Проект урока "Правление князя Владимира. Крещение Руси"
план-конспект урока по истории (6 класс)

Комиссарова Наталья Николаевна

Проет урока  истории России 6 класс "Правление князя Владимира. Крещение Руси" по УМК под редакцией Торкунова, по ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Комиссарова Наталья Николаевна

Район

Ветлужский район

Место работы

 Муниципальное общеобразовательное учреждение Туранская школа

Должность

Учитель истории и обществознания

УМК по отечественной истории

Москва, Издательство «Просвещение»

  • Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России» 6-9 классы.
  • Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. и др. (под редакцией Торкунова) История России. 6 класс. В 2-х частях.
  • Журавлева О.Н. Журавлева О.Н. Поурочные рекомендации. История России. 6 класс.
  • Данилов А.А., Лукутин А.В., Артасов И.А. История России. Рабочая тетрадь. 5 класс.
  • История России. Хрестоматия. 6-10 класс.
  • Данилов А.А., Демидов Г.В. История России. Сборник рассказов. 6 класс.
Общая информация

Тема урока

Правление князя Владимира. Крещение Руси.

Тип урока

Комбинированный

Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

  • Определить предпосылки, причины и значение принятия Русью христианства, объяснить, почему на Руси установилось двоеверие, сохранившееся до наших дней.
  • Продолжить формирование умения анализировать исторический источник, работать с картой, схемами, определять ход, последовательность событий, связанных с крещением Руси.
  • Развивать монологическую речь учащихся, формировать умение составлять «Я – высказывание».
  • Развивать умение давать оценку исторических событий, явлений.
  • Продолжить работу над формированием у учащихся чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины.

Необходимое оборудование

Мультимедийное оборудование, компьютер.

Дидактическое обеспечение

Презентация к уроку, карта «Русь в Х – ХI вв.», карточки для учащихся с тестами и заданиями.

Планируемые результаты  урока

  • личностные
  • Изложение своей точки зрения, ее аргументация.
  • Следование этическим нормам и правилам ведения диалога, формирование коммуникативной компетенции.
  • Уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической мотивации поступков людей предыдущих эпох.
  • Обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога.

  • предметные
  • Оценивать поступки, человеческие качества на основе осмысления деятельности Владимира Святого.
  • Анализ информации, содержащейся в летописях (фрагмент «Повести временных лет»).
  • Определение и использование исторических понятий и терминов: усобица, монотеизм, ислам, иудаизм, христианство, десятина, двоеверие.
  • Установление синхронистических связей Руси и Византии.
  • Поиск в источниках различного типа и вида информации о крещении Руси.
  • Определение предпосылок, причин и значения Крещения Руси.
  • Описание характерных, существенных черт религиозных верований людей.

  • метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД)

Регулятивные УУД

  • Определять цель, проблему в учебной деятельности.
  • Выдвигать версии.
  • Планировать деятельность в учебной ситуации.
  • Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

  • Находить достоверную информацию в разных источниках .
  • Анализировать (выделять главное).
  • Определять понятия.
  • Обобщать, делать выводы.
  • Выделять причины и следствия.
  • Представлять информацию в разных формах (схема, таблица). 

Коммуникативные УУД

  • Умение работать в парах.
  • Излагать своё мнение, аргументируя его.
  • Создавать устные и письменные тексты.
  • Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. 

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Устный опрос, выполнение тестов, взаимоконтроль учеников в группах, исторический диктант, доклад (сообщения), творческо – исследовательская работа, наблюдения за результатами личностного развития.

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России» 6-9 классы.
  • Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. и др. (под редакцией Торкунова) История России. 6 класс. В 2-х частях.
  • Журавлева О.Н. Журавлева О.Н. Поурочные рекомендации. История России. 6 класс.
  • Данилов А.А., Лукутин А.В., Артасов И.А. История России. Рабочая тетрадь. 5 класс.
  • История России. Хрестоматия. 6-10 класс.
  • Данилов А.А., Демидов Г.В. История России. Сборник рассказов. 6 класс.

