Система оценивания образовательных достижений на уроках географии
статья по географии

Система оценивания образовательных достижений на уроках географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья61.38 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных достижений на уроках географии

        Важнейшей образовательной задачей является не только предоставление учащимся качественных знаний, но и их грамотная оценка. Ведь именно проверка может показать, насколько прочно учащиеся освоили новый материал, не нуждаются ли они в повторении.

        Чтобы проверить степень освоенности знаний используются разные виды и формы проверки. В итоге каждому ученику выставляется оценка, отображающая уровень его знаний.

Целью системы оценки является текущий, промежуточный и итоговый мониторинг сформированности предметных и метапредметных результатов на определенном этапе обучения. Система оценки направлена на решение задачи оптимизации развития обучающихся.

Формирующая оценка – это, как обратная связь для учащихся, позволяющая им уяснить, какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов.

        Эффективными способами индивидуальной и коллективной работы для гибкого оценивания достижений ученика становятся следующие методы и формы формирующего оценивания:

  • листы самооценки (технологические картына уроке, которые играют решающую роль в социальной адаптации ученика, влияют на понимание ими учебных целей, позволяют научить школьника анализировать причины трудностей и способы преодоления их;

Приведу пример такого оценочного листа к уроку географии в 8 классе по теме «Внутренние воды России. Реки"(учебник под редакцией А.И.Алексеева). Урок строится на основе кейс-метода. Учащиеся работают в течение урока со следующим текстом:

«Реки - водные «артерии» нашей планеты, которые несут жизнь во все уголки земли. Они наполняют нашу планету красивой и живописной природой, от которой захватывает дух и наполняется сердце свежестью и чистотой. В Африке, Индии, Андах, Колумбии, Китае, Тибете течет немало удивительных рек. Есть самая длинная и короткая, самая мелкая и глубокая и ещё множество самых-самых! Россия — не исключение. Ещё бы! Среди 2,8 миллиона рек, протекающих по территории страны, найдется не одна уникальная. В зависимости от географо-климатических условий, питания рек, особенностей внутригодового (сезонного) распределения годового стока воды, половодья, паводков, межени, реки по характеру водного режима могут быть подразделены на несколько групп и типов. 

В Енисей — самую многоводную реку России, впадают больше 5000 рек. Он также лидер уклона — 37 см на 1 км. Река Лена — единственная в России река, русло которой находится в регионе вечной мерзлоты. Индигирка, текущая сквозь суровую тайгу и лесотундры Якутии, находится в списке красивейших рек мира. Река Обь ( с притоком Иртыш) — самая длинная в России. Она длиннее даже, чем Енисей или Лена, хоть и менее полноводна, чем они. Площадь бассейна Оби поражает — почти три миллиона квадратных километров!

Селенга – река, протекающая по территории двух государств. Образуется она от слияния рек Мурэн и Идэр, впадает в озеро Байкал. Обширная дельта занимает территорию площадью примерно в 680 квадратных километров. Около половины вод, поступающих в Байкал, приходится именно на Селенгу. Монголия – страна, где расположено место истока. Длина ее от истока составляет 1024 км.

И россияне, и китайцы одинаково гордятся Амуром, считая его «своей» рекой. Три четверти воды, пополняющей Амур, поступает в реку благодаря муссонным дождям, а не ледникам, как в случае с многими другими реками России.  Река Анадырь – самая крупная из рек Чукотки. Во время половодья Анадырь порой выходит из берегов. Затопляя всё вокруг: обычно это случается раз в 3-5 лет. Масштабы этих наводнений поражают воображение: вода заливает округу на расстоянии до 20 км от основного русла. Неудивительно, что в окрестностях реки нет поселений.

Реки бассейна Атлантического океана в России тоже весьма многочисленны, их более 3-х десятков. Большинство имеет небольшой объём стока, а среди значительных водных артерий можно назвать такие как Кубань, Дон и Нева.

Волга - река в Европейской части России. "Каждая страна имеет свою национальную реку, - писал Дюма. - Россия имеет ВОЛГУ - самую большую реку в Европе, царицу наших рек, - и я поспешил поклонится ее величеству реке Волге!". Волга берёт начало на Валдайской возвышенности на высоте 228 м и впадает в Каспийское море. Устье лежит на высоте -28 м. Длина 3530 км.

