Статья из опыта работы " Роль внеклассных мероприятий и уроков истории в патриотическом воспитании в МБОО "Заводская СОШ" Тарбагатайского района Республики Бурятия "
статья по истории (10 класс)
Гражданственность и патриотизм во все времена определяли духовно-нравственное состояние общества.
Наше время характеризуется утратой традиционного российского патриотизма, снижением воспитательного воздействия культуры и образования, широким распространением таких негативных качеств, как индивидуализм, агрессивность, эгоизм, жестокость, насилие, равнодушие... Поэтому проблема гражданско-патриотического воспитания становится более актуальной и играет особую роль в формировании личности школьника.
Патриотизм и гражданственность – одна из важнейших черт гармоничной личности и отличительное качество граждан России.
Воспитание патриотизма и гражданственности - это неустанная работа по созданию у школьников любви и гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развитие достоинство личности.
Цель гражданско-патриотического воспитания:
Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему такими качествами как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира, потребностью участвовать во всех делах на благо семьи, школы, Республики, страны, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_rol_vneklassnyh_meropriyatiy_i_urokov_istorii_v_patrioticheskom_vospitanii_v_mboo_zavodskaya_sosh.docx | 45.52 КБ |
статья | 45.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема "Роль внеклассных мероприятий и уроков истории в патриотическом воспитании в МБОО "Заводская СОШ».
«Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно.
Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут.
И не только они. Таким будет и, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим».
Б.Н. Неменский.
Гражданственность и патриотизм во все времена определяли духовно-нравственное состояние общества.
Наше время характеризуется утратой традиционного российского патриотизма, снижением воспитательного воздействия культуры и образования, широким распространением таких негативных качеств, как индивидуализм, агрессивность, эгоизм, жестокость, насилие, равнодушие... Поэтому проблема гражданско-патриотического воспитания становится более актуальной и играет особую роль в формировании личности школьника.
Патриотизм и гражданственность – одна из важнейших черт гармоничной личности и отличительное качество граждан России.
Воспитание патриотизма и гражданственности - это неустанная работа по созданию у школьников любви и гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развитие достоинство личности.
Цель гражданско-патриотического воспитания:
Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему такими качествами как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира, потребностью участвовать во всех делах на благо семьи, школы, Республики, страны, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг.
Важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил её, кто прилагает усилия, чтобы она стала ещё краше, богаче, стала могучей державой. И каждому из нас надо уметь ей быть полезным. А для этого надо много знать и уметь. С детства совершать дела, которые были бы на благо своего дома, школы, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны.
В этих условиях становление и развитие патриотического воспитания детей и молодёжи требует инновационных решений и должно основываться на принципиально новых подходах к работе с детьми с применением современных средств обучения и развития, новых педагогических методик и технологий, оригинальных форм проведения образовательной деятельности
Гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в воспитательной работе нашей школы, для которого в школе имеются условия.
Практически на каждом уроке при изучении тем по истории нашей страны педагог реализует выполнение задач по патриотическому воспитанию обучающихся.
Я попробую показать основные направления патриотического воспитания при изучении истории, те формы и приемы, которые использую в своей работе. Это:
1. Опережающие задания.
2. Работа с историческим источником на уроке.
3. Составление мини- проектов.
4. Просмотр кино- видеофильмов.
5. Встречи с участниками военных событий.
6. Использование презентаций на уроке.
7. Решение проблемных заданий .
8. Написание мини – эссе, сочинений, рефератов, докладов, сообщений.
9. Нетрадиционные уроки: КВН, Брейн-ринг, урок-игра, урок-суд, урок- диспут, урок – конференция и т.д.
- Опережающие задания.
Они призваны вовлечь обучающихся в процесс познания исторических явлений и фактов, развивать кругозор. По объёму это небольшое сообщение о историческом деятеле, важном историческом факте. Например, сообщение о исторической личности, о герое времени, о сражении. Цель подготовки опережающего задания, показать значимость факта, роль личности в истории России.
Обучающиеся с интересом выполняют задания, занимаются поиском информации. Эффективна эта форма при изучении войн (Северная война 1700-1721 г.. русско- турецкие войны, Отечественная война 1812года, Крымская война 1853-1856 г., Кавказская война 1817-1864 г., Русско-японская война 1905-1907г., Первая мировая война и т.д.)
2. Работа с историческим источником – важный элемент урока. Необходимо чтобы они носили эмоциональный характер, позволяли продемонстрировать дух эпохи, проиллюстрировать героический поступок. Это воспоминания современников, литературные произведения того времени, фотографии, репродукции картин отображающих событие.
Исторические источники в справочниках: « История России XIX век» авт. Л.М. Ляшенко – Дрофа, 2002 г., « История России XX век» 11 класс, Дидактические материалы. -М.: Дрофа, 2000 г. « История России ХХ век» Материалы и документы для школьников и поступающих в вузы – М.: Дрофа, 1999г., компьютерный диск « История России в документах ООО «Мир знаний», компьютерный диск Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
3.Проектная деятельность является активной формой обучения. Она требует основательной работы по теме: определение целей и задач, постановки проблемы и пути её решения. На уроке ученики выполняют мини - проекты, используя текст учебника, дополнительную информацию, исторические источники. Помощниками в работе над проектами являются компьютерные технологии. Трудности в применении этого метода в том, что он требует хорошей теоретической и компьютерной подготовки. Уровень подготовки учащихся разный не все могут успешно справиться с проектом, поэтому я разбиваю учащихся на группы, где сильный ученик оказывает помощь более слабым.
