Методическая разработка урока "Древнейший Рим", 5 класс
методическая разработка по истории (5 класс)
Методическая разработка урока «Древнейший Рим», 5 класс, 2018г. Результат: демонстрация в рамках школьного этапа конкурса «Учитель года-2018», победитель. Материал (из-за большого размера файлов) размещен на внешнем ресурсе: https://cloud.mail.ru/public/2Xfu/57ZfbB4mN
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
afanaseva_e.a._tehnologicheskaya_karta_uroka_drevneyshiy_rim.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока:
Тема: «Древнейший Рим» (1 в разделе «Древний Рим» (18 ч) и 1 в теме: «Рим: от его возникновения до установления господства над Италией» (3 ч).
Класс: 5
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Педагогическая цель урока: - Организовать знакомство учащихся с самым первым периодом в римской истории – древнейший или царский, создать первое впечатление о новой стране.
Педагогические задачи:
1. Образовательные:
- познакомить учащихся с географическим положением Древнего Рима, занятиями и образом жизни жителей;
- создать представление о возникновении Рима;
- охарактеризовать положение патрициев и плебеев;
- обеспечить усвоение учащимися новых понятий: весталка, ликторы, патриции, плебеи, сенат.
2. Развивающие:
- развивать познавательную активность, интерес к предмету через использование средств ИКТ, через необычную форму работы – съемка мультфильма.
- продолжить работу по развитию у обучающихся памяти, внимания, культуры речи, по формированию умений рассуждать, логически мыслить, анализировать исторические факты; работать с исторической картой, иллюстрациями и раздаточным материалом.
- развивать речь учащихся; способность высказывать собственное мнение, приводить аргументы.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к истории других народов;
- умение оценивать собственный результат.
Задачи:
- Личностные – развивать умение давать оценку историческим событиям с позиции гуманистических нравственных ценностей;
- Предметные – развивать умение добывать и критически оценивать информацию, систематизировать историческую информацию, знакомиться с новыми понятиями из истории древнего Рима;
- Метапредметные - развивать читательские компетенции, умение осознанного чтения, развивать умение применять схемы для решения учебных и познавательных задач.
Планируемые результаты: предметные:
- - воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения терминам: патриции, плебеи, весталка, ликторы;
- - извлекая необходимую информацию из текста, рассказывать о местоположении римской цивилизации, об условиях жизни и управлении Древнего Рима;
- - показывать на карте географические объекты;
метапредметные:
- - определять тему урока, цели;
- - выстраивать алгоритм своей работы;
личностные:
- - развивать познавательный интерес к пополнению новых знаний;
- - работать в группе, вступать в диалог, высказывать своё мнение, участвовать в коллективном обсуждении;
- - анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и деятельности коллектива.
Методы и приемы: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, работа с текстом, с картой и раздаточным материалом, сравнение исторических объектов (по Греции и Риму).
В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: фронтальная и групповая.
Организация образовательного пространства:
• История древнего мира. 5 кл.: учебник для общеобразователь-
ных школ. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.:
Просвение, 2012.г.
