Из опыта работы. Изучение вопросов культуры на уроках истории в 8 классе.
материал по истории (8 класс) по теме

Понамарева Татьяна Ивановна

Изучение вопросов культуры России XIX века представляет собой благодатную почву для формирования  представлений о  духовном наследии, оставленном нам нашими предками, воспитания патриотизма, гражданственности, гордости за своих соотечественников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Изучение вопросов культуры на уроках истории в 8 классе.

                                           / Из опыта работы/

Изучение вопросов культуры России XIX века представляет собой благодатную почву для формирования  представлений о  духовном наследии, оставленном нам нашими предками, воспитания патриотизма, гражданственности, гордости за своих соотечественников.

Русская жизнь и русская культура раскрываются перед нами во всем своем богатстве и многообразии, и задача учителей как раз в том и состоит, чтобы донести это богатство до подрастающего поколения. Художественные произведения не только доставляют радость и эстетическое наслаждение, но и помогают изучать и понять время, в которое они были созданы.

Тем не менее, культурные познания наших учеников оставляют желать лучшего. Вопросы культуры – это именно те вопросы, которые больше всего вызывают затруднений и в процессе учебы и при различного рода тестированиях. Наши подростки в своем культурном развитии во многом проигрывают по сравнению со своими зарубежными сверстниками. Часто выглядят «Иванами, не помнящими родства». И виной тут не только духовный кризис общества, но и переоценка ценностей, произошедшая в обществе за последнюю четверть века. А сельские школьники тем более находятся вдалеке от центров культуры, многие художественные ценности доступны для обозрения только виртуально. В сельских школах практически отсутствуют дипломированные специалисты по музыке, ИЗО, что уж там говорить о музыкальных инструментах. Поэтому, я считаю, на уроки истории и падает особая миссия в привитии необходимых знаний по культуре того или иного периода, а также  потребности общения с прекрасным.

При изучении вопросов культуры современные школьники часто испытывают затруднения в характеристике произведений живописи, архитектурных сооружений. Причин может быть несколько. Отчасти это происходит оттого, что не хватает словарного запаса ( мало читают), знания специальных терминов. Другой причиной является элементарное незнание деятелей культуры  и их творений. Если с уроков литературы школьники что-то еще знают о писателях и могут назвать их произведения, то об остальных деятелях науки и искусства у них весьма разрозненные представления. При небольшом количестве часов, отводимых на изучение культуры, стараюсь подходить  к этому вопросу комплексно.

В 8-ом классе при изучении культуры России XIX века практикую составление таблицы:

Отрасль науки,

искусства

Ученый, изобретатель, деятель искусства

Открытие, изобретение, произведение

Начинаем составлять таблицу по культуре России первой половины XIX века  в классе, продолжаем в качестве домашнего задания. При этом дается установка на постепенное запоминание записей в таблице. Далее  каждому учащемуся предлагается подготовить дома слайды об одном ученом, одном художнике, одном композиторе, одном  архитекторе на выбор. Учащиеся между собой договариваются, кто о ком будет готовить, чтобы не было повтора. Каждому учащемуся нужно подготовить всего 4 слайда, в каждом, из которых должен быть представлен портрет деятеля культуры и немного информации о нем и его произведении или открытии из любого источника: учебника, Интернета и т.д. Для создания слайдов  используем  программу POWER POINT из пакета Microsoft Office.  Все учащиеся 8 класса  владеют этой программой. Потом эти слайды сводим в одну презентацию. При небольшой наполняемости классов получается не более 25 слайдов на презентацию. Сама презентация коллективного проекта происходит на одном из последних уроков, отведенных на изучение этой темы. Слайды представляют сами «авторы». В качестве альтернативы этому заданию может быть предложена подготовка докладов о деятелях культуры. На повторительно-обобщающем уроке по  культуре  России провожу тест. Примерно такой:

                  Тест по культуре России первой половины XIX в.

  1. Автор произведений «Шинель» и «Ревизор»?

а)  А.С.Пушкин;

б)  Н.В.Гоголь;

в) М.Ю.Лермонтов.

      2. Изобретатель гальванической батареи?

          а) В.В.Петров;

          б) Б.С Якоби;

          в) Э.Х.Ленц.

      3. Основатель Русской Америки?

          а) Ю.Ф.Лисянский;

          б) Е.В.Путятин;

          в) А.А.Баранов.

     

      4. Русский художник, автор картины « Неравный брак»?

         а) А.Г.Венецианов;

         б) П.А.Федотов;

         г) К.П.Брюллов.

      5. Какой русский актер сыграл роль Гамлета в трагедии Шекспира?

         а) М.С.Щепкин;

         б) П.С.Мочалов;

         в) А.Е.Мартынов.

      6. Кто участвовал в первой русской кругосветной экспедиции?

