Технологическая карта урока истории, 6 класс «Опричнина»
план-конспект урока по истории
Предварительный просмотр:
Технологическая карта уроков истории России
Тема урока | ОПРИЧНИНА | ||
Тип урока | Комбинированный | ||
Цель урока | Сформировать представление о причинах введения опричнины, о её сущности и роли в истории нашего Отечества | ||
Образовательные | Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века», рабочая тетрадь к учебнику, презентация, видеофрагменты карточки-тесты для проверки домашнего задания. | ||
План урока |
| ||
Личностно значимая проблема | «Опричнина – зло или благо для России?» | ||
Методы и формы | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная | ||
Основные понятия | Опричнина, Андрей Курбский, Неограниченная власть царя, посад, Девлет-Гирей, челобитная, заповедные лета, крепостное право | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися «Царь учиниша опричнину, и оттого было запустение велие Русской земли», - писал псковский летописец. - Попробуйте объяснить, «перевести» слова летописца (царь сделал что-то такое, что привело к запустению Русской земли). Поработав на сегодняшнем уроке, мы всё поймём, разберёмся, что такое опричнина, почему царь проводил политику, ухудшавшую экономическую и политическую ситуацию в России. Наконец, узнаем, чем закончилось противоречивое, зачастую очень жестокое правление Ивана Васильевича IV Грозного | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа Вопросы от ученика к ученику | Организует беседу по вопросам: – Ученик предъявляет свои вопросы другому ученику по теме «Реформы Избранной рады». Ответивший ученик предъявляет свой вопрос задавшему и т.д. Исторический диктант. 1.Священник, деятель Избранной рады. 2.Титул Ивана Грозного. 3.Казак, возглавивший поход против Кучума. 4.Служилые люди, получавшие за службу земельный надел. 5.Сословно-представительный орган при царе 6.Постоянное войско, созданное Иваном Грозным. 7.Центральные органы управления, созданные Иваном Грозным 8.Сборник законов 9.Сборник документов о церкви, принятый церковным собором 1551 года. 10.Монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя | Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение. Сильвестр Царь Ермак Дворяне Земский собор стрельцы приказы Судебник Стоглав Самодержавие | Фронтальная работа | Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | 1. Устные ответы. 2. Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 17 | Беседа и рассказ учителя Работа с учебником Работа с учебником | - Вспомним систему органов управления, созданную Иваном Грозным. Учитель предлагает материал для прослушивания, учит выделять ключевые слова. Новое знание обучающиеся получают в результате фиксации своего внимания на объяснении учителя и последующей рефлексии - Определите другие причины, прочитав пункт «Разрыв Ивана IV с Избранной радой». - В тетрадь записываются причины террора: Первоначально, в 14-15 вв. опричь – удел, выделяемый вдовым княгиням. Опричнина – название удела Ивана Грозного в 1565-1572 гг. с особой территорией, войском, государственным аппаратом. Опричнина – политика Ивана Грозного для борьбы с предполагаемой изменой, заключавшаяся в массовых казнях, земельных конфискациях, расправах (запись). - Стр. 216 с кем же (1) Иван Грозный расправился, (2) и кто выступал против него? (1) Адашев; Сильвестр. (2) митрополит Афанасии; Андрей Курбский. Рассказ учителя. - Итак, что же предусматривал новый порядок (стр. 218)? - Какие территории вошки в опричнину? Землевладельцы, не вошедшие в царскую опричнину, должны были покинуть свою вотчину. Им предоставлялись земли в отдаленных местах. Одновременно было создано опричное войско. - Как относилось к введению опричнины большинство население страны? - На стр. 219-220 выделим итоги царствование Ивана Грозного. | Ученики делают записи в тетради, читают текст. Работа с учебником, выделение причин террора 1.Стремление Ивана Грозного к укреплению личной власти; 2.Борьба с остатками удельной старины, с отдельными личностями высшего боярства; 3.Болезненная подозрительность, злоба Ивана Грозного, усилившаяся после смерти жены Анастасии; 4.Необходимость вследствие ведения тяжёлой Ливонской войны, неудачи в ней. Разделение страны на две части: 1.Опричнину, взятую в особое царское владение; 2.Земщину, которой должны были ведать бояре. Выделяют итоги: 1. Хозяйственный упадок; 2. 1581 г. – указ о заповедных летах; 3. Изменения в высших слоях населения: а) боярско-княжеская знать попала в полную зависимость от царя; б) люди, сделавшие карьеру в опричнине, не только сохранили свои вотчины, но и приобрели новые земли. | 1. Индивидуальная работа. 2. Работа в группах. 3. Фронтальная работа. 4. Индивидуальная работа. 5. Работа в парах | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно Познавательные: извлекают необходимую информацию Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | 1. Устные ответы. 2. Устные ответы. 3. Устные ответы. 4. Письменные задания. 5. Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Организует работу с учащимися Что такое опричнина? Подводя итог, мы можем решить нашу проблему: «Опричнина – это зло или благо для России?» | Решение проблемной задачи, высказывание мнений и предположений | Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации | Устные ответы | |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: – Для какой цели Иван Грозный учредил опричнину? - Какие земли вошли в опричнину? - Чему способствовала опричнина? - Каковы итоги опричнины? - Почему Иван Грозный запретил опричнину? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | § 25, проанализировать исторические документы | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее | Индивидуальная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока истории "В чем мудрость князя Ярослава?" - 6класс.
Технологическая карта урока истории "В чем мудрость князя Ярослава?"Конспект урока по ФГОС второго поколения по курсу « История России с древнейших времен до конца XVIвека» – 6кл. Цель урок...
Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"
Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...
Технологическая карта урока физкультуры 6класс
технологическая карта урока это план конспект урока....
Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая" по ФГОС
Подробная технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая"7 Цель урока: Формирование представлений о Древнем Китае, его географическом положении, пр...
Технологическая карта урока технологии 6класс "Виды машинных операций. Машинные швы"
Н.В. Синица В.Д.Симоненко «Технология. Технология ведения дома: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. – М.: Вентана -Граф, 2015 г....
Технологическая карта урока истории "Что изучает история", 5 класс
Технологическая карта урока истории "Что изучает история" (по учебнику Вигасина А.А., Годера Г.И. и Свенцицкой И.С. "История Древнего мира", 5 класс ) составлен в соответствии с ФГ...
Технологическая карта урока истории "ЗНАЧЕНИЕ ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ИСТОРИИ СТРАНЫ"
обобщить знания учащихся о Петре 1 и его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны...