Мастер - класс РМО учителей истории Текстовая задача Дворцовые перевороты 06. 04. 2021 г.
методическая разработка по истории (8 класс)
Мастер - класс проводился для учителей Абанского района по теме "Формирование читательской грамотности на уроках истории". Во время мастер - класса я познакомил с приемами составления и работы над текстовой задачей по истории.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер – класс по теме: «Работа с текстовой задачей – как способ формирования читательской грамотности на уроках истории»
Подготовил: Свириденко Олег Николаевич, учитель истории и обществознания
МКОУ Абанской основной общеобразовательной школы № 1
Актуальность темы в вызвана необходимостью работы по теме: «Формирование читательской грамотности на уроках истории и обществознания», введением новых образовательных стандартов, подготовки материалов для 0 – х уроках смыслового чтения в нашей школе, для выполнения необходимых результатов обучения по КИМам (контрольным работам, ВПР, ОГЭ).
В ходе работы выявлены следующие дефициты у учащихся: Недостатки в работе с различными видами текстов. Трудности с анализом, оценкой, обобщением как явной, так и скрытой информации.
Работа с текстом требует разных читательских умений: поиск, преобразование и оценка различной текстовой информации.
С основными видами читательских умений вы можете познакомиться на слайде.
Тип вопросов в текстовых задачах, которые используются:
ВО - задания с выбором одного ответа из 4 предложенных альтернатив
КО - задания с кратким ответом
РО - и задания с развёрнутым ответом .
В текстовых задачах на уроках истории я использую вопросы 1, 2, 3 уровней сложности в зависимости от потребности формирования умений у учащихся после анализа мониторинга результатов проверочных и контрольных работ.
Цель мастер – класса: предъявить практику использования текстовых задач для формирования отдельных умений по читательской грамотности на уроках истории.
Вначале я составляю паспорт текстовой задачи (провожу структурно – функциональный анализ текста: определяется тема, учитывается возраст, соотносится с содержанием такие дидактические единицы как: понятия, термины, персоналии, даты по проблемному заданию урока, а также умения над которыми я планирую работать.
После этого я работаю над составлением текста и заданий. Позже я разрабатываю критерии оценивания по количеству и сложности заданий.
В задании может использоваться различная информация в том числе и вспомогательная, например: генеалогическое древо, историческая карта, иллюстрация.
После знакомства с текстом: до чтения, во время чтения я задаю проблемные вопросы к тексту.
По окончании смыслового чтения ребята выполняют задания по тексту:
1 уровень: Поиск информации на простом уровне сложности.
- Озаглавьте текст.
Умение: понимать цельный смысл текста, выделять главную идею.
- Работаю над поиском и интерпретацией различной информации в тексте по хронологии
- Анализу и объяснению причинно – следственных связей
причины исторических событий
- Выделение главных идей на примере ключевых терминов и понятий и их характеристика к № 4 – 6 .
- Использую задания на анализ текста (на группировку деятелей в № 7).
2 уровень (2 балла): Поиск и осмысление текста
Отработка умений на интерпретацию текста открытый вопрос, умений анализировать и объяснять сопричастность понятий к тексту (в № 8) .
Заполните пропущенные элементы поиск и преобразование информации по тексту к № 9.
Отработка главного понятия: фавориты с опорой на справочную информацию, явную и дополнительную (эрудиция учеников) к № 10.
Выявление скрытой информации по иллюстрации и фрагменту исторического источника (текст кондиции), дальнейшее её осмысление и интерпретация к № 11.
Чтобы критически осмыслить имеющуюся информации – использую проблемный диалог учеников для привлечения внимания к заданию: умение на выработку аргументированного суждения с опорой на межпредметные связи № 12.
Выделение главного по определенному критерию помогает осмыслить и проанализировать текст к № 13.
Использую иллюстрации – это другой вид текстовой информации для ответа на проблемный вопрос, с опорой на критическое мышление к № 14.
3 уровень вид смыслового чтения: оценивание
(самый высокий балл и уровень сложности)
Данное задание помогает сравнить мнения историков, критически их осмыслить и оценить. Аргументировать собственную точку зрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории по теме "Дворцовые перевороты" в 7 классе
Урок-практикум на этапе обобщения и закрепления знаний. Предусмотрена индивидуальная(тестирование) и групповая работа учащихся, интеллектуальная разминка, рефлексия....
Мастер – класс для учителей истории и обществознания 9 -11 классов «Поэтапная подготовка обучающихся к ЕГЭ И ГИА по истории".
Цели проведения мастер-класса:1.Повышение профессионального уровня и обмен передовым опытом учителей истории и обществознания,2.Создание условий для формирования индивидуального стил...
Из истории государства Российского. Дворцовые перевороты XVIII в
Методическая разработка урока...
Методическая разработка урока истории по теме: "Дворцовые перевороты."
Конспект урока истории, презентация, рабочие листы и приложения (ФГОС)....
История 8 Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762)
https://vk.com/topic-47976727_42457958https://www.youtube.com/watch?v=h3loJiKGxO8&t=8866...
Текстовая задача "Дворцовые перевороты"
Продуктивное чтение...
Методическая разработка мастер-класса для учителей истории и обществознания «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания как средство выявления и поддержки одарённых детей».
Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующе...