профессиональная задача по истории
материал по истории
профессиональная задача по истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnaya_zadacha_urok_petr_1.docx | 29.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Задача 2.
Вы активно используете ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) в обучении предмету. Учащиеся с интересом включаются в учебный процесс, показывают хорошие учебные достижения по предмету. В последнее время вы фиксируете трудности учащихся в выполнении заданий по изучаемой теме и понимаете, что активное использование только учебника и средств ИКТ (компьютерные программы, интерактивные тренажеры) не позволяет достичь прочного освоения учащимися учебного материала.
Предложите решение, предусматривающее использование различных элементов предметной среды учебной дисциплины.
С каждым годом изучение предмета истории вызывает все большие трудности у многих учащихся. Часто от школьников учителя слышат одну и ту же фразу: “Я не могу выучить весь учебный материал”. Да и результаты ЕГЭ показывают, что у выпускников недостаточно сформированы умения читать текст с пониманием. Некоторые из них, выходя с экзамена, огорчены по поводу того, что не поняли формулировки некоторых заданий. Если б учитель помог (переформулировал задание), то часть школьников справились бы с заданием. Как же научить детей понимать? Это один из главных вопросов сегодняшнего дня.
Ученик понимает учебный материал, если он в состоянии соотнести его с собственной категориальной системой наиболее общих понятий (таких, как движение, количество, качество, развитие, причина и следствие, пространство, время и т.д.) и поместить в наличных у него непересекающихся объектов. Если же он не в состоянии это сделать, то это означает, что он учебный материал не понял.
Задачей школы является не только сообщение определенной суммы знаний учащимся, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и обогащению знаний и умений, применения их в своей практической деятельности. Главный труд наших ребят – это учение, и поэтому очень важно научить их разумно учиться. Поэтому одной из главных задач учителя истории является формирование и развитие навыков изучения истории, элементов культуры учения и мышления. Увеличение мыслительной нагрузки на уроках истории заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс, мною на уроках активно используются информационные технологии. Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений - анализа и структурирования получаемой информации.
2. Ключевым элементом в структуре многих уроков является изучение нового материала. С опорой на него или во взаимосвязи с ним решаются на уроках остальные вопросы: закрепление, контроль и т.д. В процессе обучения истории оно чаще всего связано с решением проблем, возникающих, при изучении исторических терминов, понятий и исторических личностей. При этом можно выделить три основных этапа:
- подготовка к восприятию,
- введение нового материала,
- первичное осмысление этого материала.
Этап подготовки к восприятию нового материала во многом связан с формированием опорных знаний. Этого, однако, может оказаться недостаточным для обеспечения готовности учащихся к получению новых знаний. Подобное чаще всего наблюдается в тех случаях, когда в процессе преподавания не уделяется должного внимания мотивировке изучения нового или актуализации опорных знаний.
№ | Вопрос, на который нужно найти ответы для поиска решения задачи | Конкретные действия по поиску ответа на поставленный вопрос |
1 | Готовы ли учащиеся к восприятию новой информации? | Подготовка к изучению, например, событий правлений Петра 1, основных направлений внутренней и внешней политики. |
2 | Подготовка к изучению, например, понятий остроугольного, прямоугольного и тупоугольного треугольников через выявление их существенных признаков и актуализацию опорных знаний может быть осуществлена после рассмотрения теоремы о сумме углов треугольника в процессе предварительного решения следующей системы упражнений: - Какой угол называется острым, прямым, тупым? - Изобразите какой-ни6удь острый, прямой и тупой углы. | Интерес к истории успешно развивается, если материал урока содержит в себе элемент новизны для учащихся. Дети, проявляющие большие способности, нуждаются в дополнительной учебной нагрузке. Поэтому в каждую тему нужно включать исторические сведения, исторические задачи, занимательные задания, поэтические минутки. |
3 | В каком виде провести контроль знаний и на каком этапе урока? | Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный, рубежный и итоговый. При изучении нового материала или его первичного закрепления лучше всего подходит промежуточный контроль, который представляет собой тест, состоящий из 5 компактных заданий, который проверяется либо с помощью самопроверки, либо взаимопроверки. По окончанию такого теста обязательно необходимо подвести итоги и выяснить, какие возникли сложности в процессе его выполнения. |
№ | Содержание собираемой информации (о чем?) | Источник этой информации | Метод работы с этой информации |
1 | Планы, конспекты уроков, рекомендации по решению возникшей проблемы | Методическая литература (книги, статьи) | Изучение материалов (сайтов, литературы), отбор методов и приемов для организации учебного процесса |
2 | Передача опыта | Литература по педагогике и психологии | Изучение материалов (сайтов, литературы), отбор методов и приемов для организации учебного процесса |
4. Выбранный мной вариант описания – план урока.
