Технологическая карта урока по теме "Вхождение Украины в состав России" (7 класс)
учебно-методический материал по истории (7 класс)
Технологическая карта урока по теме "Вхождение Украины в состав России" (7 класс, УМК под редакцией Торкунова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_vhozhdenie_ukrainy.docx | 90.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по теме "Под рукой российского государя. Вхождение Украины в состав России"
(7 класс)
Составитель: Осмаченко Максим Владимирович, учитель истории ГБОУ лицея №408 Пушкинского района Санкт-Петербурга
УМК: История России. 7 класс. В 2 ч. [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И,В. Курукин, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. М.: Просвещение, 2017.
Цель урока: формирование целостного представления у учащихся о присоединении Левобережной Украины к России в XVII веке
Этап урока/занятия хронометраж | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | Планируемые результаты данного этапа |
Организационный (1-2 минуты) | Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку | Приветствие, подготовка письменных принадлежностей, учебника, тетради, атласа | Учащиеся полностью готовы к уроку и нацелены на совместную работу. На данном этапе формируются в основном регулятивные результаты: развитие самоконтроля, самодисциплины и т.п. |
Проверка домашнего задания | Проведение фронтального опроса по теме: "Внешняя политика России во второй половине XVII века: Северное и Восточное направления". Раздача и проверка индивидуальных карточек (шести ученикам) с вопросами и терминами. Опрос учащихся по карте России. Задача: показать территории, уступленные Россией по условием Кардисского мира и Нерчинского договора, показать границу раздела сфер влияния России и Османской империи на Украине. | Ответы на вопросы учителя по пройденному материалу. Выполнение индивидуальных заданий на карточках. Ответ у доски по карте России. | Предметные:
Метапредметные: А) Познавательные:
Б) Коммуникативные:
В) Регулятивные:
Личностные:
|
Постановка целей и задач урока | Организация обсуждения в классе по вопросам:
Выдача учащимся листа самооценки (см. приложение 1). | Дискуссия по вопросам, организованным учителем. На основании полученных ответов формулируется цель урока: определить, когда и при каких обстоятельствах Украина вошла в состав России На основании цели учащимися самостоятельно формулируются задачи. Например:
Лист самооценки заполняется учащимися по ходу урока | Предметные:
Метапредметные: А) Познавательные:
Б) Коммуникативные:
В) Регулятивные:
Личностные:
|
Актуализация знаний для изучения новой темы | Даётся задание по вариантам: 1 вариант: вспомнить, когда произошло формирование украинского народа, его постепенное обособление от России? Как складывались отношения двух народов в это время? 2 вариант: какие земли на западе страны Россия потеряла по итогам Смутного времени? Учитель контролирует выполнение задания, направляет ход устного обсуждения, помогает ученикам при возникновении трудностей | Работа по вариантам, учащиеся вспоминают ранее изученный материал (темы 6 и 7 класса) и дают ответы. Среди ответов на задание 1 варианта могут быть указаны:
Среди ответов на задание 2 варианта (возможна помощь атласа) могут быть указаны:
| Предметные:
Метапредметные: А) Познавательные:
Б) Коммуникативные:
В) Регулятивные:
Личностные:
|
Изучение нового материала | 1. Украинские земли под властью Речи Посполитой.
2. Богдан Хмельницкий - лидер восстания Учитель раздаёт заранее подготовленный материал по биографии Б. Хмельницкого (см. приложение 2). Материал включает в себя фрагменты источников и иллюстративный материал. Во время работы учащихся учитель контролирует её выполнение 3. Восстание Богдана Хмельницкого Учитель выводит на слайд таблицу (см. приложение 3), посвящённую действиям Б. Хмельницкого во время его восстания. Во время работы учащихся по заполнению таблицу учитель контролирует их действия, помогает и направляет в случае возникновения проблем. После проверки выполненного задания учитель задаёт вопрос: Почему восстание Б. Хмельницкого потерпело поражение? Кто предал Б. Хмельницкого? К кому за помощью он теперь мог обратиться? 4. Переяславская Рада. Война с Польшей Учитель рассказывает о событиях 1654 года и созыве в Переяславле Рады, постановившей необходимость присоединения Украины к России. За несколько месяцев до этого в Москве прошёл Земский Собор, согласившийся принять Украину в состав России. Была неминуема война с Польшей. Война завершилась подписанием Андрусовского перемирия. На основе текста учебника и карты даётся задание детям выписать годы войны и территории, полученные Россией по итогам Андрусовского перемирия. 5. Украина в составе России Учитель предлагает выяснить, на каких условиях должны были строится отношения России и Украины. Даётся задание прочитать документ на с. 73-74 учебника и ответить на вопросы к нему. После проверки этого задания учитель рассказывает о проблемах Правобережной Украины, оставшейся в составе Речи Посполитой. Далее учащимся предлагается записать, что для управления Украиной был создан Малороссийский приказ, а церковь Украины оказалась во власти Московского патриархата. | 1. Слушают учителя, на основании его рассказа предлагают для записи возможные причины начала освободительной войны украинского народа. Среди возможных ответов учеников могут быть названы:
