Рабочая программа по истории России - 7 класс ( 40 часов)
рабочая программа по истории (6, 7, 8 класс)
Рабочая программа для учащихся 7 класс по курсу История России, учебник Е. В. Пчелов П.В.Лукин «История России XVI -XVII вв.» 7 класс, издательство «Русское слово», Москва,2019-2021гг.
Программа включает воспитательный блок " Школьный урок "
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Селенгинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена на школьном методическом объединении Протокол №____от «___»__________2021г. Согласовано с Педагогическим советом школы: Протокол №_1_ от «31» августа 2021г. | Утверждаю: Директор МБОУ «Селенгинская СОШ» ____________________/С.С.Шалькова / Приказ №155 от «01» сентября 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСТОРИИ
НАЗВАНИЕ КУРСА ИСТОРИЯ РОССИИ
КЛАСС 7
УЧЕБНЫЙ ГОД 2021-2022
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 40
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ БОЛОНЕВА НАДЕЖДА ФИЛИППОВНА
УЧИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ, «ПОЧЕТНЫЙ РАБОТНИК ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ», СТАЖ 34 ЛЕТ
с. Солонцы
2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по Истории России XVI- XVII вв.
7 класс
Рабочая программа курса «История России XVI-XVII вв.» составлена в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (5-9 кл.),
- Концепцией преподавания учебного курса «История России», утвержденной решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации протокол от 23 октября 2020 г. № ПК-1вн
- Программой курса «История России» для 6-7 классов - автора-составителя Стрелова О.Ю. («Программа курса «История России» для 6-7 кл. издательства «Русское слово», М., 2012 г.)
- Учебника Пчелова Е.В., Лукина П.В. «История России XVI -XVII вв.» учебник для 7 класса общеобразовательных организаций (под ред. Ю.А. Петрова) издательство «Русское слово», Москва, 2019г., 2022 г.
Используемый учебник и УМК:
- Учебник Е. В. Пчелов П.В.Лукин «История России XVI -XVII вв.» 7 класс, издательство «Русское слово», Москва,2019-2021гг.
- К.А.Кочегаров Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Пчелова «История России XVI -XVII вв.» для 7 класса, 2019г.
Место учебного предмета в учебном плане на 2021 – 2022 учебный год
В соответствие с учебным планом на изучение истории России в 7 классе отводится по 40 часов за учебный год, при учебной нагрузке 2 часа в неделю и содержит все сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.
1 четверть – 17 часов
2 четверть - 14 часов
3 четверть - 9 часов
Программа адресована учащимся 7 класса МБОУ «Селенгинская средняя общеобразовательная школа», Тарбагатайского района, Республики Бурятия.
Целью изучения предмета курса «История России» в 7 классе является формирование элементарных представлений у обучающихся о развитии российского общества, государства и культуры в XVI-XVII вв., что вносит важнейший вклад в решение главной цели исторического образования - «формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно - ориентированной личности»
Задачи обучения:
Предметные задачи:
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирования умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.
Межпредметные задачи:
- овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы, естествознания.
Личностные задачи:
- формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Особенности рабочей программы:
Настоящая программа предоставляет возможность всем учащимся получить минимум исторических знаний за курс 7 класса. Программа по истории России XVI-XVII века, соответствует программе для учащихся 7 класса общеобразовательных школ и рассчитана на 40 часов при учебной нагрузке 2 часа в неделю. Программа реализовывает системно-деятельностный подход к образованию.
Особенностью курса «История России XVI- XVII вв.» является то, что данная программа включает:
- модуль воспитательной работы «Школьный урок», который позволит реализовать воспитательный потенциал через различные составляющие: содержание и формы урока, личный пример учителя, воспитывающие ситуации;
- компоненты национально-региональной истории, что будет способствовать формированию целостного представления учащихся об историческом пути человека на территории нашего региона.
Национально-региональный компонент в данном классе не представлен отдельными уроками, а входит элементами в план урока перечисленных ниже разделов курса.
Национально-региональный компонент, который предоставляет возможность учащимся 7 класса получить минимум исторических знаний по истории родного края. На изучение материала по Истории Бурятии отводится 7 часов, которые логично дополняют курс древнейшей истории. На уроках будут рассматриваться вопросы присоединения Бурятии к России, последствия церковного раскола и появления старообрядчества, а также социально- экономическое положение нашего региона в изучаемый период истории. Если будет возможность (благоприятные климатические условия) провести занятия вне аудитории планируется провести экскурсию на Поклонный крест установленного в честь протопопа Аввакума, в окрестностях Лев-горы, экскурсию в Центр старообрядческой культуры с. Тарбагатай, или на семейское подворье с. Десятниково, а также посетить музей им. Хангалова в г. Улан-Удэ, а также посетить музеи Тарбагатайского района, Древлеправославную церковь в селе Тарбагатай. Урок-конференция «Моя родословная», праздник «Обычаи и обряды старообрядцев Забайкалья»», а также запланированные экскурсии помогут сформировать и сохранить у учащихся 7 класса познавательный интерес к региональной истории как к школьному предмету.
Планируемые результаты освоения курса
Методической основой преподавания истории в основной школе, согласно ФГОС, является системно деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности обучающихся.
Личностными результатами освоения обучающимися курса истории России в 7 классе являются:
• формирование представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека в обществе, для жизни в современном Российском государстве и поликультурном мире;
• приобщение к российскому и всемирному культурно-историческому наследию изучаемого периода, интерес к его познанию за рамками учебного курса;
• освоение гуманистических традиций и ценностей российского общества, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов, живущих в России;
• опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого, историческим источникам и памятникам, способам их изучения и охраны.
Метапредметными результатами освоения обучающимися курса являются:
• способность планировать и организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, определять последовательность действий и планировать результаты работы;
• способность осуществлять контроль и коррекцию своих действий в случае расхождения результата с заданным эталоном, оценивать результаты своей работы;
• умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую;
• овладение навыками исследовательской и проектной деятельности: умения видеть проблему, ставить вопросы, структурировать материал, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать и защищать свои идеи;
• готовность к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, организовывать и планировать эффективное сотрудничество, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества;
• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация и др.).