Тема урока: «Внешняя политика Петра I. Северная война»
Тип урока: Комбинированный
Форма урока: Урок применения знаний и умений
Цель урока: охарактеризовать международную обстановку, в которой оказалась Россия к началу XVIII столетия, рассказать о ходе Северной Войны, создании в России армии нового образца и ее превращении в европейскую супердержаву
План урока:
1. Начало Северной войны. Нарвское сражение;
2. Преобразование армии. Первые победы;
3. Преобразование армии. Первые победы;
4. Перелом в войне. Полтавская битва;
5. Боевые действия у мыса Гангут и у острова Гренгам;
6. Конец войны. Ништадский мир.
Выдающиеся личности: Е.И. Украинцев, Карл XII, М.М. Голицын, Я.В. Брюс, И.С. Мазепа, Ф.М. Апраксин.
Важнейшие даты:1700-1721 гг. – Северная война, 1700 г. – поражение русских под Нарвой, 16 мая 1703 г.- основание Санкт-Петербурга, 28 сентября 1708 г.-сражение у д. Лесной, 27 июня 1709 г.- Полтавская битва,1710г.- взятие русскими Риги, 1711г.-Прутский поход, 27 июля 1714г.- сражение у мыса Гангут, 1720г.- победа русского флота при Гренгаме, 1721г.- Ништадский мир.
Оборудование урока: карта « Россия в XVII в.- 1760-х гг.», атлас, ИКТ. На уроке показан ролик с сайта yhttps://www.youtube.com/
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания. Ответы на вопросы.
- Почему Петр отправился в поход на Азов? (Россия обязана была вести военные действия против Турции.)
- Почему первый Азовский поход закончился неудачей?(Для осады Азова необходимо было иметь флот.)
- Каковы были цели Великого посольства
II. Изучение нового материала.
1. Учитель сообщает: этот урок мы посвятим изучению « Северной войны «, которая сделала Россию великой европейской державой.
Работа с картой. Учитель показывает на карте побережье Балтийского моря, Территорию России, Швеции, Дании, Саксонии и Польши, направление первых ударов шведских войск, места постройки флота, основания Петропавловской крепости.
Работа с классом. Ответы на вопросы.
- Какие страны вступили в Северный союз?(Россия, Дания, Саксония.)
-Почему Петр объявил войну Швеции именно 9 августа? (8 августа было заключено перемирие с Турцией.)
-Как Петр готовил Россию к войне? (Объявил первый рекрутский набор, нанял иностранных офицеров.)
Заполнение таблицы учениками в тетрадях. Таблица заполняется на уроке по ходу рассказа учителя.
Основные сражения Северной войны.
