Человек умелый Г) Кроманьонец
А5. Неандертальца относят к виду:
А) Человек разумный Б) шимпанзе
В) австралопитек Г) горилла
1. Проведите взаимопроверку по эталону.
Проверив тест, нарисуйте красное солнышко, если всё выполнено правильно - это «5», синее, если одна ошибка- «4»,
зеленое, если две –«3».
А если сосед по парте сделал больше ошибок нарисуйте смайлик, это подбодрит его.
УУД: рефлексия способов действий; контроль и оценка результатов деятельности.
2. Регулятивные УУД
Что входит в умение учиться?
Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. Например, сейчас школьники озабочены проблемой сдачи ЕГЭ. Для этого их родители нанимают репетиторов, тратят время и средства на подготовку к экзаменам. В тоже время школьник обладая умением самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, смог бы сам успешно подготовиться к экзаменам. Для того, чтобы это произошло у него должны быть сформированы регулятивные УУД, а именно: школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее.
Регулятивные УУД
1.Целеполагание - Зачем?
2.Планирование – В какой последовательности
3. Контроль - Правильно ли?
4.Коррекция – Как исправить?
5.Оценка - Вот так правильно, хорошо!
6. Волевая самооценка –Сосредоточился, ещё раз.
Формирование регулятивных УУД
Задание
Цель: формирование принятия познавательной цели, умение оценивать результат.
Тема: «Органы пищеварения» 8 класс. При выполнении самостоятельной работы осуществлять взаимопроверку, умение находить ошибки и правильно оценивать работу. Например, оценить последовательность расположения органов пищеварения.
Ротовая полость→ пищевод→ желудок→ кишечник
Задание. Работа в группах. Подготовить тест по теме «Строение и функции клетки».
1 группа: три вопроса с выбором одного правильного ответа;
2 группа: из шести утверждений выбрать три верных;
6 класс.
Тема урока: «Органы цветковых растений».
При изучении темы ребятам предлагаю выступить в роли ученых исследователей (элементы ролевой дидактической игры).
Ученикам раздаю гербарии, которые необходимо исследовать, провести анализ в соответствии с темой. Рассмотрев их, учащиеся составляют индивидуальные программы учебных действий. После того как каждый выполнит данную работу, предлагаю обсудить варианты программ исследования, то есть создаю условия корректировки индивидуальной программы, ее уточнения, конкретизации.
Затем ставлю следующие цели работы, например, выполнение программы, фиксация результата, анализ результата, выводы на основании исследования.
И только после этого учащимся предлагаю открыть текст параграфа учебника и проверить правильность и степень научности своих выводов в сопоставлении их с законами фундаментальной науки, выписать из учебника точные определения понятий, формулировки законов.
Ценность такого вида учебной работы не только в исследовательском творческом мышлении ученика, но и в обучении шестиклассников умению поэтапного целеполагания (осмыслении методологии умственного труда).
9 класс. Тема урока: «Строение клетки».
Задание: Терминологический диктант (один ученик придумывает сам термины, четко произносит заранее продуманный вопрос, а другой учащийся вспоминает и записывает на своем листе номер вопроса и ответ – один или несколько терминов).
1. Как называется жидкая часть клетки? (Цитоплазма)
2. Какого вещества больше всего в клетке? (Вода)
3. Какое органическое соединение является основным строительным материалом клетки? (Белок)
4. Какие вещества клетки наиболее богаты энергией? (Углеводы)
5. В какой части клетки помещаются хромосомы? (Ядро)
6. В каком органоиде происходит окисление и расщепление органических веществ? (Митохондрии)
7. В каком органоиде синтезируются белки? (Рибосомы)
8. Как называется поверхностная часть клетки? (Мембрана)
9. Что относится к главным частям клетки? (Мембрана, цитоплазма, ядро)
10. Неорганическое соединение, является растворителем и участником многих химических реакций (Вода)
Критерии 0 баллов – не сформирован критерий оценки регулятивного УУД.
1 балл – частично сформирован
2 балла – хорошо сформирован.
6 критериев - 12 баллов максимальное значение
От 0 до 6 баллов - низкий уровень сформированности УУД
От 6-11 баллов - средний уровень
- баллов - высокий уровень сформированности УУД.
3.Коммуникативные УУД
Умеем ли мы общаться?
Одной из форм формирования коммуникативных универсальных учебных действий – работа учеников в группе. Преимущества групповой работы:
- создают учебную мотивацию
- пробуждают познавательный интерес
- создают ситуацию успеха
- вырабатывает умение общаться с другими детьми
- формирует оценочные категории своей работы.
Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению кроссворда, мини- проекта
- «отгадай, о ком говорим»
- взаимопроверка
- выполнение практической работы
Коммуникативные УУД
.1. Планирование учебного сотрудничества
.2.Постановка вопросов
3.Владение монологической и диалогической формами речи
4.Умение полно и точно выражать свои мысли
5.Разрешение конфликтов
6.Управление поведением партнера
Критерии 0 баллов – не сформирован критерий оценки коммуникативного УУД.
1 балл – частично сформирован
2 балла – хорошо сформирован.
6 критериев - 12 баллов максимальное значение
От 0 до 6 баллов - низкий уровень сформированности УУД
От 6-11 баллов - средний уровень
12 баллов - высокий уровень сформированности УУД.
Приложение 1
Таблица №1
№ | Задания | Самооценка | Оценка за выполненное задание | Общая оценка | Возникшие трудности |
Таблица №2
Тема урока | Мои знания | Хочу узнать | |
Хочу узнать | В конце урока |
Таблица № 3
Оцени свою работу на уроке:
1. Сегодня на уроке я узнал(а) _____________________________________
2. Сегодня на уроке я научился(лась) ____________________________________
3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать ______________________________
_____________________________________________________________________________-
4. Самым неожиданным для меня сегодня стало_________________________________
5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше ___________________________________
Осталось непонятным _________________________________________________
6. Сегодня на уроке я был(а)
Использование данных карт позволяет ученику не только контролировать себя на каждом этапе урока, но и выстраивать траекторию дальнейшего своего развития.
Приложения №2
Контрольно-измерительные материалы
Итоговое тестирование по курсу биологии 6 класс
Инструкция для обучающихся
На выполнение контрольной работы по биологии отводится 40 минут.
Итоговая контрольная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 17 заданий.
Часть I содержит 10 заданий базового уровня сложности с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных.
Часть II содержит 5 заданий повышенного уровня сложности. Из этих заданий: 1 задание с выбором и записью трёх верных вариантов из шести; 2 задания на установление соответствия; 1 задание на включение в текст пропущенных терминов и понятий; 1 на определение последовательности биологических процессов, явлений.
Часть III содержит 2 задания, повышенного уровня сложности. Из этих заданий: 1 задание на работу с текстом биологического содержания, в котором необходимо исправить биологические ошибки в приведённом тексте, 2 задание с развёрнутым ответом.
Система оценивания работы
За верное выполнение каждого задания первой части работы обучающийся получает 1 балл.
За верное выполнение задания 2 части обучающийся получает 2 балла.
За верное выполнение задания 3 части обучающийся получает 5 баллов
За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся, правильно выполнивший задания 1 части работы-10 баллов, задания 2 части работы- 10 баллов и задания 3 части -5 баллов.
Максимальное количество баллов за выполнение всей работы- 25 баллов.
Часть I. Выбрать один правильный ответ из предложенных:
1. Семя формируется после оплодотворения из:
а) цветка
б) семязачатка
в) пестика
г) завязи
2. Какое растение относится к однодольным?
а) морковь
б) лук
в) горох
г) фасоль
3. Корень, развивающийся из корешка зародыша, называется:
а) главным
б) боковым
в) мочковатым
г) придаточным
4. Плодом нельзя назвать:
а) орех
б) стручок
в) костянку
г) корнеплод
5. Побег состоит из:
а) стебля, листьев и почек
б) листьев и почек
в) стебля, корней и почек
г) стебля и почек
6. Листорасположение, при котором в узлах стебля располагаются 2 листа:
а) очередное
б) мутовчатое
в) параллельное
г) супротивное
7. В состав сложного листа входит:
а) один черешок
б) несколько листовых пластинок, черешок
в) несколько листовых пластинок
г) одна листовая пластинка
8. Видоизменением побега является:
а) колючки кактуса
б) усик гороха
в) корневище пырея
г) корнеплод моркови
9. В замыкающих клетках устьиц, в отличие от остальных клеток эпидермиса, имеются:
а) хромопласты
б) хлоропласты
в) вакуоли
г) лейкопласты
10. Растения, мужские и женские цветки которых находятся на одной особи, называются:
а) однополыми
б) обоеполыми
в) двудомными
г) однодомными
Часть II.