На предметном уровне в результате освоения курса «История России. XVI-XVII вв.» обучающиеся научатся:
• датировать важнейшие события и процессы в истории России XVI-XVII вв., характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития российской цивилизации и государственности; устанавливать связь с фактами из курса всеобщей истории;
• читать историческую карту с опорой на легенду и текст учебника; находить и показывать на обзорных и тематических картах изучаемые историко-географические объекты; описывать их положение в стране и мире; показывать направления значительных передвижений людей - походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках;
• характеризовать важные факты отечественной истории XVI-XVII вв., классифицировать и группировать их по различным признакам;
• рассказывать (устно или письменно) о главных исторических событиях отечественной истории изучаемого периода и их участниках;
• составлять описание образа жизни различных групп населения Руси, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях истории России XVI-XVII вв.;
• раскрывать характерные, существенные черты:
а) экономического и социального развития России в XVI-XVII вв.;
б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.);
в) ценностей, религиозных воззрений, представлений человека о мире;
г) художественной культуры России в XVI-XVII вв.;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории данного времени (социальных движений, реформ, взаимодействия между народами и странами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в XVI-XVII вв., определять общие черты и особенности;
• давать оценку событиям и личностям отечественной истории изучаемого периода; обучающиеся получат возможность научиться:
• давать сравнительную характеристику политического устройства государств Нового времени;
• сопоставлять вариативные версии и оценки в учебном и документальном текстах, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным и морально-этическим вопросам истории России XVI-XVII вв.;
• образно характеризовать яркие исторические личности и типичных представителей социокультурных групп российского общества, описывать памятники истории и культуры России, используя основные и дополнительные источники, а также приёмы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого; представлять результаты своей работы в формате рассказов (сообщений), презентаций с использованием ИКТ;
• самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории и культуры России, способствовать их охране.
К важнейшим личностным результатам изучения истории относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
- воспитание личной гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству как к многонациональному и мультикультурному образованию;
- развитие личностных и духовных качеств, позволяющих уважительно и доброжелательно относится к другим людям, их мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции, истории, культуре;
- формирование толерантного отношения к религии, традициям, языку и ценностям народов России.
В результате изучения истории в 7 классе
УЧЕНИК НАУЧИТСЯ:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3.Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
- Описание (реконструкция):
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников
5. Анализ, объяснение:
- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- · соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу
- диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных
- мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
УЧЕНИК ПОЛУЧИТ ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬСЯ :
- локализовать во времени основные этапы отечественной истории Нового времени, соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
- использовать историческую карту как источник информации о границах России в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизаций и др.
- анализировать информацию различных источников по отечественной истории Нового времени;
- составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной истории периода Нового времени;
- систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной истории Нового времени;
- раскрывать характерные, существенные черты:
а) экономического и социального развития России в Новое время,
б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.);
в) развития общественного движения («консерватизм», «Либерализм», «социализм»);
г) представлений о мире и общественных ценностях;
д) художественной культуры Нового времени;
- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной истории периода Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействия между народами и др.;
- сопоставлять развитие России и других стран в Новое время; сравнивать исторические ситуации и события;
- давать оценку событиям и личностям отечественной истории периода Нового времени.
- К концу учебного года семиклассники получат возможность научиться:
- использовать историческую карту, характеризовать социально-экономическое развитие России в Новое время;
- использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиции автора и др.);
- сравнивать развитие России и других стран в Новое время; объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;
- применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д.
Формами текущего и итогового контроля
Контроль осуществляется через различные формы работ:
- Лабораторная работа – самостоятельная работа с текстом параграфа после объяснения
материала и выполнение задания в рабочей тетради;
- Работа в группах – самостоятельная подготовка на уроке и устный ответ в группе по одному из предложенных вопросов без объяснения учителя, коллективное оценивание работы каждого участника группы;
- Самостоятельная работа – самостоятельное изучение темы без объяснения учителя и выполнение предложенных заданий с возможностью консультации у учителя;
- Практическая работа – изучение новой темы под руководством учителя с одновременным выполнением практических заданий всем классом для закрепления материала,
- Тестирование, диктанты, срезы, контрольные работы.
- Предусмотрены творческие работы учащихся: сообщения, презентации, проекты.
Основное содержание курса «История России XVI - XVII век» 7 класс - 40 часов
Введение - 1 час
Хронологические рамки курса. Особенности государственного, экономического, социального и культурного развития России в XVI-XVII вв. Принципы периодизации отечественной истории XVI-XVII вв. Источники по российской истории XVI-XVII вв.
Основные понятия и термины: исторический источник.
Раздел I. Создание Московского государства - 10 часов
Завершение объединения русских земель. Правление Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Укрепление великокняжеской власти. Складывание системы управления единым государством. Формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, её роль в управлении государством. Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Складывание сословной системы общества. Дворянство, духовенство, торгово-ремесленное население городов. Крестьянство. Крестьянские повинности. Формирование казачества. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва - третий Рим».
Основные понятия и термины: самодержавие, Боярская дума, думные чины, окольничие, местничество, наместники, волостели, волость, стан, сословия, дворянство, помещики, вотчина, поместье, духовенство, посадский люд, тягло; черносошные, владельческие и монастырские крестьяне, оброк, барщина, казачество.
Иван Грозный - первый русский царь
Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой. Период боярского правления. Детство Ивана IV и условия становления его личности. Значение венчания на царство Ивана IV для внутриполитического развития и международного статуса Московского государства. Московское восстание 1547 г. Избранная рада: её состав и значение. Земские соборы. Развитие приказной системы.Отмена кормлений. Система налогообложения. Земская реформа: формирование органов местного самоуправления. Судебник 1550 г. Служилые люди. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе».
Основные понятия и термины: царь, Избранная рада, Земский собор, приказы, дьяки, губные старосты городовые приказчики, земские старосты, Судебник 1550 г., дворянское ополчение, стрелецкое войско, стрельцы.
Основные персоналии: Елена Глинская, Андрей Старицкий, Иван IV, А.Ф. Адашев, А.М. Курбский, митрополит Макарий, священник Сильвестр.
Внешняя политика России при Иване Грозном
Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Народы Поволжья после присоединения к России. Укрепление южных границ Российского государства. Ливонская война: причины и характер. Причины поражения России и его последствия для экономического и политического положения страны. Предпосылки и причины продвижения русских на восток. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Роль казаков в освоении Сибири. Начало присоединения к России Западной Сибири.Основные понятия и термины: засечная черта, ясак.Основные персоналии: Иван IV, И.Г. Выродков, Ермак, хан Кучум, Стефан Баторий, И.П. Шуйский. Опричное лихолетье и конец московской династии Рюриковичей. Опричнина, дискуссия о её причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Отношение современников к деятельности Ивана Грозного в период опричнины (митрополит Филипп, князь Андрей Курбский, Малюта Скуратов и др.). Набег хана Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ. Царствование Фёдора Иоанновича: характер царя и его правление. Возвышение боярина Бориса Годунова. Введение «урочных лет» как продолжение политики закрепощения крестьян. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега хана Казы (Гази)-Гирея в 1591 г.
Русско-шведская война. Тявзинский мирный договор: восстановление позиций в Прибалтике. Пресечение царской династии Рюриковичей.
Основные понятия и термины: опричнина, опричник, земщина, заповедные лета, урочные лета, закрепощение крестьян.