Дополнительная

  • Колыванова В. Владимир Красное Солнышко. – М,: ОЛМА Медиа Групп, 2014.
  • Повторение и контроль знаний. Интерактивные дидактические материалы. История России . 6 класс. Методическое пособие с электронным приложением/ О.А. Мартьянова.- М.: Планета, 2011. – 480 с. – (Качество обучения)

Интернет-ресурсы

  • www.lesson-history.narod.ru
  • www.ssu.samara.ru
  • www.library.ru
  • www.prosv.ru/

ЭОРы

Презентация к уроку, DVD диск «История Руси с древнейших времен до конца 16в.»

План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Этап урока
Как реализованы требования ИКС
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации

Организационный момент

- Приветствие.

Оживление, проявление интереса. Высказывания, ответы на вопросы.

Высказывания собственных мыслей

Актуализация знаний УУД и

постановка цели урока в начале урока . Мотивация

Используется УКМ издательства «Просвещение».

Тема является обязательной для изучения по ИКС

Выдержана структура курса. 6 класс – «От Древней Руси к Российскому государству»

Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Вспоминают. Отвечают, дополняют. Анализируют, формулируют цели, вопросы по поводу цели и темы урока.    

 Демонстрация ЗУН по предыдущим темам.

Соблюдены требования содержания основных разделов:

Основных положений, понятий и терминов, персоналий, основных дат.

Проверка знаний учащихся.

Индивидуальный опрос (по выбору):

  1. Тест
  2. Исторический диктант: дать определение терминам: уроки, полюдье, погосты, князь, дань, язычество, посадники.
  3. Определите, что было раньше .
  4. Лингвистический конструктор
  5. Заполните пропуски в предложениях
  6. Опрос по карточкам.

I уровень: Кто и каким образом сделал Киев столицей русского государства? Почему именно Киев, а не Новгород?

С кем подписал Олег  договор 907 г.?

Что такое полюдье, уроки, погосты? Как они возникали?

II уровень: Какие задачи стояли перед Древнерусским государством в X-XIв.в.?

Каковы были внешнеполитические устремления Руси  в первой половине X в.? Почему так много времени первые князья уделяли  военным походам?

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

При объяснении новой темы

.

1 вопрос. Начало правления князя Владимира.

Обучающиеся получают задание для самостоятельного погружения в новый изучаемый материал. (метод экспресс-анализа текста)

Учащимся предлагается разделиться на 4 группы и сформировать органы управления и действий.

(в любой форме как устно, так возможно и зафиксировать в заранее приготовленных карточках).

  Каждой группе предлагается изучить страницы.  Составить выступление в 1 минуту в любой форме.

Второй поход в Болгарию и раздел земли между сыновьями рассматриваются с использованием карты.

Введение понятия «усобицы»

Работа с датами (правление Владимира).  

Звучит музыкальный фрагмент «Колокола»

Знакомство с памятниками князю Владимиру.

2 вопрос. Причины принятия христианства.

Беседа о традиционных религиях, культурном многообразии народов.

Организация беседы о сходствах вероучений религий, об отличии язычества от этих религий.

Работа с учебником стр.51

Организация самостоятельной работы с историческим источником: отрывок из «Повести временных лет»

3 вопрос. Крещение Руси.

Рассказ учителя о Корсуньском походе князя Владимира:

  1. сватовство князя Владимира;
  2. крещение князя Владимира;
  3. женитьба на византийской принцессе Анне

Крещение Руси (фрагмент видеофильма)

Работа с датами (988г.)

4 вопрос. Значение приятия христианства.

Найдите в учебнике ответ на вопрос: «В чем было значение крещения Руси?».

Делятся на группы. Каждая группа формирует свои органы управления и действий:

- спикер З (отвечает за знания «это уже знали»)

- зам Н (новый материал «это мы не знали»)

-зам Ц (ценная информация)

- зам Т (тревога, страх)

Работа с текстом.

Изучают страницы 49-50 учебника, выделяют свой блок, составляют по нему конспект, план или др., а так же выступление на 1 минуту

Работа с картой.

Дополнение схемы: « Династия Рюриковичей»

Осмысление нового термина

Работа с датами.  

Поиск информации в сети интернет.

Краткие сообщения-справки:

- об исламе;

- об иудаизме;

- о христианстве.

Сравнение черт славянского язычества и христианской религии? Выявляя общее и различное. Заполнить таблицу.

Самостоятельная работа с учебником стр 51

Отвечают на вопросы.  

