Рабочая программа по истории России 6 класс - 40 часов
рабочая программа по истории (6 класс)
Рабочая программа по истории Росиии 6 класс. Автор учебника Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России с древнейших времён до начала XVI в.: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций (под ред. Ю.А. Петрова) «История России с древнейших времён до конца XVIII века 6 класс», издательство «Русское слово», Москва, 2017г., 2021 г. В данную программу включен Модуль воспитания «Школьный урок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_6_klass_istoriya_rossii_-2021_40_chasov_doc.doc | 206.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Селенгинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена на школьном методическом объединении Протокол №____от «___»__________2021г. Согласовано с Педагогическим советом школы: Протокол №_1_ от «31» августа 2021г. | Утверждаю: Директор МБОУ «Селенгинская СОШ» ____________________/С.С.Шалькова / Приказ №155 от «01» сентября 2021 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСТОРИИ
(наименование дисциплины)
НАЗВАНИЕ КУРСА ИСТОРИЯ РОССИИ
КЛАСС 6
УЧЕБНЫЙ ГОД 2021-2022
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 40
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ БОЛОНЕВА НАДЕЖДА ФИЛИППОВНА
УЧИТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ, «ПОЧЕТНЫЙ РАБОТНИК ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ», СТАЖ 34 ГОДА
с. Солонцы
2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по Истории России с древнейших времен до начала XVI вв.
6 класс
Рабочая программа курса «История России с древнейших времен до начала XVI в.» составлена в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (5-9 кл.),
- Программой курса «История России» для 6-7 классов - автора-составителя Стрелова О.Ю. («Программа курса «История России» для 6-7 кл. издательства «Русское слово», М., 2012 г.)
- Учебника Пчелова Е.В., Лукина П.В. История России с древнейших времён до начала XVI в.: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций (под ред. Ю.А. Петрова) «История России с древнейших времён до конца XVIII века 6 класс», издательство «Русское слово», Москва, 2017г., 2021 г.
Используемый учебник и УМК:
- Учебник Е. В. Пчелов П.В.Лукин «История России с древнейших времён до начала XVI века 6 класс», издательство «Русское слово», Москва,2017-2021гг.
- К.А.Кочегаров История России. 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Е.В.Пчелова История России. С древнейших времен до начала XVI века для 6 класса 2019г
Место учебного предмета в учебном плане на 2021 – 2022 учебный год
В соответствие с учебным планом на изучение истории России в 6 классе отводится по 40 часов за учебный год, при учебной нагрузке 2 часа в неделю и содержит все сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.
1 четверть – 17 часов
2 четверть - 14 часов
3 четверть - 9 часов
Программа адресована учащимся 6 класса МБОУ «Селенгинская средняя общеобразовательная школа», Тарбагатайского района, Республики Бурятия.
Цели изучения предмета «История России с древнейших времён до начала XVI века»:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами; освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Задачи обучения:
Предметные задачи:
- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирования умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.
Межпредметные задачи:
- овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы, естествознания.
Личностные задачи:
- формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Особенности рабочей программы:
Настоящая программа предоставляет возможность всем учащимся получить минимум исторических знаний за курс 6 класса. Программа по истории России с древнейших времен до начала XVI века, соответствует программе для учащихся 6 класса общеобразовательных школ и рассчитана на 40 часов при учебной нагрузке 2 часа в неделю. Программа реализовывает системно-деятельностный подход к образованию и первый концентр школьного исторического образования.
Особенностью курса «История России с древнейших времен до начала XVI в.» является то, что данная программа включает:
- модуль воспитательной работы «Школьный урок», который позволит реализовать воспитательный потенциал через различные составляющие: содержание и формы урока, личный пример учителя, воспитывающие ситуации;
- компоненты национально-региональной истории, что будет способствовать формированию целостного представления учащихся об историческом пути человека на территории нашего региона.
Национально-региональный компонент в данном классе не представлен отдельными уроками, а входит элементами в план урока перечисленных ниже разделов курса.
