Урок «Походы князя Святослава»
план-конспект урока по истории (10 класс)
Данная разработка занятия подготовлена для того, чтобы показать возможность изучения сугубо военной, казалось бы, темы не с позиций прославления воинских подвигов как таковых, а с позиции сопоставления завоевательных и оборонительных войн. Важнейшая задача занятия — продемонстрировать, что далеко не всякая война, даже если она успешна, служит интересам народа.
Накануне урока учащиеся получают домашнее задание: прочитать и кратко законспектировать текст о походах Святослава. Литература: 1) Горбачёва Е.Г. Битвы и сражения. – М.: издательство «Вече», 2002. 2) Голубева Т.А. Царские династии. – М.: «РОСМЭН», 2002. 3) Словарь русской истории. – Нижний Новгород: «Три богатыря» и «Братья славяне», 1997.
Занятие разработано для элективных курсов, групповых занятий по истории, а так же для урока истории в 10 классе. Предыдущие занятия входят в Раздел «Исторические личности», поэтому связаны с настоящим занятием общими целями: Переосмысление отношения к образу и деяниям исторической личности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_svyatoslav._morilov_s.t.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории
МБОУ «Кезская средняя общеобразовательная школа № 1»
Морилов С.Т.
Разработка занятия по истории
Данная разработка занятия подготовлена для того, чтобы показать возможность изучения сугубо военной, казалось бы, темы не с позиций прославления воинских подвигов как таковых, а с позиции сопоставления завоевательных и оборонительных войн. Важнейшая задача занятия — продемонстрировать, что далеко не всякая война, даже если она успешна, служит интересам народа.
Накануне урока учащиеся получают домашнее задание: прочитать и кратко законспектировать текст о походах Святослава. Литература: 1) Горбачёва Е.Г. Битвы и сражения. – М.: издательство «Вече», 2002. 2) Голубева Т.А. Царские династии. – М.: «РОСМЭН», 2002. 3) Словарь русской истории. – Нижний Новгород: «Три богатыря» и «Братья славяне», 1997.
Занятие разработано для элективных курсов, групповых занятий по истории, а так же для урока истории в 10 классе. Предыдущие занятия входят в Раздел «Исторические личности», поэтому связаны с настоящим занятием общими целями: Переосмысление отношения к образу и деяниям исторической личности.
Тема: «Походы князя Святослава»
Цель: 1. Построение знаний у учащихся о военных походах Святослава, значении и характере походов, их переосмысление.
2.Развитие умений анализировать материал, рассуждать, доказывать свою точку зрения, делать выводы.
3.Развитие понимания ценности осмысленного подхода к анализу исторических фактов.
4. Понять, что патриотизм человека проявляется не в захватнических войнах, а в войнах освободительных и славных победах при защите Отечества.
5. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности.
Оборудование: историческая карта «Киевская Русь в IX – XI веках».
Форма занятия: занятие с использованием базовой модели ТРКМЧП.
Ход занятия
Стадия вызова
1. У вас на столах лежит текст с изречением мыслителя (см. Пр.1). Внимательно его прочитайте и вставьте пропущенное слово. (слово Война)
Работа в группе, затем озвучивание в классе.
2. Сформулируйте определение термина «война».
Учащиеся выполняют задание индивидуально, обмениваются результатами работы в группе, выбирают лучшее определение для представления всему классу.
3. Давайте проверим наши предположения. Сравните свои определения с определением в словаре (см. Пр.2).
4. По каким признакам классифицируются войны? Учащиеся делают заключение, что войны бывают справедливые и несправедливые.
Объявляю и записываю на доске тему занятия.
Стадия содержания
1. Среди отечественных историков бытуют разные мнения по поводу военных походов Святослава. Историк С.М. Соловьев писал: «Святослав… с своею отборною дружиною покинул Русскую землю для подвигов отдаленных, славных для него и бесполезных для родной земли». Б.А. Рыбаков, напротив, утверждал: «По отношению к Руси вся стремительная деятельность Святослава не только не была невниманием к ее интересам…, но, наоборот, все было рассчитано на решение больших государственных задач».
Так кто такой был Святослав: защитник границ государства русского или захватчик и поработитель?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, используем законспектированный материал (домашнее задание) и дополнительную литературу (см. Пр.3).
Работать будем в парах. В ходе чтения материала, в тетрадях заполняем таблицу, при этом, один человек в паре заполняет графу «Справедливая война», находит аргументы, другой – заполняет графу «Несправедливая война». ( С целью экономии времени первую колонку «Направление походов» может задать учитель).
Таблица.
Походы Святослава
Направление походов | Справедливая война | Несправедливая война |
1) Земля вятичей | ||
2) Волжская Булгария | ||
3) Хазария | ||
4) Болгария | ||
5) Византия | ||
6) Печенеги |
2. На основании записей, сделанных в таблице, сформулируйте вывод, обменяйтесь своими результатами в группе.