  • Почему многие страны посматривали на русских как на «варваров»?
  •  Почему язычество по ряду причин не удовлетворяло Владимира?
  • Что  привлекло князя Владимира в христианстве и христианской Церкви Византии и Востока?

Работа с историческим источником.

Работа с картой

  1. Просмотр и анализ видеофрагмента (Сравните как крестили Киев и Новгород. Подумайте, почему Новгород сопротивлялся княжескому наказу. Как вы понимаете фразу Крестили «огнем и мечом»?)

Работа с текстом учебника. Беседа.

Объяснение прогрессивного значения принятия христианства для государства Русь.

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных  ЗУНов и УУД

использованы методологические подходы ИКС:

- историко-антропологический

-историко-культурологический

- многоаспектный.

Решаются основные задачи ИКС:

-формирование представлений об основных этапах многонационального государства

- раскрытие истории России как неотъемлимой части исторического процесса

- развитие исследовательских компетенций учащихся.

Соответствует содержание основных разделов ИКС:

-основные события (период правления Владимира Святого, Крещение Руси), их оценки;

- понятия и темины: Усобица, Монотеизм, Ислам, Иудаизм, Христианство, Десятина, Двоеверие;

- персоналии: Владимир I;

- основные даты: 980-1015 – правление князя Владимира, 988 – Крещение Руси;

-источники: учебник, карта, Фрагмент «Повести временных лет».

Учитель обучает анализу текстов, способам поиска и отбора информации. Учебник выполняет роль навигатора.

Объяснение термина «двоеверие».

Вынести ключевые слова на экран. (Возможно, их обговорить с детьми, а затем показать заранее готовый слайд).

Предлагается самостоятельно составить вопросы к параграфу и ответить на них.

Работа с дополнительной литературой. Сборник рассказов по истории России стр. 14-15

Определять понятие

Сделать вывод по теме.

Составление вопросов.

Работа с текстом.

Творческо-исследовательская работа

  1. На отдельном листе выпишите свои идеи, предположения по вопросу «Какие изменения произошли в  Древнерусском государстве (политике, культуре) после принятия христианства»?
  2. Обмен мнениями
  3. Сравните свои идеи с мнением автора учебника.

Отметно – оценочный этап. Рефлексия деятельности.

Обучающимся предложены вопросы на слайде:

- Давайте вспомним цели и задачи урока, удалось ли нам достичь их? Если нет- почему, если да -то как.

- Что было трудно и удалось ли преодолеть эти трудности?

- Чему научились лучше всего?

- Сохранили ли народы России сегодня любовь к Родине и стремление ее защищать?

Смайликами оценить урок

Выставите оценки себе и друзьям на стенде.

Д-з носит рекомендательный характер – прочитать дома еще раз параграф и сделать коллаж в парах.

 

Дети отвечают на  предложенные вопросы.

Оценочная деятельность

Самостоятельно определяют подходит ли им такое д-з, возможно предлагают иную форму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока 10 кл. "Князь Владимир. Крещение Руси"

Методическая разработка урока  "Князь Владимир. Крещение Руси" для 10 класса...

Князь Владимир. Крещение Руси

Информация о крещении  Рууси, о  деятельности  князя  Владимира...

Князь Владимир. Крещение Руси.

Презентация к уроку истории России в 6 классе....

"Князь Владимир. Крещение Руси."

28 июля Православная церковь чтит память святого равноапостольного князя Владимира, в день его преставления. В этом году Россия отметила памятную дату — День Крещения Руси.  В этом год...

Конспект урока по истории в 6 классе "Правление князя Владимира. Крещение Руси"

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Материалом для разработки послужило пособие "Поурочные разработки по истории России" Е.Н. Сорокиной...

Духовное краеведение Подмосковья. Конспект урока "Князь Владимир. Крещение Руси".

Духовное краеведение Подмосковья. Конспект урока   "Князь Владимир. Крещение Руси"....

ПРОЕКТ УРОКА ИСТОРИИ РОССИИ В 6 КЛАССЕ "Правление князя Владимира. Крещение Руси".

ПРОЕКТ УРОКА ИСТОРИИ РОССИИ В 6 КЛАССЕ "Правление князя Владимира. Крещение Руси"....