Основные персоналии: Иван IV, митрополит Филипп, Малюта Скуратов, хан Девлет-Гирей, М.И. Воротынский, царь Фёдор Иоаннович, хан Казы (Гази)-Гирей, Б.Ф. Годунов. Русская православная церковь в XVI в. Особенности отношения государственной и церковной властей в XVI в. Стоглавый собор. Святые и еретики XVI в. Учреждение патриаршества и его историческое значение. Основные понятия и термины: Стоглавый собор, юродивые, еретики, патриаршество
Русская культура в XVI в.
Развитие письменности в XVI в. Начало книгопечатания. Основные жанры русской литературы XVI в.Лицевой летописный свод. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Домострой. Развитие изобразительного искусства в XVI в. Продолжение формирования дворцово-храмового ансамбля Соборной площади в Москве. Крепостное строительство: Китай-город, Смоленский, Зарайский, Нижегородский, Серпуховской, Коломенский кремли. Фёдор Конь. Архитектурный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря. Шатровый стиль в архитектуре. Собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного).Развитие науки и техники в XVI в.Основные понятия и термины: скоропись, книгопечатание, летописный свод, парсуна, шатровый стиль.
Основные персоналии: Иван Фёдоров, Пётр Мстиславец, Алевиз Новый, Петрок Малый, Фёдор Конь, Барма, Постник Яковлев, Андрей Чохов.
Раздел II. Смутное время - 11 часов
В преддверии Смуты
Предпосылки и причины Смуты в России на рубеже XVI-XVII вв. Тайна гибели царевича Дмитрия. Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601-1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса.
Основные понятия и термины: Смутное время, династический кризис, Земский собор.
Основные персоналии: Б.Ф. Годунов, В.И. Шуйский, царевич Дмитрий, Ф.Н. Романов.
Лжедмитрий I. Предпосылки появления самозванства. Личность Лжедмитрия I. Война Лжедмитрия I с Борисом Годуновым. Правление и гибель Лжедмитрия I.
Основные понятия и термины: самозванство, казаки, холопы.
Основные персоналии: Лжедмитрий I, Марина Мнишек, Ф.И. Мстиславский.
Правление Василия Шуйского
Обстоятельства восшествия на престол Василия Шуйского. Причины, социальный состав, цели участников движения И.И. Болотникова; основные эпизоды и причины поражения. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну.
Основные понятия и термины: «крестоцеловальная запись», бояре.
Основные персоналии: В.И. Шуйский, патриарх Гермоген, митрополит Филарет, И.И. Болотников,И. Пашков, П. Ляпунов, Г.П. Шаховской, А.А. Телятевский.
Лжедмитрий II. Вторжение
Лжедмитрий II: личность самозванца, его социальная опора и военно-политическая поддержка. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Расцвет самозванства. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М.В. Скопина-Шуйского и Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска. Захват Новгорода шведскими войсками.
Основные понятия и термины: Тушинский вор, «тушинские перелёты».
Основные персоналии: В.И. Шуйский, Лжедмитрий II, И.М. Заруцкий, Я. Сапега, .В. Скопин-Шуйский, Сигизмунд III, М.Б. Шеин, королевич Владислав, С. Жолкевский,
Карл IX.
Междуцарствие (1610-1613)
Свержение с престола Василия Шуйского и переход власти к Семибоярщине. Договор об
Избрании на престол польского королевича Владислава. Вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Русская православная церковь и патриарх Гермоген как духовные организаторы борьбы за спасение России. Первое ополчение: социальная база участников, внутренние противоречия. Лжедмитрий III. Основные понятия и термины: Семибоярщина, народное ополчение, «Совет всея земли». Основные персоналии: Ф.И. Мстиславский, королевич Владислав, патриарх Гермоген, П.П. Ляпунов, И.М. Заруцкий, Д.Т. Трубецкой, Лжедмитрий III. Второе ополчение и освобождение Москвы. Ситуация в стране к середине 1612 г. Формирование Второго ополчения, социальный состав и предводители (Кузьма Минин и князь Д.М. Пожарский). Освобождение Москвы в 1612 г. Подготовка к Земскому собору. Претенденты на российский престол и преимущества кандидатуры М.Ф.Романова. Избрание царя из династии Романовых и его венчание на царство. Подвиг Ивана Сусанина.
Основные понятия и термины: Семибоярщина, народное ополчение, «Совет всея земли», Земский собор.
Основные персоналии: королевич Владислав, Кузьма Минин, Д.М. Пожарский, М.Ф. Романов.
Раздел III. Россия при первых Романовых - 18 часов
Правление Михаила Фёдоровича (1613-1645)
Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход королевича Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени. Основные направления внутренней политики Михаила Фёдоровича. Роль Земских соборов и патриарха Филарета в политической жизни России в царствование Михаила Романова. Восстановление экономического потенциала страны. Смоленская война (1632—1637) и причины поражения в ней России. Укрепление южных границ Московского государства в контексте отношений с Крымским ханством и Османской империей. Взятие Азова и проблема принятия его «под руку Москвы». Итоги правления Михаила Фёдоровича и положение России в середине XVII в.
Основные понятия и термины: Столбовский мир, Деулинское перемирие, пятинные деньги, соха, Поляновский мир, «Азовское сидение»
Основные персоналии: М.Ф. Романов, патриарх Филарет, М.Б. Шеин.
Правление Алексея Михайловича (1645-1676)Личность царя Алексея Михайловича. Правительство Б.И. Морозова. Соляной бунт 1648 г.: предпосылки и причины восстания, социальный состав его участников, требования и действия восставших, последствия. Соборное уложение 1649 г.: основные положения. Окончательное оформление крепостного права в России. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества.
Основные понятия и термины: Соляной бунт, челобитная, белые слободы, Соборное уложение, тягло, крепостное право.
Основные персоналии: царь Алексей Михайлович, Б.И. Морозов, Н.И. Одоевский.
Россия в XVII в.
Территория и население России в XVII в. Административное деление страны. Россия как многонациональное государство. Система государственного управления. Укрепление самодержавия и ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Затухание деятельности Земских соборов. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Создание полков нового(иноземного)строя. Экономическое развитие Россиив XVII в. Развитие внутренних торговых связей и хозяйственной специализации регионов Российского
государства. Ярмарки. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком. Возникновение мануфактурного производства.
Основные понятия и термины: сословно-представительная монархия, абсолютизм, Боярская дума, Государев двор, приказы, приказные люди, приказ Тайных дел, воеводы, земские старосты, городовые приказчики, дворяне, дворянское ополчение, полки нового (иноземного) строя, мелкотоварное производство, ярмарка, купцы, мануфактура, приписные крестьяне.
Русская деревня в XVII в.
Последствия Смуты для сельского хозяйства страны. Освоение новых сельскохозяйственных угодий. Развитие растениеводства, огородничества и скотоводства в XVII в. Рыбный промысел. Крестьянство в XVIIв. Распространение дворянского землевладения. Основные понятия и термины: барщина, оброк ,тягло, бобыли, захребетники, однодворцы.
