Технологическая карта урока "Правление князя Владимира"
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Абдуллина Ряшидя Хамзиевна

Урок посвящен пониманию причин и последствий крещения Руси

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon abdullina_rh.doc529 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Абдуллина Р.Х.

Предмет      история           Класс    6

Учебник:    Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др.  История России. Учебник для 6 кл. общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2016.

Тема урока :   «Правление князя Владимира. Крещение Руси».

Цель урока:   подведение учащихся к пониманию причин и последствий крещения Руси.

Задачи урока:

  1. Обеспечить достижение предметных результатов обучения

    -определить основные направления политики князя Владимира, показать значение его деятельности для укрепления   государства на Руси;

-знать причины принятия христианства, определять основные события крещения Руси, понимать значение этого события для русского народа;

-уметь читать историческую карту и соотносить её данные с хронологией событий;

-извлекать нужную информацию из адаптированного летописного текста.

        2. Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения:

             -развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом;

– уметь анализировать текстовую, иллюстративную информацию, составлять план по тексту, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи;

-создать условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.

    3. Обеспечить достижение личностных результатов обучения:

  •  осознавать историческое значение принятия христианства на Руси, дополнить    знания обучающегося  о социально-исторических процессах, сопровождавших принятие   христианства.
  • сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым на уроке объектам,
  • совершенствовать навыки групповой работы,
  • помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений,
  • создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности.

4.Обеспечить социализацию обучающихся: приобретение опыта совместной деятельности и общения со сверстниками.

Тип урока:   формирование новых знаний

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер,  иллюстративный материал по теме «Крещение Руси», настенная карта «Древнерусское государство в IX – XI вв.»

Основные понятия и термины: усобица, язычество, ислам, иудаизм, христианство, двоеверие.

Персоналии: Владимир I

Формы работы:  групповая, фронтальная, индивидуальная, парная

Предполагаемый результат

Знать

-основные направления деятельности князя Владимира и их значение для укрепления государства;

-причины принятия христианства;

-основные социально-исторические процессы проведения христианской реформы князя Владимира;

-каково значение принятия христианства на Руси

Уметь

- анализировать текстовую, иллюстративную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи

- читать историческую карту и соотносить её данные с хронологией событий;

-извлекать нужную информацию из адаптированного летописного текста.

Технологии: Технология развития критического мышления, смыслового чтения.

Домашнее задание. Пар.6 учебника. Вопросы и задания к параграфу. Работа с печатной тетрадью. Приведите примеры сохранения двоеверия на Руси (в форме таблицы). По желанию подготовить презентация про Владимира I.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов

1

2

3

4

5

1

Организационный момент

Приветствие учителем обучающихся, проверка отсутствующих.

Обучающиеся рассаживаются на свои рабочие места, настраиваются на работу

2

Мотивация учебной деятельности.

Актуализация знаний, целеполагание.

Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока, корректирует учащихся. Начинается урок с просмотра видеофрагмента,  изображающего церковь, слышится звон, перезвон колоколов.

После просмотра задает вопрос: «Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?»

Продолжает: «Ребята назовите славянских богов Руси».

Учитель продолжает беседу:

В какого Бога верят русские сейчас?

А хотели бы вы узнать, как и когда произошла смена религий?

Так давайте попробуем сформулировать  тему нашего урока. Предлагайте ваши варианты?

Фиксирует варианты ответов.

Учитель демонстрирует слайд  с темой урока: «Правление князя Владимира. Крещение Руси». Просит в рабочих тетрадях написать число и тему урока.

Совместно с учениками  составляют план.

  1. Как правил Владимир?
  2. Зачем нужна новая религия?
  3. Причины принятия христианства
  4. Крещение Руси
  5. Значения принятия христианства

Учащиеся высказывают свои мнения:

- о церкви, религии, христианстве, о боге и т.д.

Учащиеся  вспоминают  и отвечают, что восточные славяне были язычниками. Называют богов: Ярило, Перун и т.д.

Отвечают:

Это - И. Христос.

Да, очень хотели бы знать

Предполагаемые ответы учеников: принятие новой веры, переход от язычества к христианству, наконец, Крещение Руси.

