Методическая разработка урока "Религия древних египтян"
методическая разработка по истории (5 класс)
Методическая разработка урока "Религия древних египтян"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
religiya_drevnih_egiptyan.docx | 59.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: История Древнего мира
Класс,: 5 класс.
Программно-методическое обеспечение: базовый уровень, учебник Вигасин А. А. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2015.
Учитель Зотова Елена Алексеевна
Дата проведения урока – 18.10.2019г
Тема урока: Религия древних египтян.
Цель:
дать представление о религиозных верованиях древних египтян, зародившихся ещё в первобытные времена; формировать общие учебные навыки и умения ( работа с текстом); развивать у учащихся внимание и различные виды памяти, интерес к изучению религии Древнего Египта.
Планируемые результаты: объяснять и раскрывать значение религиозных образов египтян; объяснять роль храмов в жизни египтян; расширять опыт оценочной деятельности;
Метапредметные УУД: организовать учебное взаимодействие в группах; слушать и слышать друг друга; давать определения понятий; анализировать, сравнивать и обобщать факты; личностные УУД: обрести стартовую мотивацию к изучению нового материала; осваивать гуманистические традиции и ценности египетского общества.
Оборудование: учебник Вигасин А. А. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2007, проектор, презентация «Боги и жрецы».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ход урока.
- Организационный момент.
II. Мотивационно-целевой этап.
Сегодня мы поговорим о духовной жизни древнеегипетского общества, где главную роль играла религия. Египетская религия и мир египетских богов- это лабиринт загадок. Как говорил древнегреческий историк Геродот, «египтяне самые богобоязненные из всех людей». Он обнаружил, что у них самое большое число богов, самые великолепные храмы и самое строгое соблюдение религиозных обрядов.
Попытаемся понять на нашем уроке, насколько был прав Геродот.
Итак, мы выяснили, что военные походы фараонов обогащали их самих и ближайшее окружение. Фараоны становились могущественнее и сильнее. Известно, что в Египте в усыпальницу фараона клали его статую, высеченную из камня или дерева, фигурки поваров, носильщиков, других рабов и слуг. На стенах гробниц художники изображали хозяйство господина.
-О чём свидетельствуют такие ритуалы погребения?
Действительно, у древних египтян существовала вера в загробную жизнь, а значит , были религиозные верования. Историки и археологи многих стран мира давно занимаются изучением загадочной цивилизации Древнего Египта. Существует множество различных точек зрения на возникновение искусства и религиозных верований древних египтян. Мы уже знаем, что их религия основана на поклонении многочисленным богам. Египтяне верили в загробную жизнь, с чем и связано совершение похоронных обрядов и создание пирамид.
Тема урока: «Религия древних египтян»
План урока.
- Боги и жрецы.
- Что рассказывали египтяне о своих богах.
- Миф об Осирисе и Исиде.
- Что рассказывали египтяне о «стране мёртвых».
- Обожествление фараона.
Проблемный вопрос: Почему фараону было важно иметь гробницу-пирамиду? В чём сходство между религиозными верованиями древних египтян и первобытных людей.
Работа по теме урока.
- Боги и жрецы.
Древние египтяне верили, что людьми и природой управляют могущественные боги. Для богов они выстраивали жилища- храмы.
(Учитель показывает презентацию).
Слайд 1. В глубокой древности храмы строили из тростника и глины, позже их стали строить из камня, и они уже напоминали дворцы. Храм строили из:
- огромных пилонов (сужающихся кверху башен), между которыми был расположен вход;
- двора, окружённого колоннами;
- главного зала с массивными колоннами;
- святилищ, куда имели доступ только жрецы и фараон.
Слайд 2. При храмах находились жрецы, или служители богов, как они себя называли. «Только нам,- говорили жрецы,- боги открывают свою волю. И только мы можем умилостивить богов. Не скупитесь на подарки богам- несите в храм жертвы!»
Слайд 3. Представьте, что мы видим реку, возле которой сооружён каменный храм. Вокруг него- плодородные земли. Справа, в тени пальм, стоит жрец. Не доверяя надсмотрщикам, он лично следит за пахотой и жатвой. По Нилу плывут корабли, возможно, они везут новые подарки фараона жрецам.
- Предположите, какую роль играли жрецы в египетском обществе.
(Учащиеся отвечают, вместе записываем на доске и в терадях)
ЖРЕЦЫ:
- Строительство пирамид;
- Математика;
- Наблюдения за звёздами;
- Медицина;
- Служители культа.
2. Что рассказывали египтяне о своих богах.
Религия зародилась у египтян, как и у других народов, ещё в первобытное время. Жизнь тогда зависела от удачной охоты и собирательства: вот почему египтяне поклонялись зверям, птицам. Они наделяли сверхъестественными свойствами растения. Эти верования сохранились на протяжении всей истории Древнего Египта. Наряду с ними у египтян возникла вера в богов, которых часто изображали в облике людей со звериными, птичьими или змеиными головами.
- Представьте, что мы оказались в Древнем Египте и в наших руках документ, в котором египтяне рассказывают о своих наиболее почитаемых богах (п.2 параграф 10 учебника). Для тог чтобы лучше запомнить их, заполните таблицу подсказку.
ИМЯ БОЖЕСТВА | ОПИСАНИЕ. |
Ра | Бог Солнца, египтяне так же называли его Амон или Амон-Ра. |
Апоп | Бог тьмы, свирепый змей. |
Геб | Бог земли, египтяне изображали его в виде человека с головой змеи. |
Нут | Богиня неба, её представляли огромной коровой с телом, усеянном звёздами. |
Тот | Бог мудрости с головой птицы ибиса и длинным клювом, он научил людей читать и писать. |
Бастет | Покровительница женщин и их красоты, гибкая чёрная кошка. |
Апис | Священный чёрный бык с белой отметиной на лбу. |
Себек | Бог воды и разлива Нила. |
Баран | Символ плодородия. |
Скарабей | Священное насекомое, считалось, что его изображение защищает от злых духов. |
3.Миф об Осирисе и Исиде.