3. Представители от групп зачитывают факты, аргументы и выводы классу.
Стадия рефлексии
1. Закончите фразу: «Русский фольклор не знает имени Святослава, он не стал героем былин потому, что …»
2. Вариативная часть. Учащиеся пишут небольшое сочинение – размышление на тему: «Святослав, защитник границ государства русского или захватчик и поработитель?»
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
«…может иметь хорошие последствия у дикарей, способствуя отбору наиболее сильных и стойких, но на цивилизованные народы влияние … обыкновенно самое пагубное: … ведет к заимоистреблению самых лучших и самых храбрых». (А. Фулье)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Война - общественное явление, продолжение политики насильственными средствами. Характер войны определяется ее политическим содержанием. В зависимости от него война носит справедливый (оборонительный, освободительный) или несправедливый (захватнический) характер. Войны, ведущие народами за освобождение от социального и национального гнета, в защиту своей государственной независимости, - справедливые. Например, Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Войны, ведущиеся с целью подавления освободительной борьбы, захвата чужих территорий, порабощения и грабежа других народов, - несправедливые. Яркий пример несправедливых войн – агрессия фашистских государств – Германии и Италии, милитаристской* Японии и их сателлитов против СССР и других государств в 30 - 40-е гг. В современных условиях все настоятельнее звучит требование – все спорные вопросы решать мирными, а не военными средствами.
*Милитаризм – политика наращивания военной мощи государства и активизация военных приготовлений.
(Словарь учебный. Философия, политика, экономика. - Горно-Алтайск: Академия Холдинг:2003)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Летопись о Святославе:
«Бе бо и сам храб и легко ходя, акы пардус, войны многы творяше, ходя же воз по собе не вожаше, ни котьла, ни мяс варя, но потонку изрезав конину ли, зверину ли или говядину на углех испек ядяше, ни шатра имяше, но подъклад постилаше и седло в головах».
Перед сражением Святослав вдохновлял свое войско речами. Византийский хронист Х века Лев Диакон приводит одну из речей Святослава: «…Проникнемся мужеством, которое завещали нам предки, вспомним о том, что мощь россов до сих пор была несокрушимой, и будем храбро сражаться за свою жизнь! Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством. Мы должны либо победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, достойные доблестных мужей!»
Летопись о походе Святослава на хазар в 964–966 гг.:
(964) Иде Святослав на Оку и на Волгу, и налезе вятичи и рече вятичам: «Кому дань даете?» Они же реша: «Козаром»…(965) Иде Святослав на козары; слышавше же козари изидоша противу с князем своим коганом… Одоле Святослав козаром и град их и Белую Вежу взя. И ясы победи и касоги.(966) Вятичей победил Святослав и дань на них возложил, что раньше хазарам платили».
Вопросы для размышления.
1. Можно ли назвать присоединение вятичей к киевскому государству добровольным?
2. Следует ли полагать, что вятичи сопротивлялись потому, что предпочитали платить дань хазарам, нежели киевскому князю?
Летопись о желании Святослава перенести свою столицу из Киева в город Переяславец на Дунае:
«Хочю жити в Переяслвцы на Дунае, яко то есть середа земли моей. Ту вся благая сходятся: от Грек злато, поволоки (шелк), вина и овощеве разноличныя (фрукты), из Чех же, из Угорь сребро и кони, из Руси же скора и воск, мёд и челядь».
Вопрос для размышления.
1. О чем свидетельствует его готовность перенести свою столицу из Киева в Переяславец?
По самым минимальным подсчетам, Святослав прошел походами за несколько лет 8000-8500 километров. Часть историков обвиняет Святослава в излишней воинственности, безрассудной драчливости, называя его авантюристом, «предводителем бродячей дружины». Подтверждение этому события 968 года, когда в отсутствие князя печенеги осадили Киев и Ольга с внуками оказалась в опасности.
Обращение киевлян к Святославу, вернувшемуся в Киев, чтобы отогнать осадивших его печенегов:
«Ты, князь, чужой земли ищешь и о ней заботишься, а свою покинул».
Вопрос для размышления.
1. Почему Святослав, вернувшись в Киев из-за печенежского набега, не остался там, а вскоре вновь вернулся в Болгарию? О каком его отношении к Руси это свидетельствует?
Византийский историк Лев Диакон приводит ответ Святослава на предложение императора Иоанна Цимисхия вернуться на Русь (970 г.):
«Пусть греки покинут Европу, которая им не принадлежит, и убираются в Азию».
