Технологическая карта урока "Правление князя Владимира"
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме
Урок посвящен пониманию причин и последствий крещения Руси
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
abdullina_rh.doc | 529 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Абдуллина Р.Х.
Предмет история Класс 6
Учебник: Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др. История России. Учебник для 6 кл. общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2016.
Тема урока : «Правление князя Владимира. Крещение Руси».
Цель урока: подведение учащихся к пониманию причин и последствий крещения Руси.
Задачи урока:
- Обеспечить достижение предметных результатов обучения
-определить основные направления политики князя Владимира, показать значение его деятельности для укрепления государства на Руси;
-знать причины принятия христианства, определять основные события крещения Руси, понимать значение этого события для русского народа;
-уметь читать историческую карту и соотносить её данные с хронологией событий;
-извлекать нужную информацию из адаптированного летописного текста.
2. Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения:
-развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом;
– уметь анализировать текстовую, иллюстративную информацию, составлять план по тексту, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи;
-создать условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.
3. Обеспечить достижение личностных результатов обучения:
- осознавать историческое значение принятия христианства на Руси, дополнить знания обучающегося о социально-исторических процессах, сопровождавших принятие христианства.
- сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым на уроке объектам,
- совершенствовать навыки групповой работы,
- помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений,
- создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности.
4.Обеспечить социализацию обучающихся: приобретение опыта совместной деятельности и общения со сверстниками.
Тип урока: формирование новых знаний
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, иллюстративный материал по теме «Крещение Руси», настенная карта «Древнерусское государство в IX – XI вв.»
Основные понятия и термины: усобица, язычество, ислам, иудаизм, христианство, двоеверие.
Персоналии: Владимир I
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная, парная
Предполагаемый результат
Знать
-основные направления деятельности князя Владимира и их значение для укрепления государства;
-причины принятия христианства;
-основные социально-исторические процессы проведения христианской реформы князя Владимира;
-каково значение принятия христианства на Руси
Уметь
- анализировать текстовую, иллюстративную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи
- читать историческую карту и соотносить её данные с хронологией событий;
-извлекать нужную информацию из адаптированного летописного текста.
Технологии: Технология развития критического мышления, смыслового чтения.
Домашнее задание. Пар.6 учебника. Вопросы и задания к параграфу. Работа с печатной тетрадью. Приведите примеры сохранения двоеверия на Руси (в форме таблицы). По желанию подготовить презентация про Владимира I.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Организационный момент | Приветствие учителем обучающихся, проверка отсутствующих. | Обучающиеся рассаживаются на свои рабочие места, настраиваются на работу | |
2 | Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний, целеполагание. | Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока, корректирует учащихся. Начинается урок с просмотра видеофрагмента, изображающего церковь, слышится звон, перезвон колоколов. После просмотра задает вопрос: «Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?» Продолжает: «Ребята назовите славянских богов Руси». Учитель продолжает беседу: В какого Бога верят русские сейчас? А хотели бы вы узнать, как и когда произошла смена религий? Так давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. Предлагайте ваши варианты? Фиксирует варианты ответов. Учитель демонстрирует слайд с темой урока: «Правление князя Владимира. Крещение Руси». Просит в рабочих тетрадях написать число и тему урока. Совместно с учениками составляют план.