Год и место сражения Результаты
1700 г., ноябрь, Нарва Поражение русских войск
1701г., декабрь, Эрестефер под Дерптом Победа русских войск под командованием Шереметьева
1702г., октябрь Взятие Нотебурга (Орешек)
1703г., весна Падение Ниеншанца
1704г. Взятие городов Ям, Копорье, Дерпт, Нарва
1708г., июль, Головчино Поражение русских войск под командованием Репнина
1708г., август, Доброе Победа русских войск под командованием Галицина
1708г., сентябрь, Лесная Победа русских войск над корпусом Левенгаупта
1709г.,июнь,Полтава Разгром армии Карла XII
1710г. Взятие Риги, Ревеля, Выборга
1713г., январь, Фридрихштадт Победа русских войск
1714г., июль, м. Гангут Победа русского флота
1714г. Захват Аландских островов, высадка на побережье Швеции
1720г.,июль, о. Гренгам Победа русского флота
2.Работа с учебником. Самостоятельное чтение отрывка § 42, с. 22-описание Нарвского сражения.
Диспут. Предложить ученикам высказать свое мнение о причинах проигрыша Нарвской битвы.
Учитель сообщает: В самом начале войны Карл XII добился капитуляции Дании, выхода ее из состава Северного союза. Разбив русские войска под Нарвой, Карл счел, что Россия не является серьезным противником, и перебросил большую часть своих войск на территорию Польши. В 1706г. Польский король Август также капитулировал. Королем Польши стал ставленник Швеции Станислав Лещинский. Россия потеряла последнего союзника. КарлXII готовился к походу на территорию России- было выбрано южное направление, поход на Украину, там шведы надеялись получить помощь от украинского гетмана Мазепы.
3. Мнение историка. Ключевский считал, что реформаторская деятельность Петра не велась по заранее обдуманному плану, все его социально- экономические преобразования были вызваны необходимостью обеспечить возможность ведения военных действий на современном европейском уровне.
Самостоятельная работа с учебником (42, с.19,21,23). Вычислить информацию, относящуюся к преобразованию армии, и записать в тетрадях:
-рекрутские наборы-окончательный переход к регулярной армии,
-строительство заводов наУрале, переплавка колоколов на пушки,
-поиск денег-прибыльщики.
-основание Санкт-Петербурга и Кронштадта,
-строительство флота на Олонецкой верфи,
-подготовка офицерских кадров (Навигацская школа).
Работа с картой и контурными картами. Ученикам по выбору учителя предлагается самостоятельно показать на карте места первых побед русской армии, место основания Санкт-Петербурга, путь, по которому флот переправлялся на Балтику.
4. Чтение дополнительного материала.
Учитель зачитывает отрывок событий накануне Полтавского сражения(метод. пос.).
Работа с контурными картами. Учитель показывает путь армии Карла XI на Украину , места сражений.
Работа с учебником. Изучение хода Полтавской битвы на вклейке.
Учитель сообщает: Разгром корпуса Левенгаупта не позволил обеспечить шведскую армию продовольствием. Трехмесячная осада Полтавы успехом не увенчалась, шведские войска были измотаны.к тому же русская армия имела превосходство в артиллерии. Тем не менее, Петр шел на риск, решившись дать шведам генеральное сражение- генеральное сражение всегда чрезвычайно опасно, здесь можно было все выиграть или все проиграть, а русские войска никогда еще не выигрывали генерального сражения. Накануне Полтавской битвы Меньшиков на виду у шведской армии взял Батурин, резиденцию украинских гетманов, что, разумеется, повлияло на моральный дух войск. Петр выбрал для своих войск выгодную позицию, в сражении умело маневрировал, не бросал в бойI
Сразу все войска, лично ходил в атаку. Потери противника были огромны-8 тысяч убитых, 3 тысячи раненых, 16 тысяч пленных. Карл XII, бросил остатки своей армии и бежал к турецкой границе.
Работа с учебником. Чтение текста с. 28 –описание обеда, данного Петром пленным шведским офицерам.
Диспут. Вопросы классу для общего обсуждения:
-Почему Петр назвал шведов своими учителями?
- Сравните обращение Карла и Петра к войскам перед битвой? В чем разница? Слова, какого полководца кажутся вам убедительными и почему?
5. Доклады. «Боевые действия русского флота у мыса Гангут» и «Морское сражение у острова Гренгам».