•Презентация, которая позволила использовать карту, наглядный и звуковой материал
•Раздаточный материал для создания мультфильма (сценарий, герои, декорации)
•Техническое сопровождение: мультимедийный проектор; экран, колонки
Этапы урока | Содержание педагогического взаимодействия | Примечание | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||
Мотивационный | Здравствуйте. Садитесь. Настроились на работу. На столах у нас учебники, тетради, ручка, дневник…а в кармашке хорошее настроение. Итак, … | Проверяют готовность к уроку. Мотивация на работу на уроке. | Слайд 1. |
Актуализация изученных знаний | -Мы с вами продолжаем путешествие по странам Древнего мира. Вспомните, с историей, каких государств вы уже знакомы? -Да, это Древний Египет, Двуречье, Финикия, Ассирия, Персидская держава, Индия, Китай. Узнали и о Древней Греции. | - Древний Египет, Двуречье, Финикия, Ассирия, Персидская держава, Индия, Китай | Слайд 1. |
Целеполагание | Но посмотрите, белым пятном на карте осталась еще одна страна. Именно туда мы и отправимся. Кто догадался, о какой стране идет речь? -Тема урока «Древнейший Рим». Открываем тетради, пишем тему и формулируем цель урока. Когда мы впервые узнаем о стране, мы что делаем? -Цель урока: познакомиться с Древнейшим Римом. Должно быть многие из вас слышали о «вечном городе», восстании Спартака, Цезаре, римских легионах. Но римская история не ограничивается этим списком. Она гораздо длиннее и насчитывает более тысячи трехсот лет: от основания Рима до его падения под натиском варваров в 476 г. н.э. За это время произошло очень много разных событий, с которыми нам предстоит познакомиться. Но обо всем по порядку. -Скажите, с чего мы обычно начинаем изучение незнакомой страны? Давайте спланируем наш урок. -План: 1.Географическое расположение и природные условия Древнего Рима. -Вспомните с чего мы стали рассматривать события Древней Греции? Много нам было известно фактов о древнейшем периоде Греции? Да, это были мифы. Так и историю Древнейшего Рима мы начнем с легенды. 2. Легенда об основании Рима. -Изучив Миф о Минотавре по истории Древнейшей Греции, что мы сделали? Да, попытались найти в нем факты…правду. 3.Правда о Риме (жители, деятельность, управление). | -Рим? -пишут тему урока в тетрадь, формулируют цель урока. Планируют совместно с учителем деятельность на уроке, направленную на достижение цели. | Слайд 2. Слайд 3. Слайд 4. |
Открытие новых знаний | -Итак, работаем с материалами урока, стремясь достигнуть цели и отслеживаем пункты плана. -Где зародилась цивилизация Древнего Рима? Работаем с картой на с.203 и текстом на с.204. -Выйти к доске и сравнив свою маленькую карту с моей, большой…показать. -Цивилизация Древнего Рима зародилась в Италии. В стране, расположенной на Апеннинском полуострове. (обратите внимание на новые слова). С трех сторон омывается морями, с севера отрезана от остальной Европы гормами Альпами. Свое название полуостров получил от горного хребта Апеннины, а название Италия пришло из Греции и означает «страна телят». Здесь действительно очень тепло, много пахотной земли и пастбищ. -Сравните с природными условиями Древней Греции? -Возвращаемся к нашему плану. Выполнили 1 пункт? -А теперь внимание на экран. Кто знает, где находится эта бронзовая скульптура и что означает? (Просмотр видеоролика). -Это символ Рима. Автор статуи неизвестен. Предположительно она была изготовлена в 12 веке и находится в Капитолийском музее в Риме. С волчицей связана интересная легенда. И сейчас мы с вами не просто познакомимся с ней. -Что делать будете, пока не скажу. Давайте разомнемся перед интересной работой. -Я предлагаю снять мульфильм по мотивам этой легенды. Самим прикоснуться к истории. Мы уже разбились на две команды. Это две съемочные группы. Мультфильм у нас будет в двух сериях. В каждой команде вы выберете сценариста, который отвечает за озвучку текста и распределение ролей и декораций. На работу вам 5 минут. Вы выходите на съемочную площадку и озвучиваете действия. Я как режиссер имею право на руководство всем съемочным процессом. Для погружения в историческую реальность для вас музыка. -Сценаристы, оцените работу своих команд. -Вернемся к плану. Достигли второго пункта? -Ребята, как вы думаете, что в этой легенде вымысел, а что правда? - Полуостров действительно населяли племена латинов. Но помимо них здесь жили и другие. Это этруски, лигуры, италики. Рим, действительно стоит на холме. Точнее на семи холмах. Сначала был заселен ПалатИн и здесь потом жили только богатые семьи, затем КапитолИй и КвиринАл. НО, оказывается на семи холмах расположены многие современные города. Это Москва, Смоленск, Нижний Новгород и др. Все остальное – вымысел. Ученые не верят и в существование Ромула. Однако, самим римлянам льстит, что основателем их города мог быть сын бога войны Марса, поэтому чтят эту легенду. -Датой основания Рима считается 753г.