2. Учащиеся работают в парах. Их задача — выписать черты характера Богдана Хмельницкого, а также причины, по которым он возглавил восстание. Отдельно нужно указать, почему большинство казаков приняли его лидерство. 3. Учащиеся заполняют таблицу на основании данных учебника (с. 69-71, используется также карта на с. 70). Несколько учащихся устно оглашают данные, внесённые ими в таблицу. Другие учащиеся при необходимости добавляют или корректируют слова одноклассников. После проверки выполненного задания учащиеся отвечают на вопросы учителя. Среди возможных ответов могут быть:
4. Учащиеся внимательно слушают учителя, внося в тетрадь информацию о дате и решениях Земского Собора и Переяславской Рады. Учащиеся читают учебник (с. 60, 70-72), изучают карту (с. 70), вносят в тетрадь информацию о годах начала и окончания войны с Польшей, а также условия Андрусовского перемирия. Среди указанных условий могут быть названы:
5. Учащиеся читают документ, выписывают в тетрадь привилегии, обещанные русским царём казакам. Например: создание собственной армии в 60 тыс. человек, право избрания гетмана, внутренняя автономия. Отдельно отмечаются требования царя к казакам. Например: запрет на внешнеполитические отношения с другими государствами, обязанность охраны границы. После проверки задания учащиеся записывают информацию, полученную от учителя. | Предметные:
Метапредметные: А) Познавательные:
Б) Коммуникативные:
В) Регулятивные:
Личностные:
|
Первичное осмысление и закрепление | Для закрепления материала на слайд выводится несколько вопросов для самопроверки. Учитель внимательно следит за самопроверкой учеников, не вмешиваясь в сам ход их общения. После этого учитель предлагает учащимся своими словами записать определения нескольких терминов, изученных на уроке. К примеру:
Учитель предлагает учащимся по желанию озвучить свои формулировки терминов, при необходимости корректирует их. | Учащиеся работают в парах и отвечают друг другу на вопросы для самопроверки, при необходимости корректируют друг друга. После взаимопроверки учащиеся вносят данные в лист самооценки. Учащиеся своими словами записывают краткие определения терминов. После этого выборочно желающие оглашают свои варианты определений, остальные внимательно слушают и при необходимости корректируют формулировки. | Предметные:
Метапредметные: А) Познавательные:
Б) Коммуникативные:
В) Регулятивные:
Личностные:
|
Итоги урока. Рефлексия | Учитель подводит итоги урока, высказывая своё мнение относительно уровня усвоения материала, заслушивает мнение учащихся о прошедшем уроке, в частности, информацию о трудностях. Учитель предлагает ученикам закончить заполнение листа самооценки и подсчитать баллы. Учитель предлагает возможную интерпретацию баллов: 15-20 баллов: я хорошо поработал и многое узнал 8-14 баллов: я узнал новую информацию, но столкнулся с небольшими трудностями, мне нужно время для её закрепления менее 8 баллов: я столкнулся с большими трудностями и нуждаюсь в дополнительной консультации учителя | Учащиеся подводят итоги урока, высказывая своё мнение, особенно обращая внимание на трудности, с которыми они столкнулись во время урока. Учащиеся заканчивают заполнение листа самооценки и подсчитывают баллы. На основании слов учителя они могут сформировать примерное представление о своём уровне усвоения пройденного на уроке материала. | Предметные:
Метапредметные: А) Познавательные:
Б) Коммуникативные:
В) Регулятивные:
Личностные:
|
Домашнее задание | Учитель записывает на доске обязательное для всех задание: параграф 23 учебника (прочитать, ответить на вопросы), учить записи в тетради, задание №3 из рубрики "Думаем, сравниваем, размышляем" (устно) Задание по желанию (опережающее): сделать доклад об исторических личностях патриарха Никона и протопопа Аввакума | Учащиеся записывают задание в дневник, некоторые из них выражают желание сделать доклад на следующее занятие | Предметные:
Метапредметные: А) Познавательные:
Б) Коммуникативные:
В) Регулятивные:
Личностные:
|
Приложение 1. Лист самооценки учащегося
Лист самооценки урока
учени_________________класса
___________________________
(Фамилия Имя)
Заполни таблицу самооценки
0 - не могу 1 - могу отчасти 2 - могу в полной мере
№ | Вопрос | Оценка |
1 | Я понимаю тему урока, её историческую суть | |
2 | Я могу самостоятельно сформулировать цели и задачи урока | |
3 | Я могу назвать причины восстания украинских казаков | |
4 | Я помню информацию о личности и деятельности Б. Хмельницкого | |
5 | Я могу назвать причины неудачи Б. Хмельницкого на первом этапе борьбы с Речью Посполитой | |
6 | Я могу назвать дату и основные решения Переяславской Рады | |
7 | Я могу в общих чертах рассказать о ходе Русско-польской войны | |
8 | Я могу назвать привилегии, предоставленные русским царём украинским казакам | |
9 | Я могу назвать дату и основные положение Андрусовского перемирия | |
10 | Я хорошо работал на уроке и самостоятельно справился со всеми заданиями | |
Итог: |
Приложение 2. Информация о Богдане Хмельницком
Богдан-Зиновий Хмельницкий (1595–1657 гг.) – украинский государственный деятель, гетман Войска Запорожского, полководец. Наибольшую славу ему как исторической личности принесло то, что он возглавил национально-освободительную борьбу против поляков.