Учащиеся составляют мини- проекты по теме «Вклад Бурятии в победу в Великой Отечественной войне» работали 3 группы : 1-я мини-проект « Герои Советского Союза в Бурятии» 2-я трудовой вклад жителей Республики, 3-я « Моя семья в годы войны».
4. Особое эмоциональное воздействие оказывают на видеофильмы и кинофильмы. Я собираю видеотеку исторических фильмов. На уроке используются фрагменты фильмов(Александр Невский, Дмитрий Донской, Суворов, Чапаев, Валерий Чкалов, сериал Ю. Озерова « Освобождение», и т.д.) После просмотра фрагментов фильма провожу обсуждение.
5. На уроки мы приглашаем гостей. Это ветераны педагогического труда, дети войны, представители организаций нашего поселка, района. Живое общение способствует передачи опыта от старшего поколения к нынешнему.
6. Использование презентаций на уроке. Презентация ярко, образно раскрыть события и явления. В неё входят практически все средства наглядности: репродукции картин, портреты героев, схемы битв, исторические источники, кроссворды. Я сама составляю презентации или перерабатываю уже готовые из Интернета, или прошу обучающихся подготовить презентацию.
7. Проблемные задания: вопросы или решение проблемных задач. Для подбора заданий я использую задачники, дидактические материалы, составляю карточки- задания.
8. Написание мини-эссе довольно таки трудное задание для учащихся, особенно при сдаче ГИА по ОГЭ, ЕГЭ. Для выполнения задания необходимы умения работы с эссе по обществознанию и литературе.
К, сожалению, с таким заданием справляются немногие учащиеся. Трудности в том, что они не могут аргументировано доказывать свою точку зрения, отвечают односложно.
9. Написание реферата, доклада, сообщения одна из приемлемых форм для учащихся. Они выполняют такие задания успешно. В современных условиях это можно сделать, используя ресурсы Интернета, компьютерные технологии. Недостатки этой работы я вижу в том, что ребята берут уже готовые рефераты из Интернета, не перерабатывая материал. Часто по содержанию он довольно сомнительный. Защита реферата происходит на уроках новых знаний, повторения, итоговых и повторительно-обобщающих: « Великие русские полководцы XVIII-XIX В.» «Династия Романовых», «Победы и гордость России в веке XIX», «Русские первопроходцы и мореплаватели XVII-XIX в.в.», «Революционное движение в России», «Великая Отечественная война 1941-1945г.г.»
10. Нетрадиционные уроки – наиболее активная форма обучения. В своей работе уроки – КВН, Путешествия, экскурсии, Брейн-ринги, суды, уроки- игры, уроки –соревнования. На них учащиеся знакомятся с различными точками зрения на явление, определяют мнение, подбирают аргументы в защиту или опровержение.
Основным событием в жизни нашей страны является празднование Великой Победы. Организация воспитательной работы в школе проводится с акцентом на мероприятия, подчеркивающие вклад советского народа в победу над фашизмом, его героизм и трудолюбие, миролюбивую внешнюю политику нашего государства.
Основные формы и методы внеклассных мероприятий :
Уроки Мужества; библиотечные уроки «Святыни голоса нам дороги»;
исторические Викторины «Где смелость, там Победа»; смотры строя и патриотической песни, конкурсы рисунков и стихов, боевых листков; выставки виодеоуроки, Вахты Памяти,
2. Экскурсии в воинские части, по местам трудовой и боевой славы родного края: Музей –мемориал «Партизанская деревня» в Сосновом бору, музей боевого пути воинской части; Музей Пограничных войск ФСБ по РБ.
Учащиеся школы совместно с работниками администрации посёлка и
заведующей сельской библиотекой Емельяновой А.В. приняли активное участие
во Всероссийской акции # САДПАМЯТИ. На территории сельской администрации
были высажены деревья в честь памяти ветеранов войны
Традиционные Акции: Георгиевская ленточка" , "Аллея памяти",«Свеча памяти», "Письмо Победы", "Письмо ветерану, труженику тыла!
"Бессмертный полк", "Окна Победы" на окнах школы, домов, школьных автобусов.
В районном автопробеге, организованный Тарбагатайским отделением "Женщины России" (руководитель Рогачёва М. П) приняли участие женщины нашего посёлка: Ананьева О. П., Заиграева Н. Л, Черниговская У. П., Патрина Е. С. Учащиеся 5А класса: Патрина Г, Кожевина П, Улаханова С., Богомазова А., исполняли песни для тружеников тыла, дарили подарки и вручали поздравления сделанные своими руками. Автоледи проехали по всём сёлам Тарбагатайского района. Наша группа поздравила восемь жителей с. Надеено и шесть ветеранов труда п.Николаевский .
Во всех регионах Российской Федерации прошла Всероссийская акция «Диктант Победы» участники учителя и учащиеся школы.
В становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций. Таким примером является Российское Движение школьников, затем «ДВИЖЕНИЕ ПЕРВЫХ», «Орлята» волонтерский клуб "Добродеи" , Военно-патриотический клуб "Единство", «Юнармейский отряд «Беркут» » .