11. Выберите три правильных ответа из шести предложенных:
При листопаде происходит:
1) удобрение почвы
2) усиление фотосинтеза
3) вегетативное размножение
4) удаление продуктов обмена
5) уменьшение испарения воды
6) предохранение корней от вымерзания
12. Установите соответствие между представителями и типом семейства растений, для которых они характерны: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Представитель | Семейства |
1) фасоль 2) василёк 3) картофель 4) капуста | А) семейство Крестоцветные Б) семейство Сложноцветные В) семейство Паслёновые Г) семейство Бобовые |
13. Установите соответствие между признаками и группой растений, для которой они характерны: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Признаки | Семейства |
а) крупные одиночные цветки б) яркая окраска лепестков растения в) невзрачные, обычно мелкие цветки г) наличие нектара и аромата у цветков д) крупная, липкая, шероховатая пыльца е) мелкая, легкая, сухая пыльца ж) перистые рыльца пестиков з) пыльники на длинных свисающих тычиночных нитях | 1) ветроопыляемые 2) насекомоопыляемые |
14. Установите правильную последовательность процессов, происходящих в ходе прорастания семян.
А) появляется зародышевый стебелек, выносящий семядоли и почечку на поверхность почвы
Б) семена набухают за счет поступления воды
В) появляется корешок, который быстро растет и укореняется
Г) лопается семенная кожура
15. Вставьте в текст «Процессы жизнедеятельности листа» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.
Процессы жизнедеятельности листа
В процессе дыхания растения, как и все прочие организмы, потребляют ___________ (А), а выделяют ___________ (Б) и пары воды. Одновременно в листьях осуществляется процесс ___________ (В), при котором также образуется газообразное вещество. Все газы удаляются через ___________ (Г) листьев. Листья обеспечивают испарение. Они препятствуют перегреванию листовой пластинки.
Перечень терминов:
1) жилка
2) кислород
3) кожица
4) поглощение
5) углекислый газ
6) устьица
7) фотосинтез
8) чечевичка
Часть III
16. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки. Запишите эти предложения правильно.
1. Выделяют два отдела покрытосеменных растений: однодольные и двудольные. 2. Однодольные растения произошли от двудольных и у них много общих черт. 3. Зародыш двудольных состоит из двух семядолей. 4. Листовые пластинки двудольных обычно с параллельным или дуговым жилкованием. 5. Однодольные растения обычно имеют мочковатую корневую систему, трёхчленный тип строения цветка. 6. Большинство однодольных — это травянистые растения.
17. Прочитайте текст и выполните задание.
СТРОЕНИЕ ЦВЕТКА
Цветок представляет собой видоизменённый побег, приспособленный для полового размножения. Его функция – образование плодов и семян. Именно поэтому цветок иначе называют органом семенного размножения. Для того чтобы выполнить свою главную функцию, цветок имеет специфическое строение. Он состоит из цветоножки, цветоложа, цветолистиков (чашелистиков и лепестков), тычинок и пестиков. Цветоножка – это часть стебля, на которой расположены остальные части цветка. С помощью цветоножки цветок снабжается питательными веществами и растёт. Цветоложе расположено на верхней расширенной части цветоножки. К нему прикрепляются цветолистики, которые располагаются кольцами (кругами). Первое кольцо образуют обычно зелёные чашелистики, которые у одних цветков свободные, а у других сросшиеся. Все вместе они образуют чашечку цветка. Она выполняет защитную функцию. Над чашечкой расположен венчик. Обычно он состоит из окрашенных лепестков, которые служат для защиты тычинок, пестиков и для привлечения животных – опылителей растений. Цвет лепестков зависит от хромопластов или от пигментов клеточного сока. Из чашечки и венчика образуется околоцветник.
Внутри околоцветника за лепестками расположены тычинки. Каждая тычинка состоит из пыльника и тычиночной нити. Тычиночная нить удерживает пыльник, который состоит из пыльцевых мешочков, в которых развивается пыльца.
В самом центре цветка расположен пестик (пестики). Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца. В завязи находятся семязачатки, из которых после опыления и оплодотворения развивается семя. От завязи отходит столбик, на котором расположено рыльце. Рыльце – это верхняя часть пестика, куда попадает и откуда прорастает пыльцевое зерно. Рыльце выделяет клейкую жидкость для улавливания пыльцевых зёрен.
Используя содержание текста «Строение цветка» и знания курса, ответьте на следующие вопросы.
1) Какая часть околоцветника привлекает насекомых-опылителей?
2) Почему тычинки и пестики считаются главными частями цветка?
3) Из чего развивается семя?
Терминологический диктант
Системы органов
1. Часть организма, выполняющая определенную функцию, – ... (орган).