Национально-региональный компонент, который предоставляет возможность учащимся 6 класса получить минимум исторических знаний по истории родного края. На изучение материала по Истории Бурятии отводится 6 часов, которые логично дополняют курс древнейшей истории. Если будет возможность (благоприятные климатические условия) провести занятия вне аудитории (экскурсия на писаницу с. Сибирь), а также посетить музей им. Хангалова в г. Улан-Удэ. Урок-конференция «Моя родословная», праздник «Край, в котором я живу», а также запланированные экскурсии помогут сформировать и сохранить у учащихся 6 класса познавательный интерес к региональной истории как к школьному предмету.
Планируемые результаты освоения курса
Требования к результатам обучения предполагают реализацию системно- деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
УЧЕНИК НАУЧИТСЯ
На предметном уровне в результате освоения курса «История России с древнейших времён до начала XVI в.»
- датировать важнейшие события и процессы в истории России с древности до начала XVI в.,
- характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития российской цивилизации и государственности; устанавливать связь с фактами из курса всеобщей истории;
- читать историческую карту с опорой на легенду и текст учебника; находить и показывать на обзорных и тематических картах изучаемые историко-географические объекты; описывать их положение в стране и мире; показывать направления крупнейших передвижений людей - походов, завоеваний, колонизаций и др.;
- проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках;
- характеризовать важные факты отечественной истории, классифицировать и группировать их по различным признакам;
- рассказывать (устно или письменно) о главных исторических событиях отечественной истории изучаемого периода и их участниках;
- составлять описание образа жизни различных групп населения Руси, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории России;
- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя догосударственных и государственных образований, существовавших на территории нашей страны с древнейших времён до начала XVI в.; б) ценностей, религиозных воззрений, представлений человека о мире;
- объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории в IX - начале XVI в.;
- сопоставлять развитие Руси и других стран в IX - начале XVI в., определять общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
- давать оценку событиям и личностям отечественной истории изучаемого периода;
УЧЕНИК ПОЛУЧИТ ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬСЯ:
- давать сравнительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
- сопоставлять вариативные версии и оценки в учебном и документальном текстах, формулировать
собственные гипотезы по дискуссионным и морально-этическим вопросам истории России с древнейших времён до начала XVI в.;
- образно характеризовать яркие исторические личности и типичных представителей социокультурных групп российского общества, описывать памятники истории и культуры России, используя основные и дополнительные источники, а также приёмы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого; представлять результаты своей работы в формате рассказов (сообщений), презентаций с использованием ИКТ;
- самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории и культуры России, способствовать охране наследия прошлого.
Формами текущего и итогового контроля
Контроль осуществляется через различные формы работ:
- Лабораторная работа – самостоятельная работа с текстом параграфа после объяснения
материала и выполнение задания в рабочей тетради;
- Работа в группах – самостоятельная подготовка на уроке и устный ответ в группе по одному из предложенных вопросов без объяснения учителя, коллективное оценивание работы каждого участника группы;
- Самостоятельная работа – самостоятельное изучение темы без объяснения учителя и выполнение предложенных заданий с возможностью консультации у учителя;
- Практическая работа – изучение новой темы под руководством учителя с одновременным выполнением практических заданий всем классом для закрепления материала,
- Тестирование, диктанты, срезы, контрольные работы.
- Предусмотрены творческие работы учащихся: сообщения, презентации, проекты.
Содержание тем курса «История России с древности до начала XVI в. » (40 часов)
Введение (1 ч)
История России - часть всемирной истории. Хронологические рамки курса «История России с древнейших времён до начала XVI в.». Принципы периодизации отечественной истории IX-XV вв. Факторы самобытности российской истории. Источники по российской истории.
Основные понятия и термины: факторы самобытности российской истории, исторический источник.