С сентября 2022 года наша школа, наряду с другими школами района, стала площадкой по внедрению должности советника директора.
Для решения вопросов военно-патриотического воспитания Министерство образования Российской Федерации внедрила большой проект «Разговоры о важном». Эта тема актуальна и важна для нашей страны, тем более в нынешнее время.
Как сказано в Методических Рекомендациях, главной цель «Разговоров о важном» является развитие ценностного отношения школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре.
Перед обсуждением «Разговора о важном» в присутствии обучающихся проводится церемония поднятие флага и исполнение гимна. Это нововведение вызывает восторг и интерес у моих детей. Во время звучания гимна дети подпевают и в их глазах, я вижу важность и понимание происходящего. С гордостью смотрят на ребят, которые удостоились этой чести быть знаменосцем.
Цикл уроков «Разговоры о важном» вошли в обновленные программы воспитания в школах.
34 часа в год, каждый понедельник с 5 сентября прошлого учебного года, мы проводили с обучающимися первым уроком наше занятие, уже полюбившиеся. Почему? Потому что есть весь методический материал по урокам – поурочный план, презентации, видеоматериалы, разнообразные интерактивные упражнения, методические рекомендации, что облегчает работу педагога в разы. Не повторяющийся приятный для глаз материал, приятный голос дикторов в видеоматериалах, таким образом у нас в руках полный комплект методических наработок, которые можно использовать в рамках данных уроков. Естественно, учитель может корректировать материал под свой лад.
Какой же основной смысл этих уроков? В первую очередь, формирование ценностного отношения наших школьников к нашей великой Родине, к нашей великой России, к природе, к ее уникальной культуре, к богатейшей истории, поэтому в фокусе нашего внимания будут события, люди, их деяния и идеи. Основной формат работы— это беседа, задушевная беседа с детьми. Для того чтобы достичь личностных результатов, достучаться до сердец ребят в этом воспитательном мероприятии мы должны создать атмосферу сотрудничества, доверия и доброжелательной ситуации. Как этого достичь? Рекомендуют придерживаться 4-х принципов: интерес, сотрудничество, доверия и не назидательность. Позволить детям самим рассуждать, делать выводы.
Темы занятий приурочены к конкретным датам и строятся вокруг патриотической тематики в целом.
На слайде показаны темы уроков «Разговоры о важном» на весь 2022 - 2023 учебный год. Здесь мы видим очень большой охват тем, целью которых является внедрение ценностей детям в разных направлениях. Внеклассные мероприятия на эти темы мы проводили ежегодно. Просто сейчас они едины и систематизированы, больше материала.
Продолжительность занятий порядка 30 мин.
Актуальные вопросы патриотизма будем раскрывать на уроках «День Героев Отечества», «День защитника Отечества», темы, посвященные Великой Отечественной войне. Особенность нравственного воспитания как психологической категории состоит в том, что она не столько связана с передачей общественно-исторического опыта, сколько с передачей «культурного кода» - тех ценностей, которые общество накапливало веками. И этот «культурный код» есть у нас и у наших детей. Его только нужно разбудить. На эти уроки можно приглашать наших современных героев, участников боевых действий, СВО. Сопоставлять мужество героев Отечества современных и прошлых лет. Можно с обучающимися посетить музеи, памятники Славы с помощью современных интерактивных игр, организовать онлайн-экскурсии.
Невозможно в начале недели затронуть важную темы и потом просто забыть ее. Необходимо всю неделю, на всех учебных предметах, возвращаться к теме «Разговоров о важном», только тогда ученики прочувствуют ее важность и интересность. Темы классных часов не просто интересные, но и полезные. И все они интегрируются в разные учебные дисциплины.
Самое главное в «Разговорах о важном» - это избежать формализма, тогда дети вступают в диалог, слушают, смотрят. Формирование у подрастающего поколения традиционных российских ценностей и защита граждан России от насаждаемых чуждых для российского общества системы идей и ценностей - основа воспитательной работы в школе.
Дни единых действий , «Разговоры о важном» помогают сформировать у детей понимание ключевых календарных дат и системы ценностей современной России, привычные календарные даты становятся более интересными и осмысленными для школьников, а участие в акциях дают возможность детям проявить свои организаторские и творческие способности.
Каждый понедельник с нового учебного 2022 года начинается с поднятия флага и исполнения государственного гимна Российской Федерации, наши дети поют гимн и знают его наизусть.
Активное использование в гражданско-патриотическом воспитании внешней атрибутики и символики, формирование авторитета и уважения к государственным символам, ознакомление с правилами их использования, и как результат, знание учащимися символики страны, понимание ее роли и значения в системе идеологических ценностей государства является одним из первостепенных показателей сформированности гражданско-патриотических качеств.
