Технологическая карта урока истории «Общественное движение при Александре I»
методическая разработка по истории (9 класс)

Лежнина Юлия Викторовна

Учебник: «История России (в 2 частях)», Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А. и др./ Под ред. Торкунова А.В.

Тема: Общественное движение при Александре I. § 8—9. Содержит дополнительный материал, таблицы для работы на уроке.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_32_.docx33.09 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока

«Общественное движение при Александре I»

Цели

Характеризовать причины возникновения тайных обществ; сформировать представление об идеях и деятельности этих обществ.  

Тип и вид урока

Урок открытия нового знания

Планируемые
результаты
(предметные)

Характеризовать взгляды декабристов и их проекты реформирования государственного и общественного строя России; использовать приемы исторического анализа; сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей.  

Личностные
результаты

Формировать и развивать уважение к историческим личностям, устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины, способность давать моральную оценку действиям исторических личностей.  

Метапредметные результаты

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Регулятивные: составлять план действий, соотносить свои действия с планируемым результатом, оценивать правильность решения учебной задачи.

Познавательные: работать с учебной информацией; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; анализировать программные документы декабристов, сравнивать их основные положения.  

Образовательные ресурсы

1. История России: 9-й класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2-х частях/Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, А.А.Левандовский [и др.]; под ред. А.В.Торкунова. -Москва: Просвещение, 2021 г.

2. Поурочные разработки по истории России. 9 класс/Е.Н.Сорокина, Д.И.Чернов.- 2-е изд.- М.: ВАКО, 2021.

3. История: новый полный справочник для подготовки к ОГЭ: 9 класс/П.А.Баранов. - Москва: АСТ: Астрель, 2016.

4. История России: Учебник/Н.И.Павленко, И.Л.Андреев, Л.М.Ляшенко; Под ред. Н.И. Павленко. -  М.: Абрис, 2012.

5. Дополнительный материал для работы на уроке, таблицы.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

характеристика
основных видов
деятельности

формируемые УУД

I. Организационный момент

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности

II. Мотиационно-целевой этап

   В декабре 1825 года после смерти Александра I и в первые дни царствования его брата Николая I вся страна была потрясена известием о попытке вооруженного восстания, организованного молодыми офицерами - членами тайных обществ. В отличие от дворцовых переворотов XVIII века, заговорщики планировали не только свергнуть одного монарха, чтобы возвести на престол другого, но желали изменить государственный строй Российской империи - упразднить неограниченную монархию и крепостное право. Восстание декабристов стало первой попыткой революционного свержения самодержавия в России.

    Как возникло движение декабристов? Каковы были их идеалы? Какие цели они преследовали? И почему восстание потерпело поражение? Ответы на эти вопросы вы узнаете на двух последующих уроках.

Тема урока: «Общественное движение при Александре I».

    План урока:

1. Зарождение организованного общественного движения.

2. Первые тайные общества. Южное и Северное тайные общества.

3. «Русская правда» П.И.Пестеля. «Конституция» Н.М.Муравьева.

Слушают учителя.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем.

III. Актуализация знаний

- Какие настроения в российском обществе преобладали после Отечественной войны 1812 года?

Большинство дворян-консерваторов восприняло победу над Наполеоном как доказательство превосходства российских порядков над западноевропейскими. Реформы по их мнению, были не только не нужны, но и опасны.

Однако часть российского общества возлагала дальнейшие надежды на реформы, введение конституции и решение вопроса об отмене крепостного права.

- Вспомните основные направления внутренней политики Александра I после войны 1812 года.

Первый опыт конституции в России, реформаторский проект Н.Н.Новосильцева, отказ от проведения реформ.

Отвечают на вопросы.

Познавательные:  структурируют
знания.

Коммуникативные: строят монологические высказывания

IV. Работа по теме урока

Зарождение организованного общественного движения.

    Одной из наиболее характерных черт послевоенного периода царствования Александра I стало нарастающее общественное движение. Возникли тайные общества и кружки, организаторами которых являлись представители дворянства.