Раздел I. Древние жители нашей Родины (5 часов)
Первобытная эпоха
Каменный век на территории России: хронологические рамки, орудия труда, география расселения и занятия людей, формы их объединения, места археологических раскопок, памятники культуры. Бронзовый и железный века: переход к производящему хозяйству, новые занятия и формы объединения людей, признаки разложения первобытных отношений, археологические находки на территории современной России. Земледельческие, скотоводческие и кочевые общества евразийских степей в бронзовом и железном веках. Языковые семьи и группы.
Основные понятия и термины: первобытная эпоха, каменный век, бронзовый век, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, община, род, племя, товарный обмен, языковая семья.
Народы и государства нашей страны в древности
Греческая колонизация северного побережья Чёрного моря в VII-IV вв. до н.э.: топонимика природно и социально-географических объектов, народов Причерноморья. Античные города-государства Северного Причерноморья. Архитектура городов-колоний, их экономика и культура. Боспорское царство. Скифы: образ жизни и культура. Скифское царство. Дербент.
Основные понятия и термины: греческая колонизация, колония, полис, кочевники.
Восточная Европа в середине I тысячелетия
Великое переселение народов. Миграция готов и нашествие гуннов. Образование государств кочевников в Северном Причерноморье. Особенности культуры и государственного устройства Аварского и Тюркского каганатов, Волжской Булгарии, Хазарского каганата.
Основные понятия и термины: Великое переселение народов, каганат, каган, царь, ислам, иудаизм.
Восточные славяне в древности
Предполагаемая прародина славян и направления их миграций в середине I тысячелетия. Расселение славян, их разделение на три ветви: восточных, западных и южных. Соседи восточных славян: балты и финно-угры. Славянские общности Восточной Европы. «Повесть временных лет» как первый источник о ранней истории восточных славян. Хозяйство восточных славян. Традиционные верования и обряды восточных славян.
Основные понятия и термины: славяне, балты, финно-угры, летопись, подсечно-огневая и залежная системы земледелия, бортничество, язычники, идол, волхв.
Раздел II. Русь в IX - XII вв. (13 часов)
Образование государства Русь
Социальная и политическая организация восточных славян. Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце тысячелетия. Соседи Руси. Путь «из варяг в греки» как важная торговая и культурная коммуникация варягов и славян. Легендарный характер сведений о первых русских князьях в «Повести временных лет».
«Повесть временных лет» о призвании варягов. Проблема образования Древнерусского государства. Первые известия о Руси. Поход князя Олега на Киев, объединение северных и южных земель, перенос в Киев столицы государства Русь.
Основные понятия и термины: князь, дружина, варяги, путь «из варяг в греки», Русь.
Основные персоналии: Рюрик, Олег, Аскольд, Дир.
Первые русские князья
Объединение восточнославянских «племён» под властью князя Олега. Дань и полюдье. Походы Олега на Византию и заключение первого в истории Руси международного договора. Княжение Игоря: защита Руси от набегов печенегов, походы на Византию и заключение нового договора. Отзвуки родовых отношений в конфликте киевского князя с древлянами (945). Княжение Ольги: укрепление княжеской власти, установление уроков и погостов, принятие христианства. Походы князя Святослава на Хазарский каганат, в Волжскую Булгарию и Византию; расширение территории государства Русь.
Основные понятия и термины: дань, полюдье, уроки, погосты.
Основные персоналии: Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Константин Багрянородный, Иоанн Цимисхий, хан Куря.
Князь Владимир и Крещение Руси
Начало правления князя Владимира. Легенда о выборе веры и реальные причины выбора православия. Крещение Руси. Отношение к новой религии в разных слоях древнерусского общества. Значение принятия Русью христианства. Деятельность Владимира по усилению безопасности государственных границ, строительству храмов, распространению грамотности. Создание новой системы управления государством, предпосылки обострения междоусобиц после смерти князя Владимира. Образ князя в народных легендах и преданиях.
Основные понятия и термины: христианство, православие.
Основные персоналии: Владимир Святославич и его сыновья: Вышеслав, Изяслав, Святополк, Ярослав Владимировичи.
