«Подвиг Валаамских юнг в битве за Ленинград»
статья по истории (8 класс)

Шушков Владимир Александрович

Прошло уже много лет после окончания Великой Отечественной войны, но память человеческая не меркнет. Интерес к событиям, связанным с обороной Ленинграда, не ослабевает, эти события мысленно переносят нас из настоящего времени в дни героического прошлого, именно здесь, на огненном плацдарме «Невский пятачок», беспримерный героизм и мужество проявились в большей степени! Каждый клочок земли, находящиеся здесь, памятники и обелиски, хранят застывшее дыхание ушедшей жизни, не дают запамятовать о великом подвиге нашего народа, о подвиге Валаамских юнг школы боцманов, которые шли в последний свой бой на берегах Невы, о нерасторжимой связи былого и настоящего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvig_valaamskih_yung.docx188.84 КБ

Предварительный просмотр:

фамилия, имя и отчество автора;

место работы, должность;

контактный телефон, e-mail автора

«Подвиг Валаамских юнг в битве за Ленинград»

Прошло уже много лет после окончания Великой Отечественной войны, но память человеческая не меркнет. Интерес к событиям, связанным с обороной Ленинграда, не ослабевает, эти события мысленно переносят нас из настоящего времени в дни героического прошлого, именно здесь, на огненном плацдарме «Невский пятачок», беспримерный героизм и мужество проявились в большей степени! Каждый клочок земли, находящиеся здесь, памятники и обелиски, хранят застывшее дыхание ушедшей жизни, не дают запамятовать о великом подвиге нашего народа, о подвиге Валаамских юнг школы боцманов, которые шли в последний свой бой на берегах Невы, о нерасторжимой связи былого и настоящего.

Школа боцманов ВМФ. Остров Валаам. Фотография 1941 года.

Рис. 1 Школа боцманов ВМФ. Остров Валаам. Фотография 1941 года. (3)

Школа боцманов ВМФ располагалась на территории недавно покинутого монахами Валаамского монастыря. Курсанты и юнги сами переоборудовали корпуса в классы, кубрики, кухню. Из-за невысокого роста некоторым юнгам было трудно подобрать форму: даже самые маленькие штаны «складывались» гармошкой, а форма свисала с их плечи. Первым начальником боцманской школы был старший лейтенант Александр Иванович Востриков, которого в декабре сменил Семен Анатольевич Воспанков. (1)

Молодые ребята мечтали о море, а военный матрос должен много знать и уметь, поэтому мальчики очень серьезно относились к учебе. Программа обучения будущего боцмана охватывала такие темы, как кораблестроение, навигация, лодки и такелаж, бурение, сигнальная связь, химия, стрельба и многие другие. Мальчики и курсанты любили спорт, особенно гири, гантели, перетягивание каната и лыжи. 23 февраля 1941 года курсанты 2-й роты вместе с юнгами приняли военную присягу и прикрепили к фуражкам ленточки с надписью: «Школа боцманов ВМФ».

В 1941 году на Ладожском озере практиковали плавание на шлюпках и теплоходах «Учеба» и «Практика», где курсанты и юнги узнавали от связных о начале войны. Затем было объявлено общее собрание и проведено комсомольское собрание. Главу школы засыпали рапортами курсантов с просьбами отправить их служить в действующий флот. С началом войны занятия в Школе боцманов прекратились. Началась интенсивная подготовка личного состава по отражению вражеского десанта. Особое внимание уделялось курсантам и юнгам по штыковому бою и строевой подготовке. На острове были определенные точки стрельбы, скрытые столбы и засады. Курсанты и юнги несли патрулирование. Они все время ходили в «штыковую атаку», участвовали в походах, рыли окопы, много стреляли, учились искусству обороны и наступления. В июле курсанты 1-й роты, получив более высокие звания, были распределены на морской флот. По мере приближения противника к Ладожскому озеру шхуны при слаженных действиях курсантов и юнг на борту эвакуировали раненых бойцов 168-й стрелковой дивизии, оборонявшей Северное Приладожье. (2)

В конце августа немцы захватили МГУ и перерезали последнюю железную дорогу, соединявшую Ленинград с Большой землей. Гитлеровцы вышли к Неве, а позже захватили Шлиссельбург и в условиях блокады прикрыли Ленинград с суши. Связь города с большой землей стала возможной только через Ладожское озеро и по воздуху. Ленинградский фронт должен был усилить оборону правого берега Невы, чтобы не допустить переправы гитлеровцев через реку. В сентябре 1941 года поступил приказ от командующего Ленинградским фронтом Г.К. Жукова, который говорил: «Валаамский гарнизон должен стремиться к укреплению Шлиссельбурга.» С выходом финских войск на северный берег Ладожского озера началась эвакуация гарнизона с острова Валаам. Коллективу школы пришлось сменить всеми любимую морскую форму на военную форму: тяжелые, колючие сапоги, бриджи и зеленый китель. Правда, разрешалось ходить с расстегнутым воротником, чтобы был виден жилет. (3)

19 сентября канонерскими лодками Ладожской флотилии «Бира», «Бурея» и «Селемджа» весь личный состав острова был перевезен на Большую землю в районе Осиновецкого маяка. Оттуда около половины роты младших офицеров направили в вахтенную роту Ладожской военной флотилии на морскую военно-морскую базу. Остальной палубный экипаж был переведен на станцию ​​вместе с курсантами 2-й роты школы боцманов. Получив там, под палящим солнцем, в полном обмундировании оружие и тяжелые боеприпасы, они марш-броском прошли 50 км по проселочным дорогам до Невской Дубровки. В составе 1-й отдельной стрелковой роты 3-го батальона 4-й бригады морской пехоты им предстояло форсировать Неву и вести тяжелые кровопролитные бои за плацдарм на левом берегу, известный всем как Невский пятачок. Рота состояла из 207 человек, четверть из которых были юнгами. (2)

С первых дней на плацдарме юноши и кадеты Валаамского училища проявили в бою чудеса мужества и героизма, заслужив уважение бойцов и командиров других частей, а рота стала называться ротой юнг. Насколько нам известно, на протяжении всей войны рота Юнга была единственным подразделением, в котором сражались не один или два, а десятки молодых бойцов, некоторым из которых было всего 17 лет. А как они дрались! За героизм, проявленный на плацдарме во время боев, весь личный состав роты получил благодарность, а многие юноши были награждены первыми орденами и медалями.

Боевое крещение курсанты и юнги школы боцманов приняли в ночь с 26 на 27 сентября 1941 года. Молодые десантники, вынужденные переправиться через Неву, понесли свои первые потери, будучи обстреляны крупнокалиберными пулеметами, минометами и артиллерией. Тем, кто продвигался вперед, удалось переправиться через Неву, и воины спрятались за крутой левый берег. Второй бросок оказался менее удачным, многие были накрыты ракетами противника. На рассвете для расширения плацдарма десантникам предстояло преодолеть поле, выбить противника из окопов, пересечь дорогу между 8-й ГЭС и деревней Арбузово, а затем, подойдя к лесу, переждать для подкрепления. Под бешеным огнем гитлеровцев, терявших в тот день товарищей, курсанты и юнги были прорваны в казармы противника во вражеские окопы, откуда штыками и прикладами были сбиты немецкие солдаты. На следующий день фашистские громкоговорители со стороны села Арбузово транслировали: «Русски мальшик! Сдавайс! Ви отрезан!» (1;2)

Эти ребята вместе с моряками не раз переходили в наступление, сражаясь в рукопашной с таким противником, как знаменитая 7-я воздушно-десантная дивизия, гордившаяся тем, что завоевала Крит за один день. После кровопролитных боев на нашей земле десантники гитлеровской элитной дивизии говорили: «Лучше трижды прыгнуть на Крит, чем провести один бой в России». Тогда, в последние дни сентября, курсантам и юнгам приходилось восемь раз в день драться с гитлеровцами в рукопашной. Каждый раз перед очередным боем мальчишки онемевшими от усталости руками натягивали на голову бескозырки - символ отваги, куртки, и шли в атаку, наводя ужас на врага. В этих ожесточенных боях моряки понесли огромные потери.