Прочитайте текст п.3 параграф 10 учебника и определите о каком явлении природы идёт речь.
Действительно в мифе отражён процесс смены времён года. Весной у нас всё расцветает. А в Египте май и июнь –худшее время года: пятьдесят дней подряд дует из пустыни ветер, несущий с собой раскалённый песок и пыль. Песок скрипит на зубах, пыль проникает в складки одежды, забивается в поры кожи, воспаляются глаза у людей и животных. От жары всё гибнет. В середине лета затихает страшный ветер пустыни, начитается разлив реки и природа оживает вновь. Пытаясь понять, в чём причины этого ежегодно повторяющегося явления природы, египтяне и придумали сказание.
- Почему египтяне, изображая Осириса, окрашивали его тело в зелёный цвет?
- Почему Осириса часто изображали сидящим среди деревьев или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру.
- Что рассказывали египтяне о «стране мёртвых».
Слайд 4.
Осирис вершит суд в царстве мёртвых, и суд его справедлив . Так же справедлив суд фараона.
- Прочитайте текст п.4 параграф 10 учебника, распределите роли и разыграйте сценку, отражающую процесс перехода в « страну мёртвых».
- Кто же, по верованиям египтян, мог попасть в «страну мёртвых»?
- Почему все стремились попасть в эту страну?
- Как считаете, справедлив ли суд Осириса? Почему?
Слайд 5 .
Для существования в « стране мёртвых» нужно тело, жилище и пища. В тело покойника, верили египтяне, могла вновь вселиться душа, поэтому умерших людей и животных бальзамировали. Сначала бальзамировщик извлекал мозг и внутренние органы умершего и складывал их в специальные сосуды. Затем он обрабатывал труп бальзамирующими веществами. Бальзамированный труп оборачивали множеством слоёв льняной ткани, а на лицо надевали погребальную маску. Обработанный таким образом труп называют мумией.
Слайд 6.
Процесс бальзамирования знатного покойника длился семьдесят дней. А затем его хоронили. Мумию клали в гроб- саркофаг. Всё, что понадобиться умершему в царстве мёртвых, помещали рядом с саркофагом внутри гробницы.
РАЗМИНКА.
Мы гуляем по Египту (топ-топ).
Мы заходим в пирамиду (цок-цок).
Открывайте двери шире (вжик-вжик).
Там на троне фараон (вау).
А там- Ра- вот это да!
Приветствуем мы Баст, голос
Нам она подаст (мяу-мяу).
Рядом с нею Апис- бык, он
Рогами (вжик-вжик).
Мы со всеми попрощались (бай-бай).
И бегом из пирамиды мы помчались (топ-топ)!
- Обожествление фараона.
Фараона египтяне называли «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считали, если фараон позволил поцеловать свою сандалию.
- О чём свидетельствуют эти факты?
- Какая связь существует между религией и государственной властью?
(Составляем схему).
ФАРАОН:
- не просто человек;
- могущественный бог, сын бога Солнца Ра;
- царь среди людей.
Вывод:
Религия- важнейшая опора государственной власти в Египте.
IV. Подведение итогов урока.
- В чём сходство между религиозными верованиями египтян и первобытных людей?
- Вспомните, в чём клялся на суде Осириса умерший
- Кого в Древнем Египте считали хорошим человеком?
Домашнее задание.
Параграф 10. Дифференцированное задание:
- Для сильных учеников – выполнить задание в рубрике «Подумайте».
- Для средних учеников- проанализировать составленную на уроке таблицу «Боги Древнего Египта».
- Для слабых учеников- выполнить задание в рубрике «Опишите».
Приложение 1.
Рабочий лист по теме: «Религия древних египтян»
Задание 1. Запиши значение слова.
Храм _____________________________________________________________
Жрец_____________________________________________________________
Мумия____________________________________________________________
Саркофаг______________________________________________________
Задание 2. Запишите название предметов
1._____________________
2._______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Древнейшие люди" 5 класс
Методическая разработка соответствует новым стандартам....
Методическая разработка раздела «Древняя Греция» образовательной программы «История Древнего мира» 5 класс
Данная работа представляет методическую разработку раздела «Древняя Греция» (22 ч.). Раздел входит в курс Всеобщей истории 5 класса, изучение которого решает ряд задач:...
Методическая разработка "Искусство Древней Греции. Керамика"
Конспект урока по теме "Искусство Древней Греции. Керамика."Детские работы....
Методическая разработка урока для 5 класса на тему "Религия древних египтян"
Разработка урока для учащихся 5 класса на тему "Религия древних египтян"...
Методическая разработка урока "Древнейший Рим", 5 класс
Методическая разработка урока «Древнейший Рим», 5 класс, 2018г. Результат: демонстрация в рамках школьного этапа конкурса «Учитель года-2018», победитель. Материал (из-за больш...
Методическая разработка урока "Письменность и знания древних египтян", 5 класс.
Методическая разработка урока «Письменность и знания древних египтян», 5 класс, 2019г. Весь материал методической разработки размещен на внешнем ресурсе из-за большого размера файлов:...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «ДРЕВНЕЕ ДВУРЕЧЬЕ» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ЕМЕЛЬЯНОВОЙ ГАЛИНЫ ПАВЛОВНЫ
Цель урока: сформировать у учащихся представления о географическом положении Древнего Двуречья, занятиях, культуре, верованиях жителей Древнего Двуречья.Тип урока: комбинированный урок.Форма работы: ф...