6.Работа с учебником. Чтение материала о завершении Северной (45, с. 42-43 ).
Учитель сообщает: по условиям Ништадского мира к России отошли Лифляндия, Эстляндия, Ингерманландия, часть Карелии с Выборгом, острова Эзель и Даго; Россия уплатила Швеции 2,5 млн. ефимков, оставила оккупированную территорию Финляндии и обещала сохранить привилегии прибалтийского дворянства.
Значение Северной войны было огромно: Россия получила выход к Балтийскому морю, статус «великой державы», закаленную армию, новые земли в Прибалтике и возможность активизировать свою внешнюю политику на других направлениях.
III.Итог урока
Северная война началась с разгрома российской армии. Однако Петр сумел сконцентрировать силы страны, создать боеспособную армию. Возросшее военное и экономическое могущество России вылилось в разгром шведов в Полтавском сражении. Россия становится гегемоном в Восточной Европе, одной из «великих держав» Европы.
Домашнее задание
1. §42,45.
5. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, чтобы эффективность урока была «отличной» надо создать увлекательный урок. Чтобы он приносил пользу, надо знать, в какой клеточке урока что уместно, а что – нет, как соединить привычное с непривычным. Необходимы и многие другие умения: демонстрировать детям своё полное к ним доверие, помогать в формулировании и уточнении целей и задач, организовывать сообщение нового материала в форме увлекательного диалога и саморефлексию достигнутого, не нарушать логическую структуру урока, исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению и многое другое.
6. Управление деятельностью учащихся ври изучении нового материала должно осуществляться и с учётом психолого-дидактических закономерностей. При этом следует обратить особое внимание на то, что при пассивном участии многое ускользает от внимания обучающегося. К более же полному, богатому восприятию приводит активная мыслительная деятельность, которая по ходу ознакомления с материалом возрастает, если соблюдаются следующие условия:
- учащийся, знакомясь с материалом, одновременно выполняет конкретное задание, помогающее глубже понять данный материал;
- это задание направляет усилия учащегося на использование определённого приёма мыслительной деятельности (сравнения, конкретизации и т.п.); •
- данный приём соответствует содержанию материала, и чем в большей мере, тем сильнее активизируется деятельность;
- учащийся обладает знаниями, необходимыми для выполнения задания, и навыками применения данного приёма;
- материал не является чрезмерно лёгким.
В конечном счёте, реализуя таким образом идеи деятельностного подхода к обучению, надо обеспечить «ориентировку» в новом материале, которая достигается фиксированием его основного содержания, подлежащего усвоению, и способов работы с ним. Данная система ориентиров («ориентировочная основа действий») должна быть представлена в таком виде, чтобы ученик мог правильно: воспользоваться ими с первого, же раза, пусть даже поначалу и медленно. В этих целях употребляются краткие схематические записи; соответствующие образцы применения нового материала при решении задач и т.д.
Между тем, для успешной реализации рассматриваемых вопросов методики изучения нового материала необходимо выбрать соответствующую конструкцию урока, прежде всего, из числа уроков базовой системы, которую мы называли системой уроков основных типов. Так, методические концепции, заложенные в школьных учебниках, как правило, ориентированы на введение исторических понятий в рамках уроков ознакомления с новым материалом. При укрупнении дидактических единиц в ходе изучения нового материала более подходящими являются уроки-лекции. Если новый материал равномерно распределяется в системе уроков по учебной теме, то лучше воспользоваться комбинированными уроками. Для овладения ведущими идеями изучаемых тем больше подходят уроки обобщения и систематизации знаний. Если в ходе изучения нового материала привлекаются результаты его анализа и знания других учебных предметов, то лучше это сделать в рамках интегрированных уроков. Безусловно, при изучении нового материала лишь начинают решаться вопросы, связанные с его усвоением, т.е. пониманием, запоминанием, умениями его применять. Дальнейшее же развитие эти процессы получают при закреплении изученного.
