Методическая разработка урока истории "Общественные движения первой четверти XIXв."
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Ярославцева Анастасия Владимировна

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок – обсуждение.

Методы: исследовательский, иллюстративный, репродуктивный, практическая работа, самостоятельная работа.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvennye_dvizheniya_v_19_veke_1.docx30.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока истории

на тему «Общественные движения первой четверти XIX в..»

Класс: 8

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок – обсуждение.

Методы: исследовательский, иллюстративный, репродуктивный, практическая работа, самостоятельная работа.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Технологии, используемые при проведении урока:

  1. Игровые технологии
  2. Здоровьесберегающие технологии
  3. Информационно-коммуникативные

                              Ярославцева Анастасия Владимировна,

учитель истории и обществознания  МОБУ СОШ № 92 г. Сочи

Конспект открытого урока истории в 8 классе                                                              на  тему: «Общественные движения первой четверти XIX в.»

(Линия УМК по истории 8 класса под редакцией Н.В. Загладина )

         

 Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

 Форма урока: урок – обсуждение.

Цель:

- рассказать о тайных обществах царствования Александра I.

-разобрать причины появления тайных обществ в России

-разобрать цели тайных обществ.

Задачи:

1.Образовательные:

познакомиться с личностями, входившими в тайные общества;

проанализировать основные идеи документальных проектов устройства России;

2. Воспитывающие:

Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну;

Формировать любовь к предмету.

3. Развивающие:

Развивать наглядно-образное мышление учащихся;

Формировать умение работать с историческими документами;

Развивать умение мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, экран, документы (раздаточный материал)

Основные понятия: крепостное право, самодержавие, декабристы, республика, конституция, Манифест к русскому народу, диктатор восстания, революционеры.

Ход  урока:

1.Организационный момент (2 мин)

Приветствие учителя, обсуждение плана урока

2. Проверка домашнего задания (15 мин)

А) Тест «Внутренняя и внешняя политика Александра 1» для 5 учащихся:

1.Период правления Александра I.

А)1796-1801 гг.;

Б)1801-1825 гг.;

В)1807-1826 гг.

Г)1825-1855 г.

2.Органы какой власти назывались министерствами?

А) законодательной;

Б) исполнительной;

В) законосовещательной;

Г) судебной.

3.Что предусматривал указ о «вольных хлебопашцах»?

А) отмену крепостного права;

Б) ликвидацию рекрутских наборов;

В ) освобождение крестьян за выкуп с землей с согласия помещика;

Г) переселение государственных крестьян из центральных губерний на окраины.

4.Что было итогом военной кампании 1807 г.?

А) присоединение Финляндии;

Б) окончание русско-турецкой войны;

В) вступление русских в Париж;

Г) заключение Тильзитского мира между Россией и Францией.

5.Территория Бессарабии отошла к России после победы в войне с:

А) Францией;

Б) Англией;

В )Турцией;

Г) Ираном.

6.Кто руководил партизанским отрядом во время Отечественной войны 1812 года?

А) П.И. Багратион;

Б) Д.В. Давыдов;

В) Н.Н. Раевский;

Г) М.М. Сперанский.

7.Когда завершились заграничные походы русской армии против войск Наполеона?

А) в 1805 г.;

Б) в 1807 г.;

В) в 1812 г.;

Г) в 1814 г.

8.В результате победы России в Отечественной войне 1812 года:

А) к России отошло побережье Средиземного моря;

Б) возрос международные авторитет России;

В) Александра I провозгласили «императором французов»;

Г) Франция присоединилась к континентальной блокаде.

Б) Фронтальный вопрос учащихся:

- В результате каких событий Александр 1 пришёл к власти? (В результате переворота 1801 года был убит император Павел 1и к власти пришёл его старший сын Александр)

- Что такое Негласный комитет? ( Компания близких для императора молодых, либерально настроенных дворян, вместе они негласно обсуждали проекты реформирования страны)

- Назовите членов Негласного комитета? (В. П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев, А.А. Чарторыйский, П.А. Строганов)

-Перечислите условия Тильзитского мира (Территориальные изменения в Европе, присоединения к экономически невыгодной для России континентальной блокаде, направленной  против Великобритании)

- Расскажите о взаимоотношениях России и Франции. (Отношения были крайне напряжёнными, после заключения Тильзитского мира Россия вынуждена была поддерживать Францию, однако тяжёлые условия были крайне не выгодны для России и долго она не могла их соблюдать, Наполеон понимал, что без захвата России его планы  остаются не реализованы, Россия подозревала о захватнических планах императора французов)

- Кто такой М. Сперанский? (Законодательный деятель, работал над проектом создания Конституции)

- Каков был план Наполеона по захвату России? (План Наполеона включал в себя быстрый захват территории, до наступления холодов, ему необходимо было не дать соединиться 1-й и 2-й армии, разгромив их по отдельности )

-Какое решение было принято на совете в Филях в 1812 году? Кем? (На совете в Филях было принято решение об оставлении Москвы, это сделал М. Кутузов)

-Кто такой А. Аракчеев? (Государственный деятель, создатель военных поселений)

-Кто такой Новосильцев? (Государственный деятель, работал над проектом создания Конституции, который так и не был реализован)

В) Задание на установление личности:

  1. Этот человек начал военную карьеру ещё при Павле 1. Слыл грамотным, но крайне жестоким человеком, занимался разработкой проектов крепостного права и военных поселений._____________________
  2. Родился в семье бедного священника, окончил Петербургскую духовную семинарию. По поручению Александра 1 _____________________ составил несколько законодательных проектов. Наиболее значимым стало «Введение к Уложению» государственных преобразований. По мысли ______________________ российскому самодержавию следует придать законодательное оформление в виде конституционной монархии.

  1. О. Ключевский писал: «Принуждённый говорить, что нравилось другим, он привык скрывать, что думал сам. Скрытность от необходимостью стала потребностью». Поэт Вяземский уподоблял его «сфинксом, неразгаданным до гроба»______________________

3.Актуализация знаний

Данный  урок  занимает важное место в ряду  уроков  истории по началу XIX века. Либеральное движение в России возникло еще в XVIII веке. В начале XIX века после Отечественной войны 1812 года вновь активизируются движения за гражданские свободы и конституционное устройство государства.

Формулирование темы урока: Как вы считаете, ребята, какая тема нашего сегодняшнего урока?

Учащиеся: «Общественные движение начала 19 века»

План.

1. Ситуация в России после Отечественной войны 1812 года. (6 мин)

3. «Союз спасения» и «Союз благоденствия» (8 мин)

4.Северное и Южное общества (5 мин)

5.Проекты нового устройства России: «Конституция » и «Русская правда» (12мин)

Рассказ учителя.

Несмотря на то, что царствования Александра 1 началось с разработок либеральных проектов, множество людей считали, что пришло время для радикальных перемен. Эти люди, стремившиеся реформировать Россию, впоследствии, вошли в историю под общим термином – декабристы. Но не будем забегать вперёд, и вспомним политическую ситуацию нашей страны в начале 19 века.

Вопрос учителя:

Ребята, кто расскажет об итогах отечественной войны 1812 года?

Примерный ответ учащегося:

Россия после войны с Наполеоном стала одной из могущественных стран Европы, к результатам войны можно отнести – огромный авторитет и территориальные приобретения.

Учитель:

Совершенно верно, русские солдаты шли по Европе победителями, с триумфом они проходили одну страну за другой, они видели, как живут люди в освобождённых ими странах. Они видели уровень жизни, права и свободы, которыми уже были наделены европейцы.  Вернувшись домой, солдаты и офицеры наблюдали серую, унылую жизнь русского крестьянина, полную горечи и страдания жизнь крепостных, отсутствие неотъемлемых прав, свобод, которыми было пропитано всё европейское общество. И многие из тех, кто побывал за границей, стали задумываться о новой жизни, о том, как изменить страну, даровав людям демократию. Этих людей было много, они объединялись в кружки по интересам, обсуждали всевозможные проекты нового переустройства России. Их собрания были конспиративными, нелегальными, так появились тайные общества.

Работа с учебником. (п. 9 стр.50-51)

Учитель:

Ребята, глядя на текст учебника, назовите мне общественные организации, их лидеров и когда они возникли.

Примерный ответ учащихся:

В 1816-1817 возник Союз спасения, во главе которого стояли А. Муравьев. С.Трубецкой, Н. Муравьев, Матвей и Сергей Муравьевы- Апостолы,  Павел Пестель,  Евгений Оболенский, Иван Пущин, с 1818 по 1821 годы появляется Союз благоденствия, лидерами союза остаются те же.

Учитель:

Совершенно верно. А теперь давайте посмотрим, чего же хотели члены тайных обществ?

Примерный ответ учащихся:

Главной целью общества было введение конституции и гражданских свобод. Союз строился на основании глубокой конспирации и строгой дисциплины. За 2 года в общество вступило около 30 человек.

В 1818 году был основан «Союз благоденствия». Создан вместо «Союза спасения». Во главе его стояли те же лица, что и в прежней организации. Новый «Союз» носил более открытый характер. В нем состояло около 200 человек. Новый «Союз благоденствия», ставивший перед собой развитие благотворительности, смягчение, гумманизацию нравов, знаний. Хотя, некоторые его члены призывали к физическому уничтожению императора и его семьи, таким был Пестель. В 1821 году организация распалась.

