Разработка урока истории "Общественное движение 6-70-х гг. XIX века.
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Ярославцева Людмила Валерьевна

Урок разработан в соответсвии с требованиями к обучающимся 8-ого класса. Цель урока: познакомить учащихся с возникновением революционного народничества, выделить особенности данного движения.

Задачи:

  • Проанализировать теории народничества, роль их в общественной жизни России
  • уяснить причины краха народнической идеологии
  • воспитать интерес к истории России.

По ходу изучения нового материал учащиеся выполняют задания для подготовки к государственной итоговой аттестации. Используется презентация для лучшего усвоения материла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc27.5 КБ
Office presentation icon obshchestvennoe_dvizhenie_60-70-h_gg.ppt346 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: Революционное народничество 60-70-х гг.

Цель урока: познакомить учащихся с возникновением революционного народничества, выделить особенности данного движения.

Задачи:

  • Проанализировать теории народничества, роль их в общественной жизни России
  • уяснить причины краха народнической идеологии
  • воспитать интерес к истории России

Основные понятия: народничество, «Хождение в народ», террор.

План урока:

  1. причины революционного движения
  2. идеологи народничества
  3. «Хождение в народ»
  4. «Земля и воля»
  5. Раскол в «Земле и воле»

Проблемный вопрос: почему некоторые положения народников ошибочны?

Ход урока.

  1. Опрос домашнего задания. Решение тестовых заданий.
  2. Объяснение нового материала.
  1. Какие общественные движения существовали в России в 19 веке?

Консервативное, либеральное, революционное.

Чем отличаются друг от друга либеральное и революционное движения?

Пути развития- реформа и революция.

После либеральных реформ  60-70-х годов в России развивается революционное движение. Причины? (дети определяют самостоятельно).

Слайд. Записать.

  1. в 70-х годах революционное движение связано прежде всего с таким направлением, как народничество. Теоретики народничества- Н.Г.Чернышевский и А.И.Герцен. Слайд.

Теория развития России- «общинный социализм». Работа по документу- страница 189. выделить основные идеи народничества. Слайд. Записать.

Самостоятельно даем определение термину «народничество». Слайд. Записать.

  1. сходясь в основных теоретических установках, ведущие идеологи народничества предлагали различные средства для претворения их в жизнь. Слайд. Записать.
  2. наиболее близкими по духу для молодых людей того времени оказались идеи П. Лаврова. В 1874 году сотни молодых людей разбрелись по деревням: кто-то, чтобы отдать долг народу своей работой на его благо(учителя, врачи, агрономы), а кто-то с целью агитации крестьян к революции. Это событие в истории получило название «хождение в народ». Слайд. Записать. Агитаторы толковали крестьянам о революции и социализме. Но хождение в народ закончилось полным провалом. Причины? Слайд. Записать.
  3. итогом провала хождения в народ стало создание централизованной и хорошо законспирированной организации, которая выдвигала понятные для крестьян лозунги «Земля и воля»-1876 год.
  4. но многие представители народничества в то время начинают увлекаться террором. Термин- страница 184. Записать. В 1878 году- Вера Засулич стреляет в петербургского градоначальника Трепова. Над ней состоялся суд, и присяжные оправдали ее. К какому повороту событие могло привести данное решение суда? Увлечение террором. Раскол в «Земле и воле». Слайд. Записать.
  5. ответ на проблемный вопрос. Утопизм народников заключался в том, что они не хотели признавать развития капитализма в России.

III. Домашнее задание. Ответить на вопрос. Прочитать параграф.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Революционное народничество 60-70-х гг. XIX века.

Слайд 2

Учение, выдвигавшее в качестве цели и идеала установление общества, в котором отсутствуют эксплуатация человека человеком , утверждается социальное равенство и справедливость, называется Консерватизм Либерализм Социализм

Слайд 3

2. Взгляды консерваторов характеризуются Верой в богоизбранность России. Поддержкой земского общественного движения Верой в справедливое общество- социализм.

