Методическая разработка урока "Письменность и знания древних египтян", 5 класс.
методическая разработка по истории (5 класс)

АФАНАСЬЕВА Елена Александровна

Методическая разработка урока «Письменность и знания древних египтян», 5 класс, 2019г. 

Весь материал методической разработки размещен на внешнем ресурсе из-за большого размера файлов:

https://cloud.mail.ru/public/5Eot/3ghg8LuRe

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.afanaseva_e.a._tehnologicheskaya_karta_uroka.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока №15 (7 тема 2 раздела): Письменность и знания древних египтян.

Цели урока:

Для учителя (научить):

  • Конкретизация представлений о знаниях и школе в Древнем Египте;
  • Развитие навыков смыслового чтения: извлечение информация прочитанного, ее интерпретация; анализ, сравнение, выделение существенного из текста учебника и исторических источников;
  • Подведение учащихся к выводу о совпадении ценностей образования у различных стран и народов.

Для учащихся (учиться):

  • Сформировать представление о том, как писали, на чем писали и какие знания были развиты у древних египтян;
  • Сормулировать понятие «Иероглиф»,»папирус», «свиток»;
  • Сравнивать представление об образовании в культуре прошлого и современности;
  • Развивать монологическую речь, участвовать в коллективном обсуждении вопросов и проблем;
  • Представлять результаты индивидуальной и групповой деятельности.

Методическая цель: проектирование урока с учетом требований нового Стандарта образования (ФГОС ООО).

Формы организации деятельности на уроке: фронтальная (актуализация изученного материала), индивидуальная (карточка-опрос д/з, чтение текста учебника, анализ документа, работа в тетради), парная (изготовление папируса), групповая (в соревновательной форме определение последовательности процедуры изготовления папируса, анализ форм хранения письменной информации).

Средства реализации методической цели:

  • совместное целеполагание, планирование деятельности на уроке;
  • мотивация на каждом этапе урока (этап/прием):                                                                                                    I   Орг.момент-эмоциональное создание ситуации успеха (музыка, словесное напутствие).                             II  Актуализация знаний-индивидуальная соревновательная форма.                                                                   III Постановка учебной задачи-«непосильное задание».                                                                            IV Усвоение новых знаний и способов действий-«подводящий диалог», соревнование, ролевой подход «представьте себя…».                                                                                                                               V  Закрепление знаний и способов действий- прием «это пригодится».                                                           VI Рефлексия- прием практического метода.                                                                                                       VII Информация о д/з- прием «связь с современностью».
  • Используются разные источники информации: материалы 12 параграфа, документы, видео, аудио, иллюстрации, собственный опыт.
  • Органично переплетаются и целесообразно используются формы совместной деятельности: фронтальная (актуализация изученного материала), индивидуальная (карточка-опрос д/з, чтение текста учебника, анализ документа, работа в тетради), парная (изготовление папируса), групповая (в соревновательной форме определение последовательности процедуры изготовления папируса, анализ форм хранения письменной информации).
  • самостоятельная оценочная деятельность через контроль полученных знаний (кроссворд) и рефлексию (прием «чемодан, мясорубка, корзина);
  • приемы работы с текстовой информацией: определение ключевых слов (иероглиф, папирус, свиток), главной мысли текста (документа), интерпретация содержания прочитанного текста;

Тип и вид урока: Усвоение навыков и умений / урок-исследование

Формируемые универсальные учебные действия (способы деятельности): познавательные, регулятивные, личностные коммуникативные УУД для каждого этапа урока.

Планируемые результаты (предметные)

Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира

Личностные результаты

Понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность; способность анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом

Метапредметные результаты

Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах; готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.

Основное содержание темы, понятия и термины

Возникновение письменности Древнего Египта. Открытие Ж.Ф.Шампольона. Особенности иероглифического письма. Изготовление папируса. Знания египтян.                                                          Иероглифы-«священные письмена». Папирус – материал для письма. Свиток- способ хранения папируса. Зарождение научных знаний: математика, астрономия, календарь, водяные часы, медицина.

Образовательные ресурсы

Учебник: Вигасин А.А., Годер И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. М.: Просвещение, 2013.  Презентация. Видео: Как изготавливался папирус. Википедия (статья): Ж.Ф.Шампольон.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

Орг.момент.

Проверка готовности класса к уроку.

Готовность к уроку.

Слайд 1.

Мотивационный .

Накануне урока (на переменке) звучит египетская музыка, настраивающая ребят не тематику урока.

-какую страну мы с вами продолжаем изучать?

-мы все о ней знаем?

                                 -Египет

-нет!

Слайд 1.

Актуализа-ция знаний.

-Что мы уже знаем о Древнем гипте? (фронтальная работа с вопросами по слайду №2).     –индивидуальная работа 3-5 учащихся к индивидуальными карточками.

-сбор карточек.

                                             -ответы учащихся.   –заполнение карточек.

-сдают карточки.

Слайд 2.

Целеполагание .

-Откуда мы с вами получаем информацию о государствах и народах, живущих тысячелетия назад?

-значит, египтяне могли писать и эта информация дошла до ученых? А мы точно это знаем?

-Значит, о чем мы с вами будем говорить?                          -Записываем тему урока и ставим ее цель.

-Верно, цель урока: познакомиться с письменностью и знаниями древних египтян.

