Технологические карты уроков
план-конспект урока по истории (11 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта уроков истории России
Тема 4.2. Образование древнерусского государства. Деятельность первых русских князей.
Тема урока | Образование древнерусского государства | ||
Тип урока | Комбинированный | ||
Цель урока | Показать причины и факторы возникновения русской государственности, разобрать норманнскую теорию. Дать характеристику первым русским князьям, обозначить их роль в истории. Выявить главные направления во внешней политике Руси. | ||
Образовательные | Поурочные разрабртки по истории России с древнейших времен до конца XIXвека. Б.Н.Серов, М.В. Лескинен. М. :ВАКО 2003., презентацияОбразование Древнерусского государства\Образование Древнерусского государства.ppt, видео, Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История §22 | ||
План урока |
| ||
Личностно значимая проблема | Откуда есть пошла Русская земля. | ||
Методы и формы | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная | ||
Основные понятия | Норманнская теория, | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: характеризовать предпосылки создания государства у славян. Получат возможность научиться: давать характеристику историческому деятелю. Формирование ИКТ компетентности: работать с материалами Интернета. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами, совершенствование учебно-познавательных компетентностей учащихся. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей. Развитие коммуникативных способностей. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Развитие умения анализировать и систематизировать материал, работать с информацией | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | . Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Актуализация знаний | 3 | Проблемный вопрос Использование презентации. | Первые исторические сведения о Руси сопряжены с упоминанием народа «рус» или «рос». В более поздние времена появились названия, также различающиеся буквами «у» и «о». «Правда Росьская» - земля Русская. Россия - народ русский? Почему так происходит? | Рассуждают над вопросом. | Фронтальная работа Индивидуальная | Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. | 1. Устные ответы. |
III. Изучение нового материала | 1. Использование презентации. 2. Работа с терминами. 3. Мини-дискуссия по вопросу: «Сами славяне создали свое государство или им помогли варяги? 4. Сообщение о князе Рюрике. 5. Просмотр видео урока о князьях Олеге, Игоре. 6. Работа с терминами. 7. Работа с датами. 8. Работа с презентацией. | 1. Рассказывает о причинах образования государства. Термин «варяги» (работа со слайдом) 3.Организует сравнение норманнской и антинорманской теории. Проводит мини-дискуссию: Объясняет значение слов Синус и Трувор - свой воин, своя дружина. 4. Организует прослушивание сообщений по заранее подготовленной памятке (Приложение 1.) 5. Организует просмотр видео. 6.Работа с терминами: «Натуральное хозяйство», «полюдье», «князь», «уроки», «погосты». 7. Выделяет ключевые даты 862 год 879, 882. 8. Рассматривает личность Святослава. Организует работу по презентации. | 1. Заполняют таблицу в тетрадь. 2. Запись в словарик термина. 3.Сравнивают теории. Дискутируют. 4 - 5. Слушают сообщение о Рюрике. Запись в тетрадь. Начинают заполнять таблицу «Первые русские князья» Рюрик, Олег, Ольга, Святослав Кратко записывают основные направления политического курса князя. 6. Запись терминов в словарик. 7. Запись дат 8. Устная работа с историческим документом: чтение, ответы на вопросы к документу. (по слайдам презентации Заполняют таблицу (см.Приложение) | 1. Индивидуальная работа. 2. Работа в группах. 3. Фронтальная работа. 4. Индивидуальная работа. 5. Индивидуальная работа. | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Познавательные: извлекают необходимую информацию из видеоисточника, сообщения. | Устные ответы. Таблица. Устные ответы. сообщение.
Письменно | |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Беседа | ? Назовите главные итоги деятельности первых князей. Напишите 2-3 предложения о каждом князе. | Используют таблицу, конспект, отвечают на вопрос. | Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации | Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | 10 | Обобщение полученных Сведений. Беседа. (другой вариант работы - использовать сигнальные карточки с терминами, датами, именами. | - Кто и в связи с чем сказал эти слова: «Иду на Вы!»
- Какие изменения внесла княгиня Ольга в управление Древнерусским государством? В чем их значение? - Что общего было в деятельности первых русских князей? - Чем отличалось правление Святослава от деятельности других князей? - Что такое полюдье? - Кто и в связи с чем сказал эти слова: «Князь! Ты ищешь чужих земель, а своей родной пренебрегаешь» - Что такое погост? - Покажите на карте направление походов Святослава и опишите их словами. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Индивидуальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | § 22 | Конкретизирует домашнее задание: подготовить индивидуальные сообщения. §22. Учить даты, термины, подготовиться к терминологическому диктанту. | Записывают | Индивидуальная работа |
Приложение 1.