Русь при Ярославе Мудром
Борьба за власть между сыновьями князя Владимира Святого. Гибель Бориса и Глеба. Ярослав Мудрый на киевском престоле: личность князя, расширение границ государства, основание новых городов, укрепление международных связей, покровительство Церкви и просвещению. Правда Русская - первый свод законов государства Русь. Нормы древнерусского права. Признаки расцвета Древнерусского государства в правление Ярослава Мудрого.
Основные понятия и термины: усобица, Правда Русская, Пространная Правда, Краткая Правда, кровная месть, вира, гривна.
Основные персоналии: Борис, Глеб, Святослав, Святополк Окаянный, Ярослав Владимирович.
Преемники Ярослава Мудрого и борьба за киевский престол
Лествичная система престолонаследия. Борьба за киевский престол между преемниками Ярослава Мудрого. Любечский съезд 1097 г. и новая система княжеской власти на Руси. Владимир Мономах. «Поучение» Владимира Мономаха как источник знаний о жизни князя, его семьи и знати, об идеалах воспитания детей и др. Нарастание тенденции распада Руси на отдельные княжества.
Основные понятия и термины: лествичная система престолонаследия, Любечский съезд князей.
Основные персоналии: Изяслав, Всеволод и Святослав Ярославичи; Святополк Изяславич, Владимир Мономах, Мстислав Великий.
Древняя Русь: общество и государство
Территория и население государства Русь. Территориально-политическая структура Руси: волости. Общественный строй Руси. Категории рядового и зависимого населения. Князья, дружина. Вотчинное землевладение.
Основные понятия и термины: Русь, посадник, волость, люди, староста, смерды, закупы, бояре, вотчина, холопы, отроки, гриди.
Развитие городов и быт жителей Руси
Предпосылки роста и развития городов, ремесла и торговли в XI-XII вв. Общие принципы строительства и планировки русских городов. Вече и формы самоуправления в городах Руси. Развитие ремёсел и торговли. Городское население. Купцы. Быт жителей Древней Руси: жильё, предметы обихода, одежда, досуг.
Основные понятия и термины: детинец (кремль), посад, торг, купцы, вече.
Православная церковь в Древней Руси
Влияние православия на повседневную жизнь и духовную культуру Руси. Приспособление языческих обрядов и традиций к новой вере. Организация Православной церкви на Руси. Церковные уставы. Первые монастыри, их основатели и насельники. Киево-Печерский монастырь как центр духовной и культурной жизни Древней Руси.
Основные понятия и термины: Православная церковь, митрополит, епископ, священник, приход, десятина, монастырь, монах (инок), игумен.
Основные персоналии: Антоний и Феодосий Печерские, Нестор-летописец, Алипий Печерский.
Литература Древней Руси
Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность и книжное дело. Древнейшие книги: «Новгородская Псалтырь» и «Остромирово Евангелие». Распространение грамотности, берестяные грамоты. Появление древнерусской литературы. Литературные жанры Древней Руси. Выдающиеся памятники древнерусской литературы, их культурно-историческое значение: «Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати», произведения Владимира Мономаха.
Основные понятия и термины: кириллица, пергамен, берестяные грамоты, устав, былины, летопись, жития, хождение.
Основные персоналии: Кирилл и Мефодий, Нестор-летописец, митрополит Иларион, Владимир Мономах, игумен Даниил.
Искусство Древней Руси
Начало храмового строительства на Руси. Крестово-купольная форма храма. Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская и другие каменные храмы Древней Руси. Становление на Руси собственной архитектурной школы. Гражданские постройки (Золотые ворота в Киеве, крепостные башни и др.). Развитие живописи: древнерусские иконы и фрески. Влияние византийских мастеров иконописи на древнерусские иконы. Декоративно-прикладное искусство Древней Руси. Оружейное дело.
Основные понятия и термины: зодчество, крестово-купольный храм, базилика, плинфа, мозаика, фреска, иконы, зернь, скань, перегородчатая эмаль.
