Методическая разработка урока "Письменность и знания древних египтян", 5 класс.
методическая разработка по истории (5 класс)
Методическая разработка урока «Письменность и знания древних египтян», 5 класс, 2019г.
Весь материал методической разработки размещен на внешнем ресурсе из-за большого размера файлов:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.afanaseva_e.a._tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока №15 (7 тема 2 раздела): Письменность и знания древних египтян.
Цели урока:
Для учителя (научить):
- Конкретизация представлений о знаниях и школе в Древнем Египте;
- Развитие навыков смыслового чтения: извлечение информация прочитанного, ее интерпретация; анализ, сравнение, выделение существенного из текста учебника и исторических источников;
- Подведение учащихся к выводу о совпадении ценностей образования у различных стран и народов.
Для учащихся (учиться):
- Сформировать представление о том, как писали, на чем писали и какие знания были развиты у древних египтян;
- Сормулировать понятие «Иероглиф»,»папирус», «свиток»;
- Сравнивать представление об образовании в культуре прошлого и современности;
- Развивать монологическую речь, участвовать в коллективном обсуждении вопросов и проблем;
- Представлять результаты индивидуальной и групповой деятельности.
Методическая цель: проектирование урока с учетом требований нового Стандарта образования (ФГОС ООО).
Формы организации деятельности на уроке: фронтальная (актуализация изученного материала), индивидуальная (карточка-опрос д/з, чтение текста учебника, анализ документа, работа в тетради), парная (изготовление папируса), групповая (в соревновательной форме определение последовательности процедуры изготовления папируса, анализ форм хранения письменной информации).
Средства реализации методической цели:
- совместное целеполагание, планирование деятельности на уроке;
- мотивация на каждом этапе урока (этап/прием): I Орг.момент-эмоциональное создание ситуации успеха (музыка, словесное напутствие). II Актуализация знаний-индивидуальная соревновательная форма. III Постановка учебной задачи-«непосильное задание». IV Усвоение новых знаний и способов действий-«подводящий диалог», соревнование, ролевой подход «представьте себя…». V Закрепление знаний и способов действий- прием «это пригодится». VI Рефлексия- прием практического метода. VII Информация о д/з- прием «связь с современностью».
- Используются разные источники информации: материалы 12 параграфа, документы, видео, аудио, иллюстрации, собственный опыт.
- Органично переплетаются и целесообразно используются формы совместной деятельности: фронтальная (актуализация изученного материала), индивидуальная (карточка-опрос д/з, чтение текста учебника, анализ документа, работа в тетради), парная (изготовление папируса), групповая (в соревновательной форме определение последовательности процедуры изготовления папируса, анализ форм хранения письменной информации).
- самостоятельная оценочная деятельность через контроль полученных знаний (кроссворд) и рефлексию (прием «чемодан, мясорубка, корзина);
- приемы работы с текстовой информацией: определение ключевых слов (иероглиф, папирус, свиток), главной мысли текста (документа), интерпретация содержания прочитанного текста;
Тип и вид урока: Усвоение навыков и умений / урок-исследование
Формируемые универсальные учебные действия (способы деятельности): познавательные, регулятивные, личностные коммуникативные УУД для каждого этапа урока.
Планируемые результаты (предметные)
Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира
Личностные результаты
Понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность; способность анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом
Метапредметные результаты
Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах; готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.
Основное содержание темы, понятия и термины
Возникновение письменности Древнего Египта. Открытие Ж.Ф.Шампольона. Особенности иероглифического письма. Изготовление папируса. Знания египтян. Иероглифы-«священные письмена». Папирус – материал для письма. Свиток- способ хранения папируса. Зарождение научных знаний: математика, астрономия, календарь, водяные часы, медицина.
