"Россия-многонациональная страна" - технологическая карта урока по обществознанию и математике в 6 классе
методическая разработка по математике (6 класс)
Технологическая карта урока содержит: тип урока, цель, задачи, планируемые результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka.doc | 232 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект интегрированного урока по обществознанию и математике в шестом классе
Тема: «Россия – многонациональная страна».
Тип урока:
обществознание – урок открытия новых знаний;
математика – урок повторения и закрепления знаний.
Цель:
обществознание – познакомить учащихся с многонациональным составом РФ;
математика – закрепить знания учащихся по темам «Отношения», «Изменение величин».
Задачи:
- познакомить учащихся с многонациональным составом РФ;
- познакомить учащихся с понятиями «малочисленный народ», «естественный прирост/убыль населения»;
- познакомить учащихся с культурой некоторых малочисленных народов РФ;
- познакомить учащихся с информацией о численности некоторых народов, проживающих на территории РФ;
- формировать умение представлять информацию в различных формах;
- расширить представления учащихся о практическом применении задач на нахождение количества процентов, которое одно число составляет от другого;
- познакомить учащихся с величиной «численность населения», причинами изменения этой величины;
- развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;
- развивать умение работать в парах.
Универсальные учебные действия:
Предметные:
обществознание – учащиеся знают определение народа, знакомятся с многонациональным составом РФ, с понятием малочисленных народов, умеют работать с картой.
математика – учащиеся умеют находить какую часть число а составляет от числа b, решают задачи на нахождение отношения одной величины к другой; осуществляют запись числа в процентах; выражают изменение величины положительным/отрицательным числом.
Личностные:
учащиеся проявляют положительное отношение к урокам обществознания и математики, широкий интерес к новому учебному материалу, доброжелательное отношение к сверстникам; адекватно воспринимают оценку учителя; анализируют соответствие результатов требованиям конкретной учебной задачи.
Метапредметные:
Регулятивные: работают по инструкции; сравнивают, представляют информацию в ином виде; самостоятельно определяют цель учебной деятельности; оценивают результаты своей/чужой деятельности, анализируют собственную работу.
Познавательные: передают информацию в сжатом/выборочном виде, сопоставляют и отбирают информацию.
Коммуникативные: умеют организовать взаимодействие в паре, высказывать свою точку зрения.
Оборудование: раздаточный материал с текстами «О национальном составе России», «Кеты», «Шорцы», «Чукчи», рабочий лист; карта федеративного устройства РФ; калькуляторы.
Ход урока:
I. Организационный момент
Учитель приветствует учеников.
II. Введение в тему и актуализация знаний
На последних уроках обществознания мы знакомились с федеральным устройством РФ, а сегодня тема нашего урока «Россия – многонациональная страна». На уроке мы обратимся к таким областям знаний как математика и обществознание.
Статья № 1 Конституции РФ, говорит, что Россия – федеративное государство, которое состоит из субъектов, наделенных равными правами. В настоящее время, на территории РФ насчитывается 83 субъекта, которые, согласно основному закону государства подразделяются на 6 видов:
- Республики – 22;
- Край – 9;
- Область - 49;
- Город федерального значения – 3;
- Автономная область – 1;
- Автономный округ – 4.
Самыми густонаселенными субъектами являются: Москва – 12 000 000 человек, Московская область – 7 000 000 человек, Санкт-Петербург - 5 100 000 человек, Башкортостан – 4 000 000, Татарстан – 3 900 000 человек.
Россия занимает 7-ое место в мире по численности населения (после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии и Пакистана). Столица РФ входит в число 20-ти самых крупных городов мира.
Россия – многонациональная страна, которую населяют более 100 народов и только 7 из них имеют численность более 1 000 000 – это русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне.
III. Изучение нового материала
Индивидуальная работа
Прочитайте текст «О национальном составе России». [Приложение 1]
Работа в парах
Подумайте, в удобной ли форме представлена информация о численности некоторых народов, проживающих на территории РФ? (Информация о численности представлена в текстовой форме. Это неудобно) Предложите другую форму представления этой информации. (Удобнее представить информацию о численности в таблице. Это более наглядный способ.) Ответьте на вопросы после текста и заполните второй столбик таблицы №1 на Рабочем листе [Приложение 2]
Работая в парах, учащиеся обсуждают ответы на вопросы к тексту «О национальном составе России», и заполняют таблицу №1 Рабочего листа. Далее проверяется правильность выполнения задания: учащиеся отвечают на вопросы к тексту и проверяют правильность заполнения второго столбика таблицы №1.