Раздел III. Русские земли в середине XII - начале XIII в. (6 ч)
Образование самостоятельных русских земель
Причины распада Руси на самостоятельные земли. Формирование системы земель - самостоятельных государств. Особенности эпохи раздробленности и признаки сохранения единства русских земель в хозяйственной, политической и культурной жизни страны. Влияние раздробленности на экономическое и культурное развитие Руси. «Слово о погибели Русской земли» как реакция современников на княжеские междоусобицы.
Основные понятия и термины: земли, натуральное хозяйство, великий князь, удельный князь.
Земли Южной Руси
Особый статус Киевской земли. Факторы ослабления Киевского княжества. Борьба за киевский престол во второй половине XII - начале XIII в. Южная Русь и половцы: военно-политические, хозяйственные и культурные связи между Русью и Половецкой степью. «Слово о полку Игореве»: историческая основа и литературное осмысление.
Основные персоналии и термины: Изяслав Мстиславич, Юрий Долгорукий, Святослав Всеволодович, Игорь Святославич, хан Кончак.
Юго-Западная Русь
Территория, природа и население Юго-Западной Руси. Особенности социально-экономического и политического развития юго-западных земель; формирование боярского землевладения, роль бояр в политической жизни. Галицкая земля. Княжение Ярослава Осмомысла. Объединение Галицкой и Волынской земель. Роман Мстиславич и Даниил Романович. Культура Юго-Западной Руси.
Основные понятия и термины: усобицы, боярское землевладение, витраж.
Основные персоналии: Ярослав Осмомысл, Роман Мстиславич, Даниил Романович Галицкий.
Новгородская земля
Природные условия и хозяйственная жизнь Новгородской земли. Новгород как перекрёсток важнейших торговых путей в эпоху Средневековья. Особенности государственного устройства Новгорода. «Господин Великий Новгород»: облик города, его планировка и благоустройство. Особенности архитектуры и живописи Новгорода. Выдающиеся памятники культуры Новгорода XII - начала XIII в. Берестяные грамоты как исторический источник о жизни новгородцев.
Основные понятия и термины: вече, ряд, кончанские и уличанские старосты, посадник, тысяцкий, архиепископ, гости, берестяные грамоты.
Северо-Восточная Русь
Особенности географического положения, природных условий и хозяйственной деятельности населения Северо-Восточной Руси. Предпосылки роста численности населения, строительства новых городов, формирования боярского землевладения и усиления княжеской власти в конце XII - начале XIII в. Личности Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, их вклад в развитие и укрепление Владимиро-Суздальской земли. Литература, архитектура и живопись Северо-Восточной Руси. Выдающиеся памятники культуры Владимиро-Суздальской Руси.
Основные персоналии: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо.
Раздел IV. Русь между Востоком и Западом (6 ч)
Монгольское нашествие на Русь
Возникновение Монгольской империи. Военная организация и тактика монгольского войска. Завоевания Чингисхана и его потомков. Приближение монголов к границам южных русских княжеств и первое столкновение на реке Калке (1223). Причины поражения. Походы Батыя на Восточную Европу. Завоевание Руси (1237-1241). Героическая оборона русских городов. Летописи и народные сказания о защитниках Русской земли. Экономические, политические и культурные последствия нашествия.
Основные понятия и термины: хан, улус.
Основные персоналии: Чингисхан, Батый, Мстислав Удалой, Мстислав Киевский, Мстислав Черниговский, Юрий Всеволодович, воевода Дмитрий.
Натиск с Запада
Прибалтийский регион: геополитическое положение, население и хозяйство. Предпосылки и причины крестовых походов в Прибалтику. Ордены крестоносцев и угроза западным границам Руси. Вторжение шведов в новгородские земли. Призвание новгородцами князя Александра Ярославича. Невская битва (1240). Вторжение немецких рыцарей в новгородские земли. Ледовое побоище (1242). Личность Александра Невского.
Основные понятия и термины: военные монашеские ордены, крестоносцы, Невская битва, Ледовое побоище.
Основные персоналии: Александр Невский.