Учащиеся активно участвовали в различных мероприятиях:
1. Фото-челлендже «Дружба народов – единство России» на День народного единства;
- настольная игра «Что я знаю о России» на День народного единства;
- Интеллектуальный марафон «Государственные символы России» на День принятия Федеральных конституционных законов о Государственных символах Российской Федерации;
- Интеллектуальная игра «Что мы знаем о Конституции» на День Конституции Российской Федерации;
- Интеллектуальный марафон «Государственные символы России» на День принятия Федеральных конституционных законов о Государственных символах Российской Федерации;
- Интеллектуальная игра «Что мы знаем о Конституции» на День Конституции Российской Федерации;
Наша школа взаимодействует с Управлением Пограничных войск ФСБ по РБ официальное соглашение было подписано с 2016 года
По инициативе и непосредственном участии Управления Пограничных войск ФСБ по Республики Бурятия и Совета ветеранов (Председатель полковник Коблицкий В.Н.) 1 сентября 2016 года была установлена мемориальная доска Виктору Гаврилову. Так начинается активное сотрудничество и совместная работа с пограничниками. Они частые наши гости, которые проводят в школе уроки Мужества, видео-уроки, выставки оружия. Пополняют школьный Музей книгами, экспонатами. Встречи Управления Пограничных войск ФСБ по Республики Бурятия и Совета ветеранов посвященная Дню пограничника стали традиционными. Особый интерес представляют посещение Музея Боевой Славы, электронного тира и практических занятий по разборке оружия пограничников.
Тесное сотрудничество и взаимодействие осуществляется с БРОО «Боевое Братство» ( Машанов А.Н., Вильмов Ю.Н) были организованы экскурсии школ Тарбагатайского, Прибайкальского, Заиграевского, Кижингинского районов на один из старейших предприятий Республики Бурятия - на Авиационный завод. Учащиеся также посещают музей и авиационный колледж
Особо торжественно проходит прием в ряды Юнармейцев.
Декада Мужества в МБОО «Заводская СОШ» п. Николаевский , которая стартовала с торжественной линейки посвященной выводу войск из Афганистана. Уроки Мужества проведенные Первым заместителем БРО ВООВ «Боевое Братство», Руководителем спецназа «Байкал» Ангаевым В.В., воинами служившим в горячих точках : Жалсановым Т.В,, Машановым А.Н., Балдановым Ж.В., Лыгденовым Б.Э., Баевым В.А., Гвозденским А.Н., Батуевым В.Б.
Первый заместитель БРОО ВООВ «Боевое Братство», Руководитель спецназа «Байкал» Ангаев В.В. Вручил Благодарность Дементьевой Т.Г- руководителю военно-патриотического клуба «Единство» за вклад в военно-патриотическое воспитание.
Первый заместитель БРОО ВООВ «Боевое Братство», Руководитель спецназа «Байкал» Ангаев В.В. Вручил Благодарность Дементьевой Т.Г- руководителю военно-патриотического клуба «Единство» за вклад в военно-патриотическое воспитание.
В завершении встречи прошли с оревнования по волейболу между воинами, учащимися, учителями школы.
Учащиеся начальных классов, а затем всех классов, вместе со своими руководителями посетили в\ч 34696, Гвардейскую 35-зенитно-ракетную бригаду.
С интересом Музей воинской славы, ели солдатскую кашу и участвовали в спортивных соревнованиях. Так началось взаимодействие с в\ч 34696 .
Сегодня воины занимаются с юнармейцами строевой подготовкой, а санинструктор , ефрейтор Попова Татьяна Сергеевна проводит практические задания по оказанию первой мед.помощи
Сегодня в школе -129 юнармейцев, и многие желают пополнить их ряды.
В школе оформлен уголок Боевой Славы выпускникам отдавшим свою жизнь защищая нашу Родину: Гаврилову Виктору, Ситникову Игорю, Заиграеву Александру.
Установлена 28 октября 2022 Мемориальная доска выпускнику школы Ситникову И.Г. , героически погибшему в ходе специальной военной операции на Украине.
Результатом большой, плодотворной работы по гражданско-правовому воспитанию, в связи со 100 Летием Пограничных войск Российский Совет ветеранов Пограничной службы войск ФСБ наградил Дипломом коллектив школы "За большой вклад в сохранение и пропаганду славных пограничных традиций , активное участие в работе по военно-патриотическому воспитанию", Дементьеву Т.Г.- руководитель военно-патриотического клуба «Единство», учащихся: Гаськову Дашу- ученицу 8 класса, Казанцев Денис, Шилова Вера- учеников 9 класса,
Эта оценка многолетней работы всего педагогического коллектива обязывает нас не останавливаться на достигнутом.
Слова Виссариона Григорьевича Белинского как никогда актуальны сегодня
«Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с Отечеством… Любить свою Родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому».
Только целенаправленная, регулярная работа может принести положительный результат. Всё, что вкладываем мы в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенными в развитии и становлении нормального общества и сильной державы.
Патриотами люди не рождаются, честь, настойчивость, чуткость не приходят сами по себе. Эти и другие качества необходимо целенаправленно и ежедневно воспитывать в детях, прежде всего в семье, но и в значительной степени в школе. Я надеюсь, что наш опыт поможет детям любить свой родной край, его чудесную природу, щедрых и трудолюбивых людей, которые живут в стране с красивым названием Россия.
Николай Михайлович Карамзин говорил: «России не станет тогда, когда не станет последнего патриота».
Черниговская Ульяна Павловна учитель истории и обществознания МБОО "Заводская СОШ» Тарбагатайского района Республики Бурятия.
Предварительный просмотр:
Тема "Роль внеклассных мероприятий и уроков истории в патриотическом воспитании в МБОО "Заводская СОШ».
«Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно.
Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут.
И не только они. Таким будет и, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим».
Б.Н. Неменский.