Фронтальный опрос
Работая с текстом «О национальном составе России» и таблицей №1, мы говорили о численности некоторых народов РФ, в результате информация о численности оказалась представлена в разных формах: текстовой и табличной.
Удобно ли используя данные таблицы расположить народы по численности в порядке убывания? (Нет, так как численность выражается многозначными числами и чисел много)
Какой другой способ вы можете предложить? (Представить информацию в процентах. Узнать, какой процент численности населения РФ составляет данный народ?)
Что нужно сделать для того, чтобы ответить на вопрос, какой процент численности населения РФ составляет данный народ? (Узнать, какую часть составляет численность этого народа от всех проживающих в нашей стране, полученное число умножить на 100%. Если a – численность данного народа, b - численность всего населения РФ, то нужно найти отношение a к b и умножить на 100%)
Работа в парах
Заполните третий столбик в таблице №1, отвечая на вопрос, какой процент численности населения РФ составляет данный народ? Так как вы работаете с многозначными числами, вычисления выполняйте с помощью калькулятора. Если при делении у вас будет получаться бесконечная десятичная дробь, округлите ее до сотых.
Работая в парах, учащиеся выполняют необходимые вычисления и заполняют третий столбик таблицы №1 Рабочего листа. Задание выполняется по рядам: каждый ряд выполняет расчеты для трех народов. Далее проверяется правильность выполнения задания по каждому ряду, учащиеся сравнивают результаты с данными, записанными в таблице на доске, и заполняют таблицу полностью. Классом делается вывод, что самым многочисленным народом являются русские, затем татары, украинцы и т.д.
Говоря о численности населения, надо понимать, что эта величина может изменяться: увеличиваться и уменьшаться. Для того чтобы понять увеличилась или уменьшилась численность населения, нужно сравнить результаты двух переписей, например, 2002 и 2010 годов. Если численность населения возросла, то можно говорить о естественном приросте населения. При этом уровень рождаемости превышает уровень смертности. Если численность населения уменьшилась, то можно говорить о естественной убыли населения. При этом уровень смертности превышает уровень рождаемости. Изменение любой величины можно выразить с помощью положительных и отрицательных чисел.
Как вы думаете, каким числом можно выразить прирост и убыль населения? (Прирост – положительным, убыль – отрицательным)
В результате каких процессов также может меняться численность населения? (Миграция населения, потери населения в военных конфликтах.)
На территории России проживают не только многочисленные, но и большое количество малочисленных народов, численность которых не превышает 50 000 человек. Численность многих из этих народов уменьшается не только в результате естественной убыли, но и в результате ассимиляции – смешения крови вследствие межнациональных браков.
Сегодня вы узнаете о трех малочисленных народах нашей страны: чукчах, шорцах и кетах.
Ответы на какие вопросы вы бы хотели получить при знакомстве с этими народами? ( Где живут, на каком языке разговаривают, узнать о численности народа, его традиционных занятиях, религии)
Индивидуальная работа
Ответы на интересующие вас вопросы вы получите, прочитав текст, посвященный одному из малочисленных народов. [Приложение 3] Учащиеся первого ряда знакомятся с народом кеты, второго – чукчи, третьего – шорцы.
IV. Закрепление изученного материала
Фронтальный опрос
Учащиеся рассказывают, что интересного они узнали о кетах, чукчах и шорцах; показывают на карте РФ места компактного проживания этих народов.
На Рабочем листе есть таблица №2.[Приложение 2] Эту таблицу вам необходимо заполнить дома. В таблице нужно отразить сведения, которые вы узнали о малочисленном народе из текста. Строку в таблице, посвященную русским, вы заполняете, опираясь на свой жизненный опыт и обращаясь к другим источникам информации. В последнем столбике таблицы №2 вы указываете прирост или убыль численности народа, сравнивая итоги переписи 2010 и 2002 годов. Что для этого нужно сделать? (Найти, на сколько изменилась численность населения, и выразить изменение величины положительным или отрицательным числом).
Ленинградской области и Санкт-Петербурге, рядом с нами и среди нас, проживают два не просто малочисленных, а исчезающих народа. Это народы водь и ижора.
Водь: не более 70 человек, проживают в Ленинградской области, в Кингисеппском районе. В настоящее время практически ассимилированы.