Что же касается взаимоотношений хазар с Киевской Русью, то односторонне представлять ее как порабощение и угнетение славян хазарами некорректно. В.О. Ключевский полагал, что «хозарское иго было для днепровских славян не особенно тяжело и не страшно», более того, что оно «оказало благотворное влияние на промышленные успехи днепровских славян. Хазары… скоро перешли к мирным промыслам и открыли своим днепровским данникам свободный проход по многочисленным степным речным дорогам. Таким образом, завязались тесные торговые связи Днепровья с черноморскими и каспийскими рынками». Современные авторы склонны поддерживать это давнее мнение, обращая внимание на то, что «“хазарское иго” способствовало расцвету славянской культуры в Среднем Поднепровье, так как славяне были избавлены от набегов степняков».
Историк Л.Кацва пишет, что « Результаты крупнейшего похода Святослава — против хазар — оказались весьма противоречивы. С одной стороны, князь подчинил Киеву землю последнего еще не подвластного ему восточнославянского племени — вятичей и, нанеся поражение хазарам, открыл русским купцам пути на восток. С другой стороны, после гибели Хазарского каганата хозяевами южнорусских степей окончательно стали кочевники-печенеги, которых ранее отчасти сдерживали хазары».
СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ (? - ок. 972)
Великий князь киевский (945—972), один из выдающихся полководцев Древней Руси. При нем государством правила его мать княгиня Ольга (до своей смерти в 969 г.), а он отправлялся в военные походы. Подсчитано, что около 8500 км С. прошел походами. Действия его носили наступательный характер, что позволяло ему захватывать инициативу и добиваться успеха. При нем территория Киевского государства значительно расширилась. В 60-х гг. X в. С разгромил Хазарский каганат, разрушил его столицу Итиль; в 965 г. взял Белую Вежу и присоединил вятичей к своему государству; подчинил также Болгарское царство на Волге; завоевал Болгарию и остался жить на Дунае — в Переяславле, оставив мать с внуками в Киеве. Не раз воевал с Византией, причем в этих войнах показал себя выдающимся военачальником: имея силы в десять раз меньшие, сумел одержать победу, подняв моральный дух своих воинов. Известны из летописи его слова, сказанные перед сражением воинам: "Да не посрамим землю Русскую, но ляжем костьми тут! Мертвые сраму не имут. Если же побежим, то срам примем и погибнем. Станем крепко..." Серьезным врагом Русского государства в то время были печенеги. Не раз приходилось оборонять Киев от их набегов. Возвращаясь после победы над Византией, С. был встречен печенегами у днепровских порогов и в этом сражении убит. Печенежский князь Куря из черепа С. сделал чашу для вина, оковав ее золотом. Византийский историк так рисует портрет С: он был среднего роста, глаза голубые, густые брови, длинные усы, мало волос на бороде и без волос на голове, имелся только клок, что означало его знатное происхождение. Внешне выглядел мрачно и сурово, грудь широкая, шея плотная. В одном ухе носил серьгу с двумя жемчужинами. Ходил легко, как барс. В обиходе был прост, ел с дружинниками, многих звал по имени, потому что сам их отбирал — таких же храбрых воинов, каким был сам. Летописцы описывают его военную жизнь: возов и котлов с собой не возил, т.к. мясо не варил, а, изрезав тонкими ломтями, пек на углях; шатра у него не было, а спал С. на конском потнике, положив седло под голову. Никогда не нападал на врага исподтишка. Перед походом посылал гонца к противнику с кратким предупреждением: "Иду на вы!"
(Словарь русской истории. – Нижний Новгород: «Три богатыря» и «Братья славяне», 1997.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА «ПРАВЛЕНИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА СВЯТОСЛАВИЧА (980 – 1015). КРЕЩЕНИЕ РУСИ (988)»
Цели:познакомить учащихся с правлением князя Владимира, определить причины и значение принятия христианства на Руси; формировать умения в связной форме пересказывать текст учебника, давать собст...
Презентация к интегрированному уроку "Образ князя Игоря в музыке, истории, литературе"
Презентация содержит материал, который можно использовать при проведении урока литературы в 9 классе по "Слову о полку Игореве"...
Урок математики в 6 классе "Вычитание отрицательных чисел. Урок-поход".
Сознательно, прочно усвоить правила сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел, что обеспечит базу для успешной работына уроках математики, физики и других предметов....
Технологическая карта урока "Правление князя Владимира"
Урок посвящен пониманию причин и последствий крещения Руси...
Проект урока "Правление князя Владимира. Крещение Руси"
Проет урока истории России 6 класс "Правление князя Владимира. Крещение Руси" по УМК под редакцией Торкунова, по ФГОС...
Технологическая карта урока "Правление князя Владимира.Крещение Руси"
Технологическая карта урока по истории России 6 класс "Правление князя Владимира.Крещение Руси"...
Технологическая карта урока Правление князя Владимира. Крещение Руси
Технологическая карта урокаПравление князя Владимира. Крещение Руси(1 час) Цель урока: формирование условий для усвоения знаний о правлении князя Владимира, о причинах и принятии христианства на ...