Мастер-класс по истории
методическая разработка по истории (10 класс)

Багулова Ия Томаевна

Мастер-класс по истории для МО учителей истории и обществознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.pptx970.68 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Подготовка к ВПР по истории в 10 классе » (тема с низким процентом выполнения)» Причины и этапы Великой Отечественной войны. Учитель истории: Багулова И.Т.

Слайд 2

Актуальность

Слайд 3

Назначение ВПР Впр предназначена для оценки учебной подготовки будущих выпускников, изучавших школьный курс данного предмета на базовом уровне.

Слайд 4

Тема с низким процентом выполнения Великая Отечественная война

Слайд 5

Что нужно знать о Вов для сдачи впр ? Определить причины начала войны Разделить события Великой Отечественной войны на периоды

Слайд 6

Причины Великой Отечественной войны: 1. Стремление Гитлера к мировому господству немецкой нации. 2.Необходимость завоевания фашистской Германией природных ресурсов СССР, необходимой ей для продолжения войны против Англии и США. 3.Неустранимые идеологические противоречия между капиталистической и социалистической системами.

Слайд 7

К моменту нападения на СССР у Германии имелось несколько стратегических планов : Военный план «Барбаросса» (подписан А. Гитлером в декабре 1940 г.) предусматривал путем согласованных действий четырех группировок (групп армий «Норвегия», «Север», «Юг» и «Центр») нанести мощные удары по тылам и флангам Красной Армии, захватить промышленные и политические центры СССР и за 2 месяца выйти на линию Астрахань — Архангельск.

Слайд 8

Основные этапы войны: I этап. Этап стратегической обороны (22 июня 1941 — 18 ноября 1942) Осуществление плана «Барбаросса» началось на рассвете 22 июня 1941 г. бомбардировками с воздуха и наступлением сухопутных войск вермахта . За первый месяц войны СССР потерял Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, значительную часть Украины. Советско‑германский фронт стал главным фронтом Второй мировой войны, а Великая Отечественная война — частью Второй мировой войны.

Слайд 9

Меры по организации отпора фашистской агрессии: 24 июня 1941 г. — ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление о создании Совета по эвакуации под руководством Л. М. Кагановича, А. Н. Косыгина, Н. М. Шверника ; 30 июня 1941 г. — создается Государственный Комитет Обороны (ГКО) во главе с И. В. Сталиным как чрезвычайный орган, сосредоточивший всю полноту власти в стране в период войны ; создается Ставка Главного командования (переименованная в Ставку Верховного главнокомандования), Совинформбюро проводится всеобщая мобилизация, вводится военное положение в стране; — осуществляются эвакуация, перестройка экономики на военный лад;

Слайд 10

Основные усилия немецко‑фашистских войск осенью 1941 г. были направлены на захват советской столицы — 30 сентября 1941 г. началась Московская битва. 5-6 декабря 1941 г. войска Калининского, Западного и правого Юго‑Западного фронтов развернули контрнаступление под Москвой, взяв стратегическую инициативу в свои руки. В ходе боев враг был отброшен на 100-250 км на запад, освобождены 11 тыс. населенных пунктов

Слайд 11

Причины срыва плана блицкрига 1) Массовое мужество и героизм советских воинов. 2) Советские полководцы приобрели боевой опыт, необходимый для противостояния новейшей тактике противника. 3) Появление на поле боя новейших образцов советской военной техники, превосходивших технику противника (танки КВ‑1 и Т‑34, штурмовик ИЛ‑2, реактивный миномет «Катюша»).

Слайд 12

Значение битвы за Москву: срыв блицкрига; первое крупное поражение Германии во Второй мировой войне , развеян миф о непобедимости гитлеровской армии; первая победа Красной Армии, способствовавшая укреплению морально‑психологического настроя советских людей; ликвидация угрозы столице и Северному Кавказу; укрепление обороны Ленинграда; освобождение свыше 60 советских городов, разгром до 50 дивизий противника; укрепление международного авторитета СССР.

Слайд 13

Дальнейшее отступление Руководство Германии к лету 1942 г. основные усилия сосредоточило на южном крыле советско‑германского фронта, сделав ставку на захват нефтяных районов Кавказа и плодородных областей Дона, Кубани, Нижнего Поволжья, что позволяло втянуть в войну против СССР Турцию и Японию . 17 июля начался оборонительный период Сталинградской битвы. 28 июля 1942 г. Сталин подписал приказ № 227: «Ни шагу назад!»

Слайд 14

Битва за Кавказ (25 июля 1942-9 октября 1943г) Решающая битва за « Эльхотовские ворота » развернулась 26 октября 1942 года. Немецким войскам был дан приказ выжечь все живое в вокруг Тяжелые и кровопролитные бои за стратегический пункт продолжались 10 суток . Здесь с сентября по декабрь 1942 года в результате ожесточенных боев советская армия остановила и разгромила группировку немецко-фашистских войск.

