технологическая карта урока для 6-го класса "История Средних веков" Культура Западной Европы
методическая разработка по истории (6 класс)
Технологическая карта представляет собой разработку урока с приложениями. Использование игровых технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_vseobshchaya_istoriya.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по теме: Культура Западной Европы в период раннего Средневековья.
Предмет: История Средних Веков
Класс: 6А,6Г
Автор УМК: Искровская, Федоров История Средних Веков, Вентана Граф
Тема урока: Культура Западной Европы в период раннего средневековья.
Тип урока: комбинированный
Цели, направленные на достижение
Личностных результатов:
- создание условий для саморазвития и самообразования (подготовка сообщений учащимися)
- развитие эстетического сознания через знакомство с художественным наследием западноевропейских народов
- воспитание уважения к наследию западноевропейской средневековой цивилизации
Метапредметных результатов:
- создание условий для объяснения и применения в историческом контексте культурологических понятий (христианство, зодчество, миниатюра и т.д.)
- развитие умения осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, потребностей
Предметных результатов:
- раскрытие влияния варварскойи античной культур на культуру западноевропейского средневековья
- знакомство с ролью и значением христианской церкви в развитии Средневековой культуры
- формирование понятий «античное наследие», «симбиоз культур», «григорианский хорал», «вандализм» и др.
Оборудование: учебник, компьютер, проектор, тесты по теме «Феодальная раздробленность», раздаточный материал «Крестики-нолики»
Технологии и приемы обучения: проблемное обучение, технология сотрудничества, развивающее обучение, игровые технологии, ИКТ
Учитель: Борейко Е.А.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
познавательная | коммуникативная | регулятивная | |||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||
Организационный момент (5 мин) | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих | Приветствуют учителя | Формирование культуры общения | Готовятся к уроку | Умение организовываться к работе, организовать рабочее место | ||
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности (3 мин) | знакомит учащихся с планом урока, ставит цели, мотивирует на активное участие в занятии | слушают учителя | умение слышать учителя, выполнять действия по образцу | настраиваются на работу | умение контролировать свои действия | ||
Актуализация опорных знаний (9 мин +5 мин) | 1. Предлагает проверить домашнее задания путем написания теста. (приложение 1) Говорит, что тест состоит из 2 частей. В 1 части 5 заданий – выбрать вариант ответа, во 2 части – найти соответствие, выбрать нужное из перечня заданий. Предупреждает об исправлениях. 2. Предлагает осуществить взаимопроверку, ответы теста на слайде. | 1. Решают тесты, действуют по указаниям. | Умение логически мыслить, анализировать и систематизировать изученный материал, представлять ответы в тестовом режиме | проверяют ответы тестов друг друга | умение сотрудничать при осуществлении взаимопроверки | 2. Осуществляют взаимопроверку, согласно ответам. | Умение качественно производить оценку знаний одноклассников. |
Первичное усвоение новых знаний Постановка проблемного вопроса. | 1. Учитель предлагает обратить внимание на экран и расшифровать слово. «Культура» Предлагает записать тему в тетрадь «Культура Западной Европы раннего средневековья» 2. Фронтально «Что такое культура? Какие жанры культуры сущесствуют?» 3. Рассказ учителя о том, что культура раннего средневековья является особенной, так как отражает слияние нескольких культур. 4. Проблемный вопрос: в чем проявляется это слияние? Какие культуры оказали влияние на развитие западноевропейской культуры раннего средневековья? Как вы считаете какие культуры оказали влияние? Почему римская культура? Какие черты античной культуры вы можете назвать? 5. Рассказ учителя о римском и варварском идеале, о вандализме, о варварской культуре. 6. Наиболее ярким примером влияния античной культуры является Архитектура раннего Средневековья. Сообщение об архитектуре. (приложение 2) Задание учащимся – выделите черты. 7. наиболее ярким примером слияния – живопись. (приложение 3) задание учащимся – выделить черты той и другой культур. 8. Рассказ учителя о музыке. Прослушивание мелодии. Вопрос: какие образы Средневековья у вас возникают при прослушивании «григорианского хорала»? | расшифровывают термин, записывают тему урока в тетрадь.