Присоединение Украины к России. Украинские земли под властью Речи Посполитой. Запорожская Сечь - центр борьбы украинского народа за освобождение. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада 8 января 1654 г. Война России с Речью Посполитой 1654-1667 гг. Русско-шведская война 1656-1658гг.иеёрезультаты.
Основные понятия и термины: Люблинская уния, католицизм, Униатская церковь, шляхта, казачество, гетман, реестровые казаки, Запорожская Сечь, атаман, Зборовский договор, Белоцерковский мир, Переяславская рада, Андрусовское перемирие.
Основные персоналии: Б.М.Хмельницкий, И.Выговский.
Раскол в Русской православной церкви Необходимость церковных реформ в середине XVII в. Кружок ревнителей благочестия. Личность патриарха Никона и суть церковной реформы. Сущность раскола Русской православной церкви. Никон и Аввакум: столкновение судеб и характеров. Старообрядчество. Трагические страницы истории старообрядчества: «дело боярыни Морозовой», осада Соловецкого монастыря.
Основные понятия и термины: кружок ревнителей благочестия, церковный обряд, старообрядчество, раскол.
Основные персоналии: Стефан Вонифатьев, патриарх Никон, царь Алексей Михайлович, Епифаний Славинецкий, протопоп Аввакум, боярыня Феодосия Морозова.
Народные волнения в 1660-1670-е гг.
Предпосылки и причины народных волнений в связи с внутренней и внешней политикой царя Алексея Михайловича. Медный бунт (1662): причины, социальная база, результаты и последствия. Общее и особенное в городских восстаниях 1648 и 1662 гг. Донское казачество в XVIIв.:условия формирования, образ жизни, роль в охране южных рубежей России, отношения с царской властью, социальное и имущественное расслоение казаков. Степан Разин как предводитель донского войска. Восстание 1670—1671 гг.: цели и социальный состав участников, «прелестные письма»,основные места сражений разинцев с правительственными войсками, итоги восстания.
Основные понятия и термины: Медный бунт, поход «за зипунами», «прелестные письма».
Основные персоналии: царь Алексей Михайлович, С.Т.Разин.
Наследники Алексея Михайловича
Дети Алексея Михайловича. Личность Фёдора Алексеевича. Планы преобразований. Налоговая реформа. «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отмена местничества. События 1682г.
Основные понятия и термины: местничество, подворное налогообложение, cтрелецкий бунт, Вечный мир с Речью Посполитой.
Основные персоналии: Фёдор Алексеевич, Софья Алексеевна, Пётр и Иван Алексеевичи, Н.М.Зотов, И.А.Хованский.
Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII в.
Народы Сибири и Дальнего Востока. Цели и способы освоения русскими пространств Сибири и Дальнего Востока в XVII в. Политика властей в отношении народов Сибири и Дальнего Востока, а также условия их вхождения в состав Российского государства. Сибирский приказ (1637).Основание русских острогов и городов в Сибири и на Дальнем Востоке. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения, формирование многонациональной элиты. Русские географические открытия. Плавание Семён. Дежнёва. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч - корабль русских первопроходцев. Военные столкновения с маньчжурами и империей Цин. Нерчинский договор (1689)с Китаем.
Основные понятия и термины: землепроходцы, «мягкая рухлядь», острог, ясак, Сибирский приказ, Нерчинский договор.
Основные персоналии: Ермак, И.Ю. Москвитин, С.И. Дежнёв, Ф.А. Попов, В.Д. Поярков, Е.П. Хабаров, В.В.Атласов.
Просвещение, литература и театр в XVII в.
Развитие грамотности, книжного дела и просвещения в России в XVII в. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. Открытие Славяно-греко-латинского училища. Обмирщение культуры. Причины угасания жанра летописей и популярности произведений светского характера. Сказания, повести, сатирические произведения XVII в. «Синопсис» Иннокентия Гизеля - первое учебное пособие по истории.
Театр времён Алексея Михайловича как новое явление культурной жизни царского двора.
Основные понятия и термины: Псалтырь, Часослов, Славяно-греко-латинское училище, сказание, повесть,«вирши»,газета ,театр.
Основные персоналии: С. Медведев, М. Смотрицкий, К. Истомин, Ф.М. Ртищев, братья Софроний и Иоанникий Лихуды, Авраамий Палицын, Симеон Полоцкий, Иннокентий Гизель, Иоганн Грегори.
Искусство XVII в.
Новые черты в архитектуре XVII в. Приказ каменных дел и Оружейная палата. Выдающиеся произведения каменного и деревянного зодчества в столице России, в старых городах и новых землях Московского царства. Московское (нарышкинское) барокко. Реализм в церковной и светской живописи XVII в. Парсунная живопись. «Строгановская» школа иконописи. Симон Фёдорович Ушаков и особенности его творчества. Ярославская школа иконописи. Развитие декоративно-прикладного искусства.
Основные понятия и термины: «узорочье», московское (нарышкинское) барокко, «строгановская» и ярославская школы иконописи, парсуна, изразец.
Основные персоналии: Прокопий Чирин, И. и Н. Савины, С.Ф. Ушаков.
Жизнь и быт различных сословий
Семья и семейные отношения. Изменения в картине мира человека XVII в. Повседневная жизнь. Жилище и предметы быта. Проникновение элементов европейской культуры в быт высших слоёв населения страны. Одежда.