Гражданственность и патриотизм во все времена определяли духовно-нравственное состояние общества.
Наше время характеризуется утратой традиционного российского патриотизма, снижением воспитательного воздействия культуры и образования, широким распространением таких негативных качеств, как индивидуализм, агрессивность, эгоизм, жестокость, насилие, равнодушие... Поэтому проблема гражданско-патриотического воспитания становится более актуальной и играет особую роль в формировании личности школьника.
Патриотизм и гражданственность – одна из важнейших черт гармоничной личности и отличительное качество граждан России.
Воспитание патриотизма и гражданственности - это неустанная работа по созданию у школьников любви и гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развитие достоинство личности.
Цель гражданско-патриотического воспитания:
Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему такими качествами как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира, потребностью участвовать во всех делах на благо семьи, школы, Республики, страны, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг.
Важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил её, кто прилагает усилия, чтобы она стала ещё краше, богаче, стала могучей державой. И каждому из нас надо уметь ей быть полезным. А для этого надо много знать и уметь. С детства совершать дела, которые были бы на благо своего дома, школы, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны.
В этих условиях становление и развитие патриотического воспитания детей и молодёжи требует инновационных решений и должно основываться на принципиально новых подходах к работе с детьми с применением современных средств обучения и развития, новых педагогических методик и технологий, оригинальных форм проведения образовательной деятельности
Гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в воспитательной работе нашей школы, для которого в школе имеются условия.
Практически на каждом уроке при изучении тем по истории нашей страны педагог реализует выполнение задач по патриотическому воспитанию обучающихся.
Я попробую показать основные направления патриотического воспитания при изучении истории, те формы и приемы, которые использую в своей работе. Это:
1. Опережающие задания.
2. Работа с историческим источником на уроке.
3. Составление мини- проектов.
4. Просмотр кино- видеофильмов.
5. Встречи с участниками военных событий.
6. Использование презентаций на уроке.
7. Решение проблемных заданий .
8. Написание мини – эссе, сочинений, рефератов, докладов, сообщений.
9. Нетрадиционные уроки: КВН, Брейн-ринг, урок-игра, урок-суд, урок- диспут, урок – конференция и т.д.
- Опережающие задания.
Они призваны вовлечь обучающихся в процесс познания исторических явлений и фактов, развивать кругозор. По объёму это небольшое сообщение о историческом деятеле, важном историческом факте. Например, сообщение о исторической личности, о герое времени, о сражении. Цель подготовки опережающего задания, показать значимость факта, роль личности в истории России.
Обучающиеся с интересом выполняют задания, занимаются поиском информации. Эффективна эта форма при изучении войн (Северная война 1700-1721 г.. русско- турецкие войны, Отечественная война 1812года, Крымская война 1853-1856 г., Кавказская война 1817-1864 г., Русско-японская война 1905-1907г., Первая мировая война и т.д.)
2. Работа с историческим источником – важный элемент урока. Необходимо чтобы они носили эмоциональный характер, позволяли продемонстрировать дух эпохи, проиллюстрировать героический поступок. Это воспоминания современников, литературные произведения того времени, фотографии, репродукции картин отображающих событие.
Исторические источники в справочниках: « История России XIX век» авт. Л.М. Ляшенко – Дрофа, 2002 г., « История России XX век» 11 класс, Дидактические материалы. -М.: Дрофа, 2000 г. « История России ХХ век» Материалы и документы для школьников и поступающих в вузы – М.: Дрофа, 1999г., компьютерный диск « История России в документах ООО «Мир знаний», компьютерный диск Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
3.Проектная деятельность является активной формой обучения. Она требует основательной работы по теме: определение целей и задач, постановки проблемы и пути её решения. На уроке ученики выполняют мини - проекты, используя текст учебника, дополнительную информацию, исторические источники. Помощниками в работе над проектами являются компьютерные технологии. Трудности в применении этого метода в том, что он требует хорошей теоретической и компьютерной подготовки. Уровень подготовки учащихся разный не все могут успешно справиться с проектом, поэтому я разбиваю учащихся на группы, где сильный ученик оказывает помощь более слабым.
Учащиеся составляют мини- проекты по теме «Вклад Бурятии в победу в Великой Отечественной войне» работали 3 группы : 1-я мини-проект « Герои Советского Союза в Бурятии» 2-я трудовой вклад жителей Республики, 3-я « Моя семья в годы войны».
4. Особое эмоциональное воздействие оказывают на видеофильмы и кинофильмы. Я собираю видеотеку исторических фильмов. На уроке используются фрагменты фильмов(Александр Невский, Дмитрий Донской, Суворов, Чапаев, Валерий Чкалов, сериал Ю. Озерова « Освобождение», и т.д.) После просмотра фрагментов фильма провожу обсуждение.
5. На уроки мы приглашаем гостей. Это ветераны педагогического труда, дети войны, представители организаций нашего поселка, района. Живое общение способствует передачи опыта от старшего поколения к нынешнему.
6. Использование презентаций на уроке. Презентация ярко, образно раскрыть события и явления. В неё входят практически все средства наглядности: репродукции картин, портреты героев, схемы битв, исторические источники, кроссворды. Я сама составляю презентации или перерабатываю уже готовые из Интернета, или прошу обучающихся подготовить презентацию.