         а) Ф.П.Литке и Г.И.Невельской;

         б) Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев;

         в) И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский.

      7. Кто  разработал технологию получения булатной стали?

         а) Н.Н.Зинин;

         б) П.П.Аносов;

         в) А.М.Бутлеров.

      8. Русский писатель, в творчестве которого звучала крестьянская тема?

         а) А.Н.Островский;

         б) М.Ю.Лермонтов;

         в) И.С.Тургенев.

      9. Кто написал оперу «Русалка»?

         а) А.С.Даргомыжский;

         б) М.И.Глинка;

         в) П.И.Чайковский.

    10. Русский архитектор, автор храма Христа Спасителя?

         а) О.И.Бове;

         б) К.А Тон;

         в) А.Н.Воронихин

Всего в тесте 20 вопросов. Тест провожу путем аудирования. Вопрос зачитываю дважды. Учащиеся на листке бумаги против каждого номера вопроса ставят только букву выбранного варианта ответа. По окончании тестирования учащиеся обмениваются листочками друг с другом для взаимной проверки. На доске записан механизм оценивания правильных ответов. Зачитываю правильные ответы. Проверяя работу соседа, учащийся против правильных ответов ставит «+», неправильных « - », затем подсчитывает количество «+» и выставляет оценку. Все. На проверку знаний и их оценивание ушло 20 минут. Практика показывает, что неудовлетворительных оценок не бывает! На этом уровне учащийся запомнил: кто что изобрел, кто что сочинил, кто что нарисовал.

Что касается обучения умению описывать произведения живописи и  архитектурные сооружения, то в 8 классе эта работа только начинается. Для них разработала небольшой словарик терминов по живописи и архитектуре, а также план описания произведения живописи и произведения архитектуры.

Чтобы речь учащегося не была слишком однообразной при описании произведения живописи, предлагаю использовать синонимы. Например, какие синонимы можно использовать  к слову «картина»? Холст, полотно, произведение живописи и т.д. Или к слову «художник» - живописец, мастер. Необходимо отметить, что работа эта очень кропотливая и занимает много времени. Успех ее во многом зависит от уровня подготовки ученика, его начитанности и широты кругозора. Результат этих усилий в полной мере виден только к моменту окончания учащимся школы.

Многие произведения литературы, живописи и архитектуры XIX в. продолжают свою живую жизнь в наши дни. Лучшее из русской культуры XIX в. наполняет нашу жизнь, продолжает существовать в чудесном сплаве  с современностью, обогащает нас духовно, делает возвышеннее наши мысли и чувства. Хочется, чтобы и наши дети поняли это.

Искусство

               План описания произведения живописи

1.Назовите имя художника.

2. Название картины.         I

 3. К какому периоду относится её написание?

4.К. какому направлению и жанру относится произведение живописи?

5. Каков сюжет картины, его композиция?

б.В чём проявляется своеобразие стиля художника, его индивидуальность, какими средствами он раскрывает идею своего произведения?

7.Подумайте о вашем отношении к автору, его творчеству.

Термины.

  1.Направления в искусстве:
      а) романтизм

б) классицизм

в) сентиментализм
г) реализм

д) критический реализм
е) импрессионизм

 2.Жанр - исторически сложившееся внутреннее подразделение

вида искусства.

а) бытовой жанр

  б) жанр русских народных сказаний

   в) пейзажная живопись

г) историческая живопись
д) натюрморт

     е) революционная тематика

 3.Сюжет картины - пространственно- временная динамика изображаемого

 4.Библейско-мифологический сюжет

 5.Светский жанр

6. Портрет, портретист:
      а) парадный портрет

б) камерный (небольшой) портрет

        .         .

в) парсуна (портрет) - название, относящееся к 17 веку

 7.Батальная картина

 8.Баталист - художник, изображающий на полотне сцены битв и сражений

 9.Маринист художник, изображающий море

10.Пейзажист - художник, изображающий природу

11.Композиция - построение художественного произведения

12.Гармония - слияние различных компонентов объекта в единое

        органическое целое, соразмерность частей         .

13. Тон цветовой - качество цвета, благодаря которому данный цвет отличается от других цветов

14.Цветовая гамма - набор, сочетание цвета.