Богдан-Зиновий Михайлович Хмельницкий родился 27 декабря 1595 года в Суботове в семье, принадлежавшей к знатному шляхетскому роду.
О детских годах Богдана почти ничего неизвестно. Образование мальчик получил в киевской братской школе, после окончания которой поступил в иезуитский коллегиум во Львове. Здесь Богдан изучал латынь и польский язык, постигал азы риторики и сочинения. Несмотря на то, что юный Хмельницкий находился под полным влиянием иезуитов, им не удалось убедить его отречься от православия ради католической веры.
Польско-турецкая война 1620 года навсегда изменила жизнь Хмельницкого. В одной из битв погиб его отец, а сам Богдан оказался в плену. За 2 года рабства он успел в совершенстве выучить турецкий и татарский языки. Родственникам удалось собрать выкуп, и по возвращении домой Хмельницкий был зачислен в реестровое казачество.
Богдан был отважным воином, который не раз доказал своё бесстрашие в боях. Он принимал участие в морских походах против турков, выполнял важные поручения. Кроме того, он был образованным человеком для своего времени: кроме украинского, свободно говорил на польском, латинском, турецком и впоследствии и на русском языке.
Во время войны Речи Посполитой против Московского царства Хмельницкий возглавил осаду Смоленска. В 1635 году ему удалось спасти польского короля Владислава IV из плена, за что он получил в подарок золотую саблю и большое уважение при королевском дворе.
Хмельницкий участвовал во многих сражениях, но самой важной деятельностью в его судьбе стала Национально-освободительная война. В январе 1648 года сечевое казачество единодушно избрало Богдана Хмельницкого своим гетманом. Он организовал войско, к которому постоянно примыкали новобранцы. Отсутствие конницы новый гетман быстро решил благодаря союзу с крымским ханом.
У Хмельницкого было три жены: Анна Сомко, Елена Чаплинская и Анна Золотаренко. Итогом этих союзов стало рождение восьмерых детей: четырёх мальчиков и четырёх девочек.
Приложение 3. Таблица "Восстание Б. Хмельницкого"
(в таблицу для примера внесены некоторые события)
Основные сражения | Даты сражений | Союзники Хмельницкого | Результат |
Битва при Жёлтых Водах | 1648 | Крымское ханство | Победа казаков |
Битва при Корсуне | 1648 | Крымское ханство | Победа казаков |
Битва при Зборове | 1649 | Нет | Победа казаков, мирные переговоры |
Битва при Белой Церкви | 1651 | Крымское ханство | Ничья, мирные переговоры |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока к УМК Верещагина И.Н., 4 класс Урок 45 ,урок 9 в теме
АвторМартынова Светлана МихайловнаПредметАнглийский языкКласс4Тема урокаМесто, где мы живемСвязь данного урока с предыдущими и последующими урокамиУрок 45 учебника, урок 9 в темеЦели урокаФормир...
Методическая разработка трансформируемого урока истории: "Вхождение Украины в состав России"
Предмет: историяКласс: 7Автор УМК: А.В. ТоркуновТип урока: урок системного сотрудничества (урок в библиотеке)Руководители урока: Учитель: Палецких К.С. учитель истории и обществознания Биб...
"Россия-многонациональная страна" - технологическая карта урока по обществознанию и математике в 6 классе
Технологическая карта урока содержит: тип урока, цель, задачи, планируемые результаты....
технологическая карта урока истории по теме Экономическое развитие России в XVII веке
технологическая карта урока...
Технологическая карта урока. Тема: «Территория, население и хозяйство России в начале XVI в».
Тип урока: комбинированныйВид урока: исследование...
Технологическая карта урока географии по теме Государственная территория России. Типы российских границ ( 8 класс)
Технологическая карта урока географии по теме Государственная территория России. Типы российских границ ( 8 класс)...