Река Терек является рекордсменом Ставрополья по показателям расхода воды за один год. Название произошло от тюркского, что означает «тополь» или «Тополиная река».

Роль рек невозможно переоценить. Они — транспортные пути, водные ресурсы для жизни людей, животных и растений, «дороги» для путешественников и великолепное украшение планеты! Если вы — фанат речного отдыха или просто заядлый рыбак — добро пожаловать в Россию!

Приложение № 1  

Задание № 1. Установите соответствие между понятием и определением

1. Место постоянного течения реки

2. Начало реки

3. Река со всеми её притоками

4. Территория, с которой река собирает свои воды

5. Граница между речными бассейнами

6. Понижение рельефа, на дне которого течёт река

7. Воронкообразное устье реки, расширяющееся  в сторону моря

8. Устье реки, разделённое  на рукава

9. Пополнение реки водой

А) речная долина      Б) речная система   В) эстуарий    Г) речной бассейн                      

        Д) исток        Ж) русло      З) водораздел       И) дельта       К) питание реки

Задание № 2  На контурной карте обозначьте реку Обь. С помощью условных знаков отметьте исток реки, устье. Реки, правые и левые притоки, водораздел между реками Волга и Обь. Обозначьте бассейн реки Обь.

Задание № 3 Распределите реки, указанные в тексте по принадлежности к бассейнам океанов. Занесите результаты в таблицу.

Бассейн СЛО

Бассейн ТО

Бассейн АО

БВС

Задание 4. Из текста приведите примеры равнинных рек, горных рек и рек, верхнее течение ведёт себя как горная река, а нижнее течение как равнинная. Результаты занесите в таблицу ( оценочный лист)

Задание 5. На примере реки Волга рассчитайте падение и уклон (данные возьмите из текста ). Расчёт выполните в рабочей тетради.

Найдите реки на физической карте. Вычислите падение и уклон рек.

Река

Высота истока, м

Высота устья, м

Длина реки,

 км

Падение реки, м

Уклон реки, м/км

1

Енисей

987

0

4102

2

Селенга

1176

455

1024

3

Терек

5000

0

623

Какой вывод можно сделать о влиянии высоты местности на уклон реки?

Вывод _______________________________________________________________ (1 балл)

Задание 6. Прочитайте текст: «В одной из новгородских летописей описано интересное событие, произошедшее в 12 веке. Население старинного Новгорода, недовольное неблаговидным поведением епископа Иоанна, решило изгнать его из своего дома. Плот с Иоанном пустили вниз по течению реки Волхов, которая берёт начало в озере Ильмень, а впадает в Ладожское озеро. Но плот понесло в обратную сторону, в озеро Ильмень, так как река потекла в противоположном направлении. Новгородцы восприняли это «чудо» как «знаменье Господне», и епископ Иоанн с почестями вернулся на свой престол.»

Как вы объясните данное явление? (верный ответ – 1 балл)

Оценочный лист

Фамилия, имя учащегося _____________________________________________________________

Тема урока ____________________________________________________________________

Задание 1. 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

За верное соответствие – 1 балл              Итого: ____________

Задание 2. Верный ответ – 1 балл     Итого:  ____________________

Задание № 3

Бассейн СЛО

Бассейн ТО

Бассейн АО

БВС

ИТОГО :__________   баллов

Задание 4. По характеру течения

Равнинные реки

Горные реки

Верхнее течение – характер горных рек, нижнее течение – характер равнинных рек

Верный ответ – 1 балл                              ИТОГО: ________ баллов

Задание 5. РАССЧИТАЙТЕ  падение и уклон рек

 Верный ответ – 2 балла. (если правильно определили падение реки и уклон)

Река

Высота истока, м

Высота устья, м

Длина реки, км

Падение реки,  м

Уклон реки, м/км

Баллы

1

Енисей

987

0

4102

2

Селенга

1176

455

1024

3

Терек

5000

0

623

 Вывод:(1балл)   __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ИТОГО:               баллов

Задание 6  (дополнительный балл) _________________________________

Итого баллов ______________    Оценка ________________

  • Тестирование. Методом исследования уровня знаний, умений, навыков является такая форма контроля, как тест. От других методов диагностики тесты отличаются тем, что позволяют проверить знания обучающихся по широкому спектру вопросов, сокращают временные затраты на проверку знаний, практически исключают субъективизм учителя как в процессе контроля, так и в процессе оценки. Например,