| Учащиеся высказывают свои мнения: - о церкви, религии, христианстве, о боге и т.д. Учащиеся вспоминают и отвечают, что восточные славяне были язычниками. Называют богов: Ярило, Перун и т.д. Отвечают: Это - И. Христос. Да, очень хотели бы знать Предполагаемые ответы учеников: принятие новой веры, переход от язычества к христианству, наконец, Крещение Руси. Учащиеся записывают Для пунктов планирования ученики задают вопросы: как, где, когда, зачем…? | Коммуникативные: готовность к сотрудничеству; умение полно и ясно формулировать свои мысли. Регулятивные: выдвижение гипотезы (при постановке цели урока). Познавательные: способность применять, ранее полученные знания, для связи с действительностью. |
3 3.1. | Информационный Работа с текстом учебника в парах | Учитель предлагает открыть учебник и найти в тексте, при каком князе осуществилось Крещение Руси и, когда это было. Прочитайте п.1 параграфа и составьте план «Основные направления политики князя Владимира» На основе текста учебника (п.2) определите предпосылки Крещения Руси. Задает проблемный вопрос: «А был ли у Владимира выбор веры?» Чтобы ответить на заданный вопрос, учитель предлагает работу в парах – ознакомиться с отрывком из текста «Повесть временных лет» обсудить в парах вопрос 1 к источнику.
Учитель ставит перед учащимся новую проблему: «Почему выбор пал на византийскую религию?» | Дети находят необходимую информацию, зачитывают верный ответ - при Владимире в 988 году, делают пометку в тетрадях. Определяют основные направления политики князя Владимира (в форме сложного плана) Находят в тексте причины принятия христианства на Руси. Осуществляют чтение документа, готовятся к самостоятельному выводу После обсуждения в парах вопроса, дают ответ. Ответ учащихся: Ислам был отвергнут «Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий…» и из-за запрета на спиртное, немцев …«Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой», иудаизм из - за отсутствия у евреев единого государства. Убедительны были доводы византийского священника. 1. Близость по - духу; 2. Наиболее близкие связи с Византией 3. Красота храмов 4. На Руси были первые крещенные, при чем, - близкие родственники и т.д. .."Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей". | Личностные: Понимание культурного и религиозного многообразия мира; Коммуникативные: Готовность к сотрудничеству с соучениками; Познавательные: Работа с историческими источниками для поиска необходимой информации. |
3.2 | Коллективная работа | На слайде выдержка: При Крещении Новгорода появилась поговорка «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем». Учитель спрашивает: «Ребята, а почему кого - то водой, некоторых огнем, мечом?» Используя иллюстрации учебника где продемонстрированы картины художников по теме предлагается, после просмотра, обсудить изображенное. Учитель добавляет информацию по процедуре Крещения в 988 году | Работа учащихся с визуальным источником. Выделяют героев; главных героев; какие происходят действия; какие краски, тона; как изображен Владимир т.д. Коллективно обсуждают увиденное и приходят к выводу, о том, что не все были согласны принять новую веру. | Коммуникативные: Развитие навыков к сотрудничеству в коллективной работе; Познавательные: Умение составлять описание исторических объектов художественного творчества |
3.3. | Физ. минутка | Учитель ставит электронную физ. минутку для глаз. | ||
3.4. | Групповая работа | Учитель условно делит учащихся на две группы (их можно назвать «язычники», «христиане») и предлагает каждой группе заполнить свой раздел в таблице, для последующего сравнения. Раздаточный материал учитель готовит заранее. Вопросы для сравнения: 1. отношение к Богу; 2. отношение к людям; 3. культура религии; 4.отношение к семье; Задание классу: Почитайте п.4, заполните таблицу «Значение принятия христианства на Руси» (политическое, международное, духовное). | Учащиеся самостоятельно заполняют раздел в таблице «Христиане»: 1.единобожие; 2.по библейским законам; 3.храмы, грамота, обряды, таинства и т.д. 4.патриархальный, укрепление брака. «Язычники» 1.многобожие; 2.«кровавая месть»; 3.идолопоклонничество, жертвоприношение; 4.деспотичный, со стороны мужчины, многоженство Индивидуальная работа учащихся. Заполнение таблицы в тетради | Личностные: Определение своей позиции в современном мире; Познавательные: Способность к сравнительному анализу, выявлять их сходство и различие; поиск информации; смысловое чтение. |
4 | Аналитический | – Давайте попробуем подвести итоги сегодняшнего урока в форме синквейна. | Выполнение задания. | Регулятивные: умение резюмировать |
5 | Рефлексия | На партах лежат таблички для самоанализа (Приложение №2) | Подчеркивают свой ответ из предложенных вариантов | Регулятивные: Объективность в оценивании своей деятельности |
6 | Дифференцированное домашнее задание. | Пар.6 учебника. Вопросы и задания к параграфу. Работа с печатной тетрадью. Приведите примеры сохранения двоеверия на Руси (в форме таблицы). По желанию подготовить презентация про Владимира I. | Фиксируют д/з. |
Приложение 1
Текст № 1 Адаптированный перевод фрагмента « Повести временных лет» (Михельсон Т. Рассказы русских летописей М.; 1989.)
« В лето 986. пришли болгары - мегометане и иноземцы от папы из Рима, а после них хазарские евреи, и хвалили каждый закон свой. Затем прислали греки к Владимиру философа. Он много говорил о жизни и смерти, о бытие всего мира. И запала на сердце Владимиру мысль креститься, но он хотел еще разузнать обо всех верах…
В лето 987. созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: « Вот приходили ко мне болгары, говоря, прими закон наш. Затем приходили немцы от папы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой- восхваляя. Что же вы посоветуете, что ответить?» И сказали бояре и старцы:- « Если хочешь в самом деле разузнать, то пришли своих мужей, пусть разузнают, у кого какая служба». Избрали мужей славных и умных и сказали: « Идите к болгарам, к немцам и грекам и испытайте их веру». Пошли русские послы к болгарам, к немцам и грекам. Когда они вернулись, созвал князь бояр своих и старцев и обратился к послам: « Говорите перед дружиною». Они же сказали: « Ходили к болгарам, смотрели как они молятся в мечети, и нет у них веселья, только печаль великая. Не добр их закон. И пришли мы к немцам и видели в храмах различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в греки и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали- на небе мы или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знали, как лучше рассказать об этом. Знаем мы только, что служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той».
Приложение 2
В правой колонке подчеркни свой ответ из предложенных вариантов. | |
1. На уроке я работал | активно / пассивно |
2. Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3.Урок для меня показался | коротким / длинным |
4. За урок я | не устал / устал |
5. Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
6.Домашнее задание мне кажется | легким / трудным интересным / неинтересным |
Князь Владимир Святославович (980-1015гг)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока истории "В чем мудрость князя Ярослава?" - 6класс.
Технологическая карта урока истории "В чем мудрость князя Ярослава?"Конспект урока по ФГОС второго поколения по курсу « История России с древнейших времен до конца XVIвека» – 6кл. Цель урок...
Технологическая карта урока « Владимир Святославич. Принятие христианства». Класс 6 ФГОС ООО
Технологическая карта урока Предмет история Класс 6Базовый учебник:...
Интернет-конференция IV Епархиальных образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизованный выбор Руси». Тема: Киевский князь Владимир Святой и его значение в русской истории. Итоги и последствия принятия христианства
История государства Российского насчитывает почти полторы тысячи лет. Эта история связана с именем Великого Князя Киевского Владимира Святославича, внука основателя династии Рюрика, сына первого русск...
Технологическая карта урока "Правление князя Владимира.Крещение Руси"
Технологическая карта урока по истории России 6 класс "Правление князя Владимира.Крещение Руси"...
Технологическая карта урока Правление князя Владимира. Крещение Руси
Технологическая карта урокаПравление князя Владимира. Крещение Руси(1 час) Цель урока: формирование условий для усвоения знаний о правлении князя Владимира, о причинах и принятии христианства на ...
Технологическая карта урока:"Правление князя Владимира. Крещение Руси"
Открытый урок истории в 6 классе по теме:"Правление князя Владимира. Крещение Руси". Цели урока: Раскрыть основные направления внутренней и внешней политики князя Вла...
Технологическая карта урока "Князь Владимир"
Технологическая карта урока истории России для 6 класса...