План характеристики исторической личности
- Годы жизни или (и) правления.
- Этапы жизни и деятельности (краткая биография).
- Исторические условия, в которых происходит деятельность данной личности.
- Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.
- Интересы какого класса выражает исторический деятель?
- Значение его личных качеств.
- Историческая заслуга, вклад в историю развития государства.
- Какие дела и поступки вызывают ваше уважение, а какие – неодобрение.
Приложение 2.
Таблица. Деятельность первых русских князей.
Линия сравнения | Имя князя (княгини) |
1. Краткие сведения о личности. | |
2. Укрепление власти киевского князя. | |
3. Отношения с Византийской империей. | |
4. Отношения с восточными соседями. | |
5. Итоги правления |
Разноуровневые задания на закрепление темы.
2. Составить таблицу «Военные походы первых русских князей». (Пример)_
Направление | Дата | Руководство и результаты |
1. Соседние племена: | ||
Новгородские словене, кривичи, древляне, северяне и радимичи | Конец IXвека | Олег. Обложение данью. |
Древляне | Игорь? | |
Древляне | Ольга? | |
Вятичи | Святослав | |
Печенеги | Святослав? | |
2. Запад | ||
Союз с венграми | Олег? | |
Германия | Ольга ? | |
3. Юг | ||
Византия, Константинополь | ||
Русско-Византийская война | ||
Крещение Ольги | ||
Устье Днепр, Таманский полуостров, Керченский пролив. | ||
4. Восток: | ||
Столкновение с хазарами | Святослав? | |
Северный Кавказ |
Проблемные задачи для внеаудиторной СРС (повышенный уровень сложности)
1.Согласно Повести временных лет Олег вокняжился в Киеве вместе с сыном Рюрика Игорем. Если Игорь действительно был сыном Рюрика, а, следовательно имел право на княжение, то почему Олег правил единолично, а Игорю пришлось 30 лет(!) дожидаться своей очереди и стать полноправным князем только после смерти Олега (912)?
2. Ольга, вернувшись из Византии крещеной, не стала повсеместно внедрять христианство, как это впоследствии сделал Владимир. Почему она этого не сделала? Не хотела? Тогда ради чего крестилась сама?
3. 2. Рюриковичи во главе с Олегом, пришедшие из северных земель, захватили Киев и убили правителей города Аскольда и Дира, предварительно обманом выманив их на берег Днепра. При этом население города не оказало им никакого сопротивления, не защитило своих князей и подчинилось воле пришельцев.
6. Почему Святослав, оставив стольный Киев, «хочет жить в Переяславце на Дунае»? Чем его не устраивал Киев?
7. После неудачной войны Святослава с византийцами было достигнуто перемирие с Цимисхием (971 г.) с непременным условием, что русичи уйдут из Болгарии. Князь должен был отправиться в Киев. Однако он не пошел тут же в родные края, а расположил свое войско на о. Березань, в устье Днепра. Вскоре все резче стал ощущаться недостаток продовольствия. Казалось бы, нужно спешить к Киеву. Один из воевод князя, Свенельд, так и поступил и вскоре со своим войском прибыл домой.
А что же заставило Святослава остаться на о. Березань и провести там голодную зиму 971/972 г.?
8. Святослав, по мнению и Нестора, и большинства историков, отличался недюжинным полководческим талантом.
Тогда почему же он, возвращаясь в Киев в 972 г. по Днепру, допустил явный просчет, отправив свое войско разрозненными группами и с большими временными интервалами? Ведь он не мог не знать, как полководец, что на этом пути свирепствовали печенеги, которые в конце концов и разбили остатки киевского войска.
9. Исторические источники и современные карты помещают хазар, живших в IX—X вв., на Нижней Волге, Дону и Северном Кавказе, а их главные города Итиль — в устье Волги, Семендер — на Тереке. Для поиска хазарских поселений тысячелетней давности были организованы экспедиции. Однако остатки Итиля в наиболее вероятном месте его нахождения обнаружены не были. И вообще археологи не раскопали в низовьях этой реки ни одного хазарского памятника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.
Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...