"Из опыта работы с детьми ОВЗ на уроках истории"
материал по истории

Аешина Наталья Юрьевна

Хочу поделиться с вами опытом работы с детьми  с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в учебной работе по предмету и внеурочной кружковой работе. С классами ОВЗ работаю 4 год. Первый год работы был сложный, так как нужно было определиться с методами работы в коррекционных классах. Самая главная проблема, которую приходиться решать по сей день – это мотивация учеников.

Поэтому перед учителем встает задача разработки и проведения интересного, информативного, но в, то же время, доступного для ребенка с ОВЗ урока.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_ped_sovet_iz_opyta_raboty_s_detmi_ovz.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

        Хочу поделиться с вами опытом работы с детьми  с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в учебной работе по предмету и внеурочной кружковой работе. С классами ОВЗ работаю 4 год. Первый год работы был сложный, так как нужно было определиться с методами работы в коррекционных классах. Самая главная проблема, которую приходиться решать по сей день – это мотивация учеников.

Поэтому перед учителем встает задача разработки и проведения интересного, информативного, но в, то же время, доступного для ребенка с ОВЗ урока.

Основными методами работы с этими детьми на уроке истории, считаю, должен быть дифференцированный  и индивидуальный подход к изучению предмета.

Цель дифференцированного подхода – обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе образования. При этом учитываются индивидуально – типологические особенности ученика.

По ходу выступления будут озвучены и другие методы, и подходы преподавания на уроках истории.

И так, начну с технологии  дифференцированного подхода. Дети ОВЗ, как и обычные дети, совершенно разные по уровню своей подготовки, способностям, возможностям. Данная технология учитывает особенности ребенка, создавая для каждого ситуацию успеха, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. При проверке домашнего задания или на уроке учащиеся сами выбирают себе вариант задания на «3», «4» или «5». Оценка может зависеть от того, какое количество дат или терминов выучил, при пересказе – сколько составил предложений, или полностью пункт параграфа будет подготовлен к пересказу.

Дифференциация в рамках класса (делим на три уровня): задания для первого уровня направлены на изучение фактического материала, например, рассказать какими качествами обладал тот или иной правитель или рассказать об природных и климатических условиях и занятиях жителей Египта, Индии, Китая и т.д. Для второго – увеличение трудности: сравнить, или выделить плюсы и минусы правителя, сделать несложные выводы. Для третьего – усложнение и углубление материала: дать самостоятельную оценку историческим событиям, высказывая при этом свои суждения. По своему предмету в 7-9б классах - эта технология хорошо работает, так как дети с разными  способностями и возможностями.

Работая в таких классах, детей условно (для себя) поделила на 2 группы: обычные с которыми работаешь и получаешь определенный результат и дети «группы риска». Работая со второй группой, приходится выстраивать свою работу комплексно: формирование личностной, коммуникативной, интеллектуальной, социальной и общекультурной компетенций. Это достигается через мотивационно – личностную сферу ученика - «Ты сможешь, я в тебя веру, все получится, ты лучший).

Эти компетенции хорошо работают на детях, у которых нет этой мотивации успеха, причины, бывают разные. Как правило, все кроется в семье, где родитель эту часть воспитания опускает, не отдает должного внимания или просто не считает нужным разговаривать со своим ребенком о том, что он может быть успешным в учебе, вне учебы и т.д. Яркий пример тому 7б класс, а именно трех его учеников. Традиционно урок начинается с приветствия, а потом мотивации на успех в изучении параграфа, пунктов параграфа, а потом уже предмета в целом. После настроя, так скажем, можно начинать применять технологию дифференцированного подхода или другие технологии.

Как правило, и в моем классе, но уже с позиции, как классного руководителя эти компетенции работают, но уже касаемо внеурочной деятельности или участия нашего класса в общешкольных мероприятиях, эта проблема актуальна, но уже не так ярко выражена.

        В классах есть учащиеся, которым трудно запоминать и воспроизводить материал. Поэтому в процессе объяснения материала используются пиктограмма – обозначение какого либо предмета, события, действия, явления с помощью рисунка. Смена ярких рисунков создает определенный алгоритм ответа, а рисунок подсказка помогает запомнить  текст. Использование пиктограмм дает возможность осуществить индивидуальный подход к учащимся.

Хочу показать пример такой работы ученика Халимонова Давыда, когда он учился в 6 классе. Для него было характерно готовить пересказы именно вот в таком формате. К сожалению тетради, у меня нет, где подобных работ было много, но сохранилась только одна работа на ватмане.  

