Система оценивания образовательных достижений:
учебно-методическое пособие по истории
Оценка образовательных достижений - это процесс по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям. Оценке подлежат как объём, системность знаний, так и уровень cформированности навыков, умений, универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_otsenivaniya_obrazovatelnyh_dostizheniy.docx | 22.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оценивания образовательных достижений:
Структура системы оценки: Методы и формы оценивания
- мониторинг образовательных достижений: оценочные листы, классные журналы, электронные журналы, дневник (промежуточная аттестация обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности).
- портфель достижений.
- итоговая оценка по предметам
- оценка проектной деятельности обучающихся.
Так как я работаю в школе, где обучаются только девочки, к вопросу оценивания подхожу, учитывая гендерные и личностные особенности своих учениц. Применяю различные методы и формы формирующего и традиционного оценивания:
По цели применения: оценивающие результат образовательного процесса; оценивающие метапознавательный процесс (процесс размышления, который привел к достижению данного результата) – например, «Уточнение с помощью вопроса: «Почему?», «Рассуждение по алгоритму», «Упрощение», «Если бы я была учителем», «Перевод информации» и др.
Регулярно использую в течение урока «Сигналы рукой», «Поиск ошибки», после изучения определенного блока применяю «Индекс-карточки», «Одноминутное эссе», «Вопросы для тестов», «Классификатор», «Таблицы оценивания», «Карты приложения» др.
Традиционное оценивание учителя (5-балльная) совмещаю с самооценкой, взаимооцениванием и комбинированным оцениванием, особенно при групповой и проектной работе.
Система оценки достижения планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой системы оценок: внешнюю и внутреннюю.
Внешняя оценка осуществляется внешними по отношению к школе службами и может проводится:
- на старте (в начале 5-го класса) в рамках регионального мониторинга качества образования;
- в ходе аккредитации образовательного учреждения;
- в рамках государственной итоговой аттестации (9 класс).
Внутренняя оценка осуществляется самой школой – обучающимися, педагогами, администрацией) и включает в себя:
- стартовое;
- текущее (формирующее);
- промежуточное (итоговое) оценивание предметных и метапредметных результатов.
Система оценки предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:
1) сформированность основ гражданской идентичности личности;
2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации;
3) сформированность социальных компетенций.
Достижение обучающимися личностных результатов не выносится на итоговую оценку.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт учебных предметов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью
Оценка метапредметных результатов ведётся в рамках системы промежуточной аттестации в ходе выполнения проверочных (тематических) работ по всем предметам. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам, формирование которых обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода и предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.
Реальные достижения обучающихся могут соответствовать базовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения. Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.
Для оценки сформированности умений и навыков обучающихся и успешности освоения учебных программ используется 5-бальная система: минимальный балл – 1 (отметка «1»/оценка «плохо»), максимальный балл – 5 (отметка «5»/оценка «отлично»). Успешность освоения учебных программ обучающихся 5 - 9классов оценивается в форме бальной отметки
Отметка — это результат оценивания, количественное выражение учебных достижений учащихся в цифрах и баллах («5», «4», «3», «2», «1»), выступает средством диагностики образовательной деятельности и является связующим звеном между учителем и учащимися, родителями (законными представителями).
Оценка – это мнение о ценности, уровне или значении кого-нибудь или чего-нибудь; это словесная характеристика результатов действия («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», «плохо»), формирует и корректирует ценностные отношения, формирует у учеников адекватную самооценку.
Критерии выставления отметок:
Отметка «5»: устный ответ, письменная работа, практическая деятельность соответствует учебной программе в объеме 90-100%, допускает один недочет, (правильный полный ответ, представляющий собой связанное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).
Отметка «4»: устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в основном соответствуют требованиям учебной программы в объеме 70 - 89%, но имеются одна или две негрубые ошибки или три недочета и объем (правильный, но не совсем точный ответ).
Отметка: «3»: устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы в объеме 50 - 69%, однако имеется:1 грубая ошибка и 2 недочета, или 1 грубая ошибка и 1 негрубая, или 2-3 грубых ошибки, или 1 негрубая ошибка и 3 недочета, или 4-5 недочетов (правильный , но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировок правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагать материал непоследовательно).
Отметка «2»: устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы в объеме 25 — 49 %, имеются существенные недостатки и 4 и более грубых ошибок, (неправильный ответ, незнание правил, формул, определений)
Отметка «1»: устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты не соответствуют требованиям программы (соответствие менее 25%, отдельные фрагментарные знаний по предмету или неправильный ответ).
Виды отметок:
Текущая | выставляются учителем за работу на текущем уроке | характеризует успешность освоения учебных программ по каждому предмету |
Тематическая | - а выполнение итоговых работ по всем учебным предметам - за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе - за выполнение и защиту индивидуального проекта | характеризуют уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по изучаемым предметам, а также уровень овладения метапредметными действиями. |
Экзаменационная | за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (далее — ГИА) | |
Четвертная (полугодовая) | Выставляется на основе тематических, текущих отметок, | Характеризуют результат освоения учебных программ по каждому предмету за определенный период |
Годовая отметки | Выставляется на основе четвертных (полугодовых) отметок | |
Итоговая | Выставляется на основе результатов внутришкольного мониторинга, тематических, экзаменационных, | Характеризует достижение планируемых результатов на базовом или повыш. уровне |
Для описания достижений обучающихся установлено пять уровней: повышенный, высокий, базовый, пониженный, низкий. Основой для определения уровня являются критерии оценивания - полнота знаний, их обобщенность и системность.
Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению.
Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.
При наличии устойчивых интересов к учебному предмету и основательной подготовки по нему такие обучающиеся могут быть вовлечены в проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в старших классах по данному профилю.
Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Данная группа обучающихся требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня.
Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Обучающимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся.
Шкала соответствия отметок и оценок уровням достижений обучающихся:
Шкала соответствия отметок и оценок уровням достижений обучающихся:
Отметка | «5» | «4» | «3» | «2» | «1» |
Качество усвоения программы | 90-100% | 66 -89% | 50 -65 % | меньше 50% | |
Оценка | «Отлично» | «Хорошо» | «Удовлетворительно» | «Неудовлетворительно» | «Плохо» |
Уровень | Высокий | Повышенный | Базовый | Пониженный | Низкий |
Превышающие базовый | Ниже базового | ||||
«зачтено» | «незачтено» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Единая система оценивания образовательных достижений обучающихся по геометрии в блочно-модульной технологии
Система оценивания достижений обучающихся по геометрии с таблицами и текстом с пояснениями в блочно-модульной технологии...
«Изменения в системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями новых федеральных государственных стандартов»
Выступление на IV Всероссийских Шамовских педагогических чтениях научной школы управления образовательными системами «Модернизация системы отечественного образования: современные проблемы и поиск эффе...
Статья "Создание новой системы оценивания образовательных достижений учащихся на разных ступенях обучения как условие сохранения их психологического здоровья"
Данная статья была опубликована в сборнике статей под общей редакцией Т. С. Горбуновой «Опытно-экспериментальная работа в учреждениях образования Омской области — участников экспериме...
«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...
МЕТОДЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, СРЕДСТВА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...
Система оценивания образовательных достижений. Структура системы оценивания
Различие традиционного и современного критериального оценивания. Преимущества современного оценивания. Диагностические работы...
Система оценивания образовательных достижений. Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений.
В системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы в условиях ФГОС ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, до...