7. Проблемные задания: вопросы или решение проблемных задач. Для подбора заданий я использую задачники, дидактические материалы, составляю карточки- задания.
8. Написание мини-эссе довольно таки трудное задание для учащихся, особенно при сдаче ГИА по ОГЭ, ЕГЭ. Для выполнения задания необходимы умения работы с эссе по обществознанию и литературе.
К, сожалению, с таким заданием справляются немногие учащиеся. Трудности в том, что они не могут аргументировано доказывать свою точку зрения, отвечают односложно.
9. Написание реферата, доклада, сообщения одна из приемлемых форм для учащихся. Они выполняют такие задания успешно. В современных условиях это можно сделать, используя ресурсы Интернета, компьютерные технологии. Недостатки этой работы я вижу в том, что ребята берут уже готовые рефераты из Интернета, не перерабатывая материал. Часто по содержанию он довольно сомнительный. Защита реферата происходит на уроках новых знаний, повторения, итоговых и повторительно-обобщающих: « Великие русские полководцы XVIII-XIX В.» «Династия Романовых», «Победы и гордость России в веке XIX», «Русские первопроходцы и мореплаватели XVII-XIX в.в.», «Революционное движение в России», «Великая Отечественная война 1941-1945г.г.»
10. Нетрадиционные уроки – наиболее активная форма обучения. В своей работе уроки – КВН, Путешествия, экскурсии, Брейн-ринги, суды, уроки- игры, уроки –соревнования. На них учащиеся знакомятся с различными точками зрения на явление, определяют мнение, подбирают аргументы в защиту или опровержение.
Основным событием в жизни нашей страны является празднование Великой Победы. Организация воспитательной работы в школе проводится с акцентом на мероприятия, подчеркивающие вклад советского народа в победу над фашизмом, его героизм и трудолюбие, миролюбивую внешнюю политику нашего государства.
Основные формы и методы внеклассных мероприятий :
Уроки Мужества; библиотечные уроки «Святыни голоса нам дороги»;
исторические Викторины «Где смелость, там Победа»; смотры строя и патриотической песни, конкурсы рисунков и стихов, боевых листков; выставки виодеоуроки, Вахты Памяти,
2. Экскурсии в воинские части, по местам трудовой и боевой славы родного края: Музей –мемориал «Партизанская деревня» в Сосновом бору, музей боевого пути воинской части; Музей Пограничных войск ФСБ по РБ.
Учащиеся школы совместно с работниками администрации посёлка и
заведующей сельской библиотекой Емельяновой А.В. приняли активное участие
во Всероссийской акции # САДПАМЯТИ. На территории сельской администрации
были высажены деревья в честь памяти ветеранов войны
Традиционные Акции: Георгиевская ленточка" , "Аллея памяти",«Свеча памяти», "Письмо Победы", "Письмо ветерану, труженику тыла!
"Бессмертный полк", "Окна Победы" на окнах школы, домов, школьных автобусов.
В районном автопробеге, организованный Тарбагатайским отделением "Женщины России" (руководитель Рогачёва М. П) приняли участие женщины нашего посёлка: Ананьева О. П., Заиграева Н. Л, Черниговская У. П., Патрина Е. С. Учащиеся 5А класса: Патрина Г, Кожевина П, Улаханова С., Богомазова А., исполняли песни для тружеников тыла, дарили подарки и вручали поздравления сделанные своими руками. Автоледи проехали по всём сёлам Тарбагатайского района. Наша группа поздравила восемь жителей с. Надеено и шесть ветеранов труда п.Николаевский .
Во всех регионах Российской Федерации прошла Всероссийская акция «Диктант Победы» участники учителя и учащиеся школы.
В становлении личности важное место занимает участие детей, подростков и юношества в деятельности детских общественных объединений и организаций. Таким примером является Российское Движение школьников, затем «ДВИЖЕНИЕ ПЕРВЫХ», «Орлята» волонтерский клуб "Добродеи" , Военно-патриотический клуб "Единство", «Юнармейский отряд «Беркут» » .
С сентября 2022 года наша школа, наряду с другими школами района, стала площадкой по внедрению должности советника директора.
Для решения вопросов военно-патриотического воспитания Министерство образования Российской Федерации внедрила большой проект «Разговоры о важном». Эта тема актуальна и важна для нашей страны, тем более в нынешнее время.
Как сказано в Методических Рекомендациях, главной цель «Разговоров о важном» является развитие ценностного отношения школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре.
Перед обсуждением «Разговора о важном» в присутствии обучающихся проводится церемония поднятие флага и исполнение гимна. Это нововведение вызывает восторг и интерес у моих детей. Во время звучания гимна дети подпевают и в их глазах, я вижу важность и понимание происходящего. С гордостью смотрят на ребят, которые удостоились этой чести быть знаменосцем.
Цикл уроков «Разговоры о важном» вошли в обновленные программы воспитания в школах.
34 часа в год, каждый понедельник с 5 сентября прошлого учебного года, мы проводили с обучающимися первым уроком наше занятие, уже полюбившиеся. Почему? Потому что есть весь методический материал по урокам – поурочный план, презентации, видеоматериалы, разнообразные интерактивные упражнения, методические рекомендации, что облегчает работу педагога в разы. Не повторяющийся приятный для глаз материал, приятный голос дикторов в видеоматериалах, таким образом у нас в руках полный комплект методических наработок, которые можно использовать в рамках данных уроков. Естественно, учитель может корректировать материал под свой лад.