Ижорцы: около 200 человек, проживают в Ломоносовском районе и Санкт-Петербурге. В настоящее время практически ассимилированы.
V. Подведение итогов урока
- Что интересного вы узнали на уроке?
- Как вы считаете, смогли ли вы на уроке всесторонне изучить многонациональный состав РФ? Дополнительную информацию вы сможете найти на сайтах, указанных в Рабочем листе.
- Как оцениваете свою работу? Расскажите о своих достижениях сегодня на уроке.
Приложение 1
Прочитайте текст.
О национальном составе России
Россия – многонациональная страна, где живет более ста народов. Большинство из них – коренные, для которых Россия – основное или даже единственное место проживания. Кроме того, имеются представители народов, чье основное место проживания находится за пределами Российской Федерации.
Более чем за сто лет (с 1897 г.) в России было проведено 10 переписей населения. Последняя перепись населения проходила в октябре 2010 года. Согласно этой переписи, общая численность населения РФ 142 856 536 чел. Коренные народы России составляют 93% населения. Численность русских составляет 111 016 686 чел. (хотя согласно переписи 2002 года, численность русских составляла 115 889 107 чел.). Вторыми после русских являются татары – 5 310 649 чел. На территории РФ проживают народы, численность которых не так велика, например, калмыки – 183 372 чел., адыгейцы – 124 835 чел., лезгины – 473 722 чел. Свыше 6% населения составляют народы стран ближнего зарубежья. Число украинцев – 1 927 988 чел., армян – 1 182 388 чел., белорусов – 521 443 чел. В России также проживают представители стран дальнего зарубежья, чья численность не превышает 1% от общего количества людей (например, немцы – 394 138 чел.).
Используя данные представленные в тексте, ответьте на вопросы и заполните таблицу №1.
1. Какова общая численность населения нашей страны?
2. Назовите самый многочисленный народ в РФ.
3. Назовите народ, являющийся вторым по численности.
4. Приведите пример народов, численность которых не превышает 500 000 чел.
5. Представители каких народов ближнего зарубежья живут на территории нашей страны?
6. Назовите представителей народов дальнего зарубежья.
Приложение 2
Рабочий лист
Таблица № 1
Общая численность населения РФ - . . . | ||
Название народа | Численность | |
Русские | ||
Татары | ||
Лезгины | ||
Калмыки | ||
Адыгейцы | ||
Украинцы | ||
Армяне | ||
Белорусы | ||
Немцы |
Таблица № 2
Название народов | Перепись 2010 г. | Перепись 2002 г. | Религия | Язык | Кухня | Традиционные занятия | Прирост/ убыль |
Русские | |||||||
Кеты | |||||||
Шорцы | |||||||
Чукчи |
Приложение 3
Кеты
Российская Федерация – многонациональное государство. На территории проживают около 100 народов, из них 40 считаются малочисленными. По определению малочисленный народ – это народ, который насчитывает не более 50 000 человек. Многие из них отнесены к числу исчезающих, численность которых сокращается до критической, наблюдается утрата собственной культуры, происходит ассимиляция (смешение крови вследствие межнациональных браков). К числу таких народов относят кетов.
По данным переписи населения 2010 года численность кетов составляет 1 113 человек. Хотя еще в 2002 году кетов насчитывалось 1 494 человека.
Расселение: Красноярский край.
Язык: кетский и русский. Кетский язык относится к числу вымирающих.
Религия: шаманизм, культ животных и христианство.
Традиционные промыслы: рыболовство, охота, собирательство и оленеводство. Оленеводство распространилось у кетов поздно — в конце XVII в. В конце 1980-х годов из-за низкой рентабельности почти исчезли традиционные виды хозяйственной деятельности, а в 1990-тые годы пришел в упадок и охотничий промысел. Последние десятилетия кеты живут в больших многонациональных поселках, занимаются огородничеством и рыболовством.
Кухня: Рыбная и мясная пища составляет основу питания кетов. Начиная с мая и до зимы, они добывали свежую рыбу, а зимой пользовались заготовленными летом припасами. Популярны у кетов мясные бульоны, которые варят из необескровленного мяса. Особым лакомством считалась вареная рыбья печень и икра, рыбная паста. Готовили ее из жирной рыбы (осетра, стерляди). Из растительной пищи прежде потребляли только съедобные дикорастущие ягоды. Теперь стали использовать и овощи.