-Как мы достигнем, поставленной цели? Планируем…

Учитель проводит сравнение знаний учащихся о современной школе (письменности) с древнеегипетской. Показывает надпись из иероглифов и современный алфавит/какой-то текст, показывает лист бумаги.

-А мы понимаем, как они писали, не чем писали и какой информацией обладали?

-по источникам: письменным, материальным (археология).                     –нет!

-о письменности.

-запись темы, формулировки целей урока.

-1.как писали. 2.на чем писали. 3.какими знаниями обладали.

Слайд 3.

Слайд 3 (анимация 1).

Слайд 3 (анимация 2).

Усвоение новых знаний.

-Итак, как же писали древние египтяне. Мы узнаем, поработав в тексте с документом. Кто разгадал тайное письмо египтян? Запишем новое понятие «иероглифы» и имя великого ученого, разгадавшего их.

-Скажите, письменность египтян похожа на современное письмо? Работая с текстом, выделите ее особенности. Работаем в командах, какая быстрее и точнее сработает.

-Итак, обсуждаем особенности:…

-Подведем итог рассмотрения 1 вопроса темы. Хотели бы вы учиться в египетской школе? Сложно?

-Прежде чем, приступим к следующему вопросу, давайте разомнемся перед интересной работой.

-Переходим ко 2 вопросу. На чем писали? На чем пишем мы, мы знаем. Это ни для кого не секрет. Много информации в интернете, мы можем посетить современное промышленное производство и узнать. А на чем писали древние египтяне?

-Вдоль берегов реки Нил произрастал тростник папирус. Рассмотрим его. Что напоминает в разрезе?

-Как изготавливали папирус как материал для письма, уже стало известно. Давайте познакомимся с процедурой. Скажите, зачем вам, современным людям, это нужно? Несколько лет назад одна ученица побывала в Египте и привезла мне в подарок папирус. Однако быстро разочаровалась, так как это оказалась подделка. Она изготовлена была из листьев бананового дерева и была не прочна.

-Просмотрите видео, восстановите последовательность процедуры изготовления папируса, используя раздаточный материал. Чья команда быстрее?

-Итак, что получилось?

-Давайте представим себя ремесленниками, научимся создавать материал для письма, используя подручные материалы (листы бумаги, клей). Работаем, пока играет музыка.

-Посмотрим, что у нас получилось?

-Сделайте вывод?

-Ребята, а как хранить объёмную информацию на таких отдельных листочках? Придумайте самый удобный способ. Кто быстрее?

-Ну и остался один вопрос нашего урока: Какими знаниями обладали древние египтяне? Представьте, вы ученые. По найденным изображениям, догадайтесь, какие знания здесь представлены.

-Молодцы! Сделаем вывод?

-работа с документом, ответ на вопрос учителя. Запись в тетрадь.

-нет!

-работа с текстом учебника.

-ответы …

-подводят итог, отвечают на вопрос учителя.

-выходят на физминутку.

-что-то сами делали из тог, чего было много у них.

-следят за рассказом учителя.                                -пирамиду!

-чтобы нас не смогли обмануть как туристов?

-просмотр, работа с раздаточным материалом.

-ответы команд.

-работа в командах по созданию папируса.

-показывают свои листочки.                         –процедура долгая, сложная, листы ценились и не давали сразу юным школьникам.                      – выбирают способ не конверт или книгу, а свиток.

                                            -математика.                                                  

-астрономия.                        

–представление о времени.                            

–медицина.

Слайд 4.

Слайд 4 (анимация 1).

Слайд 4 (анимация 2).

Слайд 5.

Слайд 6.

Слайд 6 (анимация 1).

Слайд 7.

Слайд 8.

Слайд 9.

Слайд 10.

Слайд 10 (анимация 1).

Слайд 11.       Слайд 11 (анимация 1-2). Слайд 11 (анимация 3-4). Слайд 11 (анимация 5-6). Слайд 11 (анимация 7-8)

Закрепление знаний.

-Давайте закрепим знания, полученные на уроке. Если все сделаем правильно, то нас ждет сюрприз: мы узнаем тему следующего урока!

-разгадывают кроссворд.

Слайд 15.

Рефлексия.

-Поиграем в «корзину, мясорубку, чемодан».

-Оценим свою работу на уроке (выдаются карточки): проставьте самооценку, оценку группы по указанным критериям, оценку учителя ставить не нужно. Я оцениваю вашу работу как…

-принимают участие в игре-обсуждении.

-заполнение оценочных листов.

Слайд 16.

Информа-ция о д/з.

-чит.п.12, сравнить с современной школой, документ на с.62 по вопросам.

-Спасибо за работу!

-запись д/з.

Слайд 17

Слайд 17 (анимация 1).

!!! Полная методическая разработка урока по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/5Eot/3ghg8LuRe 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Письменность и знания древних египтян" 5 класс

Письменность и знания древних египтян. Урок по истории в 5 классе....

"Письменность и знания древних египтян" 5 класс

Письменность и знания древних египтян. Урок по истории в 5 классе....

Урок по истории древнего мира в 5 классе "Школа и научные знания древних египтян"

Разработка конспекта урока с технологической картой на основе учебника А.А.Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свеницкой...

Урок истории в 5 классе по теме "Письменность и знания древних египтян"

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "Письменность и знания древних египтян"...

урок в 5 классе Письменность и знание древних египтян

урок  разработан для учащихся 5 классов...

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 19 Письменность и знания древних египтян

Цель урока: познакомить с системой письменности египтян, зарождением научных знаний в Древнем Египте...