Основные понятия и термины: курная изба, подклет, горница, хоромы, амбар, мыльня, сорочка, зипун, кафтан, сарафан, душегрея, чёботы
Обобщающее повторение (2 ч)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«ИСТОРИЯ РОССИИ XVI-XVII ВЕКА
7 класс
№ п/п | Название разделов и тем | Модуль рабочей программы воспитания «Школьный урок» | кол-во часов | контроль знаний |
1 | Введение
| 1.Урок - путешествие посвященный Году науки и технологий: «Наука России XVI-XVII веках» | 1 час |
|
2 | Тема1. Создание Московского государства . |
| 10 часов | 6 к/ тест, хронологический диктант, к/срез практическая работа к/ работа проект |
3 | Тема 2. Смутное время |
| 11 часов | 6 к/ тест, хронологический диктант, к/срез практическая работа к/ работа проект |
4 | Тема 3. Россия при первых Романовых |
| 18 часов | 10 к/ тест, хронологический диктант, терминологический диктант к/срез практическая работа к/срез, |
Итого за курс | 40 часов |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по курсу ИСТОРИЯ РОССИИ XVI - XVII ВЕКА - 7 класс
№ урока | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Кол-во час. | Примеча- Примечание |
1 | Введение. От великого княжества к царству. | 1 час | |||
Тема1. Создание Московского государства - 10 часов | |||||
2 | Завершение объединения русских земель. Правление Василия III. | 1 час | |||
3 | Складывание системы управления единым государством | 1 час | |||
4 | Падение Византии. Теория Москва- третий Рим. | 1 час | |||
5 | Иван Грозный – первый русский царь | 1 час | |||
6 | Внешняя политика при Иване Грозном. Присоединение Казани и Астрахани | 1 час | |||
7 | Ливонская война | 1 час | |||
8 | Опричное лихолетье и конец московской династии Рюриковичей | 1 час | |||
9 | Русская православная церковь XVI веке | 1 час | |||
10 | Русская культура в XVI веке | 1 час | |||
11 | Повторительно – обобщающий урок | 1 час | |||
Тема 2. Смутное время - 11 часов | |||||
12 | В преддверии Смуты | 1 час | |||
13 | Наследники Ивана Грозного | 1 час | |||
14 | Борис Годунов | 1 час | |||
15 | Лжедмитрий I | 1 час | |||
16 | Правление Василия Шуйского | 1 час | |||
17 | Восстание И.И. Болотникова | 1 час | |||
18 | Лжедмитрий II. Вторжение | 1 час | |||
19 | Междуцарствие (1610-1613) | 1 час | |||
20 | Второе ополчение и освобождение Москвы | 1 час | |||
21 | Земский Собор 1613года | 1 час | |||
22 | Повторительно -обобщающий урок | 1 час | |||
Тема 3. Россия при первых Романовых- 18 часов | |||||
23 | Правление Михаила Федоровича (1613-1645) | 1 час | |||
24 | Правления Алексея Михайловича (16451676) | 1 час | |||
25 | Россия в XVII веке | 1 час | |||
26 | Русская деревня в XVII веке | 1 час | |||
27 | Присоединение Украины к России | 1 час | |||
28 | Раскол в Русской православной церкви | 1 час | |||
29 | Народные волнения в 1660 – 1670-е годы | 1 час | |||
30 | Наследники Алексея Михайловича | 1 час | |||
31 | Народы Сибири и Дальнего Востока в XVII веке | 1 час | |||
32 | Бурятия в XVII веке | 1 час | |||
33 | Землепроходцы и их открытия | 1 час | |||
34 | Просвещение, литература и театр в XVII веке | 1 час | |||
35 | Архитектура и зодчество XVII века | 1 час | |||
36 | Искусство в XVII веке | 1 час | |||
37 | Жизнь и быт различных сословий | 1 час | |||
38 | Проектная деятельность | 1 час | |||
39 | Итоговая контрольная работа | 1 час | |||
40 | Повторительно – обобщающий урок. Решение тестовых заданий | 1 час |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Селенгинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена на методическом объединении Руководитель ШМО ____________/____________________/ Протокол №______от _____»___________2020 Одобрена Методическим Советом школы: Председатель МС школы ____________________/_______________ / Протокол №____от «____»________2020 | Утверждаю: Директор МБОУ «Селенгинская СОШ» ____________/С.С. Шалькова / Приказ №____от «_____»_________2020 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для индивидуального обучения на дому
ПО ИСТОРИИ_________________________________
НАЗВАНИЕ КУРСА ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА
КЛАСС 8
УЧЕБНЫЙ ГОД 2020-2021
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 17
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ БОЛОНЕВА НАДЕЖДА ФИЛИППОВНА
УЧИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ, «ПОЧЕТНЫЙ РАБОТНИК ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ», СТАЖ 33 ГОДА
(ФИО, уч. степень, звание, должность, стаж педагогической работы)
с. Солонцы
2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по Истории
для учащегося 8 класса с интеллектуальными нарушениями (вариант8.1), обучающегося на дому
Адаптированная рабочая программа курса «История России» составлена для индивидуального обучения ученика 8 класса ФАМИЛИЯ ИМЯ имеющего интеллектуальные нарушения (вариант8.1).
Адаптированная рабочая программа составлена на основании:
- примерной программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по истории МО РФ 2006 года под редакцией Л.В. Смирновой (пропедевтика) и
И. М. Бгажноковой для учащихся 8 класса;
- Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
- Методического письма МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г.
- Концепции «Специального федерального государственного стандарта общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья», разработанная ИКП РАО, 2009 г.
- учебника И. М. Бгажноковой Л.В. Смирновой «История Отечества» учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, «Просвещение» 2019 года.
Место учебного курса в учебном плане
Рабочая программа «История Отечества», примерно соответствует программе для 8 класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и рассчитана на 17 часов при учебной нагрузке 1 час в неделю (первое полугодие 2020-2021уч. года), сроком на 1 учебный год и содержит все сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.
1 четверть - 8 часов
2 четверть - 9 часов
Используемый учебник: И. М. Бгажноковой Л.В. Смирновой «История Отечества» учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, «Просвещение» 2019 года.
Особенности рабочей программы
ФАМИЛИЯ ИМЯ в 2018-2019уч. году был переведен из общеобразовательного класса на индивидуальное обучение в связи с медицинскими показаниями и невозможностью усваивать учебный материал по программе основного среднего образования. ИМЯ способен на низком уровне осваивать доступную информацию по учебному предмету, но не может долго сосредотачиваться на одном задании.
Программа рассчитана:
- на работу с одним учеником;
- возможны различные формы организации учебного процесса;
- обучение с посещением занятий в школе,
- обучение на дому в случае ухудшения состояния здоровья;
Принципы отбора содержания учебного предмета для ФАМИЛИЯ ИМЯ произведены в строгом соответствии с рекомендованной примерной программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по истории МО РФ 2006 года и связаны с преемственностью целей исторического образования на различных ступенях и уровнях, логикой внутрипредметных связей, а также учетом возрастных особенностей развития школьника находящегося на индивидуальном обучении по медицинским показаниям:
- коррекционной направленности
- психологической комфортности;
- гуманности;
- цивилизационного анализа, где исторические факты и события предстают в интегрированных связях с другими явлениями (природы, общества, культуры и др.) в их исторической ретроспективе;
- экзистенциальности, позволяющего обращаться к чувствам детей, эмоциональным оценкам, нравственным категориям;
- здоровьесбережения;
- доступности;
- систематичности и последовательности,
- связи обучения с жизнью,
- наглядности,
- объективности;
Поэтому настоящая программа предоставляет возможность для ученика находящегося на индивидуальном обучении получить минимум исторических знаний за курс 8 класса. Изучая данную программу, ФАМИЛИЯ ИМЯ будет учиться воспринимать события на новом, более высоком уровне, обогатится практическими знаниями, попробует свои силы в творческих видах работ.
В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего речевого развития и нравственного воспитания ученика, обучающегося по индивидуальной программе (вариант 8.1) в процессе овладения учебным предметом.
В 8 классе ученик познакомится с Историей Отечества во второй половине XVII-XXвеков
Ученик познакомится с множеством имен выдающихся исторических деятелей, а также важными историческими событиями.
Применение многообразных наглядных средств поможет сформировать умение представлять, как жили люди в определенную историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов.
При изучении истории планируется проводить специальную работу по использованию хронологии (игры, викторины с использованием исторических дат) В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего речевого развития и нравственного воспитания школьника, обучающейся по программе VIII вида, в процессе овладения учебным предметом.