до н.э. Запишите эту дату в тетрадь для запоминания. -Итак, Ромул стал царем. Неужели он правил сам? …один. Работая с текстом учебника (с.207-208), объясните систему управления Римом. - Народ Рима был разделен на патрициев (новое понятие!), т.е. потомков древнейших жителей Рима и плебеев, т.е. переселенцев. Во власть плебеи пущены не были. Когда-то Ромул отобрал из первых поселенцев 100 самых достойных людей, наделил их землей и властью, сделав советниками. Так появились сенаторы и орган власти – Сенат (Совет старейшин). Но высшим органом власти было Народное собрание. Оно избирало царя, принимало законы, заключало мир и объявляло войну. -Сравните с управлением в Афинах? В чем разница? -Правление первых царей в Риме называется царским периодом в римской истории. Их было семь. Ромул. После загадочной его гибели (во время смотра войск его унес смерч) избран был НУма ПомпилИй. Правил около 40лет и не разорял Рим войнами. 3 и 4 цари вели постоянные войны с соседями. Последних трех царей называют Этрусской династией. При них в Рим переселяются этрусские ремесленники и Рим превращается из большой деревни в красивый город. 7-й царь был тираном. Его не избрали. Он убил предшественника и захватил власть. Уничтожил сенаторов-сторонников предыдущего правителя. Притеснял патрициев, изнурительными строительными работами изводил плебеев. Тогда римляне подняли восстание и изгнали Тарквиния вместе с семьей. С тех пор царей не выбирали. Закончился царский период. Рим станет республикой. А что это значит? …узнаете на следующем уроке. -Достигли мы с вами поставленной цели? -сделайте выводы. | Читают с.204, изучают карту на с.203, отвечают на вопрос учителя. - у доски, работа по карте. -следят за рассказом учителя. -отвечают на вопрос учителя. -Да! -просмотр видео, ответ на вопрос. -физминутка. -класс разделен на 1 команды, каждая из которых будет снимать по одной серии мультфильма. Команда получает сценарий своей серии, образы-героев для серии, распределяет роли. -работают в группах, готовятся к выступлению (сьемке своей серии). -выступление команд. -Да! -Ответы. -следят за рассказом учителя. -запись даты в тетрадь. -работа с текстом (с.207-208) -следят за рассказом учителя по схеме. -ответы по схеме. -мотивируются на тему следующего урока. -сравнение поставленной цели и задач урока с реализованными. Делают выводы по теме. | Слайд 5. Слайд 6. Слайд 7. Слайд 8. Слайд 9. Слайд 10. Слайд 11. Слайд 12. |
Рефлексия | -Скажите, от чего: Получил удовольствие/узнал что-то новое/научился/ничего не понял/удивился/расастроился. | -ответы | Слайд 13. |
Информация о домашнем задании | -прочитать п.44, ответить на вопросы 1-5, раб.тетрадь №47-48 | Слайд 13. |
!!!Полная методическая разработка урока представлена на внешнем ресурсе и представлена по ссылке:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для 7 класса "Аукцион оценок по физике"
Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках физики в 7 классе при изучении тем: «Механическое движение», «Скорость, путь и время движения», «Инерция»....
Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"
Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...
Методическая разработка: Геометрия, 8 класс. Билеты к устному зачету
Билеты для проведения зачета по геометрии в 1 четверти 8 класса....
Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".
Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй четверти....
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Авторская методическая разработка для 6 класса татарский язык в русских группах "Моя семья"
В разработке предоставлен материал для комплекса уроков для русских групп по татарскому языку по теме "Минем гаиләм - минем горурлыгым". Дана презентация, дидактические материалы....
Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"
Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...