15 Колорит - система соотношений цветовых тонов

1б.Колорист - мастер цвета

17.Палитра - подбор цветов, характерный для живописной манеры какого-либо художника

18.Акварель - краски, разводимые водой, а также живопись этими красками         

19.Пастель – цветные карандаши без оправы, а также рисунок или живопись, выполненная ими ( отличается мягкой приглушенностью тонов, бархатистой поверхностью)        

20.Графика'- вид изобразительного искусства, в котором задачи
образного отражения и познания явлений и предметов объективной действительности решаются с помощью рисунка
21.Этюд - подготовительное произведение, выполняемое художником с натуры с целью её изучения

22.Полотно - картина

23.Монументальное жанровое полотно

24.Фон картины, напр. пейзажный

25.Световой эффект

26.Пастораль - идиллическое изображение природы, сельской жизни

27.Мазок кисти

28.Фрагмент - часть картины
29.Передний план картины
30.Второй план картины

31.Ракурс- изображение фигуры или предмета в перспективе, с сильным сокращением удалённых от зрителя частей

32.Контур - очертания предмета. Линия, очерчивающая форму
33.Штрих - линия (перевод с немецкого)

34.Контраст- резко выраженная противоположностъ 

35.Maнepa написания

36. Натюрморт - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению неодушевлённых предметов (утварь, плоды, букеты цветов и т. д.).

Архитектура

                 План описания памятника.

  1. Как называется и где находится памятник?
  2. К какому периоду относится его создание?
  3. Назначение сооружения.
  4. Конструкция.
  5. Размеры.
  6. Форма (стиль).
  7. Отделка.
  8. Окраска.
  9. Связь с окружающей местностью.

1О.Какое впечатление он на вас производит?

                           Термины.

  1. Композиция (лат.) - составление, сочинение
  2. Четверик (клеть); восьмерик - основа в деревянном зодчестве

Крестово-купольная основа в каменном зодчестве

  1.  Гульбище - открытая галерея
  2. Многоярусность
  3. Гармония (греч.) - связь, стройность
  4. Закомара - полукруглое завершение верхней части стены церковного здания
  5. Пилястра - встроенная в стену четырехгранная полуколонна

(колонна, одной гранью встроенная в стену)

  1. Аpкa, аркатурный пояс
  1. Абсида - полукруглый выступ здания
    1
    О. Шлемовидный купол

11.Рельефьt, кокошники

  1. Шпиль
  2. Шатровый стиль
  1. Плинфа - особый вид кирпича (розовый плиткообразный кирпич)

15. Мозаика - изображение из разноцветных камешков или кусочков цветного, непрозрачного стекла

16. Фреска - роспись красками по сырой штукатурке

17.Красный фигурный кирпич

18.Белокаменный орнамент
19 . Узорочье

20. Лемех - своеобразное покрытие, напоминающее рыбью чешую или кольчугу древнего воина своим серебристо-серым цветом

  1. Неф (франц.) - основная часть храма
  2. Алтарь, притвор - части храма
  3. Стрельчатые арки 
  4. Колонны
  5. Полукруглый свод
  6. Портал - вход
  7. Тимпан - полукруг над входом
  8. Собор
  9. Пирамида
  10. Сквозные галереи
  11. Витраж - мозаика из кусков прозрачного цветного стекла
  12. Романский стиль - архитектура древних римлян
  13. Готический стиль 
  14. Волюты - завитки в виде улиток
  15. Раковины - маленькие балкончики, полукруглые с низу
  1. Портик - полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны

37. Фронтон - треугольное пространство между двумя скатами крыши и карнизом

  1. Классицизм
  2. Бельведер - круглая надстройка над зданием

40.Флигель - боковые пристройки, крылья основного здания

  1. Барокко (итал.) - вычурный
  2. Креотиды - каменные фигуры юных девушек
  1. Анфилады - сквозные комнаты, расположенные по одной прямой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Шашковой О.И. «Из опыта работы по патриотическому воспитанию на уроках истории при изучении темы «Великая Отечественная война»».

В статье описываются формы работы с учащимися на уроках истории России и во внеурочное время при изучении темы "Великая Отечественная война"- проектная деятельность творческие задания, уроки мужества ...

Изучение вопросов культуры на уроках истории

Все сферы общественной жизни (экономическая, политическая, социальная) видоизменяются, находятся в развитии. Чем ближе к современному периоду, тем совершенее. Лишь одна сфера во все времена имеет непр...

Из опыта работы «Составление учебного проекта на уроках истории и обществознания»

Данная работа будет интересна педагогам любого предмета, так как в ней не только приведено обоснование использование метода проектов в деятельности учителя, выявлены отрицательные и положительные стор...

"Из опыта работы с детьми ОВЗ на уроках истории"

Хочу поделиться с вами опытом работы с детьми  с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в учебной работе по предмету и внеурочной кружковой работе. С классами ОВЗ работаю 4 год. Первый год р...

Статья из опыта работы " Роль внеклассных мероприятий и уроков истории в патриотическом воспитании в МБОО "Заводская СОШ" Тарбагатайского района Республики Бурятия "

Гражданственность и патриотизм во все времена определяли духовно-нравственное состояние общества. Наше время характеризуется утратой традиционного российского патриотизма, снижением воспитательно...