Обучение школьника, обучающегося по программе VIII вида, носит воспитывающий и коррекционно - развивающий характер. Аномальное состояние ученика затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования личности и таких черт характера, которые помогут ФАМИЛИЯ ИМЯ в дальнейшем стать полезным членом общества.
Организационно-педагогические условия
Программа рассчитана:
- на работу с одним учеником,
- возможны различные формы организации учебного процесса:
- обучение с посещением занятий в школе,
- обучение на дому в случае ухудшения состояния здоровья;
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курсов истории в 8 классе для ученика с интеллектуальными нарушениями.
Программа направлена на всестороннее развитие личности обучающегося, способствует её умственному развитию. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у ФАМИЛИЯ ИМЯ специфических нарушений: несформированности слухового внимания и памяти, нарушение мышления и восприятия, ограниченность интеллекта.
Цель программы:
- сформировать у ученика способность изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности,
- поэтапно вводить ученика в курс истории России на ее социокультурных основах;
- обобщить имеющиеся у учащегося разрозненные сведения для формирования новых понятий, необходимых для дальнейшего изучения истории как общественной дисциплины в 7- 9 классах.
Задачи:
образовательные:
- усвоить важнейшие факты истории;
- создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;
- усвоить доступные для ученика исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития;
- овладеть умением применять знания по истории в жизни;
- выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
воспитательные;
- гражданское воспитание ученицы,
- патриотическое воспитание,
- воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей,
- нравственное и половое воспитание,
- эстетическое воспитание,
- трудовое воспитание,
- правовое воспитание,
- формирование мировоззрения.
Коррекционно – развивающие:
- развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы;
- учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости;
- содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение;
- расширять лексический запас;
- развивать связную речь.
Виды и формы практических и творческих заданий
Для реализации индивидуальной программы планируется применять различные виды и формы практических заданий:
- чтение текстов и пересказ адаптированных текстов по теме;
- заполнение анкет,
- выполнение рисунков, схем, таблиц;
- рассматривание и анализ иллюстраций;
- просмотр фильмов о памятниках культуры, исторических событиях;
- составление письменных и устных рассказов о себе, друзьях, членах семьи;
- словарная работа;
- посещение музея с описанием итогов посещения музея;
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса «История» для индивидуального ( коррекционного)обучения
Программа учебного курса должна помочь ФАМИЛИЯ ИМЯ овладеть знаниями по истории, усвоить основные (базовые) исторические факты, события, явления, основные понятия. Данная программа поможет выявить индивидуальные особенности ученика и обеспечить социализацию в современном обществе.
Ученик должен уметь:
Объяснять значение словарных слов и понятий, а также устанавливать причины:
- пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
- пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
- соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
- пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;
- устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;
- правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;
- пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.
При оценке знаний используются опорные вопросы к содержанию тем, при ответах ученик может опираться на тематический план к рассказу, использовать образцы слов и выражений, например:
Как жили крестьяне при крепостном праве?
Кто такие помещики?
Какие права имели помещики по отношению к крепостным крестьянам?
Как крестьяне защищались от гнета помещиков?
Ученик должен знать:
- значение словарных слов и ключевых понятий;
- историю возникновения государства, его структуру и функцию;
- важные исторические факты и события из истории нашей страны;
- названия крупных городов Российского государства;
- основные этапы развития Российского государства (от образования Киевской Руси до создания Российской империи).
Содержание тем учебного курса
.
Раздел I. Российская империя XVII-XVIII вв. (5 ч)
Эпоха Петра I (1682-1725)
Дата рождения Петра I, его семейное окружение, детские занятия, первый учитель - Н. Зотов.
Тяготы семейных раздоров в период правления Софьи. «Потешные» войска в селе Преображенском как стимул к военным занятиям и образованию юного Петра. Подавление бунта стрельцов, борьба с Софьей за власть. Строительство флота, неудачный поход в Крым. Взятие Азова.
Великое посольство, учеба Петра за границей. Опальные грамоты Софьи стрельцам, расправа Петра с бунтовщиками. Военные походы Петра I: завоевание северных и южных территорий.
Строительство Петербурга. Реформа государственного управления, создание Сената и коллегий.
Деятельность Петра I по просвещению народа: открытие «цифирных школ», навигацких, инженерных, горных школ, медицинских училищ, Морской академии. Первая русская газета «Ведомости», «комедиальный» театр, опера и др.
Титулование Петра Великим, отцом Отечества; введение Сенатом и Синодом звания императора для русских царей. Кончина Петра I, роль личности и дел Петра Великого для последующей истории России.
СЛОВАРЬ: посольство, опальные грамоты, стрельцы, летосчисление от Рождества Христова, Сенат, Синод, император, Санкт-Петербург.
Тема 2. Российская империя после Петра I (обзорно)
Эпоха дворцовых кризисов после смерти Петра I: Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна (общие представления). Поддержка Анной Иоанновной науки, просвещения, открытие Московского университета. Труды М. В. Ломоносова. Экспедиция В. Беринга к Аляске. Усиление немецкого влияния при дворе Анны Иоанновны: «Доимочный» приказ, Тайная канцелярия. Обнищание крестьян на фоне роскоши царского двора: охота, наряды, шутовские свадьбы и др.
Царствование Елизаветы Петровны - возврат к русским традициям и гуманности в правлении: отсутствие смертной казни и пыток, отстранение иноземцев от государственного управления, учреждение в столицах и крупных городах общеобразовательных и специальных учреждений, облегчение воинской повинности. Следование заветам Петра Великого, его учеников и последователей в Сенате: графа Бестужева-Рюмина, графов Шуваловых, Воронцовых и др.
СЛОВАРЬ: экспедиция, Тайная канцелярия, доимки, казна, потехи, граф.
Россия при Екатерине II (1762-1796) Личность Екатерины. Политика «просвещенного абсолютизма». Уложенная комиссия. Достижения в государственном правлении Екатерины II: создание новых законов о вреде жестоких наказаний и пыток, о «рукоделии» (ремеслах), о необходимости справедливого распределения государственных повинностей между подданными, уничтожение Тайной канцелярии, прощение и возврат на земли беглых людей, привлечение на свободные земли иноземных переселенцев для пользы России, ограничение монастырей и церквей в землях и доходах в пользу учебных и богоугодных заведений. Развитие промышленности, торговли, ремесел, высших училищ, народных училищ, расцвет городов (Одесса, Николаев, Екатеринославль, Рыбинск и др.). Внешняя политика 34-летнего правления Екатерины II: превращение южных степей в Новороссию, присоединение Крымского ханства, победа армии А. В. Суворова под Фокшанами и Рымником, взятие Измаила, договор с Турцией в Яссах
(1791), утверждение международного авторитета России в качестве первой военной державы в Европе.
СЛОВАРЬ: государственные повинности, беглые люди, богоугодные заведения, международный авторитет, держава.
