Технологическая карта урока истории, 6 класс «Опричнина»
план-конспект урока по истории

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx47.79 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта уроков истории России

Тема урока

ОПРИЧНИНА

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Сформировать представление  о причинах введения опричнины,  о её сущности и роли в истории нашего Отечества

Образовательные
ресурсы

Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века», рабочая тетрадь к учебнику, презентация, видеофрагменты  карточки-тесты для проверки домашнего задания.

План урока

  1. Разрыв Ивана IV c Избранной Радой
  2. Установление Опричнины
  3. Итоги правления Ивана IV

Личностно значимая проблема

«Опричнина – зло или благо для России?»

Методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Опричнина, Андрей  Курбский, Неограниченная власть царя, посад, Девлет-Гирей, челобитная, заповедные лета, крепостное право

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;  учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности;  проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

«Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение велие Русской земли», - писал псковский летописец.

- Попробуйте объяснить, «перевести» слова летописца (царь сделал что-то такое, что привело к запустению Русской земли).

Поработав на сегодняшнем уроке, мы всё поймём, разберёмся, что такое опричнина, почему царь проводил политику, ухудшавшую экономическую и политическую ситуацию в России. Наконец, узнаем, чем закончилось противоречивое, зачастую очень жестокое правление Ивана Васильевича IV Грозного

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют

Фронтальная

работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II. Актуализация знаний

7

Беседа

Вопросы от ученика к ученику

Организует беседу по вопросам:

– Ученик предъявляет свои вопросы другому ученику по теме «Реформы Избранной рады». Ответивший ученик предъявляет свой вопрос задавшему и т.д.

Исторический диктант.

1.Священник, деятель Избранной рады.

2.Титул Ивана Грозного.

3.Казак, возглавивший поход против Кучума.

4.Служилые люди, получавшие за службу земельный надел.

5.Сословно-представительный орган при царе

6.Постоянное войско, созданное Иваном Грозным.

7.Центральные органы управления, созданные Иваном Грозным

8.Сборник законов

9.Сборник документов о церкви, принятый церковным собором 1551 года.

10.Монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение.

Сильвестр

Царь

Ермак

Дворяне

Земский собор

стрельцы

приказы

Судебник

Стоглав

Самодержавие

Фронтальная работа

Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

1. Устные ответы.

2. Устные ответы

III. Изучение нового материала

17

Беседа и рассказ учителя

Работа с учебником

Работа с учебником

- Вспомним систему органов управления, созданную Иваном Грозным.

Учитель предлагает материал для прослушивания, учит выделять ключевые слова. Новое знание обучающиеся получают в результате фиксации своего внимания на объяснении учителя и последующей рефлексии

- Определите другие причины, прочитав пункт «Разрыв Ивана IV с Избранной радой».

- В тетрадь записываются причины террора:

Первоначально, в 14-15 вв. опричь – удел, выделяемый вдовым княгиням.

Опричнина – название удела Ивана Грозного в 1565-1572 гг. с особой территорией, войском, государственным аппаратом.

Опричнина – политика Ивана Грозного для борьбы с предполагаемой изменой, заключавшаяся в массовых казнях, земельных конфискациях, расправах (запись).

- Стр. 216 с кем же (1) Иван Грозный расправился, (2) и кто выступал против него?

(1) Адашев; Сильвестр. (2) митрополит Афанасии; Андрей Курбский.

Рассказ учителя.

- Итак, что же предусматривал новый порядок (стр. 218)?

- Какие территории вошки в опричнину?

Землевладельцы, не вошедшие в царскую опричнину, должны были покинуть свою вотчину. Им предоставлялись земли в отдаленных местах.

Одновременно было создано опричное войско.

- Как относилось к введению опричнины большинство население страны?

- На стр. 219-220 выделим итоги царствование Ивана Грозного.

Ученики делают записи в тетради, читают текст.

Работа с учебником, выделение причин террора

1.Стремление Ивана Грозного к укреплению личной власти;

2.Борьба с остатками удельной старины, с отдельными личностями высшего боярства;

3.Болезненная подозрительность, злоба Ивана Грозного, усилившаяся после смерти жены Анастасии;

4.Необходимость вследствие ведения тяжёлой Ливонской войны, неудачи в ней.

Разделение страны на две части:

1.Опричнину, взятую в особое царское владение;

2.Земщину, которой должны были ведать бояре.

Выделяют итоги: 1. Хозяйственный упадок;

2. 1581 г. – указ о заповедных летах;

3. Изменения в высших слоях населения:

а) боярско-княжеская знать попала в полную зависимость от царя;

б) люди, сделавшие карьеру в опричнине, не только сохранили свои вотчины, но и приобрели новые земли.

1. Индивидуальная работа.

2. Работа в группах.

3. Фронтальная работа.

4. Индивидуальная работа.

5. Работа в парах

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно
с учителем обнаруживают
и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию
из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

1. Устные ответы.

2. Устные ответы.

3. Устные ответы.

4. Письменные задания.

5. Устные ответы

IV. Первичное  осмысление и закрепление изученного

7

Организует работу с учащимися

Что такое опричнина?

Подводя итог, мы можем решить нашу проблему: «Опричнина – это зло или благо для России?»

Решение проблемной задачи, высказывание мнений и предположений

Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации

Устные ответы

V. Итоги урока.

Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

– Для какой цели Иван Грозный учредил опричнину?

- Какие земли вошли в опричнину?

- Чему способствовала опричнина?

- Каковы итоги опричнины?

- Почему Иван Грозный запретил опричнину?

Отвечают на вопросы.

Определяют   свое эмоциональное состояние на уроке  

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за

работу на уроке

Домашнее задание

2

§ 25, проанализировать исторические  документы

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее
задание

Индивидуальная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории "В чем мудрость князя Ярослава?" - 6класс.

Технологическая карта урока истории "В чем мудрость князя Ярослава?"Конспект урока по ФГОС второго поколения по курсу « История России с древнейших времен до конца XVIвека» – 6кл. Цель урок...

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Технологическая карта урока физкультуры 6класс

технологическая карта урока это план конспект урока....

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая" по ФГОС

Подробная технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая"7 Цель урока: Формирование  представлений о Древнем Китае, его географическом положении, пр...

Технологическая карта урока технологии 6класс "Виды машинных операций. Машинные швы"

Н.В. Синица В.Д.Симоненко «Технология. Технология ведения дома: 6 класс:  учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. – М.: Вентана -Граф, 2015 г....

Технологическая карта урока истории "Что изучает история", 5 класс

Технологическая карта урока истории "Что изучает история" (по учебнику Вигасина А.А., Годера Г.И. и Свенцицкой И.С. "История Древнего мира", 5 класс ) составлен в соответствии с ФГ...

Технологическая карта урока истории "ЗНАЧЕНИЕ ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ИСТОРИИ СТРАНЫ"

обобщить знания учащихся о Петре 1 и его реформах, об их влиянии на  дальнейшую судьбу страны...