Технологическая карта урока по теме "Вхождение Украины в состав России" (7 класс)
учебно-методический материал по истории (7 класс)

Осмаченко Максим Владимирович

Технологическая карта урока по теме "Вхождение Украины в состав России" (7 класс, УМК под редакцией Торкунова) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_vhozhdenie_ukrainy.docx90.56 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по теме "Под рукой российского государя. Вхождение Украины в состав России"
(7 класс)

Составитель: Осмаченко Максим Владимирович, учитель истории ГБОУ лицея №408 Пушкинского района Санкт-Петербурга

УМК: История России. 7 класс. В 2 ч. [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И,В. Курукин, А.Я. Токарева]; под ред. А.В. Торкунова. М.: Просвещение, 2017.

Цель урока: формирование целостного представления у учащихся о присоединении Левобережной Украины к России в XVII веке

Этап урока/занятия

хронометраж

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Планируемые результаты данного этапа

Организационный

(1-2 минуты)

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку

Приветствие, подготовка письменных принадлежностей, учебника, тетради, атласа

Учащиеся полностью готовы к уроку и нацелены на совместную работу. На данном этапе формируются в основном регулятивные результаты: развитие самоконтроля, самодисциплины и т.п.

Проверка домашнего задания

Проведение фронтального опроса по теме: "Внешняя политика России во второй половине XVII века: Северное и Восточное направления".

Раздача и проверка индивидуальных карточек (шести ученикам) с вопросами и терминами.

Опрос учащихся по карте России. Задача: показать территории, уступленные Россией по условием Кардисского мира и Нерчинского договора, показать границу раздела сфер влияния России и Османской империи на Украине.

Ответы на вопросы учителя по пройденному материалу.

Выполнение индивидуальных заданий на карточках.

Ответ у доски по карте России.

Предметные:

  • владение историческими терминами и использование их при ответе (например: коалиция, стрельцы, форпост);
  • умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи на основе собственных знаний;
  • умение выявлять хронологическую последовательность событий;
  • умение читать и анализировать историческую карту

Метапредметные:

А) Познавательные:

  • умение самостоятельно формулировать обобщения и выводы;
  • умение самостоятельно искать и интерпретировать полученную информацию;
  • развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли;
  • владение монологической и диалогической речью

Б) Коммуникативные:

  • умение отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии;
  • умение публично представлять результаты своего труда;
  • умение обобщать и анализировать слова других учащихся;
  • вести диалог с учителем и другими учащимися, задавать вопросы;

В) Регулятивные:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • осознавать свои сложности во время выполнения работы;
  • владение навыками самоконтроля

Личностные:

  • формирование собственной системы ценностей;
  • формирование положительной мотивации учащихся к изучению предмета;
  • формирование гражданской идентичности, чувства патриотизма

Постановка целей и задач урока

Организация обсуждения в классе по вопросам:

  1. В чём состоит значимость украинских земель для России?
  2. Что объединяет два этих народа?
  3. Почему украинцы могли стремится к вхождению в состав России?

Выдача учащимся листа самооценки (см. приложение 1).

Дискуссия по вопросам, организованным учителем. На основании полученных ответов формулируется цель урока: определить, когда и при каких обстоятельствах Украина вошла в состав России

На основании цели учащимися самостоятельно формулируются задачи. Например:

  • определить сходства и отличия в культуре русского и украинского народа в XVII веке;
  • охарактеризовать положение украинцев в составе Речи Посполитой;
  • определить цели России и Украины в предстоящей войне с Польшей;
  • проследить ход боевых действий;
  • выявить последствия присоединения Украины к России

Лист самооценки заполняется учащимися по ходу урока

Предметные:

  • владение историческими терминами и использование их при ответе;
  • умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи на основе собственных знаний;
  • умение формулировать историческую гипотезу и подкреплять её аргументами;
  • приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры и национальности на основе национальных ценностей;

Метапредметные:

А) Познавательные:

  • умение устанавливать критерии и признаки для проводимого анализа;
  • умение выявлять причинно-следственные связи изучаемых процессов и явлений;
  • прогнозирование возможного развития дальнейших событий и явлений;

Б) Коммуникативные:

  • уважительно относиться к мнение других, в корректной форме выражать возражение;
  • умение публично представлять результаты своего труда;
  • выражение своего эмоционального отношения к тем или иным событиям и явлениям;

В) Регулятивные:

  • владение навыками самоконтроля;
  • самооценка действий

Личностные:

  • формирование исторической компетентности;
  • формирование гражданской, национальной, культурной идентичности

Актуализация знаний для изучения новой темы

Даётся задание по вариантам:

1 вариант: вспомнить, когда произошло формирование украинского народа, его постепенное обособление от России? Как складывались отношения двух народов в это время?