отвечают на вопросы учителя Анализируют полученную информацию пытаются решить проблемный вопрос, опираясь на рассказ учителя и сообщения одноклассников Слушают музыку, пытаются представить образы | умение анализировать представленный материал. Умение анализировать и строить аргументированные ответы умение выделять существенные признаки, сопоставлять факты | отвечают на вопросы, актуализируют знания описывают образы, возникшие при прослушивании музыкальных произведений | умение использовать речевые средства, аргументированно высказывать свое мнение умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей | ||
Первичная проверка понимания. Решение проблемного вопроса. | предлагает сделать вывод из всего, что было сказано и ответить на вопрос: Слияние каких культур и чье влияние отражает западноевропейская культура? Составьте схему. | анализируют полученную информацию, делают выводы, составляют схему | делают вывод, озвучивают свои мысли | умение осознанно использовать речевые средства | составляют схему | умение систематизировать материал | |
Первичное закрепление | Предлагает поиграть в игру «крестики-нолики». Раздает бланки. Утверждения в приложении 4. | анализируют информацию, извлекают необходимую, отвечают на впросы | умение анализировать и воспроизводить изученную информацию | ||||
Рефлексия | предлагает ответить на вопросы «Я сегодня узнал, что…» «мне было интересно, что…» «я сегодня был …» | анализируют урок, оценивают свою активность на уроке | умение производить анализ деятельности, самооценку | ||||
Итог урока, инструктаж домашнего задания | 1. д/з пар. 10, изучить, ответить на вопросы, по желанию 1. От имени ученика средневековой церковной школы написать письмо родителям, в котором вы расскажите об особенностях обучения в школе. 2. создайте макет средневекового памятника архитектуры (храма, замка и т.д.) 2. Выставление отметок | записывают домашнее задание |
Приложение 1
Тест по истории Средних веков
на тему «Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв»
1 вариант
Часть А
А1. К какому веку относится начало феодальной раздробленности Западной Европы?
1) V веку
2) IX веку
3) XI веку
А2. Войны, которые вели друг с другом феодалы, называются
1) междоусобными
2) гражданскими
3) освободительными
А3. Тяжеловооружённый воин, сражавшийся верхом на коне, — это
1) паж
2) рыцарь
3) ополченец
А4. Церемония вступления епископа на должность называется
1) иммунитет
2) феодализм
3) инвеститура
A5. В каком году германский король Оттон I был провозглашён в Риме императором?
1) 843 году
2) 955 году
3) 962 году
Часть В
В1. Перечислите три обязанности вассала по отношению к сеньору. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) собирать с крестьян налоги
2) возводить постройки в замке
3) выступать в поход по приказу сеньора
4) выкупать сеньора из плена
5) помогать сеньору советом
В2. Установите соответствие между внуками Карла Великого и территориями, которые они получили после раздела Империи:
1. Карл Лысый | а)Лотарингия |
2. Лотарь | б)Восточно-Франкское королевство |
3. Людовик Немецкий | в)Западно-Франкское королевство |
Тест по истории Средних веков
на тему «Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XIвв»
2 вариант
Часть А
А1. К какому этапу эпохи Средневековья относится начало феодальной раздробленности Западной Европы?
1) раннему Средневековью
2) развитому Средневековью
3) позднему Средневековью
А2. Период ослабления королевской власти, распад королевства на части называется
1) феодализм
2) инвеститура
3) феодальная раздробленность
А3. Договор о разделе империи Карла Великого произошёл в
1) 843 г. в Вердене
2) 834 г. в Риме
3) 834 г. в Вердене
А4. На смену династии Каролингов во Франции пришла династия
1) Бурбонов
2) Валуа
3) Капетингов
A5. Восстановление Римской империи в Х веке связано с именем
1) Вильгельма Завоевателя
2) Оттона I
3) Карла Мартелла
Часть В
В1. Перечислите три обязанности сеньора по отношению к вассалам. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) защищать вассалов от нападений
2) выделять вассалам часть земель с крестьянами
3) заботиться об осиротевших детях вассалов
4) возводить для вассалов замки
5) нанимать для вассалов оруженосцев и домашних слуг
В2. Установите соответствие между внуками Карла Великого и территориями, которые они получили по наследству:
1. Карл Лысый | а)Италия, земли вдоль Рейна |
2. Лотарь | б)территории к востоку от Рейна, к северу от Альп |
3. Людовик Немецкий | в)земли к западу от рек Шельды, Мааса и Роны |
Ответы на тест по истории Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI веках
1 вариант
А1-2
А2-1
А3-2
А4-3
А5-3
В1-345
В2 -1-в,2-а, 3-б
2 вариант
А1-1
А2-3
А3-1
А4-3
А5-2
В1-123
В2 – 1-в, 2-а, 3- б
Приложение 2
Архитектурный памятник Раннего Средневековья
Дворцовая капелла в Ахене — единственный сохранившийся относительно неприкосновенным фрагмент знаменитого Ахенского дворца. Это уникальный памятник архитектуры времён Карла Великого, который здесь похоронен. На протяжении 600 лет в часовне проходила церемония коронации императоров Священной Римской империи. Капелла дала городу его французское название — Экс-ля-Шапель. Ныне входит в комплекс Ахенского собора (памятник Всемирного наследия).