Слайд 4

3. С крестьянской реформой 1861 г. Было связано понятие: Вольноотпущенные крестьяне Выкупные платежи Хутора Отруба

Слайд 5

4. Что из перечисленного ниже являлось причиной замедленного развития капитализма в сельском хозяйстве России: Высокие выкупные платежи Крепостная зависимость крестьян Право крестьян на предпринимательскую деятельность Ликвидация помещичьего землевладения.

Слайд 6

Причины революционного движения: -сохранение помещичьего землевладения,временнообязанное состояние крестьян, -медлительность властей в проведении реформ. Причины революционного движения. М.М.Зайцев. Крестьянское волнение в селе Бездна.

Слайд 7

Теоретики народничества Н.Г.Чернышевский А. И. Герцен

Слайд 8

Основные идеи народничества Капитализм в России- явление чуждое. У России свой путь исторического развития Будущее России- социализм, прийти к которому можно, минуя капитализм Основная организация жизни крестьян- община с общинным землепользованием Приход к социализму при помощи крестьянского бунта

Слайд 9

Народничество- общественное движение, основанное на идеях самобытного пути развития России к социализму, минуя капитализм.

Слайд 10

Идейные течения и лидеры «Бунтарское» (М.Бакунин ). «Пропаган- дистское» (П.Лавров ). «Заговор- щическое» (П.Ткачев ).

Слайд 11

«Хождение в народ»- 1874 г. Массовое движение молодежи под влиянием идей П.П.Лаврова в деревню с призывом к бунту, свержению самодержавия и установлению общинного социализма.

Слайд 12

И. Репин «Арест пропагандиста» причины провала: Крестьяне далеки от теорий народничества Вера крестьян в хорошего царя. Итог: Необходимость создания централизованной и хорошо законспирированной организации- «Земля и воля»

Слайд 13

Террористам удалось про-вести ряд громких тер-актов.В январе 1878 г. В. Засулич стреляла в шефа жандармов В.Трепова, в знак протеста против издевательства на политзаключенным. В августе С.Кравчинский убил генерал-губернатора Харькова. В 1879 г. А.Соловьев со-вершил покушение на Александра II, но промахнулся. Террористические акты. В.И.Засулич

Слайд 14

«Земля и воля» «Черный передел» пропаганда «Народная воля» террор

Слайд 15

Вывод: Революционное движение стало мощным фактором общественной пореформенной России. Однако «хождение в народ» и террористическая деятельность народников не подтолкнули народ к революции.

Слайд 16

Домашнее задание: Сравните общественное движение первой и второй половины XIX века. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что- различным ( не менее трех различий).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Криволинейное движение" 9 класс

Архив содержит конспект урока и презентацию к уроку. Урок содержит опережающий материал и метапредметные задачи....

методическая разработка урока «Законы движения крови»

методическая разработка урока «Законы движения крови»...

Разработка урока кубановедения "Архитектура Краснодара конца 19 - начала 20 века"

Урок посвящен формированию архитектуры Краснодара конца 19 - начала 20 века...

Разработка урока. 10 класс.Россия во второй половине 18 века.

Урок с элементами подготовки к ЕГэ по истории на материале истории 18 века...

Методическая разработка урока "Народные движения в XVII веке" ("Бунташный век")

Данный урок разработан на основе учебника по истории России 7 класса по программе Данилова и Косулиной.  На разных этапах занятия предложены различные формы и методы обучения, что делает урок бол...

Методическая разработка урока по теме: "Российская империя в начале 19 века: особенности развития".

Представлен план – конспект урока и компьютерная презентация. В ходе урока с точки зрения решения дидактических задач создавались условия для: осмысления учащимися причин медленного процесса модерниза...

Урок Общественное движение в России в с.XIX века: либералы и консерваторы

Ресурс содержит сценарий урока и презентацию по теме...