Слайд 15

II этап. Коренной перелом в войне (19 ноября 1942 — 31 декабря 1943) Основные сражения второго этапа войны Сталинградская битва — 17 июля 1942 — 2 февраля 1943 г.: — июль 1942 г. — создание Сталинградского фронта; — август — сентябрь 1942 г. — бои на подступах и в самом городе; — 19-20 ноября 1942 г. — наступление Красной Армии силами Юго‑Западного, Донского, Сталинградского фронтов; — 23 ноября 1942 г. — окружение 22 немецких дивизий в районе г. Калач; — 10 января — 2 февраля 1943 г. — ликвидация окруженной группировки под Сталинградом.

Слайд 16

Курская битва 5 июля 1943-23 августа 1943 года Командование вермахта разработало крупную стратегическую наступательную операцию «Цитадель» в районе Курского выступа: разгромить советские войска, а затем нанести удар в тыл Юго‑Западного фронта и в последующем, развивая успех, вновь создать угрозу Москве. 12 июля 1943 г. в районе Прохоровки произошло самое крупное в истории войн встречное танковое сражение. Завершился коренной перелом в ноябре — декабре 1943 г. с форсированием Днепра (прорыв «Восточного вала») и освобождением Киева.

Слайд 17

I II этап. Освобождение территории СССР и европейских стран, победа над нацизмом в Европе (январь 1944 — май 1945) Главным содержанием зимне‑весенней кампании 1944 г. было осуществление последовательных стратегических операций советских войск в составе четырех Украинских фронтов на Правобережной Украине в полосе протяженностью до 1400 км: снятие блокады Ленинграда (14-27 января), Корсунь‑Шевченковская, освобождение Крыма, наступление в Карелии и вывод Финляндии из войны, освобождение Белоруссии

Слайд 18

Фронт вплотную приблизился к границам нацистской Германии. С открытием второго фронта положение фашистской Германии ухудшилось. В ходе зимней кампании 1945 г. получила развитие дальнейшая координация военных действий вооруженных сил союзников по антигитлеровской коалиции.

Слайд 19

Победа! В ходе Берлинской операции войска 1‑го и 2‑го Белорусских и 1‑го Украинского фронтов (командующие Г. К. Жуков, И. С. Конев, К. К. Рокоссовский) при поддержке двух армий Войска Польского разгромили 93 дивизии противника. 8 мая 1945 г. в пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан Акт о безоговорочной капитуляции нацистской Германии. День 9 мая стал Днем Победы над фашистской Германией.

Слайд 20

Практические задания №2- Умение проводить поиск исторической информации в письменных источниках

Слайд 21

Задание 2 Укажите год, когда началась упомянутая в отрывке война. Назовите руководителя СССР в этот период «После рассмотрения у Гитлера плана окружения Москвы, Гальдер в дневнике записал: «Непоколебимо решение фюрера сравнять Москву и Ленинград с землёй…» И в свете этого странно слышать сегодняшние рассуждения некоторых историков и писателей, что в целях сокращения потерь лучше было бы не оборонять Ленинград, а сдать его. Но тогда всё население этого города было бы уничтожено. В случае сдачи Ленинграда произошло бы соединение немецких и финских войск, силы группы армий «Север» были бы переброшены под Москву и тогда, видимо, удержать столицу не удалось и погибло бы всё её население. В итоге общие наши потери возросли бы ещё больше.

Слайд 22

При оценке итогов Великой Отечественной войны особенно остро поднимается вопрос о цене победы, о наших жертвах во время войны. Из-за больших потерь ставится под сомнение вообще значимость достигнутой победы, поскольку мы, мол, победили исключительно за счёт того, что завалили противника своими трупами. Но результаты войны, цена победы — это прежде всего разгром врага, защита Родины, избавление своего и других народов от фашистского порабощения. Если бы мы не смогли победить и потерпели поражение, наша страна утратила бы всё, и общие потери были бы неизмеримо бóльшими .

Слайд 23

Нет слов, безмерно тяжелы и утраты, жертвы этой войны, но всё же они не такие, как это нередко изображается. Так, в одной из работ, где проанализированы различные послевоенные публикации о потерях, как и во многих других книгах и статьях, данные о потерях выводятся не из достоверных источников, а путём различного рода арифметических вычислений. Порою смешиваются безвозвратные и санитарные потери (т.е. раненые, которые в большинстве своём возвращались на фронт)».