Образовательные ресурсы
Учебник: Вигасин А.А., Годер И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. М.: Просвещение, 2013. Презентация. Видео: Как изготавливался папирус. Википедия (статья): Ж.Ф.Шампольон.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Примечание |
Орг.момент. | Проверка готовности класса к уроку. | Готовность к уроку. | Слайд 1. |
Мотивационный . | Накануне урока (на переменке) звучит египетская музыка, настраивающая ребят не тематику урока. -какую страну мы с вами продолжаем изучать? -мы все о ней знаем? | -Египет -нет! | Слайд 1. |
Актуализа-ция знаний. | -Что мы уже знаем о Древнем гипте? (фронтальная работа с вопросами по слайду №2). –индивидуальная работа 3-5 учащихся к индивидуальными карточками. -сбор карточек. | -ответы учащихся. –заполнение карточек. -сдают карточки. | Слайд 2. |
Целеполагание . | -Откуда мы с вами получаем информацию о государствах и народах, живущих тысячелетия назад? -значит, египтяне могли писать и эта информация дошла до ученых? А мы точно это знаем? -Значит, о чем мы с вами будем говорить? -Записываем тему урока и ставим ее цель. -Верно, цель урока: познакомиться с письменностью и знаниями древних египтян. -Как мы достигнем, поставленной цели? Планируем… Учитель проводит сравнение знаний учащихся о современной школе (письменности) с древнеегипетской. Показывает надпись из иероглифов и современный алфавит/какой-то текст, показывает лист бумаги. -А мы понимаем, как они писали, не чем писали и какой информацией обладали? | -по источникам: письменным, материальным (археология). –нет! -о письменности. -запись темы, формулировки целей урока. -1.как писали. 2.на чем писали. 3.какими знаниями обладали. | Слайд 3. Слайд 3 (анимация 1). Слайд 3 (анимация 2). |
Усвоение новых знаний. | -Итак, как же писали древние египтяне. Мы узнаем, поработав в тексте с документом. Кто разгадал тайное письмо египтян? Запишем новое понятие «иероглифы» и имя великого ученого, разгадавшего их. -Скажите, письменность египтян похожа на современное письмо? Работая с текстом, выделите ее особенности. Работаем в командах, какая быстрее и точнее сработает. -Итак, обсуждаем особенности:… -Подведем итог рассмотрения 1 вопроса темы. Хотели бы вы учиться в египетской школе? Сложно? -Прежде чем, приступим к следующему вопросу, давайте разомнемся перед интересной работой. -Переходим ко 2 вопросу. На чем писали? На чем пишем мы, мы знаем. Это ни для кого не секрет. Много информации в интернете, мы можем посетить современное промышленное производство и узнать. А на чем писали древние египтяне? -Вдоль берегов реки Нил произрастал тростник папирус. Рассмотрим его. Что напоминает в разрезе? -Как изготавливали папирус как материал для письма, уже стало известно. Давайте познакомимся с процедурой. Скажите, зачем вам, современным людям, это нужно? Несколько лет назад одна ученица побывала в Египте и привезла мне в подарок папирус. Однако быстро разочаровалась, так как это оказалась подделка. Она изготовлена была из листьев бананового дерева и была не прочна. -Просмотрите видео, восстановите последовательность процедуры изготовления папируса, используя раздаточный материал. Чья команда быстрее? -Итак, что получилось? -Давайте представим себя ремесленниками, научимся создавать материал для письма, используя подручные материалы (листы бумаги, клей). Работаем, пока играет музыка. -Посмотрим, что у нас получилось? -Сделайте вывод? -Ребята, а как хранить объёмную информацию на таких отдельных листочках? Придумайте самый удобный способ. Кто быстрее? -Ну и остался один вопрос нашего урока: Какими знаниями обладали древние египтяне? Представьте, вы ученые. По найденным изображениям, догадайтесь, какие знания здесь представлены. -Молодцы! Сделаем вывод? | -работа с документом, ответ на вопрос учителя. Запись в тетрадь. -нет! -работа с текстом учебника. -ответы … -подводят итог, отвечают на вопрос учителя. -выходят на физминутку. -что-то сами делали из тог, чего было много у них. -следят за рассказом учителя. -пирамиду! -чтобы нас не смогли обмануть как туристов? -просмотр, работа с раздаточным материалом. -ответы команд. -работа в командах по созданию папируса. -показывают свои листочки. –процедура долгая, сложная, листы ценились и не давали сразу юным школьникам. – выбирают способ не конверт или книгу, а свиток. -математика. -астрономия. –представление о времени. –медицина. | Слайд 4. Слайд 4 (анимация 1). Слайд 4 (анимация 2). Слайд 5. Слайд 6. Слайд 6 (анимация 1). Слайд 7. Слайд 8. Слайд 9. Слайд 10. Слайд 10 (анимация 1). Слайд 11. Слайд 11 (анимация 1-2). Слайд 11 (анимация 3-4). Слайд 11 (анимация 5-6). Слайд 11 (анимация 7-8) |
Закрепление знаний. | -Давайте закрепим знания, полученные на уроке. Если все сделаем правильно, то нас ждет сюрприз: мы узнаем тему следующего урока! | -разгадывают кроссворд. | Слайд 15. |
Рефлексия. | -Поиграем в «корзину, мясорубку, чемодан». -Оценим свою работу на уроке (выдаются карточки): проставьте самооценку, оценку группы по указанным критериям, оценку учителя ставить не нужно. Я оцениваю вашу работу как… | -принимают участие в игре-обсуждении. -заполнение оценочных листов. | Слайд 16. |
Информа-ция о д/з. | -чит.п.12, сравнить с современной школой, документ на с.62 по вопросам. -Спасибо за работу! | -запись д/з. | Слайд 17 Слайд 17 (анимация 1). |
!!! Полная методическая разработка урока по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/5Eot/3ghg8LuRe
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории в 5 классе "Письменность и знания древних египтян"
Урок истории в 5 классе...
Урок "Письменность и знания древних египтян" 5 класс
Письменность и знания древних египтян. Урок по истории в 5 классе....
"Письменность и знания древних египтян" 5 класс
Письменность и знания древних египтян. Урок по истории в 5 классе....
Урок по истории древнего мира в 5 классе "Школа и научные знания древних египтян"
Разработка конспекта урока с технологической картой на основе учебника А.А.Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свеницкой...
Урок истории в 5 классе по теме "Письменность и знания древних египтян"
Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "Письменность и знания древних египтян"...
урок в 5 классе Письменность и знание древних египтян
урок разработан для учащихся 5 классов...
Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 19 Письменность и знания древних египтян
Цель урока: познакомить с системой письменности египтян, зарождением научных знаний в Древнем Египте...