Учащиеся записывают

Для пунктов планирования ученики задают вопросы: как, где, когда, зачем…?

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству;

умение полно и ясно формулировать свои мысли. Регулятивные: выдвижение гипотезы (при постановке цели урока).

Познавательные: способность применять, ранее полученные знания,  для связи с действительностью.  

3

3.1.

Информационный

Работа с текстом учебника в парах

Учитель предлагает открыть учебник и найти в тексте, при каком князе  осуществилось  Крещение Руси и, когда это было.

Прочитайте п.1 параграфа и составьте план «Основные направления политики князя Владимира»

На основе текста учебника (п.2) определите предпосылки Крещения Руси.

Задает проблемный вопрос: «А был ли у Владимира выбор веры?»

Чтобы ответить на заданный вопрос, учитель предлагает  работу в парах – ознакомиться с отрывком из текста «Повесть временных лет»

обсудить в парах вопрос 1 к источнику.

 

Учитель ставит  перед учащимся новую проблему: «Почему выбор пал на византийскую религию?»

Дети находят необходимую информацию, зачитывают верный ответ - при Владимире в 988 году, делают пометку в тетрадях.

Определяют основные направления политики князя Владимира (в форме сложного плана)

Находят в тексте причины принятия христианства на Руси.

Осуществляют чтение документа, готовятся к  самостоятельному выводу

 После обсуждения в парах вопроса, дают ответ.

Ответ учащихся:

Ислам был отвергнут «Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме,  то  есть  в  мечети,

стоят там без пояса;  сделав  поклон,  сядет  и  глядит  туда  и  сюда,  как

безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий…» и из-за запрета на спиртное, немцев …«Не добр  закон

их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но  красоты

не видели никакой»,  иудаизм из - за отсутствия у евреев единого государства. Убедительны были доводы византийского священника.

1. Близость по - духу;

2. Наиболее близкие связи с Византией

3. Красота храмов

4.  На Руси были первые крещенные, при чем, - близкие родственники и т.д. 

.."Если бы  плох  был  закон  греческий,  то  не

приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она  мудрейшей  из  всех  людей".  

Личностные: Понимание культурного и религиозного многообразия мира;

Коммуникативные: Готовность к сотрудничеству с соучениками;

Познавательные: Работа с историческими источниками для поиска необходимой информации.

3.2

Коллективная работа

На слайде  выдержка:

 При Крещении Новгорода появилась поговорка «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем». Учитель спрашивает: «Ребята, а почему  кого - то водой, некоторых огнем, мечом?»

Используя иллюстрации учебника

где  продемонстрированы  картины художников по теме   предлагается, после просмотра, обсудить изображенное.

Учитель добавляет информацию по процедуре Крещения в 988 году

Работа учащихся с визуальным источником. Выделяют героев; главных героев; какие происходят действия;  какие краски, тона; как изображен Владимир  т.д.

Коллективно обсуждают увиденное и приходят к выводу, о том, что не все были согласны принять новую веру.

Коммуникативные: Развитие навыков к сотрудничеству в коллективной работе;

Познавательные: Умение составлять описание исторических объектов  художественного творчества

3.3.

Физ. минутка

Учитель ставит электронную физ. минутку для глаз.

3.4.

Групповая работа

Учитель условно делит учащихся на две группы (их можно назвать «язычники», «христиане») и предлагает каждой группе заполнить свой раздел в таблице, для последующего сравнения.

Раздаточный материал учитель готовит заранее. Вопросы для сравнения:

1. отношение к Богу;

2. отношение к людям;

3. культура религии;

4.отношение к семье;

Задание классу: Почитайте п.4, заполните таблицу «Значение принятия христианства на Руси» (политическое, международное, духовное).

Учащиеся  самостоятельно заполняют раздел в таблице

«Христиане»:

1.единобожие;

2.по библейским законам;

3.храмы, грамота, обряды, таинства и т.д.

4.патриархальный, укрепление брака.

«Язычники»

1.многобожие;

2.«кровавая месть»;

3.идолопоклонничество, жертвоприношение;

4.деспотичный, со стороны мужчины, многоженство

Индивидуальная работа  учащихся.