Какой же основной смысл этих уроков? В первую очередь, формирование ценностного отношения наших школьников к нашей великой Родине, к нашей великой России, к природе, к ее уникальной культуре, к богатейшей истории, поэтому в фокусе нашего внимания будут события, люди, их деяния и идеи. Основной формат работы— это беседа, задушевная беседа с детьми. Для того чтобы достичь личностных результатов, достучаться до сердец ребят в этом воспитательном мероприятии мы должны создать атмосферу сотрудничества, доверия и доброжелательной ситуации. Как этого достичь? Рекомендуют придерживаться 4-х принципов: интерес, сотрудничество, доверия и не назидательность. Позволить детям самим рассуждать, делать выводы.
Темы занятий приурочены к конкретным датам и строятся вокруг патриотической тематики в целом.
На слайде показаны темы уроков «Разговоры о важном» на весь 2022 - 2023 учебный год. Здесь мы видим очень большой охват тем, целью которых является внедрение ценностей детям в разных направлениях. Внеклассные мероприятия на эти темы мы проводили ежегодно. Просто сейчас они едины и систематизированы, больше материала.
Продолжительность занятий порядка 30 мин.
Актуальные вопросы патриотизма будем раскрывать на уроках «День Героев Отечества», «День защитника Отечества», темы, посвященные Великой Отечественной войне. Особенность нравственного воспитания как психологической категории состоит в том, что она не столько связана с передачей общественно-исторического опыта, сколько с передачей «культурного кода» - тех ценностей, которые общество накапливало веками. И этот «культурный код» есть у нас и у наших детей. Его только нужно разбудить. На эти уроки можно приглашать наших современных героев, участников боевых действий, СВО. Сопоставлять мужество героев Отечества современных и прошлых лет. Можно с обучающимися посетить музеи, памятники Славы с помощью современных интерактивных игр, организовать онлайн-экскурсии.
Невозможно в начале недели затронуть важную темы и потом просто забыть ее. Необходимо всю неделю, на всех учебных предметах, возвращаться к теме «Разговоров о важном», только тогда ученики прочувствуют ее важность и интересность. Темы классных часов не просто интересные, но и полезные. И все они интегрируются в разные учебные дисциплины.
Самое главное в «Разговорах о важном» - это избежать формализма, тогда дети вступают в диалог, слушают, смотрят. Формирование у подрастающего поколения традиционных российских ценностей и защита граждан России от насаждаемых чуждых для российского общества системы идей и ценностей - основа воспитательной работы в школе.
Дни единых действий , «Разговоры о важном» помогают сформировать у детей понимание ключевых календарных дат и системы ценностей современной России, привычные календарные даты становятся более интересными и осмысленными для школьников, а участие в акциях дают возможность детям проявить свои организаторские и творческие способности.
Каждый понедельник с нового учебного 2022 года начинается с поднятия флага и исполнения государственного гимна Российской Федерации, наши дети поют гимн и знают его наизусть.
Активное использование в гражданско-патриотическом воспитании внешней атрибутики и символики, формирование авторитета и уважения к государственным символам, ознакомление с правилами их использования, и как результат, знание учащимися символики страны, понимание ее роли и значения в системе идеологических ценностей государства является одним из первостепенных показателей сформированности гражданско-патриотических качеств.
Учащиеся активно участвовали в различных мероприятиях:
1. Фото-челлендже «Дружба народов – единство России» на День народного единства;
- настольная игра «Что я знаю о России» на День народного единства;
- Интеллектуальный марафон «Государственные символы России» на День принятия Федеральных конституционных законов о Государственных символах Российской Федерации;
- Интеллектуальная игра «Что мы знаем о Конституции» на День Конституции Российской Федерации;
- Интеллектуальный марафон «Государственные символы России» на День принятия Федеральных конституционных законов о Государственных символах Российской Федерации;
- Интеллектуальная игра «Что мы знаем о Конституции» на День Конституции Российской Федерации;
Наша школа взаимодействует с Управлением Пограничных войск ФСБ по РБ официальное соглашение было подписано с 2016 года
По инициативе и непосредственном участии Управления Пограничных войск ФСБ по Республики Бурятия и Совета ветеранов (Председатель полковник Коблицкий В.Н.) 1 сентября 2016 года была установлена мемориальная доска Виктору Гаврилову. Так начинается активное сотрудничество и совместная работа с пограничниками. Они частые наши гости, которые проводят в школе уроки Мужества, видео-уроки, выставки оружия. Пополняют школьный Музей книгами, экспонатами. Встречи Управления Пограничных войск ФСБ по Республики Бурятия и Совета ветеранов посвященная Дню пограничника стали традиционными. Особый интерес представляют посещение Музея Боевой Славы, электронного тира и практических занятий по разборке оружия пограничников.
Тесное сотрудничество и взаимодействие осуществляется с БРОО «Боевое Братство» ( Машанов А.Н., Вильмов Ю.Н) были организованы экскурсии школ Тарбагатайского, Прибайкальского, Заиграевского, Кижингинского районов на один из старейших предприятий Республики Бурятия - на Авиационный завод. Учащиеся также посещают музей и авиационный колледж
Особо торжественно проходит прием в ряды Юнармейцев.