Чукчи
Российская Федерация – многонациональное государство. На территории проживают около 100 народов, из них 40 считаются малочисленными. По определению малочисленный народ – это народ, который насчитывает не более 50 000 человек. Многие из них отнесены к числу исчезающих, численность которых сокращается до критической, наблюдается утрата собственной культуры, происходит ассимиляция (смешение крови вследствие межнациональных браков). К числу таких народов относятся чукчи.
Численность согласно переписи 2010 года составляет 15 908 человек, что не сильно разнится с переписью 2002 года –15 767 человек.
Расселение: Чукотский автономный округ, Камчатский край, Республика Саха (Якутия).
Язык: чукотский и русский.
Религия: шаманизм, культ животных, явлений природы. Большинство чукчей к началу XX века были крещены в Русской православной церкви (приняли христианство).
Традиционные промыслы: охота и оленеводство. Первоначально чукчи были просто охотниками на северных оленей, со временем они освоили оленеводство, которое стало основой хозяйства. Охотятся чукчи на морского зверя: зимой и весной — на нерпу и тюленя, летом и осенью — на моржа и кита.
Кухня: Основу питания чукчей составляло отварное мясо (оленье, тюленье, китовое), также употребляли в пищу листья и кору полярной ивы, морскую капусту, щавель, моллюски и ягоды. Широкое распространение имело сыро-мороженное мясо. Чукчи практически не ели рыбу. Из напитков предпочитали отвары из трав типа чая.
Шорцы
Российская Федерация – многонациональное государство. На территории проживают около 100 народов, из них 40 считаются малочисленными. По определению малочисленный народ – это народ, который насчитывает не более 50 000 человек. Многие из них отнесены к числу исчезающих, численность которых сокращается до критической, наблюдается утрата собственной культуры, происходит ассимиляция (смешение крови вследствие межнациональных браков). К числу таких народов относятся шорцы.
Численность шорцев согласно переписи 2010 года составляет 12 888 человек. По данным переписи 2002 года шорцев насчитывалось 14 000 человек.
Расселение: Кемеровская область, республика Хакасия, республика Алтай, Алтайский край, юг Красноярского края.
Язык: шорский и русский.
Религия: шаманизм, культ предков, культ духов природы, христианство.
Традиционные промыслы: охота, рыболовство, кедровый промысел (сбор и переработка кедровых орехов), скотоводство (крупный рогатый скот), земледелие. У шорцев была развита выплавка и ковка железа (отсюда наименование, данное шорцам русскими – кузнецкие татары и название г. Кузнецка).
Кухня: Основные продукты питания шорцев мясо зверей и птиц, рыба, дикорастущие растения. С развитием земледелия распространилась мука и крупа из ячменя и пшеницы. Степные шорцы употребляли молочные продукты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по ФГОС по математике 5 класс
Технологическая карта урока выполнена по новым стандартам. Урок в 5 классе по математике "Проценты". Урок обобщения и систематизации....
Технологическая карта урока по ФГОС по математике 6 класс
Технологическая карта урока по ФГОС по математике 6 класс. Тема урока "Решение уравнений", урок изучения нового материала....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Умножение десятичных дробей". Математика 5 класс. Учебник. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский.
В основе урока лежит инновационная образовательная технология "Перевёрнутый класс".Перевернутый класс – это модель обучения, в которой выполнение домашней работы, включает в себя...
Технологическая карта урока по обществознанию "Качества личности" 7 класс
Технологическая карта урока предназначена для учащихся 7 класса. Цель урока - создать условия для формирования представлений учащихся о качествах личности, способствовать расширению знания...
Технологическая карта урока по обществознанию «Гражданская правоспособность». 10 класс
ТКУ обществознания по теме "Гражданство" УМК под ред. Л. Н. Боголюбов...
Технологическая карта урока по технологии для учащихся 5 класса «Кулинарная страничка. Блюда из яиц»
Цель урока: познакомить обучающихся с яйцами, как ценным продуктом питания.Задачи урока.Образовательные:1. Обеспечить восприятие и осмысление представлений о яйце, его пищевой ценности, разнообразии б...
технологическая карта урока по обществознанию "Экологическая мораль" 7 класс
Технологическая карта урока по обществознанию для 7 класса по теме "Экологическая мораль". Урок изучения нового материала. Ознакомление учащихся с понятием "экологическая мораль", ...