2 вариант: какие земли на западе страны Россия потеряла по итогам Смутного времени?

Учитель контролирует выполнение задания, направляет ход устного обсуждения, помогает ученикам при возникновении трудностей

Работа по вариантам, учащиеся вспоминают ранее изученный материал (темы 6 и 7 класса) и дают ответы.

Среди ответов на задание 1 варианта могут быть указаны:

  • в XV-XVI веках, когда эти территории прочно вошли в состав Великого княжества Литовского, а затем и Речи Посполитой (после Люблинской унии 1569 года);
  • эти территории испытали сильное влияние католичества;
  • территории Украины подвергались нападениям крымских татар - союзниц России в её войне с Литвой

Среди ответов на задание 2 варианта (возможна помощь атласа) могут быть указаны:

  • по итогам Деулинского перемирия (1618 г.) Россия передала Речи Посполитой территории Смоленска, Чернигова и Северской земли (т.е. северо-восток Украины);
  • в ходе Смоленской войны (1632-1634 гг.) России не удалось вернуть утраченные земли

Предметные:

  • умение устанавливать хронологическую последовательность событий;
  • умение определять значимость того или иного события;
  • умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между событиями, явлениями и процессами;
  • умение находить и критически анализировать информацию, полученную из разных источников;
  • умение читать и анализировать историческую карту, использовать её при составлении рассказа об исторических процессах

Метапредметные:

А) Познавательные:

  • умение выявлять причинно-следственные связи изучаемых процессов и явлений;
  • стремление делать выводы с использованием индуктивных и дедуктивных умозаключений;
  • умение использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

Б) Коммуникативные:

  • умение в ходе диалога задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
  • выстраивание доверительных отношений с одноклассниками;
  • умение публично представлять результаты своего труда;

В) Регулятивные:

  • развитие эмоционального интеллекта;
  • владение навыками самоконтроля;
  • самоорганизация учебной деятельности

Личностные:

  • формирование исторической компетентности;
  • готовность учащихся к саморазвитию, самостоятельности

Изучение нового материала

1. Украинские земли под властью Речи Посполитой.
Учитель рассказывает о положении западнорусских земель в составе Речи Посполитой. В ходе рассказа учитель освещает следующие вопросы:

  • Люблинская уния и её значение для западнорусских земель
  • Положение украинского населения: влияние польских магнатов и всесильной шляхты, налоговый гнёт
  • Церковная политика Польши: униатская церковь, её особенности, притеснение диссидентов
  • Языковая политика: навязывание польского языка
  • Запорожские казаки: их численность, роль, проблемы существование. Реестровые казаки и их суть

2. Богдан Хмельницкий - лидер восстания

Учитель раздаёт заранее подготовленный материал по биографии Б. Хмельницкого (см. приложение 2). Материал включает в себя фрагменты источников и иллюстративный материал.

Во время работы учащихся учитель контролирует её выполнение

3. Восстание Богдана Хмельницкого

Учитель выводит на слайд таблицу (см. приложение 3), посвящённую действиям Б. Хмельницкого во время его восстания. Во время работы учащихся по заполнению таблицу учитель контролирует их действия, помогает и направляет в случае возникновения проблем.

После проверки выполненного задания учитель задаёт вопрос: Почему восстание Б. Хмельницкого потерпело поражение? Кто предал Б. Хмельницкого? К кому за помощью он теперь мог обратиться?

4. Переяславская Рада. Война с Польшей

Учитель рассказывает о событиях 1654 года и созыве в Переяславле Рады, постановившей необходимость присоединения Украины к России.

За несколько месяцев до этого в Москве прошёл Земский Собор, согласившийся принять Украину в состав России.

Была неминуема война с Польшей.

Война завершилась подписанием Андрусовского перемирия.

На основе текста учебника и карты даётся задание детям выписать годы войны и территории, полученные Россией по итогам Андрусовского перемирия.

5. Украина в составе России

Учитель предлагает выяснить, на каких условиях должны были строится отношения России и Украины. Даётся задание прочитать документ на с. 73-74 учебника и ответить на вопросы к нему.

После проверки этого задания учитель рассказывает о проблемах Правобережной Украины, оставшейся в составе Речи Посполитой.

Далее учащимся предлагается записать, что для управления Украиной был создан Малороссийский приказ, а церковь Украины оказалась во власти Московского патриархата.