7. На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы. 1. Применение информационных технологий на уроках истории возможно на всех его этапах и происходит достаточно активно. Учителя совершенствуют свое профессиональное мастерство путем:
1) накопления электронных дидактических и наглядных материалов («методическая копилка»), которые показывают пути применения ИКТ в обучении, причем часто учителя выкладывают для всеобщего использования в социальных сетях и на личных сайтах наиболее удачные примеры подобных материалов с рекомендациями по их использованию;
2) оживленного диалога в сети Интернет с коллегами по проблемам применения ИКТ на уроках, обмена опытом и полезными ссылками на электронные дидактические материалы.
8.
№ | Действия учителя, совершаемые в процессе решения задачи, | Этические нормы и/или права, которые могут быть нарушение которых предотвращает предложенное действие |
1 | Общение с детьми | Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их. Слушать детей, не перебивать. В случае ошибок учащихся использовать обороты «Давай будем рассуждать», «Давай вспомним определения» и т.д. |
2 | Создание мотивации к обучению | Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися. |
3 | Проектирование ситуаций по развитию личности учащегося | Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка Сопереживать деятельности групп, команд |
Интерактивные технологии прочно входят в жизнь школы. И поэтому, и на следующей неделе, и в конце четверти, и к концу года информационно-коммуникационные технологии значительно расширят возможности предъявления учебной информации, игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность учащихся, усилят воздействие изучаемого материала, будут способствовать более успешной подготовке обучаемых к сдаче ЕГЭ и обучению в ВУЗах.
Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы: Проанализировав психолого-педагогическую и научно-методическую литературу, можно сделать вывод о том, что в недостаточной степени разработана данная проблема с теоретической и практической точек зрения. Выявлены педагогические условия развития творческой активности учащихся на уроках математики с использованием ИКТ: создается творческая информационно-образовательная среда при взаимодействии форм и средств обучения на уроках математики с применением ИКТ (ситуация успеха; работа в малых группах; проведение дискуссий при решении поставленной задачи и т.п.); расширяются и укрепляются межпредметные связи математики и информатики на основе интеграции предметных знаний при выполнении творческих заданий; поддерживается творческая активность учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках математике – способствуют творческой активности учащихся. Разработаны и апробированы модели развития творческой активности учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках математики. Теоретически обосновано повышение уровня творческой активности учащихся через выполнение творческих заданий по математике с применением ИКТ. Статистическая обработка и анализ результатов доказали эффективность применения ИКТ на уроках математики, поскольку использование учителями информационно-коммуникационных технологий на уроках математики позволяет повысить уровень творческой активности и учебной мотивации, качество знаний учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Информационные технологии для решения профессиональных задач учителя»
Докладна тему:«Информационные технологии для решения профессиональных задач учителя»Цель работы группы: Анализ и структуризация учебный процесс согласно выявленным потребностям.потребносте...
Сборник задач «Страницы истории России в математических задачах»
Данная работа является сборником математических задач, содержащих отдельные страницы, фрагменты и эпизоды Отечественной истории.Математические темы, используемые в представленных задачах, соответствую...
Методическая разработка по дисциплине ИТПД "Решение профессиональных задач средствами MS Excel"
Методическая разработка содержит структуру проведения открытого практического занятия по применению возможностей MS Excel для решения задач по специальности "Садово - парковое и ландшафтное стро...
Использование информационных технологий для решения профессиональных задач
Успешно учиться и учить в современной школе помогают ЭОР и образовательные интернет-ресурсы...
Использование информационных технологий в решении профессиональных задач
Активное использование информационных технологий (ИТ) учителем-предметником в своей профессиональной деятельности является показателем уровня его информационной культуры и ИКТ- компетентности....
Решение профессиональной задачи
Решение профессиональной задачи в рамках апробации модели уровневой оценки компетенции учителей математики...
Решение профессиональной задачи для педагога
Решение профессиональной задачи, в рамках апробации учителей математики и русского языка...