 Заполнение таблицы в тетради

Личностные:

Определение своей позиции в современном мире;

Познавательные: Способность к сравнительному анализу, выявлять их сходство и различие;

поиск информации;

смысловое чтение.

4

Аналитический

– Давайте попробуем подвести итоги сегодняшнего урока в форме синквейна.

Выполнение задания.

Регулятивные: умение резюмировать

5

Рефлексия

На партах лежат таблички для самоанализа (Приложение №2)

Подчеркивают свой ответ из предложенных вариантов

Регулятивные:

Объективность в оценивании своей деятельности

6

Дифференцированное домашнее задание.

Пар.6 учебника. Вопросы и задания к параграфу. Работа с печатной тетрадью. Приведите примеры сохранения двоеверия на Руси (в форме таблицы). По желанию подготовить презентация про Владимира I.

Фиксируют д/з.

Приложение 1

Текст № 1  Адаптированный перевод фрагмента « Повести временных лет» (Михельсон Т. Рассказы русских летописей М.; 1989.)

« В лето 986. пришли болгары - мегометане и иноземцы от папы из Рима, а после них хазарские евреи, и хвалили каждый закон свой. Затем прислали  греки к Владимиру философа. Он много говорил о жизни и смерти, о бытие всего мира. И запала на сердце Владимиру мысль креститься, но он хотел еще разузнать обо  всех верах…

В лето 987. созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: « Вот приходили ко мне болгары, говоря, прими закон наш. Затем приходили немцы от папы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой- восхваляя. Что же вы посоветуете, что ответить?» И сказали бояре и старцы:- « Если  хочешь в самом деле разузнать, то пришли своих мужей, пусть разузнают, у кого какая служба». Избрали мужей славных и умных и сказали: « Идите к болгарам, к немцам и грекам и испытайте их веру». Пошли русские послы к болгарам, к немцам и грекам. Когда они вернулись, созвал князь бояр своих и старцев и обратился к послам: « Говорите перед дружиною». Они же сказали: « Ходили к болгарам, смотрели  как они молятся в мечети, и нет у них веселья, только печаль великая. Не добр их закон. И пришли мы к немцам и видели в храмах различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в греки и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали- на небе мы или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знали, как лучше рассказать об этом. Знаем  мы только, что служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той».

Приложение 2

В правой колонке подчеркни свой ответ из предложенных вариантов.

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

6.Домашнее задание мне кажется

легким / трудным

интересным / неинтересным

Князь Владимир Святославович   (980-1015гг)

Описание: http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=c76527e81773959a6d6b4abc70b5f50d-87-144&n=24Описание: clipboard(10)                                                               Описание: Крещение киевлян

                               

Описание: x1-Z5_205


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории "В чем мудрость князя Ярослава?" - 6класс.

Технологическая карта урока истории "В чем мудрость князя Ярослава?"Конспект урока по ФГОС второго поколения по курсу « История России с древнейших времен до конца XVIвека» – 6кл. Цель урок...

Технологическая карта урока « Владимир Святославич. Принятие христианства». Класс 6 ФГОС ООО

Технологическая карта урока Предмет      история           Класс    6Базовый учебник:...

Интернет-конференция IV Епархиальных образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизованный выбор Руси». Тема: Киевский князь Владимир Святой и его значение в русской истории. Итоги и последствия принятия христианства

История государства Российского насчитывает почти полторы тысячи лет. Эта история связана с именем Великого Князя Киевского Владимира Святославича, внука основателя династии Рюрика, сына первого русск...

Технологическая карта урока "Правление князя Владимира.Крещение Руси"

Технологическая карта урока по истории России 6 класс "Правление князя Владимира.Крещение Руси"...

Технологическая карта урока Правление князя Владимира. Крещение Руси

Технологическая карта урокаПравление князя Владимира. Крещение Руси(1 час) Цель урока: формирование условий для усвоения знаний о правлении князя Владимира, о причинах и принятии христианства на ...

Технологическая карта урока:"Правление князя Владимира. Крещение Руси"

Открытый урок истории в 6 классе по теме:"Правление князя Владимира. Крещение Руси".     Цели урока: Раскрыть основные направления внутренней и внешней политики князя Вла...

Технологическая карта урока "Князь Владимир"

Технологическая карта урока истории России для 6 класса...