Тест «Центральный экономический район», 9 класс

Часть 1

  1. Количество субъектов Федерации в ЦЭР: а) 10  б) 13  в) 11
  2. Какая область ЦЭР выходит к государственной границе РФ с Белоруссией:

А) Калужская   б) Орловская   в) Смоленская

3. Численность населения ЦЭР в 2015 году составляет … млн. чел

4. на территории ЦЭР находится следующая форма рельефа:

А) Валдайская возвышенность   б) Ставропольская возвышенность   в) возвышенность Общий Сырт

5. На территории ЦЭР следующий тип климата:

 А) муссонный  б) умеренно-континентальный в)  континентальный

6. На юге ЦЭР находятся следующие виды почв:  а) каштановые  б) серые лесные   в) подзолистые

7. Какая река протекает по территории ЦЭР:  а) Клязьма   б) Свирь   в) Вычегда

8. Какое химическое сырьё добывают на территории ЦЭР:  а) апатиты  б) поваренные соли  в) фосфориты

9. Какое топливное полезное ископаемое добывают на территории ЦЭР? А) каменный уголь   б) бурый уголь   в) природный газ

10. К ЦЭР относится следующая атомная электростанция:          А) Тверская   б) Курская   в) Белоярская

11. Для какой области характерна наибольшая плотность населения: А) Московская   б) Рязанская   в) Ярославская

12. В какой из перечисленных областей есть заводы по производству картофелеуборочных комбайнов?

А) Ивановская   б) Московская    в) Рязанская    г) Орловская

13. Какая область не входит в состав ЦЭР?

А) Владимирская   б) Ивановская   в) Пензенская   г) Брянская

14. Средняя плотность населения ЦЭР приблизительно составляет (чел/км2):           А) 63   б) 43   в) 23   г) 13

15. В каком из перечисленных городов есть нефтеперерабатывающий завод?

А) Ярославль  б) Брянск   в) Смоленск   г) Калуга

16. В какой области ЦЭР находятся значительные лесные ресурсы?      А) Орловская   б) Брянская   в) Рязанская    г) Костромская

17. Отраслью специализации промышленности ЦЭР является промышленность:  

А) лесная   б) лёгкая  в) алюминиевая    г) топливная

Часть 2

В1. Определите удельный вес пашни (%) в структуре сельскохозяйственных угодий ЦЭР, если площадь пашни  составляет 13,1 млн.га, а площадь сельскохозяйственных угодий – 18,5 млн.га. Ответ запишите цифрами.

В2. Установите соответствие между производством и центром его размещения:

Производство                                                                            Центр размещения:

  1. Черная металлургия                                                   А) Тверь
  2. Производство синтетических волокон                  Б) Тула
  3. Нефтепереработка                                                      В) Ярославль

Г) Владимир

В3. Установите соответствие между производством и центром его размещения:

Производство                                                                                     Центр размещения

1) льноуборочных комбайнов                                             А) Владимир

2) тракторов                                                                              Б) Москва

3) меди                                                                                       В) Бежецк

                                                          Г) Иваново

Часть 3

С1. О какой отрасли хозяйства идёт речь?

Эта отрасль относится к производственной сфере, входит в АПК, лучше всего в России представлена на территории ЦЭР. Развита в Центральном экономическом районе на востоке, севере и в центральной части. Работает на привозном сырье, чаще всего размещается по трудовому фактору, является одной из главных отраслей специализации.

С2. Определите субъект РФ в составе ЦЭР по описанию

На территории этого субъекта Федерации преобладает холмисто-моренный рельеф, много рек и озёр, относящихся к бассейну Атлантического океана. Ведущие промышленные комплексы: химико-лесной и машиностроительный, а ведущие отрасли сельского хозяйства – молочно-мясное животноводство и льноводство. Есть атомная, гидро- и теплоэлектростанции, в областном центре – крупный вагоностроительный завод.

С3. Чем  объяснить тот факт, что разработка Подмосковного буроугольного бассейна приостанавливается, шахты закрываются, а уголь для нужд ЦЭР поступает из других угольных бассейнов России?. Укажите не менее двух причин.