Учитель:

Правильно, ребята. Но с распадом Союза благоденствия борьба с самодержавием не была окончена, она только начиналась. В 1821 году появились Северное и Южное общества. Их лидеры – наши знакомые, представители высших слоёв общества, молодые, образованные офицеры. Давайте на них посмотрим  (Показ слайдов).

Задание на сравнение.

Учитель.

Ребята, с помощью текста учебника, давайте вместе попытаемся определить цели «Северного» и «Южного» обществ и заполнить таблицу, представленную на экране.

(Слайд 6)

4.Закрепление изученного материала.

Учитель.

Ребята, сегодня мы узнали о существовании общественных организаций, существовавших в начале 19 столетия, познакомились с их лидерами, выяснили их цели. Давайте закрепим изученный материал с помощью учебника и поработаем с документами, которые вы видите на стр. 54 в учебнике и попытаемся ответить на вопросы.

Примерный ответ учащихся.

1.Был одним из основателей первого тайного политического общества декабристов — «Союза спасения», членом коренной управы «Союза благоденствия» и Южного общества декабристов, представителем которого был в Петербурге; вёл переговоры об объединении Южного и Северного обществ. С июня 1823 по август 1824 был полномочным представителем Южного общества в Петербурге, стараясь соединить оба общества. Был согласен на истребление императорской фамилии. С. И. Муравьёв-Апостол был казнён на рассвете 13  июля 1826 года в Петропавловской крепости

2. «Ведение представительного правления в некоторых государствах, сочинения политические, дух времени, обративший умы к устройству государства

3. Российская армия,  освобождая Европу, видела, насколько свободнее там живет простой народ, там прошли буржуазные революции, народ получил свободу слова, печати, собраний, выступлений. Там были приняты Конституции, не было крепостной зависимости. Возвратившись на Родину, русские солдаты и офицеры хотели, чтобы и в России произошли столь необходимые преобразования.

1. «Упала торговля, промышленности почти нет, бедность до того доводит, что нечем платить не только подати, но и недоимкам Войско всё ропщет…»

2. Автор говорит об революционных настроениях, это можно понять из слов «Неужели русские, ознаменовавшие себя столь блистательными победами в войне истинно Отечественной, не сбросят собственного ярма…»

1.  Член «Союза спасения», составил для него устав, в 1818 году стал членом Коренной управы Союза благоденствия, а в 1821 году, после его самоликвидации возглавил Южное тайное общество. Обладая большим умом, разносторонними познаниями и даром слова Пестель скоро встал во главе общества. Выражением его взглядов была составленная им «Русская Правда».

2. Программный документ получил название «Русская правда», потому что он, по мнению Пестеля, выражал интересы всего русского народа, также, автор, возможно, проводит аналогию с первым письменным сводом законов Ярослава Мудрого - русской демократической традиции, восходящей к вечевому строю Древней Руси.

3. О ликвидации крепостного права в «Русской правде» Пестель говорит так - «Отмена немедленно и без выкупа».

5. Подведение итогов, выставление оценок

Итак, ребята, давайте подведём итоги нашего урока. Сегодня вы узнали о тайных обществах, мы разобрали их программные установки, выявляли  их сходства и различия, то есть все те цели и задачи, которые мы поставили перед собой, оказались выполненными.

6. Домашнее задание.

1. Прочитать п. 9, ответить на вопросы в конце параграфа на стр. 53

2. Сделать сообщение о любом члене тайных обществ на выбор

3. Составить по теме 2 варианта тестовых заданий с выбором ответа по 10 вопросов в

Рефлексия:

Я узнал…

Я запомнил…

Я понял…

Мне было трудно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока «Законы движения крови»

методическая разработка урока «Законы движения крови»...

Методическая разработка урока "Народные движения в XVII веке" ("Бунташный век")

Данный урок разработан на основе учебника по истории России 7 класса по программе Данилова и Косулиной.  На разных этапах занятия предложены различные формы и методы обучения, что делает урок бол...

Методическая разработка урока Истории Отечества "Первые русские князья" с использованием ЭОР

Разработка урока с использованием Базы электронных образовательных ресурсов ФЦИОР...

Тема урока: «Социальные движения первой четверти XVIII века»

Тема урока: «Социальные движения первой четверти XVIII века»Класс: 7Тип урока: комбинированныйОборудование и материалы к уроку:·          учебник по истори...

Методическая разработка урока «Народные движения в XVII веке».

Формы и методы обучения на современном учебном занятии по предмету....