Культура России в XVIII в.
Влияние международных связей России на просвещение, культуру, быт знати. Знакомство с развитием науки и образования на примерах деятельности М. В. Ломоносова, Е. Р. Дашковой, И. И. Ползунова, И. П. Кулибина и др. (выборочно). Изучение культуры России на примерах облика россиян, уклада их жизни, развития живописи, литературы, архитектуры по произведениям В. Л. Боровиковского, Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, А. Н. Радищева, Д. И. Фонвизина, И. А. Крылова, Н. М. Карамзина, В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, Д. Кваренги (выборочно). Архитектурные облики городов России: Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Новгород, Киев и др. (выборочно). Развитие театра и театрального искусства. Свод правил нравственного поведения «Юности честное зерцало».
СЛОВАРЬ: архитектурный облик, нравственное поведение, меценатство.
Раздел II. Российская империя в XIX в. (4 ч)
Тема 1. Государственное и политическое развитие России в первой четверти XIX в.
Правление Павла I (1796-1801): военные реформы, ограничение привилегий дворянства, подготовка к войне с прежними союзниками.
Геополитическое положение России: изменение территории; национальный состав населения и национальные отношения. Россия и страны Европы.
Убийство Павла I.
Правление Александра I (1801-1825). Личность «благословленного» царя. Реформы государственного управления, учреждение министерств. Указ царя «О вольных хлебопашцах». Освобождение крестьян с землей за выкуп. Обострение внешнеполитической обстановки. Франция и Россия в период правления Наполеона. Недовольство политикой Александра I внутри России.
Отечественная война 1812 г. Личность Наполеона Бонапарта, его планы по отношению к России. Покорение французской армией стран Западной Европы. Состояние французской и русской армий накануне войны. Вторжение армии Наполеона в Россию. Пожар Москвы, Бородинская битва.
Личность М. И. Кутузова. Герои Отечественной войны 1812 г. Народное и партизанское движения в победе над французами. Походы русской армии, освобождение стран Западной Европы от армии Наполеона. Тяжелое положение России после войны: стихийные крестьянские волнения, усиление внутренней реакции, аракчеевщина. Зарождение в России революционных идей, их содержание. Возникновение тайных дворянских обществ.
Восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Исторические уроки движения декабристов
СЛОВАРЬ: союзники, вольные хлебопашцы, выкуп, стихийные волнения, реакция, декабристы.
Россия эпохи Николая I (1825-1855) Разгром движения декабристов. Царствование Николая I как время жестокого подавления свободомыслия, демократии. Введение цензурного устава. Законодательная основа российского общества, усложнение бюрократической системы как опоры самодержавия. Обострение крестьянских проблем: кризис в сельском хозяйстве, упадок помещичьих хозяйств. Начало промышленного переворота в России: переход от мануфактуры к фабрике, замена ручного труда машинным. Строительство первой железной дороги между Петербургом и Царским
Селом. Денежная реформа. Промышленность России Внешняя политика России: присоединение части Армении, война с Турцией за влияние на Черном море, на Балканах и Кавказе. Военные действия России на Кавказе. Борьба России за закрытие для Турции входа в Черное море. Крымская война (1853—1856), разгром турецкого флота в Синопской бухте русской эскадрой под командованием адмирала П. С. Нахимова. Причины объединения Англии, Франции, Италии против России. Герои и защитники Севастополя. Причины поражения России: кризис самодержавия, гнет крепостного строя, промышленная отсталость в сравнении с Европой.
СЛОВАРЬ: свободомыслие, демократия, самодержавие, бюрократическая система.
Культура России в первой половине XIX в. (обзорно, на конкретных примерах)
Открытие университетов. Учебное заведение для детей дворян — Царскосельский лицей. Развитие издательского дела, книготорговли, открытие библиотек. Золотой век русской литературы: А. С. Грибоедов, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь (выборочно). Москва и Петербург — центры культурной жизни (Александринский театр, Малый театр, Большой театр). Географические открытия: первое кругосветное путешествие Ю. Ф. Лисянского и И. Ф. Крузенштерна, открытие Антарктиды М. П. Лазаревым и Ф. Ф. Беллинсгаузеном, открытия в Арктике (выборочно). Музыкальная культура: М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский и др. Живопись: интерес к человеку, его внутреннему миру: О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, В. Л. Боровиковский, А. Г. Венецианов, П. А. Федотов и др. (выборочно).
СЛОВАРЬ: лицей, издательское дело, географические открытия, золотой век.
Эпоха великих реформ «Царь-освободитель»
Правление императора Александра II (1855-1881). Отмена крепостного права. Земская реформа, собрания гласных (депутатов), земские управы. Городская реформа: утверждение «городового положения», утверждение Городской думы (распорядительный орган). Судебная реформа: введение адвокатуры, мирового суда, отмена телесных наказаний. Военные реформы: введение всеобщей воинской повинности вместо рекрутского набора. Обострение общественно-политической обстановки: крестьянские, студенческие волнения, терроризм (покушение на царя), репрессивные меры со стороны власти. Внешняя политика: преодоление последствий Крымской войны. Укрепление России на Черном море. Политика России в Средней Азии. Окончательное присоединение Кавказа к России. Русско-турецкая война (1877—1878). Ухудшение отношений с Германией. Русская колонизация Дальнего Востока.
Александр III (Миротворец) (1881 -1894)
Приход к власти императора Александра III. Суд над народовольцами. Издание манифеста «О незыблемости самодержавия». Политика самодержавия: русификация окраин, распространение православия, ограничение демократических введений в губернском, городском управлении, компетенции судов. Введение цензуры на печатные издания. Экономическая политика Александра III: ускорение хозяйственного развития страны, поддержка и укрепление позиций дворянства, перевод всех крестьян на выкупные платежи, развитие налоговой системы, банков, рост торгово-промышленной буржуазии. Отток крестьянства в город на заработки. Развитие промышленного строительства, транспортного сообщения, торговли, внешнего рынка.
СЛОВАРЬ: крепостное право, терроризм, буржуазия, колонизация.
Культура России во второй половине XIX в. (обзорно, на конкретных иллюстративных примерах Успехи в области технических и естественных наук: И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Д. И. Менделеев, К. А. Тимирязев, С. В. Ковалевская, А. С. Попов, А. Ф. Можайский и др. (2—3 примера по выбору учителя). Русские географические открытия и путешественники: П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков. Великие имена: И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой,
Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, П. И. Чайковский, П. М. Третьяков и его картинная галерея (выборочно)
СЛОВАРЬ: земская школа, естественные науки, путешественники, картинная галерея.
Раздел IV. Российская империя конца XIX начала XX в. (до февраля 1917 г.) (4ч)
Царствование Николая II (1894- 1917) (1 ч)
Личность царя Николая II. Политика Николая II и его окружения. Высшие и центральные органы управления страной при Николае II: Государственный совет, Совет министров, Особые совещания, Сенат, Святейший Синод, Министерство внутренних дел, Министерство финансов, царская администрация на местах (гражданские и военные губернаторы, градоначальники, судебный персонал, предводители дворянства). Избирательный закон, роль выборщиков. Учреждение Государственной думы.
Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX-XX вв., промышленный подъем: развитие металлургии, железнодорожного машиностроения, строительство железных дорог. Неравномерное развитие отдельных промышленных районов. Финансовые проблемы России: внешние долги, привлечение иностранного капитала к освоению природных ресурсов России. Аграрная реформа П. А. Столыпина.
Сельскохозяйственное производство России, его особенности и удельный вес в мировом экспорте. Влияние мирового экономического кризиса 1900 г. на экономику России.
СЛОВАРЬ: администрация, губернатор, экономический кризис.
Россия в начале XX в. (1 ч)
Кризис промышленности 1900-1903 гг., безысходное положение российской деревни, упадок центральной власти. Обострение социальной и политической обстановки в стране в начале XX в.
Формирование политических партий. Личность В. И. Ульянова (Ленина), его идеи о переустройстве жизни общества. Первая русская революция 19051907 гг. Расстрел рабочих 9 января 1905 г. Восстание на броненосце «Потемкин». Октябрьская всероссийская политическая стачка, ее значение.
Русско-японская война (19041905). Поражение под Порт-Артуром. Цусимское сражение. Содействие России в создании союза Балканских государств. Участие России в Первой мировой войне. Перегруппировка сил германской армии в начале 1915 г., потеря русской армией своих завоеваний.
Военные поражения как причина политического кризиса в российском обществе. Февральская революция. Подписание манифеста об Отречении Николая II от власти. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства. Кризис власти. Судьба семьи Николая II.
СЛОВАРЬ: кризис власти, демонстрация, забастовка, манифест, отречение.
Культура России в конце XIX - начале XX в. (на конкретных примерах) (2 ч)
Начало ликвидации безграмотности: воскресные школы, рабочие курсы, «народные дома», народные университеты. Серебряный век русской культуры: И. А. Бунин, М. Горький, А. А. Блок, И. Е. Репин, В. А. Серов, М. А. Врубель, И. И. Левитан и др. (выборочно). Музыкальное искусство: Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин и др. Открытие МХАТа. Оперное и балетное искусство: М. М. Фокин, А. П. Павлова, Ф. И. Шаляпин, В. Ф. Нижинский и др. (выборочно). Появление кинематографа, первый российский фильм «Оборона Севастополя» (1911).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по курсу История Отечества- 8 класс
(коррекционное обучение)
№ п/п | Название разделов и тем | всего |
1 | Раздел I. Российское государство в конце XVII начале XVIII века | 5 часов |
2 | Раздел II. Российская империя после Петра Первого | 4 часа |
3 | Раздел III. Российская империя в первой половине XIX века | 4 часа |
4 | Раздел IV. Россия в конце XIX - начале XX века | 4 часа |
Итого часов | 17 часов |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по курсу ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА
(коррекционное обучение)
8 класс
Дата по плану | Дата по факту | № урока | Тема урока | Кол-во час. | Примечание | |||||
Раздел I. Российское государство в конце XVII начале XVIII века - 5 часов | ||||||||||
1 | Наше Отечество - Россия в XVII в. Введение. | 1час | ||||||||
2 | Детство и Юность Петра Первого | |||||||||
3 | Воцарение Петра I. | 1 час | ||||||||
4 | Северная война (1700-1721гг). Основание Петербурга | 1 час | ||||||||
5 | Заслуги Петра Великого в истории России 1689-1725гг | 1 час | ||||||||
Раздел II. Российская империя после Петра Первого - 4 часа | ||||||||||
6 | ЕкатеринаI и ПетрII | 1 час | ||||||||
7 | Анна Иоанновна и Иван VI | 1 час | ||||||||
8 | Царствование Елизаветы Петровны 1741-1761 | 1 час | ||||||||
9 | Россия в эпоху Екатерины Великой | 1час | ||||||||
Раздел III. Российская империя в первой половине XIX века- 4 часа | ||||||||||
10 | Отношения России со странами Европы в конце XVIII - начале XIX века | 1 час | ||||||||
11 | Император Александр I. | 1 час | ||||||||
12 | Отечественная война 1812 года | 1 час | ||||||||
13 | Император Николай Первый | 1 час | ||||||||
Раздел IV. Россия в конце XIX - начале XX века - 4 часа | 1 час | |||||||||
14 | Царь - освободитель Александр II | 1 час | ||||||||
15 | Царь АлександрIII царь Миротворец | 1 час | ||||||||
16 | Последний российский император - Николай II | 1 час | ||||||||
17 | Революционные выступления 1905-1907годов | 1 час |
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Литература основная:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы под редакцией Бгажноковой И.М., Москва: Просвещение, 2019г.
2. История Отечества. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. – 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018.
Дополнительная:
- Атлас «История России с древнейших времён до начала XXI века». - М: АСТ-Пресс школа, 2008.
- История Отечества. 8 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. – М.: Просвещение, 2019.
- История России: учеб. для учащихся 8 классов специальной (коррекционной) общеобразоват. школы VIII вида. Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С. Сековец, Н.М. Редькина. – М.: ВЛАДОС, 2012.
- История России: учеб. для учащихся 9 классов специальной (коррекционной) общеобразоват. школы VIII вида. Б.П. Пузанов, О.И. Бородина, Л.С. Сековец, Н.М. Редькина. – М.: ВЛАДОС, 2012.
- Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида, Л.В. Петрова. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС., М: 2003.
- Методика преподавания истории в школе. В.В. Шоган. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007.
- Петрова Л.В. Методика преподавания истории в специальной(коррекционной) школе VIII вида. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.
- Пузанов Б.П., Бородкина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. Уроки истории в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: учебн. Метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории России 9 класс (3 часа в неделю) Данилова, Косулина
Рабочая программа по истории России составлена по учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г.. Расчитана на 3 часа в неделю. Включает после каждого раздела уроки по Истории Донского края и казачества, в ча...
рабочая программа по истории России 8 класс, VIII вид. 34 часа в год
Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по истории России для 8 класса общеобразовательной школы. 2 часа в неделю.
Рабочая программа по истории России для 8 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего о...
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...
Рабочая программа по истории России 9 класс для учебника под ред. А.В.Торкунова ( на 20 часов)
Рабочая программа по истории России 9 класс разработана для дистанционного обучения детей с ОВЗ. Рабочая программа расчитана на 20 часов....
Рабочая программа по истории России 9 класс для учебника под ред. А.В.Торкунова ( на 20 часов)
Рабочая программа по истории России для индивидуального обучения на дому в 9 классе....
Рабочая программа по истории России 6 класс - 40 часов
Рабочая программа по истории Росиии 6 класс. Автор учебника Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России с древнейших времён до начала XVI в.: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций (под...