   - Как вы думаете, почему именно дворяне стали организаторами и главной силой общественных движений? (Дворяне были единственным наиболее образованным, либерально мыслящим сословием в России).   

    Предлагаю, ознакомившись с дополнительным материалом (приложение №1), выяснить каковы были основные причины возникновения тайных обществ?

    Учитель помогает учащимся сформулировать указанные причины.

    Запись в тетради:

    Основные причины возникновения тайных обществ:

1. Российская действительность с бесправием основной массы населения и господством крепостного права.

2. Реформаторские начинания Александра I и разочарование в его политике в результате отказа от реформ.

3. Идеи Просвещения.

4. Знакомство с европейскими порядками в ходе во Заграничных походов русской армии 1813-1814 гг.

Работают с текстом дополнительного материала.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Регулятивные:

проявляют волевую саморегуляцию

в ситуации затруднения.

Коммуникативные: используют аргументы для обоснования своего суждения

Первые тайные общества. Южное и Северное тайные общества.

Мы выяснили основные причины возникновения тайных обществ, но какие цели и задачи ставили они перед собой?

Задание. Изучив п.2, п. 3 §8-9, заполнить пропуски в таблице (приложение №2).

Работают с текстом учебника, осуществляют поиск необходимой информации.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Регулятивные:

проявляют волевую саморегуляцию

в ситуации затруднения.

Коммуникативные: используют аргументы для обоснования своего суждения

«Русская правда» П.И.Пестеля. «Конституция» Н.М.Муравьева.

Главными программными документами декабристов стали «Русская Правда» Павла Ивановича Пестеля и «Конституция» Никиты Михайловича Муравьева.

Задание. Работая с пп. 4 и 5 §8-9, заполните сравнительную таблицу (приложение №3).  

Работают с текстом учебника, осуществляют поиск необходимой информации.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Регулятивные:

проявляют волевую саморегуляцию

в ситуации затруднения.

Коммуникативные: используют аргументы для обоснования своего суждения

V. Подведение итогов урока

Вопросы:

- Назовите причины зарождения декабристского движения.

- Почему дворяне стали главной силой движения?

- Программу какого из тайных обществ можно назвать наиболее радикальной и почему?

Применяют полученные на уроке знания для ответов на ворпосы.

Познавательные: осознанно и произвольно строят высказывания в устной форме.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других.

VI. Рефлексия

Подведем итоги нашей работы.

Предлагаю оценить изученный материал, используя знаки:

V - новая и интересная информация;

! - я думал(а) иначе;

? - эта информация меня удивила;

Х -  я не узнал(а) ничего нового.

Оценивают свою работу

Регулятивные: проявляют открытость в  осмыслении своих действий и самооценке

VII. Информация о домашнем
задании

Комментирует задание.

1. Прочитать §8-9, стр. 56-59.

2. Вопросы 1-3.

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют ее выполнение

Приложение №1.

Дополнительный материал

Важную роль в становлении декабризма сыграла война 1812 г., во время которой молодые офицеры, составившие позже костяк декабристского движения, воочию увидели героизм, стойкость, самоотверженность солдат, партизан, ополченцев, т.е. могли оценить лучшие черты характера народа. После этого для них особенно невыносимым стало существование крепостного права и безгласие общества.

Большое значение для членов декабристских организаций имели и либеральные обещания Александра I отменить крепостничество и даровать России конституцию. Они пробудили в молодых радикалах надежды на скорые перемены в жизни страны, заставили их поверить в прогрессивные замыслы Зимнего дворца.

Говоря о внешних причинах зарождения дворянской революционности, надо прежде всего отметить идеи Просвещения, оказавшие огромное влияние на будущих декабристов и подсказавшие им некоторые практические действия.

Трудно переоценить впечатление, произведенное на молодых офицеров европейскими порядками, с которыми они познакомились во время заграничных походов русской армии в 1813-15 гг. Они увидели страны, живущие в соответствии с конституциями, не знающие крепостного права, подданные которых обладали всем набором гражданских и политических прав и свобод.