Из 1000 морских пехотинцев, переброшенных на плацдарм, потери за первые 10 дней боев составили около 800 убитыми и ранеными. Из 50 юнг в живых осталось около половины! (3)

По приказу наркома СССР зимой 1942 года в Ленинграде была создана школа боцманов КБФ, размещенная на учебном корабле «Комсомолец», и школа торпедных катеров КБФ, размещенная на базе вышеупомянутых моряков имени С.М. Кирова. Оставшиеся в живых курсанты и юнги, наконец, смогли учиться в школе боцманов на теплоходе «Комсомолец».

Одни воевали на фронте, другие лечились в госпиталях. Осенью 1942 года в район Невской Дубровки вновь были брошены курсанты мужского корабельного училища. В ночь с 25 на 26 сентября 1942 года будущие офицеры-боцманы в качестве командиров катеров должны были прорвать блокаду Ленинграда в ходе 4-й операции и перебросить наши части на Невский пятачок. От ударов гранат и мин переправившиеся через реку катера разлетались вдребезги, но курсанты, ловко маневрируя, неуклонно вели катера к левому берегу... (1;3)

Через месяц боев на плацдарме курсанты вернулись к месту учебы – кораблю «Комсомолец». После выполнения боевой задачи героев Невского пятачка, шедших по набережной с пулеметами на плечах, встречали горнисты, играя большой сбор. Весной 1943 года курсанты училища, получив более высокие звания, продолжили службу на кораблях ВМФ.

Общешкольная валаамская строевая песня имела слова: «Если враг войну навяжет, мы красный флот поднимем весь. Победить страна прикажет, мы как один ответим: «Есть!» И сказали, и победили. Многие юнги не дожили до Победы. (3)

По историческим сводкам принято считать, что из 200 выпускников Валаамской школы Юнга выжили только 10. Позднее школа вернулась в Кронштадт, где и существует по сей день, но уже в другом качестве.

Список используемой литературы

  1. Еськов А.И. Кронштадт в годы войны, Кронштадтский вестник, Кронштадт. – Санкт-Петербург: Изд-во Лики России, 2010. – 178 с.
  2. Маркова А., Дети войны. Воспоминания, сборник, НП Редакция газеты «Кронштадтский вестник», ООО К-8, Кронштадт, 2015. – 185 с.
  3. Проект «Флотилия памяти. Валаамские юнги в битве за Ленинград»: [Электронный ресурс]. URL: https://nvmu.mil.ru/About/Istoriya/Proekt-valaamskie-yungi (дата обращения 18.05.2022)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Подвиг Ленинграда"

Посвящено Дню Победы.Ипользовала фильм телекомпании НТВ о блокаде Ленинграда. Не все возможно здесь разместить :музыка не вошла......

Героический подвиг Ленинграда

Тема: Героический подвиг Ленинграда Цели:1.   Знакомство с одной из героических страниц истории нашей страны – событиями блокадного Ленинграда.2....

Сценарий литературно-музыкальной композиции про подвиг Блокадного Ленинграда

Сценарий литературно-музыкальной композиции о подвиге ленинградцев....

"Подвиг на высоте". Презентация о подвиге спортсменов- защитников Ленинграда

Презентация о спортсменах - защитниках Ленинграда во время блокады. В основу презентации положена книга Почетного гражданина Санкт-Петербурга, заслуженного работника физической культуры РФ, заслуженно...

Подвиг народного ополчения в битве за Москву

Сценарий внеклассного мероприятия,посвященного «Памяти подвига народного ополчения Москвы в битве за Москву» Цель: сохранение исторической памяти о подвиге дивизий Московского народно...

Выступление на 51-й научно-практической конференции старшеклассников МБОУ гимназии № 2, посвящённой 80-летию победы в Сталинградской битве и снятия блокады Ленинграда Доклад на испанском языке «Никогда не забыть подвиг жителей блокадного Ленинграда»

laquo;Подвиг, совершенный жителями блокадного Ленинграда, никогда не будет забыт. Их героизм и вера в победу помогли пережить Вторую Мировую войну (1941 – 1945)», сказал президент Государ...

Сценарий мероприятия, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда «Подвиг Ленинграда»

Вам, героическим защитникам Ленинграда, Вам, участникам прорыва и снятия блокады любимого города, Вам, пережившим страшную 900-дневную блокаду, Всем ныне живущим и павшим смертью храбры...