  • Устный опрос. Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний. Сущность этого метода заключается в том, что учитель задает учащимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя, таким образом, качество и полноту его усвоения.
  • Контрольные срезы. Это эффективный метод проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, а также их творческих способностей. Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения больших тем или разделов учебной программы учитель проводит в письменной форме проверку и оценку знаний, умений и навыков учащихся.

Итоговая проверочная работа, 5 класс

  1. По карте России определите географические координаты устья реки Северной Двины, протекающей по Восточно-Европейской равнине. (Устье реки – место, где река впадает в другую реку, море или океан)

  1. Следствием вращения Земли вокруг воображаемой оси является:

А) целостность географической оболочки

Б) широтная зональность географической оболочки

В) смена времён года

Г) смена дня и ночи

3. Какая из перечисленных  горных пород образовалась из осадочной горной породы под воздействием высоких температур и давления в глубинах Земли?

А) мрамор  Б) базальт   В) глина   Г) известняк

4. Какая из перечисленных гор имеет вершины более 8000 метров?

А) Альпы   Б) Кавказ   В) Анды    Г) Гималаи

5. Используя карты (атлас стр. 21, 23, 44-45 ) , определите, какое из перечисленных государств находится на островах, расположенных в области столкновения двух литосферных плит?

А) Мадагаскар   Б) Великобритания    В) Исландия   Г) Новая Зеландия

6. С помощью атласа (стр. 23, стр. 10-11 ) определите, в каком из перечисленных районов России наиболее вероятны землетрясения?

А) Урал    Б) Прибайкалье     В) Среднерусская возвышенность   Г) Кольский полуостров

7. Определите, на каком полуострове расположена точка, имеющая географические координаты 10 с.ш. 78 в.д.

8. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1,2 или 3, наиболее подходит для игры в футбол?. Свой ответ обоснуйте.

http://uchebana5.ru/images/764/1526180/20d79311.jpg

9. Назовите основные причины, способствовавшие наступлению эпохи Великих географических открытий.

  • Работа у доски с географической картой (и без карты) В географии карта - это объект первостепенной значимости. За каждым географическим знаком стоит живая действительность,  сложная и интересная. Необходимо на уроках сформировать навыки чтения географической карты, научить читать легенду карты и довести до сознания учеников, что географическая карта- это язык географии. На уроках применяю ещё один приём:

Задание на уроке географии в 7 классе по теме «Африка»: не пользуясь картой Африки, выберите правильный ответ:

  1. Гвинейский залив омывает Африку с запада или востока?
  2. Какое государство имеет большую площадь: Алжир или Тунис?
  3. Полуостров Сомали находится на западе или востоке Африки?
  4. Канарские острова расположены у северо-восточных или северо-западных берегов материка?
  5. Конго впадает в Атлантический или Индийский океаны?
  • Работа с контурными картами Удобный метод проверки знания географической номенклатуры. Раздаю ученикам контурные карты с обозначенными цифрами. Нужно правильно назвать географический объект, который находится под соответствующей цифрой. Даю не более 10 объектов. Каждый объект оценивается в 1 балл.

Все эти виды и формы работы можно применять на любом этапе урока. Работа с физическими, тематическими, контурными картами способствует формированию и закреплению знаний и умений, развитию воображения, памяти, логического мышления, умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, обобщения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания образовательных достижений на уроках изобразительного искусства

Система оценивания образовательных достижений на уроках изобразительного искусства...

Система оценивания образовательных достижений на уроках информатике

Учитель для оценки подготовки обучающихся использует стартовую диагностику, текущее и промежуточное оценивание и итоговую оценку....

Система оценивания образовательных достижений на уроках русского языка и литературы

Система оценивания образовательных достижений на уроках русского языка и литературы...

Система оценивания образовательных достижений на уроках биологии

Для оценивания предметных результатов на своих уроках использую индивидуальный, парный, групповой, фронтальный и дифференцированные виды контроля. Это зачёты, проверочные и контрольные работы, тестиро...

Система оценивания образовательных достижений на уроках русского языка и литературы

Описание системы оценки результатов в соответствии с ФГОС.В образовательном процессе использую традиционную пятибалльную шкалу, многобалльную шкалу и бинарную систему оценивания, а также внедряю совре...