Золотая Орда. Народы и государства евразийской степи и Сибири в XIII-XV вв.
Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города Золотой Орды и кочевые степи. Принятие ислама в качестве государственной религии Золотой Орды. Золотая Орда и народы Поволжья, Сибири и Северного Кавказа. Крым после монгольского нашествия. Итальянские фактории Причерноморья (Кафа, Воспоро, Тана, Солдайя), их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком.
Основные понятия и термины: Золотая Орда, курултай, ислам, десятник, сотник, ясак.
Основные персоналии: Чингизиды.
Русские земли под властью Золотой Орды
Система зависимости русских земель от ордынских ханов. Религиозная политика монголов. Политика русских князей в отношении Орды и её правителей в конкретных историко-политических ситуациях: Даниил Галицкий, Андрей Ярославич, Александр Невский и др. Историческая оценка отношений между Ордой и удельными князьями.
Основные понятия и термины: Золотая Орда, ярлык, пайцза, баскаки, выход, численники.
Основные персоналии: Батый, Михаил Черниговский, Даниил Галицкий, Андрей Ярославич, Александр Невский.
Великое княжество Литовское и русские земли
Возникновение Литовского государства и рост его владений в середине XIII-XV в. Включение русских земель в состав Великого княжества Литовского. Общественный строй и особенности управления Великого княжества Литовского. Сближение Литвы с Польшей. Борьба с крестоносцами. Грюнвальдская битва, её историческое значение.
Основные понятия и термины: паны, Рада, воевода, уния.
Основные персоналии: Гедимин, Ольгерд, Ягайло, Витовт.
Раздел V. Русские земли в середине XIII-XV в. (8 ч)
Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной земель после монгольского нашествия
Северо-Западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Северо-Восточная Русь после монгольского нашествия: население, особенности управления и социально-экономического развития. Борьба за великое княжение владимирское. Противостояние Твери и Москвы в начале XIV в. Личности московских и тверских князей, способы их борьбы за владимирский престол. Усиление Московского княжества при Иване Калите.
Основные понятия и термины: наместники, удел, вотчина, крестьяне, черносошные крестьяне, оброк, трёхпольная система обработки земли.
Основные персоналии: Даниил Московский, Юрий Данилович, Михаил Тверской, Александр Михайлович, хан Узбек, Иван Калита.
Дмитрий Донской и борьба русских земель с Ордой
Укрепление Москвы при князе Дмитрии Ивановиче. Упадок Орды в середине XIV в., возвышение темника Мамая в междоусобной войне. Новые черты в отношениях русских князей с Ордой во второй половине XIV в. Союзники Мамая и князя Дмитрия в преддверии решающего сражения. Куликовская битва (1380) и её историческое значение. Герои и образы Куликовской битвы в летописях, литературе, искусстве и исторической памяти потомков. Нашествие хана Тохтамыша на Русь.
Основные понятия и термины: темник, Куликовская битва.
Основные персоналии: Симеон Гордый, Иван Красный, Дмитрий Донской, митрополит Алексий, Сер- гий Радонежский, Владимир Андреевич Серпуховской, Дмитрий Боброк-Волынский, Ягайло, Мамай, Тохтамыш.
Русские земли в конце XIV - первой половине XV в.
Расширение территории Московского княжества при Василии I. Ослабление Золотой Орды во второй половине XIV в., нашествие Тимура. Отношения Москвы с Великим княжеством Литовским. Междоусобная война в Московском княжестве (1425-1453): причины, цели и участники борьбы за великокняжеский престол; средства и результаты войны; её последствия для усиления власти великого князя московского и объединения Руси под властью Москвы. Василий Тёмный. Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. Крымское, Казанское, Астраханское, Сибирское, Касимовское ханства, Ногайская Орда. Большая Орда.
Основные персоналии: Василий I, Юрий Дмитриевич, Дмитрий Шемяка, Василий Косой, Василий II Тёмный, Софья Витовтовна.
Конец эпохи раздробленности
Объединение русских земель вокруг Москвы. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Новый этап политики московских князей в отношениях с наследниками Золотой Орды. Расширение международных связей Московского государства. Перемены в устройстве двора великого князя: царский титул и регалии, новая государственная символика. Формирование аппарата управления единого государства. Принятие общерусского Судебника.
Основные понятия и термины: централизация, вече, стояние на реке Угре.
Основные персоналии: Иван III, Василий III, Марфа Борецкая, хан Ахмат.
Русская православная церковь во второй половине XIII - XV в.
Роль Православной церкви в период ордынского владычества. Предпосылки превращения Москвы в духовный центр русских земель. Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль митрополитов Петра и Алексия в политической и духовной жизни Московского княжества. Сергий Радонежский. Установление автокефалии Русской церкви. Внутрицерковная борьба конца XV в.: иосифляне и нестяжатели, ереси.
Основные понятия и термины: уния, автокефалия, ереси, нестяжатели, иосифляне.
Основные персоналии: митрополит Максим, митрополит Пётр, митрополит Алексий, Сергий Радонежский, митрополит Иона, Иосиф Волоцкий, Нил Сорский.
Русская литература во второй половине XIII - XV в.
Последствия монгольского нашествия для духовной и культурной жизни Руси, предпосылки её возрождения в конце XIII - начале XIV в. Развитие письменности. Основные жанры и сюжеты русской литературы. Общерусское и региональное летописание. Памятники литературы Куликовского цикла. Житийная литература. Произведения Епифания Премудрого. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
Основные понятия и термины: полуустав, литература Куликовского цикла.
Основные персоналии: Софоний Рязанец, Епифаний Премудрый, Пахомий Серб, Афанасий Никитин.
Искусство во второй половине XIII - XV в.
Возрождение каменного зодчества в Новгороде (конец XIII в.) и Северо-Восточной Руси (начало XIV в.): историко-культурная преемственность и новые черты в архитектуре соборов и монастырей. Новый облик Московского Кремля. Развитие изобразительного искусства. Творчество Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия.
Основные понятия и термины: закомары, иконопись, иконостас.
Основные персоналии: Феофан Грек, Андрей Рублёв, Даниил Чёрный, Дионисий.
Обобщающее повторение (1 ч)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА XVI ВЕКА
6 класс
№ п/п | Название разделов и тем | Модуль рабочей программы воспитания «Школьный урок» | кол-во часов | контроль знаний |
1 | Введение «Что изучает история Отечества» | 1.Урок - путешествие посвященный Году науки и технологий: «Наука в средние века» | 1 час |
|
2 | Тема1. Древние жители нашей Родины. |
| 5 часов | 1 контрольная работа |
3 | Тема 2. Русь в IX-XII веках |
| 10 часов | 6 к/ тест, хронологический диктант, к/срез практическая работа |
4 | Тема 3. Русские земли в середине XII - начале XIII века |
| 8 часов | 4 к/ тест, хронологический диктант, терминологический диктант к/срез практическая работа к/срез, |
5 | Тема 4. Русь между Востоком и Западом |
| 6 часов | 3 пробная ВПР к/ тест, хронологический диктант, терминологический диктант к/срез |
6 | Тема5. Русские земли в середине XIII-XV веке |
| 10 часов | 6 К/тест, хронологический диктант, терминологический диктант к/срез практическая работа итоговая к/работа |
Итого за курс | 40 часов |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по курсу ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА XVI ВЕКА - 6 класс
№ уро ка | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Кол-во час. | Примеча- Примечание |
1 | Введение. Что изучает история Отечества | 1 час | |||
Тема1. Древние жители нашей страны - 5 часов | |||||
2 | Первобытная эпоха. | 1 час | |||
3 | Народы и государства на территории нашей страны в древности. | 1 час | |||