Для активизации познавательной деятельности учащихся, для того, чтобы был интерес и желание отвечать и работать на уроке разрешаю использовать пиктограмму. Например, в 7б классе в таком формате любит работать Артем Ч., но не всегда это возможно, так как темы бывают разные.

(слайд фото картинки)

Очень важно научить детей с ОВЗ работать по алгоритму. Для этого необходимо составить памятки – алгоритмы для пересказа, для работы с текстом учебника.  Хорошо начинать работать с этим алгоритмом в 5,6 классах. Пример памятки при работе с текстом:

- внимательно прочитайте текст

- выделите основную мысль текста. О чем в нем говорится?

- если после текста есть вопросы, ответьте на них.

В более старших классах памятка дополняется пунктами о выделении основных понятий, дат и т.д.

        При пересказе важно ответить на вопросы «Кто? (Что?) Где?, Когда?». Ответ на вопрос «почему?» иногда вызывает трудности.

        Проектная технология. Такие дети лучше проявляют себя в творческих проектах. Эту технологию можно использовать на уроках, допускающих элементы творчества, а также во внеурочной деятельности. Данная технология хорошо работает у меня во внеурочной кружковой деятельности.

Для достижения положительных результатов вовлекаю «трудных» в кружки, общественно полезную деятельность. Такие кружки как, «История в лицах», «Роль личности в истории», «Историческая мозаика».

Результатом как правило, бывают проектные работы. Таким образом, на протяжении нескольких лет мы принимаем участие в конкурсах презентаций, чаще всего.

 В рамках кружка «История в лицах»  7б класс занимались реставрацией книги «Красных следопытов», итог - книга в течении года была перепечатана и переведена в электронный формат. Общественно полезное дело было сделано для нашего школьного музея.

Каждый год стало традицией участие Кудравцева А. ученика 8б класса в Научном обществе «Геродот», где он, как правило, отвечает за иллюстративный материал выступающих.  Это могут быть подделки из пластилина, рисунки, макеты.

К проектной деятельности могу отнести работы по пройденным темам во внеурочной деятельности, например, прошли тему «Восстание декабристов».  Моя часть подготовить материал, это могут быть как картинки готовые, так и текстовый материал, материал из дополнительной литературы, задача  учеников систематизировать по определенному алгоритму - повод, причина, цель, задачи, основные этапы, итог. Затем все оформляется в один большой постер. Так работали в течении года с учащимися Такьявнина А., Кингенова Е., Хорев А. и др.

Также принимали участие в конкурсе совместно с учителем физики Даниловым М.Л.,

Таким образом, для обеспечения получения детьми с ОВЗ качественного образования необходимо:

Во – первых, использовать дифференцированный подход, учитывая индивидуальные особенности ученика;

Во – вторых, заинтересовать ребенка, создать ситуацию успеха для каждого ученика.

Привлекая детей с ОВЗ к занятиям во внеурочной деятельности, можно решить несколько поставленных целей. Используемы на уроках образовательные технологии и приемы обязательно должны подстраиваться и подходить  к каждому ученику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ШАГ НАВСТРЕЧУ (Из опыта работы с детьми с девиантным поведением учителя истории)

Статья (Из опыта работы с детьми с девиантным поведением учителя истории)...

Из опыта работы. Изучение вопросов культуры на уроках истории в 8 классе.

Изучение вопросов культуры России XIX века представляет собой благодатную почву для формирования  представлений о  духовном наследии, оставленном нам нашими предками, воспитания патриотизма,...

Статья Шашковой О.И. «Из опыта работы по патриотическому воспитанию на уроках истории при изучении темы «Великая Отечественная война»».

В статье описываются формы работы с учащимися на уроках истории России и во внеурочное время при изучении темы "Великая Отечественная война"- проектная деятельность творческие задания, уроки мужества ...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Из опыта работы «Составление учебного проекта на уроках истории и обществознания»

Данная работа будет интересна педагогам любого предмета, так как в ней не только приведено обоснование использование метода проектов в деятельности учителя, выявлены отрицательные и положительные стор...

Статья из опыта работы " Роль внеклассных мероприятий и уроков истории в патриотическом воспитании в МБОО "Заводская СОШ" Тарбагатайского района Республики Бурятия "

Гражданственность и патриотизм во все времена определяли духовно-нравственное состояние общества. Наше время характеризуется утратой традиционного российского патриотизма, снижением воспитательно...