2. Органы, объединенные определенной физиологической функцией, образуют … (систему органов).
3. Система, включающая органы ротовой полости, глотку, пищевод, желудок, кишечник, – ... (пищеварительная).
4. Система, участвующая в обеспечении организма кислородом и освобождении его от углекислого газа, – ... (дыхательная).
5. Система, выполняющая функцию удаления продуктов обмена веществ, – ... (выделительная).
6. Система, выполняющая функцию размножения, – ... (половая).
7. Система, включающая различные железы внутренней секреции, – ... (эндокринная).
8. Система, объединяющая все другие системы, регулирующая и согласовывающая их деятельность, – ... (нервная).
9. Специальные чувствительные образования, воспринимающие и преобразующие раздражения из внешней и внутренней среды в специфическую активность нервной системы, – ... (рецепторы).
10. Схема уровней строения организма: молекулы – клеточные органоиды – клетки – ткани – ... (органы) – ... (системы органов) – организм.
Составление проблемных вопросов по тексту учебника.
Глубокому осмыслению полученной информации способствуют проблемные вопросы по тексту. В каждом параграфе можно найти материал для составления таких вопросов. Прямого ответа на них нет, но в тексте содержится подсказка, намек на правильный ответ. Для этого учащимся приходится рассматривать текст под другим углом зрения, анализировать его, устанавливать новые связи между понятиями. Проблемные вопросы представляют собой цепочки рассуждений, в которых каждое последующее звено связано с предыдущим.
Например: В теме «Биологические полимеры — белки».
Вопрос: белки называют протеинами, что означает первый, главный.
Почему этим названием хотят подчеркнуть первостепенное значение белков для жизненных процессов клеток и организмов?
В теме «Человеческие расы».
Вопрос: можно ли утверждать, что все расы относятся к одному виду?
В теме «Наследственная генотипическая изменчивость».
Вопрос: почему в природе очень редко встречаются две одинаковые особи любых видов организмов?
В теме «Оплодотворение».
Вопрос: почему половые клетки имеют одинарный набор хромосом?
Составление опорных логических схем, точек.
План, схема, опорные конспекты помогают отделить главное от второстепенного при большом объеме информации, выделить смысловой остов текста, установить взаимосвязи отдельных систем. Все это способствует систематизации знаний учащихся. Многие тексты учебника можно легко превратить в логические опорные схемы. Это наиболее краткое и наглядное изложение текстовой информации.
Задание: составить опорную схему по теме «Функции белков».
Транспортная, строительная, энергетическая, сигнальная
При изучении темы «Органические вещества клетки. Углеводы и липиды» предлагаю самостоятельно изучить материал, ориентируясь на приведенную ниже логическую схему.
Опорные точки по теме «Прокариотическая клетка» составляются учащимися при работе с учебником.
Пример:
1..Бактерии — древняя примитивная форма жизни.
2.Обитают повсюду: в воде, в почве, в пищевых продуктах.
3.У бактерий генетический аппарат клетки представлен одной кольцевой молекулой ДНК, в цитоплазме мало мембран, есть рибосомы, осуществляется синтез белков, ферменты диффузно рассеяны по цитоплазме или прикреплены к мембране.
4.Способы деления: деление надвое, реже половой процесс.
5.Способ защиты от неблагоприятных условий — спорообразование.
6. Виды бактерий: полезные, болезнетворные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система оценивания образовательных достижений на уроках изобразительного искусства
Система оценивания образовательных достижений на уроках изобразительного искусства...
Система оценивания образовательных достижений по предмету биология
Как и для чего задать вес оценки в электронном журнале? Возможность регулирования, улучшения и совершенствования процесса образования в части фиксирования метапредметных и предметных результатов в эле...
Система оценивания образовательных достижений на уроках информатике
Учитель для оценки подготовки обучающихся использует стартовую диагностику, текущее и промежуточное оценивание и итоговую оценку....
Система оценивания образовательных достижений на уроках русского языка и литературы
Система оценивания образовательных достижений на уроках русского языка и литературы...
Система оценивания образовательных достижений на уроках географии
Система оценивания образовательных достижений на уроках географии...
Система оценивания образовательных достижений на уроках русского языка и литературы
Система оценивания образовательных достижений...
Система оценивания образовательных достижений на уроках русского языка и литературы
Описание системы оценки результатов в соответствии с ФГОС.В образовательном процессе использую традиционную пятибалльную шкалу, многобалльную шкалу и бинарную систему оценивания, а также внедряю совре...