4 | Восточная Европа в 1 тысячелетии н.э. | 1 час | |||
5 | Восточные славяне в древности | 1 час | |||
6 | Повторение и обобщение по теме «Древние жители нашей Родины. . Жители Древней Бурятии | 1 час | |||
Тема 2. Русь в XI-XII веках - 10 часов | |||||
7 | Образование государства Русь. | 1 час | |||
8 | Первые русские князья. | 1 час | |||
9 | Князь Владимир и крещение Руси. | 1 час | |||
10 | Русь при Ярославе Мудром. | 1 час | |||
11 | Преемники Ярослава Мудрого и борьба за киевский престол. | 1 час | |||
12 | Древняя Русь: общество и государство. | 1 час | |||
13 | Развитие городов и быт жителей Руси. | 1 час | |||
14 | Православная церковь в Древней Руси. | 1 час | |||
15 | Литература Древней Руси. | 1 час | |||
16 | Искусство Древней Руси. «Древняя Русь в IX-XII веках» (защита проектов) | 1 час | |||
Тема 3. Русские земли в середине XII - начале XIII века- 8 часов | |||||
17 | Образование самостоятельных русских земель | 1 час | |||
18 | Удельный период русской истории | 1 час | |||
19 | Земли Южная Русь | 1 час | |||
20 | Юго-Западная Русь | 1 час | |||
21 | Новгородское государство и Владимиро-Суздальская Русь | 1 час | |||
22 | Политическая раздробленность на Руси | 1 час | |||
23 | Как жители Руси защищали свои земли от завоевателей? | 1 час | |||
24 | Какие последствия имел натиск иноземных захватчиков для истории Руси? | 1 час | |||
Тема 4: Русь между Востоком и Западом- 6 часов | |||||
25 | Монгольское нашествие на Русь | 1 час | |||
26 | Натиск с Запада | 1 час | |||
27 | Золотая Орда. Народы и государства евразийской степи и Сибири в XIII-XV веках | 1 час | |||
28 | Русские земли под властью Золотой Орды | 1 час | |||
29 | Великое княжество Литовское и русские земли | 1 час | |||
30 | Повторение и обобщение по теме «Русь между Востоком и Западом» | 1 час |
Тема 5. Русские земли в середине XIII- XV веков - 10 часов | |||||
31 | Судьбы северо-Западной и Северо-Восточной земель после монгольского нашествия | 1 час | |||
32 | Дмитрий Донской и борьба русских земель с Ордой | 1 час | |||
33 | Русские земли в конце XVI - первой половине XV веков | 1 час | |||
34 | Конец эпохи раздробленности. | 1 час | |||
35 | Русская православная церковь во второй половине XIII - середине XV века. | 1 час | |||
36 | Русская литература во второй половине XIII- XV веке. | 1 час | |||
37 | Искусство во второй половине XIII-XV веке. | 1 час | |||
38 | Проектная деятельность | 1 час | |||
39 | Проектная деятельность | 1 час | |||
40 | Итоговый урок | 1 час |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории России 9 класс (3 часа в неделю) Данилова, Косулина
Рабочая программа по истории России составлена по учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г.. Расчитана на 3 часа в неделю. Включает после каждого раздела уроки по Истории Донского края и казачества, в ча...
рабочая программа по истории России 8 класс, VIII вид. 34 часа в год
Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по истории России для 8 класса общеобразовательной школы. 2 часа в неделю.
Рабочая программа по истории России для 8 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего о...
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.
Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...
Рабочая программа по истории России 9 класс для учебника под ред. А.В.Торкунова ( на 20 часов)
Рабочая программа по истории России 9 класс разработана для дистанционного обучения детей с ОВЗ. Рабочая программа расчитана на 20 часов....
Рабочая программа по истории России 9 класс для учебника под ред. А.В.Торкунова ( на 20 часов)
Рабочая программа по истории России для индивидуального обучения на дому в 9 классе....
Рабочая программа по истории России - 7 класс ( 40 часов)
Рабочая программа для учащихся 7 класс по курсу История России, учебник Е. В. Пчелов П.В.Лукин «История России XVI -XVII вв.» 7 класс, издательство «Русское слово&r...