Декада Мужества в МБОО «Заводская СОШ» п. Николаевский , которая стартовала с торжественной линейки посвященной выводу войск из Афганистана. Уроки Мужества проведенные Первым заместителем БРО ВООВ «Боевое Братство», Руководителем спецназа «Байкал» Ангаевым В.В., воинами служившим в горячих точках : Жалсановым Т.В,, Машановым А.Н., Балдановым Ж.В., Лыгденовым Б.Э., Баевым В.А., Гвозденским А.Н., Батуевым В.Б.
Первый заместитель БРОО ВООВ «Боевое Братство», Руководитель спецназа «Байкал» Ангаев В.В. Вручил Благодарность Дементьевой Т.Г- руководителю военно-патриотического клуба «Единство» за вклад в военно-патриотическое воспитание.
Первый заместитель БРОО ВООВ «Боевое Братство», Руководитель спецназа «Байкал» Ангаев В.В. Вручил Благодарность Дементьевой Т.Г- руководителю военно-патриотического клуба «Единство» за вклад в военно-патриотическое воспитание.
В завершении встречи прошли с оревнования по волейболу между воинами, учащимися, учителями школы.
Учащиеся начальных классов, а затем всех классов, вместе со своими руководителями посетили в\ч 34696, Гвардейскую 35-зенитно-ракетную бригаду.
С интересом Музей воинской славы, ели солдатскую кашу и участвовали в спортивных соревнованиях. Так началось взаимодействие с в\ч 34696 .
Сегодня воины занимаются с юнармейцами строевой подготовкой, а санинструктор , ефрейтор Попова Татьяна Сергеевна проводит практические задания по оказанию первой мед.помощи
Сегодня в школе -129 юнармейцев, и многие желают пополнить их ряды.
В школе оформлен уголок Боевой Славы выпускникам отдавшим свою жизнь защищая нашу Родину: Гаврилову Виктору, Ситникову Игорю, Заиграеву Александру.
Установлена 28 октября 2022 Мемориальная доска выпускнику школы Ситникову И.Г. , героически погибшему в ходе специальной военной операции на Украине.
Результатом большой, плодотворной работы по гражданско-правовому воспитанию, в связи со 100 Летием Пограничных войск Российский Совет ветеранов Пограничной службы войск ФСБ наградил Дипломом коллектив школы "За большой вклад в сохранение и пропаганду славных пограничных традиций , активное участие в работе по военно-патриотическому воспитанию", Дементьеву Т.Г.- руководитель военно-патриотического клуба «Единство», учащихся: Гаськову Дашу- ученицу 8 класса, Казанцев Денис, Шилова Вера- учеников 9 класса,
Эта оценка многолетней работы всего педагогического коллектива обязывает нас не останавливаться на достигнутом.
Слова Виссариона Григорьевича Белинского как никогда актуальны сегодня
«Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с Отечеством… Любить свою Родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому».
Только целенаправленная, регулярная работа может принести положительный результат. Всё, что вкладываем мы в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенными в развитии и становлении нормального общества и сильной державы.
Патриотами люди не рождаются, честь, настойчивость, чуткость не приходят сами по себе. Эти и другие качества необходимо целенаправленно и ежедневно воспитывать в детях, прежде всего в семье, но и в значительной степени в школе. Я надеюсь, что наш опыт поможет детям любить свой родной край, его чудесную природу, щедрых и трудолюбивых людей, которые живут в стране с красивым названием Россия.
Николай Михайлович Карамзин говорил: «России не станет тогда, когда не станет последнего патриота».
Черниговская Ульяна Павловна учитель истории и обществознания МБОО "Заводская СОШ» Тарбагатайского района Республики Бурятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Последний звонок в Новосретенской СОШ Бичурского района республики Бурятия 2014 г.
Сценарий Последнего звонка, который проводился в Новосретенской СОШ Бичурского района, республики Бурятия в 2014 г....
Проект гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся МБОУ «Баянгольская СОШ» Баргузинского района Республики Бурятия.
Великая Отечественная война вошла в историю нашей страны как эпопея, небывалая по своим масштабам, трагизму, бедам и лишениям, массовому героизму на полях сражений, самоотверженном...
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя обществознания МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №3» Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия Мамонкина Александра Ивановича.
Публичное представление педагогического опыта для аттестации....
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства используемые в учебном процессе Дреминой Екатериной Владимировной, учителем истории, обществознания МОУ «Татауровская СОШ» Прибайкальского района республики Бурятия.
материал представлен в рамках реализации ИОМ...
Статья из опыта работы "Гражданско правовое воспитание в МБОО " Заводская СОШ" п. Николаевский Тарбагайского района Республики Бурятия
Статья из опыта работы "Гражданско правовое воспитание в МБОО " Заводская СОШ" п. Николаевский Тарбагайского района Республики Бурятия рассказывает об основных направлениях деятельности...
краеведческая игра на материале Кабанского района Республики Бурятия
Увлекательная игра позволяет активизировать интерес учащихся к событиям в истории своего района....
Материал для учебного пособия "География Бурятии": Бичурский район Республики Бурятия. Географическая характеристика.
Важной частью образовательной программы по географии является национально-региональный компонент. В рамках изучения курса географии России мы включаем материалы по географии родного...
- Мне нравится (1)