Слайд 24

Укажите год, когда началась упомянутая в отрывке война. Назовите руководителя СССР в этот период. 1) год — 1941 г.; 2) руководитель СССР — И. В. Сталин

Слайд 25

Какие мнения, касающиеся истории этой войны, автор считает неверными и опровергает ? Укажите любые два мнения.

Слайд 26

Могут быть указаны следующие мнения: 1) о том, что в целях сокращения потерь лучше было бы не оборонять Ленинград, а сдать его; 2) о том, что огромные потери СССР в войне сводят на нет значимость достигнутой победы; 3) о том, что потери СССР в годы войны были значительно выше реальных

Слайд 27

Задание 4 Укажите одно военное событие (явление, процесс) в истории нашей страны, когда врагам удалось взять Москву, но в ходе дальнейших военных действий они были разгромлены.

Слайд 28

В правильном ответе должно быть указано событие, например: 1) польско-литовская интервенция в период Смутного времени; 2) Отечественная война 1812 г.

Слайд 29

Задание №5 Знание основных фактов, процессов, явлений, терминов, персоналий.

Слайд 30

Задание 5 Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.

Слайд 31

Век Событие (процесс) Участник события (процесса) _____________(А) _____________(Б) Майор Гаврилов, политрук Фомин июль 1942-февраль 1943. _______________(В) _______________(Г) ноябрь 1943 освобождение Киева _______________(Д) _____________(Е) Битва за Москву _______________(Ж) ______________(З) _______________(И) М. А. Егоров, М. В. Кантария

Слайд 32

Пропущенные элементы : 1) М. А. Егоров, М. В. Кантария 2) апрель 1945 3) Я. Ф. Павлов 4)оборона Брестской крепости 5) битва за Днепр 6) июнь–июль 1941 г. 7) сентябрь 1941-апрель 1942 гг. 8) штурм Рейхстага 9) май 1942 г. 10) сталинградская битва 11) Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский 12) Н. Ватутин

Слайд 33

Гаврилов и Фомин обороняли Брестскую крепость. В Сталинградской битве отличился сержант Павлов. Киев освобождал Ватутин. В битве за Москву участвовали Жуков и Рокоссовский. Егоров и Кантария участники штурма рейхстага. Ответ: 641031271128 .

Слайд 34

Задание №6 Умение работать с исторической картой

Слайд 35

Задание 6 Заполните пропуск в предложении: «Город, обозначенный на схеме цифрой «7», был освобождён от фашистов в тысяча девятьсот ____ году». Ответ запишите в виде слова (словосочетания).

Слайд 37

Пояснение . Карта боевых действий в ходе Великой Отечественной войны. На карте события с ноября 1942 по декабрь 1943гг. 7 — это Минск, освобожден в 1944.

Слайд 38

Задание 7 Укажите месяц, когда от фашистов был освобождён город, обозначенный на схеме цифрой «2».

Слайд 39

На карте события с ноября 1942 по декабрь 1943 гг. 2 — это Белгород освободили в августе 1943 г. Ответ: август.

Слайд 40

Выводы: 1. Определить причины начала войны 2.Разделить события Великой Отечественной войны на периоды 3.Знать даты и фактов.

Слайд 41

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс «Методические приемы в преподавании истории по УМК «История России. 6 класс» авторов С.В. Перевезенцева Т.В. Перевезенцевой издательства «Русское слово»

система работы учителя по апробации УМК «История России. 6 класс» авторов С.В. Перевезенцева Т.В. Перевезенцевой издательства «Русское слово» ...

Цумами канзаши - японский цветок из шёлка. Мастер-класс. Часть I. История японского искусства

Презентация посвящена характеристике японского искусства цумами канзаши. Видам канзаш....

Мастер – класс для учителей истории и обществознания 9 -11 классов «Поэтапная подготовка обучающихся к ЕГЭ И ГИА по истории".

Цели проведения мастер-класса:1.Повышение профессионального уровня и обмен передовым опытом учителей истории и обществознания,2.Создание  условий  для формирования  индивидуального стил...

Мастер-класс Урок по истории 10 класс "XVI век. Иван IV. Теория и практика государственного правления"

Урок по истории 10 класс «XVI век. Иван IV.Теория и практика  государственного правления»...

Мастер-класс Аукцион «Познание истории Отечества».

1 лот.  О каком историческом периоде и как зовут главного героя повествует отрывок из кинофильма Андрея Кравчука «Адмирал» (небольшом периоде из жизни Александра Васильевича Колчака и...

Мастер - класс РМО учителей истории Текстовая задача Дворцовые перевороты 06. 04. 2021 г.

Мастер - класс проводился для учителей Абанского района по теме "Формирование читательской грамотности на уроках истории". Во время мастер - класса я познакомил с приемами составления и рабо...