Карл Великий начал строительство дворца в Ахене не позже 792 года. Дворцовая церковь была освящена папой Львом III во имя Девы Марии в 805 г. Восьмигранное здание симметрично в плане и увенчано куполом. В архитектуре преломились мотивы позднеантичной и ранневизантийской архитектуры. Проект разработал некий Одон из Меца.
Колонны и декоративное убранство, по свидетельству франкского ученого, историка, настоятеля монастыря Эйнхарда, представляют собой сполии (элементы декора, которые в поздней античности выламывались из древних сооружений) доставленные для украшения капеллы по приказу императора из Равенны и Рима. Храм был призван наглядно воплотить притязания Карла на преемственность по отношению к римским и равеннским императорам. Подкупольные фрески с течением времени были заложены мозаиками. В отличие от этих элементов убранства, трон Карла с мраморными инкрустациями сохранился до наших дней.
Христианские храмы позднее стали возводить вытянутыми «подобно кораблю». Украшались они башнями, что в дальнейшем стало отличительной чертой средневекового зодчества. Башнями украшали не только соборы и храмы, но и феодальные замки, административные здания городов.
Приложение 3
Живопись раннего средневековья
Живопись, ярким примером которой в раннем средневековье были миниатюры, которыми украшали страницы книг, включала в себя черты античной, варварской культуры, а также христианской религии.
Художественный язык, на котором
говорили миниатюры, мог основываться на классических, вестготских и исламских традициях или кельтских и англосаксонских с их замысловатым орнаментом — причудливо извивающимися и переплетающимися кругами, завитками, драконами.
Миниатюрная живопись была насыщена символами христианства (кресты, рыбы, павлины, пеликаны, устремляющиеся к воде олени). Человеческие фигуры сначала встречались крайне редко.
Во Франции был популярен звериный стиль. Франкские художники смогли выработать особенно нарядную манеру изображения заглавных букв алфавита, в тексте буквы представали в хитром сплетении в виде ярких рыб, птиц и животных. В эпоху «Каролингского возрождения» художники всё чаще принимают за основу классические образцы, они начинают изображать
фигуры Христа, апостолов или франкских королей.
Произведения живописи можно было созерцать также в церквах. Королевские указы гласили, что «живопись допустима в церквах для того, чтобы неграмотный мог прочитать на стенах то, что он не может узнать из книг. Так называемая «Библия для неграмотных».
Таким образом, дошедшие до нас произведения живописи раннего средневековья являются примером слияния различных культур.
Приложение 4
Игра «Крестики-нолики»
Верно (Х) /неверно (О)
1. Варвары часто изображали человека
2. Античная культура оказала влияние на развитие архитектуры в Средние века.
3. Книги являлись особой ценностью
4. Звериный стиль был популярен во Франции
5. Вандализм – это сохранение культуры предков
6. Музыкой занимались на всем протяжении обучения
7. Средневековая культура – это слияние античной, варварской культур
8. христианская церковь оказала значительное влияние на западноевропейскую культуру
9. идеал варваров – гармоничный свободный человек
Верно (Х) Неверно (О) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация на тему "Эпоха феодализма в Западной Европе. Возникновение городов как центров ремесла и торговли"" (6 класс, история средних веков).
Презентация содержит теоретический, фактический и иллюстративный материал к урокам истории средних веков в 6-м классе по данной теме. Для проверки знаний и самопроверки имеются тестовые заданя....
Технологическая карта урока по технологии развивающего обучения. Урок истории для 9 класса по теме: «Европа за железным занавесом».
Технологическая карта урока....
Технологическая карта урока по теме: "Борьба Руси с западными завоевателями".
Технологическая карта урока по истории России для 6 класса с использованием технологии прблемно-диалогического обучения и информационно-коммуникативной технологии....
технологическая карта урока географии "Природные ресурсы Западной Сибири" 8 класс
Технологическая карта составлена с учетом новейшихтребований, направленных на раскрытие возможностей обучающихся, их подготовке к жизни в современных условиях. Урок предусматривает занятость всех учен...
Технологическая карта урока "Борьба Руси с западными завоевателями"
Изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, персонификаци я Александра Невского....
Технологическая карта урока "Северо-Западная Русь между востоком и западом"
Технологическая карта урока "Северо-Западная Русь между востоком и западом" 6 класс....
Технологическая карта урока истории «Культура Западной Европы в Средние века. Научные открытия и изобретения» 6 класс
Урок усвоения новых знаний. Педагогическая технология: формирующее оценивание...