1. Слушают учителя, на основании его рассказа предлагают для записи возможные причины начала освободительной войны украинского народа. Среди возможных ответов учеников могут быть названы:

  • отсутствие культурного и религиозного единства в Речи Посполитой;
  • налоговой гнёт польских властей;
  • всесилие и безнаказанность польской шляхты;
  • ослабление королевской власти из-за влияния магнатов;
  • притеснение украинцев по языковому принципу;
  • деятельность униатской церкви и её "навязывание" всему населению Украины;
  • неспособность польских властей защитить Украину от нападений крымских татар

2. Учащиеся работают в парах. Их задача — выписать черты характера Богдана Хмельницкого, а также причины, по которым он возглавил восстание. Отдельно нужно указать, почему большинство казаков приняли его лидерство.

3. Учащиеся заполняют таблицу на основании данных учебника (с. 69-71, используется также карта на с. 70).

Несколько учащихся устно оглашают данные, внесённые ими в таблицу. Другие учащиеся при необходимости добавляют или корректируют слова одноклассников.

После проверки выполненного задания учащиеся отвечают на вопросы учителя. Среди возможных ответов могут быть:

  • Б. Хмельницкому не хватило сил, он столкнулся с предательством
  • Предали Б. Хмельницкого крымские татары, преследующие свои цели
  • Б. Хмельницкий мог обратиться за помощью к русскому царю

4. Учащиеся внимательно слушают учителя, внося в тетрадь информацию о дате и решениях Земского Собора и Переяславской Рады.

Учащиеся читают учебник (с. 60, 70-72), изучают карту (с. 70), вносят в тетрадь информацию о годах начала и окончания войны с Польшей, а также условия Андрусовского перемирия. Среди указанных условий могут быть названы:

  • Россия вернула Смоленские земли;
  • Россия получила всю Левобережную Украину с городами: Чернигов, Переяславль, Полтава;
  • Россия получила на 2 года Киев;
  • Россия вернула Польше захваченные города Белоруссии

5. Учащиеся читают документ, выписывают в тетрадь привилегии, обещанные русским царём казакам. Например: создание собственной армии в 60 тыс. человек, право избрания гетмана, внутренняя автономия.

Отдельно отмечаются требования царя к казакам. Например: запрет на внешнеполитические отношения с другими государствами, обязанность охраны границы.

После проверки задания учащиеся записывают информацию, полученную от учителя.

Предметные:

  • свободное владение исторической терминологией и использование её в монологической и диалогической речи (например, терминов: уния, казаки, шляхта, магнаты);
  • умения выявлять существенные черты и характерные признаки исторических явлений;
  • умение аргументировать собственную позицию с опорой на фактический материал;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи исторических событий и явлений, их взаимосвязь;
  • умение различать различные типы исторических источников: иллюстративные (визуальные), письменные и т.д.
  • умение читать и анализировать исторические карты и схемы, свободно в них ориентироваться, находить ключевые позиции по изучаемой теме;
  • умение анализировать исторические источники (визуальные и текстовые), давать свою интерпретацию их данных;
  • умение сопоставлять информацию, полученную из разных источников;

Метапредметные:

А) Познавательные:

  • умение выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
  • способность делать выводы на основании дедуктивных и индуктивных умозаключений;
  • способность самостоятельно обобщать и формулировать выводы;
  • умение самостоятельно прогнозировать возможное развитие дальнейших событий и явлений;
  • способность к эффективному запоминанию и систематизации информации;
  • способность сформировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
  • умение прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
  • способность применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
  • умение предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
  • овладение приёмами анализа большого объёма данных;
  • умение сравнивать, приводить примеры, моделировать ситуации

Б) Коммуникативные:

  • умение в ходе диалога задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
  • владение навыками монологической и диалогической речи;
  • совместная деятельность ученика и учителя

В) Регулятивные:

  • развитие навыков самоконтроля;
  • умение самостоятельно формулировать учебную задачу;
  • умение самостоятельно организовать работу, самостоятельно создать последовательность операций, необходимых для решения задачи;
  • развитие логического мышления;
  • умение следовать и удерживать ранее сформулированные цель и задачи урока

Личностные:

  • наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
  • формирование исторической компетентности;
  • осознание российской гражданской идентичности;
  • формирование эмоционального отношения к изучаемой теме

Первичное осмысление и закрепление

Для закрепления материала на слайд выводится несколько вопросов для самопроверки. Учитель внимательно следит за самопроверкой учеников, не вмешиваясь в сам ход их общения.