Кроме того, во время пребывания в Европе будущие декабристы узнали о деятельности таинственных масонских лож¹ и подпольных национально-освободительных обществ типа немецкого Тугендбунда².

История России: Учебник/Н.И.Павленко, И.Л.Андреев, Л.М.Ляшенко; Под ред. Н.И. Павленко. -  М.: Абрис, 2012.

___________________________________________________________________________________

¹ Масонство - религиозно-философское течение с мистическими обрядами и обычно ставящие задачи «нравственного совершенствования».

²  Тугендбунд - («Союз добродетели»; нем. «Tugendbund») — патриотическое общество в Пруссии. Существовало с апреля 1808 года и по январь 1810 года. Целью общества было восстановление патриотического духа нации после поражения от войск Наполеона, воспитание юношества, реорганизация войск и приверженность правящей династии. 

Задание. Изучив п.2, п. 3 §8-9, заполнить пропуски в таблице

Тайные общества декабристов

Общество

Период существования

Члены общества

(количество, персоналии)

Программа/деятельность

Причина ликвидации

«Союз спасения»

1816-1818 гг.

Около 30 человек. А.Н. и Н.М. Муравьевы, С.П.Трубецкой, С.И. и М.И. Муравьевы-Апостолы, М.С.Лунин, П.И.Пестель, И.И.Пущин и др.

«Союз благоденствия»

1818-1821 гг.

Около 200 человек, в том числе все бывшие члены «Союза спасения»

 

Южное общество

1821-1825 гг.

П.И.Пестель, С.И. Муравьев-Апостол, М.П.Бестужев-Рюмин, С.Г.Волконский и др.

Северное общество

Н.М. Муравьев, С.П.Трубецкой, Н.И.Тургенев, М.С.Лунин, И.И.Пущин и др.

Общество соединенных славян

1823-1825 гг.

А.И. и П.И. Борисовы и др.

Подготовка восстания с целью уничтожения самодержавия и крепостного права и создание федерации славянских республик

Вошло в состав Южного общества

Задание. Работая с пп. 4 и 5 §8-9, заполните сравнительную таблицу

«Русская Правда» П.И.Пестеля

Основные ←программные→

положения

«Конституция» Н.М.Муравьева

Форма правления

Законодательная власть

Исполнительная власть

Государственное устройство

Избирательное право

Крепостное право

Земля

Гражданские права

Задание. Работая с пп. 4 и 5 §8-9, заполните сравнительную таблицу

«Русская Правда» П.И.Пестеля

Основные ←программные→

положения

«Конституция» Н.М.Муравьева

Форма правления

Законодательная власть

Исполнительная власть

Государственное устройство

Избирательное право

Крепостное право

Земля

Гражданские права


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Движение воздушных масс. Циклоны и антициклоны".

Тип урока - открытие новых знаний. Формы работы: групповая, работа с карточками, учебником, ЭОР.  Идея урока - приобретение новых знаний путем проблемной ситуации, позволяющей учащимся само...

Технологическая карта урока "Задачи на движение по реке" , 5 класс

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС. Цели урока: сформировать и развивать навыки решения задач на движения по реке и против течения. Урок сопровождается презентаций. Благодаря интер...

Методическая разработка урока истории "Общественные движения первой четверти XIXв."

Тип урока: комбинированныйФорма урока: урок – обсуждение.Методы: исследовательский, иллюстративный, репродуктивный, практическая работа, самостоятельная работа.Форма работы: групповая, индивидуальная....

Презентация к уроку истории "Общественные движения в 19 веке"

Презентация к уроку истории "Общественные движения в 19 веке"...

Разработка урока истории "Общественное движение 6-70-х гг. XIX века.

Урок разработан в соответсвии с требованиями к обучающимся 8-ого класса. Цель урока: познакомить учащихся с возникновением революционного народничества, выделить особенности данного движения.Зада...

Технологическая карта урока "Музыка и движение"

Тема комплексного урока "Весна пришла!"...