Разработка урока истории "Общественное движение 6-70-х гг. XIX века.
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
Урок разработан в соответсвии с требованиями к обучающимся 8-ого класса. Цель урока: познакомить учащихся с возникновением революционного народничества, выделить особенности данного движения.
Задачи:
- Проанализировать теории народничества, роль их в общественной жизни России
- уяснить причины краха народнической идеологии
- воспитать интерес к истории России.
По ходу изучения нового материал учащиеся выполняют задания для подготовки к государственной итоговой аттестации. Используется презентация для лучшего усвоения материла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 27.5 КБ |
obshchestvennoe_dvizhenie_60-70-h_gg.ppt | 346 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Революционное народничество 60-70-х гг.
Цель урока: познакомить учащихся с возникновением революционного народничества, выделить особенности данного движения.
Задачи:
- Проанализировать теории народничества, роль их в общественной жизни России
- уяснить причины краха народнической идеологии
- воспитать интерес к истории России
Основные понятия: народничество, «Хождение в народ», террор.
План урока:
- причины революционного движения
- идеологи народничества
- «Хождение в народ»
- «Земля и воля»
- Раскол в «Земле и воле»
Проблемный вопрос: почему некоторые положения народников ошибочны?
Ход урока.
- Опрос домашнего задания. Решение тестовых заданий.
- Объяснение нового материала.
- Какие общественные движения существовали в России в 19 веке?
Консервативное, либеральное, революционное.
Чем отличаются друг от друга либеральное и революционное движения?
Пути развития- реформа и революция.
После либеральных реформ 60-70-х годов в России развивается революционное движение. Причины? (дети определяют самостоятельно).
Слайд. Записать.
- в 70-х годах революционное движение связано прежде всего с таким направлением, как народничество. Теоретики народничества- Н.Г.Чернышевский и А.И.Герцен. Слайд.
Теория развития России- «общинный социализм». Работа по документу- страница 189. выделить основные идеи народничества. Слайд. Записать.
Самостоятельно даем определение термину «народничество». Слайд. Записать.
- сходясь в основных теоретических установках, ведущие идеологи народничества предлагали различные средства для претворения их в жизнь. Слайд. Записать.
- наиболее близкими по духу для молодых людей того времени оказались идеи П. Лаврова. В 1874 году сотни молодых людей разбрелись по деревням: кто-то, чтобы отдать долг народу своей работой на его благо(учителя, врачи, агрономы), а кто-то с целью агитации крестьян к революции. Это событие в истории получило название «хождение в народ». Слайд. Записать. Агитаторы толковали крестьянам о революции и социализме. Но хождение в народ закончилось полным провалом. Причины? Слайд. Записать.
- итогом провала хождения в народ стало создание централизованной и хорошо законспирированной организации, которая выдвигала понятные для крестьян лозунги «Земля и воля»-1876 год.
- но многие представители народничества в то время начинают увлекаться террором. Термин- страница 184. Записать. В 1878 году- Вера Засулич стреляет в петербургского градоначальника Трепова. Над ней состоялся суд, и присяжные оправдали ее. К какому повороту событие могло привести данное решение суда? Увлечение террором. Раскол в «Земле и воле». Слайд. Записать.
- ответ на проблемный вопрос. Утопизм народников заключался в том, что они не хотели признавать развития капитализма в России.
III. Домашнее задание. Ответить на вопрос. Прочитать параграф.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учение, выдвигавшее в качестве цели и идеала установление общества, в котором отсутствуют эксплуатация человека человеком , утверждается социальное равенство и справедливость, называется Консерватизм Либерализм Социализм
2. Взгляды консерваторов характеризуются Верой в богоизбранность России. Поддержкой земского общественного движения Верой в справедливое общество- социализм.
3. С крестьянской реформой 1861 г. Было связано понятие: Вольноотпущенные крестьяне Выкупные платежи Хутора Отруба
4. Что из перечисленного ниже являлось причиной замедленного развития капитализма в сельском хозяйстве России: Высокие выкупные платежи Крепостная зависимость крестьян Право крестьян на предпринимательскую деятельность Ликвидация помещичьего землевладения.
Причины революционного движения: -сохранение помещичьего землевладения,временнообязанное состояние крестьян, -медлительность властей в проведении реформ. Причины революционного движения. М.М.Зайцев. Крестьянское волнение в селе Бездна.
Теоретики народничества Н.Г.Чернышевский А. И. Герцен
Основные идеи народничества Капитализм в России- явление чуждое. У России свой путь исторического развития Будущее России- социализм, прийти к которому можно, минуя капитализм Основная организация жизни крестьян- община с общинным землепользованием Приход к социализму при помощи крестьянского бунта
Народничество- общественное движение, основанное на идеях самобытного пути развития России к социализму, минуя капитализм.
Идейные течения и лидеры «Бунтарское» (М.Бакунин ). «Пропаган- дистское» (П.Лавров ). «Заговор- щическое» (П.Ткачев ).
«Хождение в народ»- 1874 г. Массовое движение молодежи под влиянием идей П.П.Лаврова в деревню с призывом к бунту, свержению самодержавия и установлению общинного социализма.
И. Репин «Арест пропагандиста» причины провала: Крестьяне далеки от теорий народничества Вера крестьян в хорошего царя. Итог: Необходимость создания централизованной и хорошо законспирированной организации- «Земля и воля»
Террористам удалось про-вести ряд громких тер-актов.В январе 1878 г. В. Засулич стреляла в шефа жандармов В.Трепова, в знак протеста против издевательства на политзаключенным. В августе С.Кравчинский убил генерал-губернатора Харькова. В 1879 г. А.Соловьев со-вершил покушение на Александра II, но промахнулся. Террористические акты. В.И.Засулич
«Земля и воля» «Черный передел» пропаганда «Народная воля» террор
Вывод: Революционное движение стало мощным фактором общественной пореформенной России. Однако «хождение в народ» и террористическая деятельность народников не подтолкнули народ к революции.
Домашнее задание: Сравните общественное движение первой и второй половины XIX века. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что- различным ( не менее трех различий).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Криволинейное движение" 9 класс
Архив содержит конспект урока и презентацию к уроку. Урок содержит опережающий материал и метапредметные задачи....
методическая разработка урока «Законы движения крови»
методическая разработка урока «Законы движения крови»...
Разработка урока кубановедения "Архитектура Краснодара конца 19 - начала 20 века"
Урок посвящен формированию архитектуры Краснодара конца 19 - начала 20 века...
Разработка урока. 10 класс.Россия во второй половине 18 века.
Урок с элементами подготовки к ЕГэ по истории на материале истории 18 века...
Методическая разработка урока "Народные движения в XVII веке" ("Бунташный век")
Данный урок разработан на основе учебника по истории России 7 класса по программе Данилова и Косулиной. На разных этапах занятия предложены различные формы и методы обучения, что делает урок бол...
Методическая разработка урока по теме: "Российская империя в начале 19 века: особенности развития".
Представлен план – конспект урока и компьютерная презентация. В ходе урока с точки зрения решения дидактических задач создавались условия для: осмысления учащимися причин медленного процесса модерниза...
Урок Общественное движение в России в с.XIX века: либералы и консерваторы
Ресурс содержит сценарий урока и презентацию по теме...