После этого учитель предлагает учащимся своими словами записать определения нескольких терминов, изученных на уроке.  К примеру:

  • Гетман
  • Малороссия
  • Рада
  • Реестр

Учитель предлагает учащимся по желанию озвучить свои формулировки терминов, при необходимости корректирует их.

Учащиеся работают в парах и отвечают друг другу на вопросы для самопроверки, при необходимости корректируют друг друга.

После взаимопроверки учащиеся вносят данные в лист самооценки.

Учащиеся своими словами записывают краткие определения терминов. После этого выборочно желающие оглашают свои варианты определений, остальные внимательно слушают и при необходимости корректируют формулировки.

Предметные:

  • свободное владение исторической терминологией и использование её в монологической и диалогической речи (например, терминов: гетман, рада, реестр, казак);
  • умение самостоятельно составить план рассказа, а затем на его основе рассказать об историческом событии, явлении, процессе;
  • умения выявлять существенные черты и характерные признаки исторических явлений;
  • умение аргументировать собственную позицию с опорой на фактический материал;

Метапредметные:

А) Познавательные:

  • умение выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
  • способность делать выводы на основании дедуктивных и индуктивных умозаключений;
  • способность самостоятельно обобщать и формулировать выводы;
  • умение самостоятельно прогнозировать возможное развитие дальнейших событий и явлений;
  • умение самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
  • способность к эффективному запоминанию и систематизации информации

Б) Коммуникативные:

  • умение в ходе диалога задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
  • владение навыками монологической и диалогической речи;

В) Регулятивные:

  • умение принимать себя и других;
  • развитие навыков самоконтроля;
  • развитие эмоционального интеллекта;

Личностные:

  • наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
  • осознание российской гражданской идентичности;
  • формирование патриотизма

Итоги урока. Рефлексия

Учитель подводит итоги урока, высказывая своё мнение относительно уровня усвоения материала, заслушивает мнение учащихся о прошедшем уроке, в частности, информацию о трудностях.

Учитель предлагает ученикам закончить заполнение листа самооценки и подсчитать баллы.

Учитель предлагает возможную интерпретацию баллов:

15-20 баллов: я хорошо поработал и многое узнал

8-14 баллов: я узнал новую информацию, но столкнулся с небольшими трудностями, мне нужно время для её закрепления

менее 8 баллов: я столкнулся с большими трудностями и нуждаюсь в дополнительной консультации учителя

Учащиеся подводят итоги урока, высказывая своё мнение, особенно обращая внимание на трудности, с которыми они столкнулись во время урока.

Учащиеся заканчивают заполнение листа самооценки и подсчитывают баллы. На основании слов учителя они могут сформировать примерное представление о своём уровне усвоения пройденного на уроке материала.

Предметные:

  • умение определять значимость того или иного события;
  • приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры и национальности на основе национальных ценностей;

Метапредметные:

А) Познавательные:

  • умение выявлять дефициты информации данных, необходимых для решения задачи;
  • умение находить противоречия в полученных в ходе решения образовательной задачи данных;
  • навык использования вопросов как исследовательского инструмента познания

Б) Коммуникативные:

  • умение в ходе диалога задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
  • умение публично представлять результаты своего труда;
  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

В) Регулятивные:

  • развитие навыков самоконтроля и саморегуляции;
  • умение принимать себя и других;
  • самоорганизация учебной деятельности

Личностные:

  • формирование ценностей самостоятельности и инициативности;
  • наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности

Домашнее задание

Учитель записывает на доске обязательное для всех задание: параграф 23 учебника (прочитать, ответить на вопросы), учить записи в тетради, задание №3 из рубрики "Думаем, сравниваем, размышляем" (устно)

Задание по желанию (опережающее): сделать доклад об исторических личностях патриарха Никона и протопопа Аввакума

Учащиеся записывают задание в дневник, некоторые из них выражают желание сделать доклад на следующее занятие

Предметные:

  • умение определять значимость того или иного события;
  • умение находить и критически анализировать информацию, полученную из разных источников;

Метапредметные:

А) Познавательные:

  • умение использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

Б) Коммуникативные:

  • умение вести диалог с учителем и одноклассниками;
  • умение задавать вопросы;

В) Регулятивные:

  • владение навыками самоконтроля;
  • самоорганизация учебной деятельности

Личностные:

  • готовность учащихся к саморазвитию, самостоятельности;
  • наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
  • развитие ценности инициативы

Приложение 1. Лист самооценки учащегося

Лист самооценки урока

учени_________________класса

___________________________

        (Фамилия Имя)

Заполни таблицу самооценки

0 - не могу                1 - могу отчасти                2 - могу в полной мере

Вопрос

Оценка

1

Я понимаю тему урока, её историческую суть

2

Я могу самостоятельно сформулировать цели и задачи урока

3

Я могу назвать причины восстания украинских казаков

4

Я помню информацию о личности и деятельности Б. Хмельницкого

5

Я могу назвать причины неудачи Б. Хмельницкого на первом этапе борьбы с Речью Посполитой

6

Я могу назвать дату и основные решения Переяславской Рады

7

Я могу в общих чертах рассказать о ходе Русско-польской войны

8

Я могу назвать привилегии, предоставленные русским царём украинским казакам

9

Я могу назвать дату и основные положение Андрусовского перемирия

10

Я хорошо работал на уроке и самостоятельно справился со всеми заданиями

Итог:

        

Приложение 2. Информация о Богдане ХмельницкомBChmielnicki.jpg

Богдан-Зиновий Хмельницкий (1595–1657 гг.) – украинский государственный деятель, гетман Войска Запорожского, полководец. Наибольшую славу ему как исторической личности принесло то, что он возглавил национально-освободительную борьбу против поляков.

Богдан-Зиновий Михайлович Хмельницкий родился 27 декабря 1595 года в Суботове в семье, принадлежавшей к знатному шляхетскому роду.

О детских годах Богдана почти ничего неизвестно. Образование мальчик получил в киевской братской школе, после окончания которой поступил в иезуитский коллегиум во Львове. Здесь Богдан изучал латынь и польский язык, постигал азы риторики и сочинения. Несмотря на то, что юный Хмельницкий находился под полным влиянием иезуитов, им не удалось убедить его отречься от православия ради католической веры.

Польско-турецкая война 1620 года навсегда изменила жизнь Хмельницкого. В одной из битв погиб его отец, а сам Богдан оказался в плену. За 2 года рабства он успел в совершенстве выучить турецкий и татарский языки. Родственникам удалось собрать выкуп, и по возвращении домой Хмельницкий был зачислен в реестровое казачество.

Богдан был отважным воином, который не раз доказал своё бесстрашие в боях. Он принимал участие в морских походах против турков, выполнял важные поручения. Кроме того, он был образованным человеком для своего времени: кроме украинского, свободно говорил на польском, латинском, турецком и впоследствии и на русском языке.

Во время войны Речи Посполитой против Московского царства Хмельницкий возглавил осаду Смоленска. В 1635 году ему удалось спасти польского короля Владислава IV из плена, за что он получил в подарок золотую саблю и большое уважение при королевском дворе.

Хмельницкий участвовал во многих сражениях, но самой важной деятельностью в его судьбе стала Национально-освободительная война. В январе 1648 года сечевое казачество единодушно избрало Богдана Хмельницкого своим гетманом. Он организовал войско, к которому постоянно примыкали новобранцы. Отсутствие конницы новый гетман быстро решил благодаря союзу с крымским ханом.

У Хмельницкого было три жены: Анна Сомко, Елена Чаплинская и Анна Золотаренко. Итогом этих союзов стало рождение восьмерых детей: четырёх мальчиков и четырёх девочек.

Приложение 3. Таблица "Восстание Б. Хмельницкого"

(в таблицу для примера внесены некоторые события)

Основные сражения

Даты сражений

Союзники

Хмельницкого

Результат

Битва при Жёлтых Водах

1648

Крымское ханство

Победа казаков

Битва при Корсуне

1648

Крымское ханство

Победа казаков

Битва при Зборове

1649

Нет

Победа казаков, мирные переговоры

Битва при Белой Церкви

1651

Крымское ханство

Ничья, мирные переговоры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Технологическая карта урока к УМК Верещагина И.Н., 4 класс Урок 45 ,урок 9 в теме

АвторМартынова Светлана МихайловнаПредметАнглийский языкКласс4Тема урокаМесто, где мы живемСвязь данного урока с предыдущими и последующими урокамиУрок  45 учебника, урок 9 в темеЦели урокаФормир...

Методическая разработка трансформируемого урока истории: "Вхождение Украины в состав России"

Предмет:  историяКласс: 7Автор УМК: А.В. ТоркуновТип урока: урок системного сотрудничества (урок в библиотеке)Руководители урока: Учитель: Палецких К.С. учитель истории и обществознания  Биб...

"Россия-многонациональная страна" - технологическая карта урока по обществознанию и математике в 6 классе

Технологическая карта урока содержит: тип урока, цель, задачи, планируемые результаты....

Технологическая карта урока географии по теме Государственная территория России. Типы российских границ ( 8 класс)

Технологическая карта урока географии по теме Государственная территория России. Типы российских границ ( 8 класс)...